Известные люди
»Лукас Кранах
Рождение: Германия, 16.10.1553
Эта дата не отмечена красной строкой в анналах своего времени. Однако является своеобразной вехой в истории искусства Северного Возрождения. В 1509 году 37-летний немецкий мастер Лукас Кранах впервые в живописи Германии дерзнул изобразить обнаженную богиню любви Венеру. До этого он, как и другие его собратья по кисти, писал только строгие библейские сюжеты для церковных алтарей и заказные портреты для знати.И вдруг!..
В знаменательный 1509 год Лукас Кранах дополнил свою, до этого преимущественно мужественную галерею портретов мыслителей-гуманистов и неустрашимых воителей-рыцарей эротическим портретом "Любезной Анны", вызвавшим целую бурю игривых комментариев в стихах и прозе посреди его просвещенных друзей. Этот, жутко скандальный для своего времени, дамский портрет кисти Кранаха не дошел до нас. Зато в петербургский Эрмитаж попала та самая, первая германская "Венера", чья смугло-бледная нагота, по замечанию одного исследователя, отмечена "целомудрием нераспустившегося цветка". От неотразимого его обаяния остерегает латинская надпись - тут же на картине: "Всеми силами гони сладострастие. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера". При этом ленточки прозрачных тканей, призванные игрывать образ фиговых листиков, почему-то обретают у "Венеры" роль прямо противоположное - привлекают особое внимательность к тому, что полагалось таить.
А далее дошло до того, что в одно прекрасное время мастер, как бы между прочим, набросал "Суд Париса" - на обороте своего же рисунка с Христовым Распятием. Сстоимость соблазна впрямую пересеклась с трагизмом Голгофы. Так или по-другому, но аккурат с легкой руки Лукаса Кранаха в немецкую живопись активно ворвались мифологические темы, а с ними и вольные языческие пристрастия. Не в образец своему современнику, принципиальному реалисту Дюреру Кранах вечно тяготел к сказочным мотивам.
Немудрено, что и восхождение Лукаса Кранаха Старшего к вожделенным вершинам богатства и славы совершилось вроде в сказке. Прибыв в 1504 году невесть откель в просвещенный университетский град Виттенберг, безродный живописец шибко резво получил от правящего курфюрста Фридриха Мудрого право на дворянскую грамоту с собственным гербом в виде крылатого дракона.
Проницательный монарх безотлагательно угадал незаурядный гений новоявленного придворного. И не только в художестве. В 1508 году очень проворный на идея художник послан с дипломатической миссией к императору "Священной Римской империи" Максимилиану I, двор которого в это время обитал в Нидерландах. После чего в Антверпене всем показывали портрет императора, исполненный Кранахом на стене полюбившегося ему трактира.
Как сущий универсал эпохи Возрождения, Лукас явил себя мастером на все руки. Помимо живописи и отличных гравюр, он поставляет отменные образцы всяческого дизайна - эскизы для декоративных тканей, гобеленов, росписей домов. Сам рисует, режет и лепит модели из дерева и глины для надгробий, церковной утвари и светских безделок, придворных костюмов и ювелирных украшений.
Затем следуют выгодная женитьба Кранаха на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и сооружение большого собственного дома. Вскоре художник числится в Виттенберге владельцем уже двух домов, сдает их в аренду книжному магазину, винной лавке, аптеке... А в 1515 году явился на свет Лукас Кранах Младший. Говорят, что на детях "натура отдыхает". Однако наследник унаследовал от отца и творческий дар, и деловую хватку, и недурственный доход, и почетные должности. Ведь к этому времени Лукас Старший побывал уже в членах городского совета, трижды в разное время исправлял пост казначея, а как-то раз был избран и бургомистром.
В двадцатых годах Кранах является самым состоятельным горожанином позже канцлера двора Брюна. И может разрешить себе роскошь принимать, а при необходимости и таить в обширных своих владениях всяких европейских знаменитостей. Одним из таких его гостей стал скандальный церковный реформатор Мартин Лютер, которого щедрый собственник увековечил в самых разнообразных портретах.
В тысячах гравированных отпечатках эти портреты расходятся в народе, оповещая всех и вся, что гонимый праведник живет и действует. Кранах был доволен: его выразительные "агитки" совмещали самую животрепещущую актуальность с коммерческой основательностью. Художник сам финансирует и издает в собственной типографии со своими иллюстрациями знаменитое "Сентябрьское Евангелие" Лютера, прогремевшее на всю Германию.
Когда же Лютер знакомит Кранаха со своим семейством, то все участливость живописца переходит на жену реформатора - Катарину фон Бора. Красотой она не блещет. Зато практически захватывает властной силой, диковатым и терпким очарованием женственности.
Впрочем, быстро он "изменит" Катарине с настоящей красавицей - Сибиллой Клевской, невестой молодого курфюрста Иоганна Фридриха. Облаченная в тяжелую царственную парчу, золотоволосая хрупкая девушка-подросток представлена Кранахом воистину сказочной принцессой. Своей кошачьей грацией и трепетной юной свежестью она затмевает хищную и в чем-то обыденную подругу Лютера. Высокий лоб и высокие скулы, капризный носик, по-русалочьи загадочные раскосые светлые глаза - как раз тот самый образ потом с полным правом назовут кранаховским "женским типом". С появлением в живописи Лукаса Кранаха Старшего юной Сибиллы Клевской его сказочная Венера обретает как пить дать конкретное физиономия.
Очарованный тонкой артистической игрой живописца успешный молодой, а после этого и супруг - Иоганн Фридрих, мечтательный увалень и меланхолик, с радостью берет на себя в красочных спектаклях кранахских картин отрицательную образ библейского злодея Олоферна, плененного и казненного прекрасной Юдифью. И вот башка Иоганна лежит у ног его любимой Сибиллы, как бы говоря о том, как сладостно быть обезглавленным до того нежной бархатной ручкой. Но есть и другие варианты: порой Сибилла предстает в роли Саломеи.
Однако ничто не всегда под луной. Осенью 1546 года придворный живописец Лукас Кранах Старший в крайний раз получил придворное жалование - и полную свободу. Да потому как и некому стало служить: в войне немецких князей потерпел сокрушительное разгромление его "Олоферн" и господин. Иоганн Фридрих чуть избежал смертной казни и навечно лишился своего курфюршества вкупе с благословенным Виттенбергом. Поувядшая, хотя все ещё миловидная, любимая супруга Сибилла сопровождала постаревшего и погрузневшего изгнанника в ссылку. А вскоре и признательный художник - истомленный очевидец и художественный летописец взлетов и падений царственной четы - последует за своим пленным государем, чтобы окончить существование в чуждом ему, Лукасу Кранаху Старшему, городе Веймаре.
Но перед тем как насовсем оставить давший ему столь счастья и творческой силы Виттенберг, мастер создает своего рода поэму любимому городу. Глубокий старец пишет картину "Источник юности", излучающую светлую и звонкую отрада. Вопреки всякой жизненной логике, но в полном согласии с мудростью сказок, композиция этой картины развивается от конца к началу - от старости к молодости. Издалека видны бесплодные скалы, откель ведут и везут расслабленных дряхлых старушек. С трудом добираясь до великолепного бассейна, убогие жертвы старости не уж очень с радостью погружаются в целебную воду. Но с приближением к центру этого чудо-озера изможденные купальщицы начинают волшебно изменяться. На самой его середине победно вздымаются над головой полегчавшие руки. И, ещё раз юные, женщины по-ребячьи резвятся и плещутся в озере молодости.
Всю свою существование Лукас Кранах Старший трунил над извечной женской мечтой о бесконечной молодости. И вот принимает эту невинную слабость как собственную, оттого что в миг создания брызжущей жизнью, прозрачной водой и солнечным светом картины художнику уже в отдалении за семьдесят.
Женщины, которым он щедро дарит вторую юность, резво выпрыгивают на цветущий берег, осененный плодоносными деревьями. Ох, уж эти загадочные рощи и дебри Кранаха! Когда-то, будучи в Нидерландах, он познакомился с самым мистическим художником Европы - Иеронимом Босхом - и примкнул к его таинственной секте "Садовых братьев", исповедовавших полную свободу в любви, мечтавших о возвращении на землю легендарного Золотого века.
"Источник юности" - поистине достойный финал великого живописца. Ибо в этой картине таится та неистовая жизненная мощь, с какой художник всю дорогу шел дорогой Невозможного.
Безупречными классическими красавицами Леонардо, Рафаэля, Джорджоне мы можем только смиренно восхищаться издалече, со стороны, как недосягаемыми божественными образами. Тогда как в причудницах Лукаса Кранаха, в этих раскосых и длинноногих вечных подростках, мы как бы узнаем наших непредсказуемых сестер и современниц. Это щемящее задушевное родство делает близкой нашему веку и душу их создателя.
Так же читайте биографии известных людей:
Лукас Лейва Lukas Leyva
Бразильский футболист, полузащитник английского клуба Ливерпуль. Участник Олимпиады 2008.
читать далее →
Лукас Пеццини Lucas Pezzini
Бразильский футболист, полузащитник английского клуба Ливерпуль. В Бразилии на его футболке обычно указывали имя Лукас, но в предсезонном матче..
читать далее →
Лукас Подольски Lucas Podolsky
Лукас Подольски - известный немецкий футболист, родился 4 июня 1985 года в городе Гляйвиц, Польша.в 1988 году семья Лукаса Подольски переехала на..
читать далее →
Лукас Ринкон Lucas Rincon
Военное училище сухопутных войск (факультет артиллерии) окончил в 1972 году. Профессиональные навыки приобретал не только в Венесуэле, но в и в США...
читать далее →