Известные люди

»

Лина Кавальери

Лина Кавальери Lina Cavalieri Карьера: Опера
Рождение: Россия, 25.12.1874
Женщина, написавшая не только книги - бестселлеры по сохранению красоты и моложавости, но и удивительный сценарий собственной жизни, любви и..Может быть, даже Смерти. Смерти в забвении.

Я ни в жизнь не слышала голоса Лины Кавальери. Это нельзя. Слишком как собак нерезаных лет прошло. Не лет, а веков!

Сия оперная дива блистала красотою и пела на подмостках мировых сцен в середине позапрошлого века. Очень давнехонько. Не в реалиях моего времени.

Я без малого ничего не могла прочитать о Лине Кавальери, несмотря на все мои тщетные поиски литературы о ней, прежде, в юности. Кроме небольшого эпизода, прелестного абзаца в воспоминаниях Анастасии Ивановны Цветаевой.

Из воспоминаний этих, из найденных уже в текущее время в сборниках и книгах материалов передо мной, неизменно возникала и возникает сегодня чарующая, серебристая, благоуханная пенно кружевная тень очаровательной женщины, начавшей в конце девятнадцатого века карьеру красавицы для открыток. Певицы для оперной сцены. Женщины, создавшей саму себя.

Женщины, написавшей не только книги - бестселлеры по сохранению красоты и моложавости, но и изумительный сценарий собственной жизни, любви и..

Может быть, более того Смерти. Смерти в забвении.

Не думаю, читатель, что была в этом всем какая - то особая усмешка Провидения, оплошность своевольного сценариста, его невезуха.

В жизни Лины Кавальери было только то, чего хотела она сама

Тихой смерти без малого в забвении вдова миллионера Роберта Чандлера желала для себя безупречно осознанно. Чего же ей было жаждать ещё на склоне лет?

Все прочее, присущее суетному тщеславию наивных смертных, в ее жизни уже было: финансы, счастливый момент, поклонники, череда лет, разворачивающаяся в непрерывнном, блистательном напряжении, перед всеми, кто того желал, подобно как главы авантюрного романа.

Череда лет, событий, дней, триумфов и сбывшихся грез, постоянно подчинявшаяся только ее, Кавальери, тонкому, мимолетному, - или обдуманному скрупулезно, никто не ведает! - капризу

Да, читатель, она могла разрешить себе капризы, потому как Лина Кавальери это - вплощенная сказка о Золушке, повстречавшей своего богатого принца, ни больше, ни меньше. Воплощенный в бытие, легендарный, мифический. безупречно несбыточный, сюжет дамского романа, до того известный сегодня!

Должна только произнести, справедливости с целью, что влюбленный до безумия принц в жизни примадонны Кавальери был ни чуточки - не единственным. Это замечание позволит мне привнести в роскошную сказку - легенду крупицу действительности, так произнести!

Но, хотя вообще-то, обо всем - по порядку. Пробегите, хотя бы и неаккуратно, глазами страницы, на которых предстанет перед вами чудный портрет певицы и актрисы, портрет, без малого таковый же, как и начертанный умелой рукой А. Цветаевой по туманному воспоминанию о бархатном сумраке ресторанного зала в Нерви, и о длинной, блестящей пенно кружевной тени времени, скользящей в том зале.

Лина Кавальери с шестнадцати лет блистательно, невинно (Хитро, умно?! Не разгадать?!) завораживала людей необыкновенностью своей внешности, где бы не появилась: на загаженных, шатких подмостках итальянского или парижского кафешантана, на петербургской ли оперной сцене, в зале ли знаменитого невского ресторана Русский красавец или же - в бельэтаже ложи миланского театра Ла Скала Всюду, везде!

Она, казалось, ни в жизнь и не думала о том, что слава придет к ней до того резво и на долгое время окутает ее своим капризным и пышным шлейфом. Спокойно, без всякого сердечного жара, разучивала Лина незатейливые мелодичные куплеты любовных песенок, напевая их вечерами своим слабым, неразвитым детским голосом перед полупьяной, развязной публикой, втайне мечтая сделаться оперной певицей, но, увы, никому не раскрывая своих честолюбивых планов. Зачем? Чтобы над ними смеялись пьяные клерки, трясущие тощими кошельками над шаткими столиками кафешантана? Или же с сарказмом издевались соперницы Лины, певички старше ее, тусклые, обсыпанные постоянно - густым облаком рисовой пудры, с ослепительно нарумяненными щеками, и щелочками заплывших от ежевечерних возлияний зрачок, завистливый глянец которых окружал ее вечно? Стоила ли того ее хрупкая, незримая, знойно лелеемая, от самой себя старательно спрятанная, греза?!

Мечта Лины Кавальери.

Несбыточная, притягательная, опаляющая, мучительная.

Почему мучительная, спросите вы? Но где же ей, маленькой дочери бедной парижанки прачки, к примеру, было забрать денег на обучение пению, искусству вокала? Слабый, без малого заурядный звук нужно было продолжительно становить, тренировать. Это дорого стоило. Четверти накопленных за всю бытие ее матерью сбережений не хватило бы более того и на пол урока строгого сольфеджио! Зачем же было терзать бедную материнскую, любящую душу горькими мечтами и надеждами понапрасну?! Лучше - самой по ночам, в тишине, лепетать полусонно робкие грезы деве Марии, и упрямо стараться напеть впоголоса знаменитое: Аве.., Шуберта..

Что ж, что пронзительны нотки в конце и дыхания не хватает? Небесная Мария все одинаково слышит.. Слышит ли?

На что же надеялась девица - певичка из кафе, горя недостижимою мечтой об оперной карьере? Наверное, все - таки, читатель, на свою чарующую наружность. Все женщины, все девушки, надеются на это. Такова, увы, вечная женская натура! Да и опосля, в горьком мире нищеты чересчур до срока учатся оценивать те богатства, что дарованы Небесами в избытке ли, в малости ли!

Вот и практичная и гордая Лина также до времени постигла магическую верх своего очарования. Каждый день видела маленькая певица удивление и экстаз публики, провожающей глазами каждое ее движение на сцене, сопровождающей бешеными аплодисментами произвольный ее выход.

Хрупкая пленительность фигуры, бездонность темных очей, природное изящество движений, непередаваемое сочетание невинности и горечи в чертах лица и взоре всю дорогу создавало драгоценную рамку для нее существа, похожего на чудесного небесного ангела из рождественской сказки. Но она не желала быть несложно чьей - то куколкой - куртизанкой, как ей предлагалось сотни, тысячи раз подвыпившими клиентами клерками, а после этого уже - и солидными буржуа.

Нет, Лине, усердно начитавшейся красивых и сладостных романов о принцах и пленивших их горничных, так чертовски хотелось сберечь неприступность и надменный внешность маленькой снежной королевы!

Невинность, такую неожиданную в ее всегдашней жизни, в ее привычном уже окружении..

Невинность, так властвующую над отуманенными винным паром головами незадачливых ее поклонников. Совсем как в очередном мариводаже (*фраец. калька со слова любовный, семейный роман. Впервые употреблено А. Пушкиным. автор.) Поля де Кока или мадам де Тур!

Она добилась своего. Неожиданно. Фирма, выпускающая праздничные открытки, в лице одного из поклонников Лины, молодого фотографа, предложила мадемуазель Кавальери долгосрочный контракт, сиделец на сильно строгих условиях: Лина согласилась сниматься на открытках только в строгих вечерних туалетах, чтобы предстоящий молодой ее не мог и минуты колебаться в ее добропорядочности! Это был сильно предусмотрительный шаг. Но, поставив на карту свою ангельскую обличье и неприступную гордыня, Лина, быть может, окончательно не предусмотрела другого: искушения головокружительным успехом, известностью, богатством. И то и другое, и третье, было без затей ошеломительным! У известности - свои неумолимсые законы. Лину узнавали куда ни кинь и повсеместно, открытки с ее изображениями раскупались за пару секунд, выстраивалась очередность за ее автографами, поклонники заваливали артистку - модель цветами, и как то чуть-чуть не сломали эстраду ресторана, во время ее очередного выступления!

Предложения пожизненного покровительства,, открытых и скрытых любовных связей, в ту пору жутко распостраненных в высшем обществе, сыпались на Лину со всех сторон. Она упрямо и высокомерно отказывала всем и искала доступа на оперную сцену. Его не было. Кто принял бы в театральную труппу вчерашнюю кафешантанную певичку ?! Порой Лина безупречно впадала в безысходность. Так продолжалось до тех пор, в то время как она не встретила на своем пути знаменитого итальянского оперного певца Марио Батистини. Он влюбился в Лину по фотографиям и беседа в газетах. Интервью, в которых она, чуть-чуть достигшая двадцати лет, от души и простодушно отвечала на самые каверзные вопросы, вездесущих газетчиков.

Батистини предложил Кавальери руку и сердце. Она, сразу, по своему обыкновению романтичной капризницы, отвергла его притязания, но, получив отказ, Марио не отступил, а согласился на роль пожизненного друга!

Строптивая синьорина оторопела перед таким натиском, и.. уступила, поняв в один момент, что обрела то, чего ей так недоставало. Протекцию. Живое, влюбленное рекомендательное послание!

Марио Батистини взялся поддержать своей очаровательной подопечной и абсолютно вывел ее на оперную сцену.

Она пела в Травиате Верди и Фаусте Гуно, Богеме Пучини и Манон Масне. Ее впору было освистывать, но публика с восторгом шла на спектакли: взирать на знаменитую красавицу, на ее удивительную пластику и грацию движений. Впрочем, надобно воротить ей полную справедливость: очень трудолюбивая и упорная Кавальери занималась не переставая, и усилия были щедро вознаграждены: звук креп, развлекуха на сцене становилась все больше привлекательной, драматичной, захватывающей. Но ее приглашали выступать ещё и в знаменитых парижских кабаре, таких как Мулен Руж и Фоли бержер. А вскоре Лина Кавальери отправилась и в близкое первое заграничное турне: на гастроли в неведомую ей доселе Россию.

Ольга Усова пишет о Лине Кавальери на страницах веб журнала Женский Петербург :

Она появилась в России летом 1897 года на сцене Крестовского сада, как знаменитая певица и чаровница, произведшая фурор в парижском Фоли-Бержер. Публика ломилась на представления с ее участием, а сама итальянка имела громкий счастливый момент. Я навалом путешествовал по Италии, писал петербургский газетчик, но таких изящных итальянок, как Кавальери, нечасто видел. Это итальянка парижская, которая сумела совместить итальянскую простоту с французским шиком. Действительно, несмотря на родное сильно низкое происхождение, она обладала необыкновенно благородными чертами лица, величавой, и в то же время - изящной фигурой. Юная итальянка (а ей было еле-еле больше двадцати) не побоялась взбунтоваться супротив обычной практики российских антрепренеров эксплуатировать артисток для выгоды буфета.

Что означают эти требования, Кавальери узнала только по приезде: ей объявили, что она обязана привлекать публику в отдельные кабинеты и вынуждать заказывать шампанское. Услуги эти она посчитала унизительными (за рубежом подобной практики не существовало) и продолжать свои гастроли в Крестовском отказалась. Антрепренер подал на строптивую артистку в суд и вынудил уплатить неустойку за ломание правил контракта. Вернувшись в Париж, гордая итальянка с негодованием поведала французской прессе о возмутивших ее порядках в русских увеселительных садах, где ей вменяли в обязанность каждый день ужинать с незнакомыми субъектами, причем счет должен был быть всенепременно не менее ста рублей. Впрочем, тот самый несимпатичный момент Кавальери использовала в свою пользу: ее имя появилось в прессе, ее обсуждали, ее осуждали, ее оправдывали она стала ещё популярнее, плата за ее выступления возросла вдвое. Ее наперебой приглашали в лучшие кафешантаны Европы. Москва рукоплескала ей у Омона, а Петербург в Аквариуме, у Александрова. Имя Лины Кавальери на афише гарантировало стабильный барыш антрепренерам. Неудивительно, что сенсационная новость о ее браке с русским титулованным дворянином и, вследствие этого уход со сцены, очень огорчила не только поклонников, но, в прошлом всего, антрепренеров, терявших настолько притягательный магнит для завлечения публики.

Когда произошло знакомство прекрасной итальянки с князем Барятинским, когда ее настигла влюбленность, или она сама решила разыграть сложную партитуру, проговорить трудно: он мог лицезреть ее выступления ещё в Париже, и там сделаться ее верным и щедрым покровителем. Возможно, это он помог уплатить солидную неустойку дирекции Крестовского сада - парка.

Как бы то ни было, осенью 1897 года, совершенно быстро, Лина Кавальери возвращается в столицу России с частным визитом, появляясь то в петербургских театрах, то в цирке Чинизелли, где с ее ложи бинокли не сводятся в течение всех антрактов.

Может, потому как и привлекала она до того пристальное внимательность, что в свете начали поговаривать о романе представителя старинной дворянской фамилии с кафешантанной звездочкой? Газеты с завидным постоянством обсуждали это событие: то известие о браке объявлялось ложным, то сообщали, что Кавальери собирается приобрести особняк в Петербурге, чтобы прочно утвердиться на берегах Невы Петербург ей так нравится, что она согласилась бы остаться в нем навечно, но... с условием изменения своей итальянской фамилии на русскую. Утверждали, что мальчишник справили в Петербурге, а свадьбу намечено праздновать в Париже.

Александр Владимирович Барятинский, выпускник Пажеского корпуса, офицер Нижегородского драгунского полка, блестящее образование соединял с обворожительной наружностью. Он был красив фамильной красотой мужчин рода Барятинских: его младшего брата за утонченную наружность друзья прозвали фарфоровым князем. К тому же он потомок и наследник благороднейшей фамилии, был другом детства Николая II, а сейчас - адъютантом герцога Лейхтенбергского. По словам Кавальери, Барятинский привлек ее участливость своим неординарным поведением при их первой встрече средь шумного бала. Вместоположение того чтобы веселиться сообща со всеми, танцевать и громко ухаживать за прелестной иностранкой, он сидел в нише у окна и рассеянно листал какой-то журнал, прерывая читка глотками ликера.

Но куколка с удовлетворением отметила, что князь не спускал с нее око, покуда она танцевала со своими многочисленными ухажерами. Танцуя с другими, Лина также не выпускала его из виду. Вдружбан физиономия молодого человека покрылось смертельной бледностью, и он упал в основательный обморок. Музыка оборвалась, все бросились к креслу, в котором сидел князь. Военный доктор, бывший посреди гостей, констатировал душевный припадок, князя на руках перенесли в единственный из покоев дворца. Кавальери рассказывала, что из сострадания, а ещё больше из-за негаданно вспыхнувшей симпатии, я последовала в комнату, куда его поместили, и когда он сызнова открыл глаза, то увидел меня у своего изголовья вкупе с врачом и двумя другими офицерами. Его глаза внимательно смотрели на меня со странным выражением. Не обращая внимания на остальных, он еле слышно произнес: Вы? Спасибо. Какую шутку сыграло со мной мое сердце!.. Он заново взглянул на меня с нежностью. Затем поднялся, кликнул свои сани и, поддерживаемый двумя друзьями, покинул торжество. Прежде чем покинуть, он поклонился мне, и сказал вполголоса, как будто слова его шли из глубины души: Позволите ли мне заметить Вас ещё? Я почувствовала, как шибко забилось сердце у меня в груди: Конечно! отвечала я как во сне. Когда угодно!.. Он поцеловал мне руку, прикоснувшись к ней холодными, трепещущими губами, закутался в шинель, и вышел в снежную ночь"

Кавальери уверяла, что посредством месяц затем знакомства князь уже сделал ей предложение, и православный священнослужитель обвенчал их в домовой церкви Барятинских!

Александр, якобы, возложил на ее голову княжескую корону, а она добровольно сложила с себя корону королевы варьете.

Этот, подобный на сказку, обряд вряд ли состоялся на самом деле. Документального подтверждения заключения брака не существует, но более того если его заключили тайно, то вскоре он был расторгнут, либо объявлен недействительным. Законный брак между, пускай более того весьма знаменитой кафешантанной певицей, и князем, потомком Рюрика, был безусловно невозможен: кастовые предрассудки были сверх меры сильны, чтобы родные простили сходный брак в те времена, если офицер женился на актрисе, он принужден был оставить полк!

Семья Барятинских была жутко и сильно могущественна и влиятельна. Родители Александра играли большую образ при дворе его папа был воспитателем сыновей Александра III. Столь тесные связи с императорской фамилией могли только привосокупить отвращения к поощрению сомнительной связи. Лину незамедлительно объявили заморской femme fatale, околдовавшей бедного князя, пытавшейся заполучить его титул и состояние. К тому же стало известно, что Кавальери имела незаконнорожденного сына семи лет. Чтобы решительно положить финал скандальной связи, его родители нашли ему больше подходящую невесту светлейшую княжну Юрьевскую, дочка Александра II от морганатического брака с Долгорукой. Высокая, стройная брюнетка с огромными темными глазами, княжна до странности походила на Кавальери. Стоит привосокупить, что княжна Юрьевская была крайне талантливой концертной певицей. Сходство становилось уже - мистическим.

Отказавшись от продолжения карьеры кафешантанной певицы, не соответствовавшей положению княгини Барятинской, Лина не смогла распроститься с желанием распевать, она по прежнему пробует распевать оперные арии, прислушивается к мнению опытных певцов и, в конце концов, по совету тенора Маркони, решает профессионально освоить сложнейшую технику бельканто.

Нельзя не пометить, что образ князя Барятинского тут была немаловажной. Именно он оплачивал ее уроки оперного пения в школе Мадалены Мариани - Мази, знаменитой итальянской певицы, которая приехала в Петербург в 1888 г. на гастроли, да так и осталась в Северной столице, после этого переселилась в Царское Село, где открыла курсы пения. Похвалы известных певцов не были несложный лестью княгине менее года понадобилось Мариани - Мази и ее ученице для постановки голоса Лины и тщательного изучения ею популярных вокальных оперных партитур бельканто.

Петербургский дебют Лины состоялся в начале 1901 года, и он явил миру самую красивую примадонну оперной сцены. Леонид Собинов восторженно писал о Кавальери :

Теперь восходит звездочка. Все в ней трогательно, чисто, так бесконечно свежо. Этот чудный цветочек, эта нежная, благоухающая весной орхидея, и за ней запрещено не ухаживать, ее запрещено не холить. Вы, видимо, уже сомневаетесь в моем беспристрастии, ибо всем известно, что Кавальери весьма красива. Пусть так, но ее краса в ее таланте только ненужный штрих. Сколько ума во всех ее сценических движениях, сколь музыкальности и сообща с тем темперамента в ее фразах!

Какая чудная у нее мимика. Прелестный, хотя и не поражающий какой то феноменальностью, звук, подающийся несложно колоратуре* (*трудным вокальным пассажам, рулладам автор.), кристальное пиано, потрясающий в речетативах грудной регистр. Да здравствует и расцветает тот самый чудный цветочек!!! Думается, что легендарный и избалованный публикой тенор Л. Собинов не стал бы кидать впустую хвалы какой то заезжей чужестранке, потенциальнойсопернице по сцене..

Впрочем, и быть влюбленным в Кавальери Собинову никто не запрещал.

Обаяние ее прелести было чрезмерно велико.

Этот же, 1901, год стал годом окончательного разрыва дивы с князем Барятинским. Кавальери утверждала, что причиной развода стала ее непреодолимая слабость к театру: Когда от имени царя моему мужу было поставлено условие: либо принудить жену отступиться от театра, либо развестись с нею я выбрала развод с мужчиной, которого сильно любила. Своеобразным прощальным подарком от Барятинского стали богатые драгоценности и сценические костюмы для будущей дивы.

Это также входило в тщательный проект сценария Судьбы.

В октябре 1901 года газеты сообщили, что князь Барятинский покинул столицу и отправился в Биарриц, готовясь к предстоящей свадьбе со светлейшей княжной Юрьевской. В ноябре этого же года князь вышел в отставку. После свадьбы чета Барятинских жила за границей: то на юге Франции, то в Италии. Екатерина Александровна родила князю двух сыновей.

По словам Кавальери, Барятинский так и не смог смириться с потерей любимой: Саша подчинился воле Двора, как любой боевой обязан подчиниться приказаниям старшего по званию. Его суть человеческая окаменела от горя, он был похож на дерево, лишившееся корней

Он еще раз начал пить, как словно с помощью алкогольных паров хотел сформировать иллюзию, что его дорогая Линочка по-прежнему рядом с ним, своеобразно используя внешнее сходство жены с Кавальери: Он одевал ее так же, как одевалась я. Он заставлял ее пользоваться моими духами. Он давал ей ласковые имена, которыми называл меня. А я в то время была вдалеке, в Америке, исполняя образ самой красивой женщины мира. (*Лдругой был подписан ещё единственный контракт с фирмой по выпуску открыток и художественной продукции. автор.) Лина появилась ещё раз в его жизни, нимало ненадолго, когда чета Барятинских приехала в Париж, где была тогда и Кавальери.

Екатерина Александровна, которую Лина в мемуарах называла второй княгиней Барятинской, повела себя шибко умно подружилась с певицей и зачастую с нею встречалась. Подруги и Барятинский зачастую появлялись втроем в парижской Опере.

Но в 1910 году верный рыцарь оперной дивы Александр Барятинский скоропостижно скончался во Флоренции. Ему не было ещё и 40 лет.

Поговаривали, что он не вынес сообщения о помолвке и предстоящей свадьбе Лины Кавальери с миллионером Робертом Чандлером. Много раз до этого Барятинский пытался вернуться к Лине, обещал разлучиться с женой. Зная, что ничего этого не будет, Лина неизменно отказывалась принять его. А, может быть без затей тешила родное женское тщеславие, играя израненным сердцем любимого. Мстила? За неосуществленные надежды, мечты, так и не полученную корону княгини. Кто ведает? Или так нужно по сценарию? Лина вдохновенено играла образ роковой красавицы!

В конце концов, сердце князя несложно не выдержало изощренной пытки любовью. Оно оттого что уже когда то подавало знак Александру Барятинскому о том, что не постоянно.

Еще при первой встрече с коварной, обольстительной прелестницей.

Князь завещал захоронить себя в Италии, на родине своей прекрасной возлюбленной. Лина же Кавальери до конца своей жизни утверждала, что она была законной княгиней Барятинской!

Будучи уже всемирно известной оперной примой, и, несмотря на бесчисленные, приписываемые ей романы, только потом смерти Александра Барятинского она совершенно и стойко приняла предложение американского миллионера Роберта Чендлера. По брачному контракту Лина владела всею недвижимостью, принадлежащей ее супругу: четырьмя особняками в Нью Йорке, двумя имениями. История завершилась совершенно в духе эпохи к тому моменту уходящей в небытие: непорочная и гордая, трудолюбивая чаровница стала достойной супругой миллионера. Точь в точь как в бульварных, дамских романах, так ею любимых. Все страстные детские грезы были в настоящий момент воплощены. Чего же ещё стремиться? На пышной свадьбе героев страницы дамских романов просто уже заканчиваются..

А существование - все длилась. Что же было дальше? А ничего не было.. Лина Кавальери больше не пела. Она нетрудно выгуливала своих собачек, каталась на яхтах, шила платья у знаменитого Скиапарелли, обсуждала светские сплетни и сама становилась их предметом. Одним словом, жила скучнейшею жизнью обыкновенной жены миллионера.

Но приносила ли ей такая бытие веселье, хладнокровие души, все то, что именуют тихим женским счастьем? Встрой ли..

А хотя вообще-то,- никто оттого что очевидно - не знает. Талант и естественный ум госпожи Кавальери - Чендлер блеснул ещё немного раз спокойною и достойною звездою в ее книгах, посвященых секретам женской красоты. Но страницы бестселлеров, раскупленных молниеносно, так и не смогли донести до читательниц и поклонниц Кавальери подлинной магии чарующего, природного, естественного (наигранного, дьявольского, хитрого?! Какого?!) пленительного обаяния итальянской примадонны, чей звук - хрупкий, скрупулезно выпестованный, взлелеянный упорным трудом, - звучащий в стенах легендарной Миланской оперы под неистовые аплодисменты публики, зачастую казался всего только скромным дополнением к ее легендарной, сказочной внешности! Это были последние странички скрупулезно выверенного сценария, затянувшиеся, привычные. Госпожа Кавальери понимала, что уход со сцены уже - чрезвычайно желателен, но покинула ее только в 1944 году. Ей было семьдесят лет.

Роль была сыграна. До конца. Зрительный зал жизни проводил бывшую оперную княгиню в небытие, не аплодисментами, и более того - не свистом. Просто -полным молчанием. Ее ухода не подметили, как и всю дорогу бывает, если пьеса чересчур длинна и артист переигрывает. Финал пьесы оказался непривычно жесток. Сентиментальная мелодрама уже немного походила на несложно драму.. С оттенком трагедии. Впрочем, может быть, существование и есть беда? Всегда... В любом ракурсе? Что скажет читатель?..

____________________________________________

19 20 мая 2004 года. Макаренко Светлана. Семипалатинск. Казахстан.

* В подготовке данного очерка использованы отрывки статьи Е. Прокофьевой Лина Кавальери, данные книги Е. Пчелова Романовы. История династии. и материалы веб - архива и личной библиотеки автора. .

Так же читайте биографии известных людей:
Лина Качюшите Lina Kaciusyte

Литовская спортсменка, одна из лучших в мире специалистов по плаванию стилем брасс на рубеже 1970-х и 1980-х гг.
читать далее

Лина Красноруцкая Lina Krasnoruckay

В три года она сказала, что будет чемпионкой мира по теннису. В шесть всерьез взялась осуществлять задуманное под руководством собственных..
читать далее

Лина Штерн Lina Shtern

Многие ученые пытались открыть тайну продления жизни. Говорят, один учёный, женщина, продвинулся в этом направлении намного дальше других. Звали её..
читать далее

Лина Вертмюллер Lina Wertmuller

Лина Вертмюллер (настоящее имя - Арканджела Феличе Ассунта Вертмюллер фон Эльг) родилась в Италии, в Риме, в семье адвоката.Окончив в 1951 году..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий