Известные люди

»

Лоренс Стерн

Лоренс Стерн Laurence Sterne Карьера: Писатель
Рождение: Ирландия, 24.11.1713
Родился в г. Клонмель (Ирландия) в семье армейского офицера. В 1723 С. был отдан в грамматическую школу в гор. Галифакс, где он проучился до 1731 (год смерти его отца).

Благодаря хлопотам родственников Стерн был принят в колледж Иисуса в Кэмбридже. В 1736 Стерн стал священником, в 1738 получил приход в Сетоне-Лесном (Sutton-in-the-Forest), где он прожил рядом 20 лет. Рассказывая в автобиографии об этом 20-летнем периоде своей жизни, С. говорит: "Книги, живопись, развлекуха на скрипке и охота были моими развлечениями". К 1758 относится основополагающий писательский навык С. "История хорошего теплого тулупа, сегодняшний обладатель которого не удовлетворен тем, что он покрывает только его плечи, желая выкроить из него кроме того юбку для своей жены и штаны для своего сына" (The History of a Good Warm Watch-Coat, with which the present possessor is not content to cover his own shoulders, unless he can cut out of it a petticoat for his wife and a pair of breeches for his son, изд. 1769). Этот памфлет, опубликованный только потом смерти С., высмеивал ссору двух духовных лиц его круга; в нем в первый раз проявились нек-рые черты юмора и иронии С. В 1759 С. принимается за писание своего первого крупного произведения, первые две книги к-рого были изданы в конце 1759 в г. Иорке, - "Жизнь и мнения Тристрама Шэнди, джентльмена" (The Life and Opinions of Tristram Shandy, Gent). Ободренный успехом этих двух книг, С. предпринял поездку в Лондон, где он вскоре стал благодаря своей славе и остроумию постоянным посетителем высшего света. Вновь приобретенные знатные покровители посодействовали С. в получении больше доходного прихода в Каксуолде (Coxwold), где им были написаны III и IV книги "Тристрама Шэнди", опубликованные в 1761. В конце этого же года вышли из печати и следующие две книги (V и VI). VII и VIII книги романа вышли в январе 1765, но уже не имели такого успеха, какой имели предыдущие. Последняя, IX книжка романа, так и оставшегося незаконченным, вышла в январе 1767. В 1765 С. отправился в близкое знаменитое "сентиментальное путешествие", результатом которого были два томика романа "The Sentimental Tourney through France and Italy", опубликованные в 1768. По мысли писателя, они должны были служить началом нового серийного романа, окончив к-рый, С. намеревался со свежими силами возвратиться к "Тристраму Шэнди". Однако осуществить эти намерения ему помешала конец, последовавшая в 1768 в Лондоне. Кроме названных произведений Стерн опубликовал в разное время (1760, 1766) сборники своих церковных проповедей, написанных характерным для него стилем, о которых стихотворец Грэй справедливо сказал: "Они (проповеди С.) написаны стилем, наиболее подходящим для церковной кафедры, и показывают силу воображения и чувствительное сердце их автора; но нередко вы видите, что он готов разразиться смехом и кинуть свой парик в физиономия слушателям". В 1775 дочка С., Лидия, издала письма писателя, представляющие здоровущий биографический и лит-ый заинтересованность. Кроме того сохранилась автобиография С., написанная им для его дочери незадолго до смерти.

Творчество С. замыкает собой в области английской лит-ры отрезок времени "просвещения", вместе с тем давая предельно ясное выражение тенденциям нового периода развития этой лит-ры - "сентиментализму". Прежде чем обозначиться с положительной программой сентиментализма, С. стал на дорога критического преодоления лит-ры эпохи Просвещения. Рационализму просветителей он противопоставлял чувствительность, разуму просветителя - сердце сентименталиста. Просветительский роман нес с собой критику несправедливостей общественного строя; Стерн от этой критики отказывается. Просветителей персона интересовала как доля общественного организма, С. интересует персона "в себе", от просветителей его отличает последний индивидуализм. Отталкиванию от идей "просвещения" соответствует и критика С. художественных методов просветительской лит-ры. Основной жанр просветительской лит-ры - роман - является объектом нападения. "Тристрам Шэнди" - собрание всех возможных отступлений от канонов классического буржуазного романа эпохи Просвещения, как они были теоретически сформулированы и на практике воплощены в произведениях величайшего романиста эпохи - Филдинга. Основная задача романа - бытие героя - остается в тени и не находит своего развития (зачатие Тристрама описано в 1 главе I книги; ход его появления на свет тянется на протяжении 250 страниц, в то время как в конце концов в III книге мамаша Шэнди не разрешается от бремени Тристрамом, тот, что только в VI книге становится достойным облачения в штаны). С. нарушает кроме того и хронологическую последовательность событий. Он использует все элементы просветительского романа середины XVIII в. - предшествующие роману посвящение и предисловие, биографическую канву сюжета, отступления, прием замедления развязки, ввод рассуждений в описательную доля, споры действующих лиц (служившие в просветительном романе для пропаганды и доказательства морали автора), разговорчик с читателем и т. д. Но С. нарушает пропорции, увеличивает роль одних элементов за счет других, выдвигает на первостепеннный проект то, что в старом романе было в тени, нарушает связь и последовательность (помещая посвящение и предисловие в середине книги, помещая раннюю главу книги в больше позднюю ее количество, сохраняя при этом первоначальную нумерацию глав), словом гиперболизирует повествовательные приемы просветительского романа, доводя их до крайности и превращая более того в бессмыслицу. Таким образом С. создает пародию, взрывающую просветительский роман изнутри. С. выступает и супротив морализирования писателей Просвещения, отказываясь по существу от "наставления читателей".

С. роднит с просветителями его гуманность. Его произведения согреты теплым чувством любви к человеку. Устами капрала Трима С. заявляет: "ничто не может быть сладостней свободы" ("Тристрам Шэнди"), но он далек от действительной борьбы за эту свободу.

Если в "Тристраме Шэнди" Стерн выступал гл. обр. как критик, отвергающий идеологию и эстетику Просвещения, то в "Сентиментальном путешествии" он дает изложение своих положительных идей. В центре внимания С. переживания "чувствительного странника". Факты внешнего мира служат только возбудителями чувствительного сердца сентименталиста, к-рый заинтересован не столь в этом внешнем мире, сколь в тех переживаниях и ощущениях, к-рые вызывают в душе героя внешние обстоятельства. Этому соответствует и самая форма романа. Если у Ричардсона чувствительность сочеталась с рассудочностью и волевой целеустремленностью его героев, то у героев С. мы видим только одну чувствительность; они, истина, могут анализировать, но не обладают рассудочностью. Разум, тот самый идеал просветителей, для С. - ничто; все - в переживаниях "сердца".

Психологический роман Ричардсона был лишен юмора. Роман С. пронизан юмором. Непосредственными предшественниками С. в этом отношении являются Филдинг и Смоллет, у к-рых хохот, при всем при том, служил не только задачам добродушной "самокритики" человеческих слабостей, но и орудием обличительной социальной сатиры. С. сохраняет только черты юмора, отказываясь от сатиры, что стоит в тесной связи со всей общественной позицией писателя.

Так же читайте биографии известных людей:
Лоренцо Бернини Lorenzo Giovanni Bernini

Лоренцо Бернини - выдающийся итальянский скульптор-архитектор. Родился 7 декабря 1598 года в Неаполе.Лоренцо Бернини являлся представителем римского..
читать далее

Лоренцо Маскерони Lorenzo Mascheroni

Лоренцо Маскерони - итальянский ученый, математик и аббат. Родился 13 мая 1750 года.Лоренцо Маскерони работал в области статистики, является автором..
читать далее

Лоренцо Медичи Lorenzo Medichi

Лоренцо Медичи - известный флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств,..
читать далее

Лоренцо Гиберти Lorenzo Ghiberti

В 1400 отправился в Пезаро, где писал фрески при дворе правителя, но быстро вернулся во Флоренцию, узнав про объявленный конкурс на создание..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий