Известные люди
»ЛОРЕНЦО Валла
Рождение: Италия
Родился в Риме в 1407. Валла не получил формального университетского образования, однако его наставниками в латыни, греческом и риторике были крупнейший гуманист первой половины XV в. Леонардо Бруни (Leonardo Bruni, 13741444) и известный педагог Джованни Ауриспа (Giovanni Aurispa, ум. 1459). В возрасте 24 лет Валла пытался получить место в папской курии, однако по причине молодости его кандидатура была отклонена. В 1431 Валла принял кафедру риторики в университете Павии, где помимо преподавания приступил к систематическим исследованиям в области филологии, риторики, философии.
Здесь он создает трактат Об истинном и ложном благе (De vero falsoque bono), опубликованный под названием О наслаждении (De voluptate). В 1433 Валла выступил с критикой современного ему правоведения, чем вызвал ожесточенные нападки на себя, в результате которых был вынужден оставить Павию.
Безуспешно пытаясь сыскать местоположение в различных городах Италии, Валла в 1435 переезжает в Неаполь, где становится секретарем короля Альфонсо Арагонского. Джулик короля славился как тем, что его посещали известнейшие мыслители того времени, так и тем, что там царила доходящая до распущенности независимость нравов. Впоследствии Валла фиксировал, что его образ жизни в то время ни капельки не был морально безупречным. Тем не менее в эти годы он создает большинство полемических произведений, принесших ему славу: О свободе воли (De libero arbitrio, 1439), посвященное критике средневековых взглядов на свободу воли и образ провидения; Диалектика (Dialecticae disputationes, 1439), в котором были подвергнуты критике схоластическая логика и диалектика, основанные на учении Аристотеля, и предпринята попытка очищения латыни от варваризмов; завершает Элеганции (О красотах латинского языка, De elegantia linguae latinae, 1442), заложившее основы научной истории латинского языка. В эти же годы он пишет острое антиклерикальное сочинение О монашеском обете (De professione religiosorum, 1442, опубликованное только в 1869), в котором подвергает критике монашество, и Рассуждения о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина (Declamazioine contro la donazione di Constantino, 1440). Филологический разбор этого известного документа, лежавшего, как считалось, в основе светской власти Папы, привел Валлу к выводу о его подложности. Критические взгляды Валлы послужили поводом к обвинению в ереси. В 1444 началась операция его привлечения к суду инквизиции, и только заступничество неаполитанского короля Альфонсо Арагонского освободило его от ответственности. В написанной в 1445 Апологии, обращенной к Папе Евгению IV, (Apologia ad Eugenio IV) Валла развивает свои взгляды на монашество и церковную верх. К этому времени относится и окончательная редакция диалога Об истинном и ложном благе (1447), в котором посредством полемику стоика, эпикурейца и христианина Валла дает близкое представление о высшем благе, представляющем собой синтез препарированных учений эпикурейства и христианства. Вскоре Валла создает Историю короля Фердинанда Арагонского (Historiae Ferdinandi regis Aragoniae, 14451446).
В 1448, после этого избрания Папой Николая V, поклонника ренессансной культуры и покровителя гуманистов, Валла перебирается в Рим, где получает пост в первую голову переписчика, а вскоре и апостолического секретаря. По заданию Папы Валла выполняет переводы с греческого ряда классических авторов. Одновременно он преподает риторику, комментирует античных авторов и работает над сочинением Критический текстологический комментарий к Новому Завету (In novum Testamentum ex diversorum in utriusque linguae codicum collatione adnotationes). Валла пишет немного богословских сочинений, создает частную школу риторики, преподает в Римском университете.
Своими критическими работами Валла вписал существеннейший вклад в переосмысление средневекового мировоззрения и создание предпосылок новоевропейского знания и самосознания. В своем творчестве он воплотил идеал свободного мыслителя, для которого главным авторитетом является его личный рассудок, а стимулом творчества пытливость беспокойного ума. Критицизм Валлы был выражением его внутреннего достоинства и автономии духа. За это ему приходилось оплачивать высокую цену. Ни охранители церковных традиций, ни деятели гуманистического круга не прощали ему воинствующего интеллектуального нонконформизма. Скорее всего, Валла в самом деле был дерзким, заносчивым, высокомерным, и итальянский гуманист Бартоломео Фацио (автор сочинения О знаменитых людях, ум. 1457) и Поджо Браччолини (литератор и собиратель античных рукописей, 13801459), не шибко преувеличивали, упрекая его в этом. Однако из творений самого Валлы, в особенности из Апологии, с очевидностью следует, что не его собственная персона, а правда и только правда волновала его больше всего, и в отыскании истины, в образовании молодежи и просвещении тех, до кого позволительно достучаться, видел Валла свой должок и жизненное предназначение.
Валла является подлинным представителем эпохи Гуманизма. Филология оказывается у него не нетрудно предметом научных занятий, но и мощным исследовательским методом. Именно благодаря филологическому анализу, заключавшемуся в критической семантической реконструкции текста, ему удалось продвинуться и в понимании классических юридических текстов, и понимании Нового завета, и в анализе насущных философских, социально-философских и логических проблем.
Большая заслуга Валлы состояла в реабилитации имени и учения Эпикура. Он не был первым, кто сделал шаг к возвращению эпикурейства в круг философских дискуссий, но его вклад был принципиальным. Опираясь на учение Эпикура, Валла сформулировал критерий морали, недвусмысленно связав его с благом личности. Каждый мужчина следует собственному благу; проблема индивида состоит в том, чтобы точно раскумекать, в чем состоит его истинное благо. Благо человека содержится в жизни, свободной от страданий и забот, а источником наслаждения является влюбленность других людей. Добродетель представляет собой умение человека точно разуметь свой заинтересованность и осуществлять подобающий отбор между большим и меньшим благом. И хотя удовольствие состоит в любви, любовные отношения в интерпретации Валлы оборачиваются отношениями взаимополезности. Так, опираясь на идеи Эпикура и критикуя взгляды стоиков и Аристотеля, а косвенно и христианства, Валла утверждает новую этику этику личного интереса.
Так же читайте биографии известных людей:
Лоренцо Ламас Lorenzo Lamas
Лоренцо Ламас родился года в Санта-Монике (Калифорния) в семье актеров Фернандо Ламаса и Арлин Даль.1975 году он окончил Военную Академию имени..
читать далее →
Лори Смит Loree Smith
В 2008 году Лори Смит дебютирует на олимпиаде в Пекине. Девушка не имеет большого опыта в международных соревнованиях, но благодаря своим отличным..
читать далее →
Лори Чэлапни Lori Chalupny
После окончания школы Лори Чэлапни поступила в университет Северной Каролины. Там девушка сразу же заняла лидирующую позицию в студенческой..
читать далее →
Лори Петти Lori Petty
Лори Петти родилась в Чаттануге (штат Теннеси, США). Много снималась в различных телесериалах, в кино дебютировала в 1990 году в фильме "Человек -..
читать далее →