Известные люди
»Людвиг Бетховен
Рождение: Германия» Бонн, 17.12.1770 - 26.3
Людвиг Бетховен - немецкий композитор, дерижер и пианист, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Родился 17 декабря 1770 года.Творчество Людвига Бетховена относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.
Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах помимо немецкой текла и фламандская кровь: дедушка композитора по отцу, также Людвиг, родился в 1712 в Малине (Фландрия), служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кёльнского. Это был мудрый джентльмен, ладный певец, профессионально подготовленный инструменталист, он дослужился до должности придворного капельмейстера и пользовался уважением окружающих. Его один отпрыск Иоганн (остальные дети умерли в младенческом возрасте) с детства напевал в той же капелле, но положение его было шаткое, потому что он весьма пил и вел беспорядочную существование. Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм, дочка повара. У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, грядущий композитор, был старшим из них.
Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал родное скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на грядущее его одаренного и трудолюбивого сына. При всем том пацан неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано (как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.
Общее образование Бетховена было до того же несистематичным, как и музыкальное. В последнем, при всем при том, большую образ играла практика: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел резво овладеть. К.Г.Нефе, с 1782 боннский придворный органист, стал первым настоящим учителем Бетховена (в числе прочего он прошел с ним весь Хорошо темперированный клавир И.С.Баха). Обязанности Бетховена как придворного музыканта немаловажно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кёльнским и начал показывать заботу о музыкальной жизни Бонна, где располагалась его резиденция. В 1787 Бетховену удалось в первый раз посетить Вену в то время музыкальную столицу Европы. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, приподнято оценил его импровизации и предрек ему большое грядущее. Но вскоре Бетховен должен был возвратиться домой его мамаша лежала при смерти. Он остался единственным кормильцем семьи, состоявшей из беспутного отца и двух младших братьев.
Одаренность юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, пылкая и восприимчивая природа привлекли внимательность некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему независимый вход в любые музыкальные собрания. Особенно немало сделало для него семейство Бройнинг, которое взяло опеку над неуклюжим, но оригинальным молодым музыкантом. Доктор Ф.Г.Вегелер стал ему другом на всю существование, а граф Ф.Е.Г.Вальдштейн, его восторженный почитатель, сумел сагитировать эрцгерцога отрядить Бетховена для учения в Вену.
Вена. 17921802. В Вене, куда Бетховен приехал во второй раз в 1792 и где оставался до конца своих дней, он резво нашел титулованных друзей-меценатов.
Люди, встречавшиеся с молодым Бетховеном, описывали двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к щегольству, порой дерзкого, но добродушного и милого в отношениях с друзьями. Понимая недостаточность своего образования, он отправился к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки (Моцарт умер годом ранее) и некоторое время приносил ему для проверки упражнения в контрапункте. Гайдн, и все-таки, вскоре охладел к строптивому ученику, и Бетховен втайне от него стал забирать уроки у И.Шенка и следом у больше основательного И.Г.Альбрехтсбергера. Помимо этого, желая усовершенствоваться в вокальном письме, он посещал в течение нескольких лет знаменитого оперного композитора Антонио Сальери. Вскоре он вошел в круг, объединявший титулованных любителей и профессиональных музыкантов. Князь Карл Лихновский ввел молодого провинциала в круг своих друзей.
Вопрос, сколь среда и дух времени влияют на творчество, неоднозначен. Бетховен читал произведения Ф.Г.Клопштока, одного из предшественников движения Бури и натиска. Он был знаком с Гёте и сильно почитал мыслителя и поэта. Политическая и общественная существование Европы того времени была тревожной: когда Бетховен прибыл в 1792 в Вену, городок был взбудоражен вестями о революции во Франции. Бетховен восторженно принимал революционные лозунги и воспевал свободу в своей музыке. Вулканическая, взрывчатая натура его творчества само собой, воплощение духа времени, но только в том смысле, что нрав творца был в какой-то мере сформирован этим временем. Смелое ломание правил общепринятых норм, мощное самоутверждение, грозовая атмосфера бетховенской музыки все это было бы немыслимо в эпоху Моцарта.
Тем не менее, ранние бетховенские сочинения во многом следуют канонам 18 в.: это относится к трио (струнным и фортепианным), скрипичным, фортепианным и виолончельным сонатам. Фортепиано было тогда для Бетховена самым близким инструментом, в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства, а медленные части некоторых сонат (в частности, Largo e mesto из сонаты ор. 10, 3) проникнуты уже романтическим томлением. Патетическая соната ор. 13 также очевидное предвосхищение больше поздних бетховенских опытов. В иных случаях его новаторство носит нрав внезапного вторжения, и первые слушатели воспринимали его как очевидный произвол. Изданные в 1801 шесть струнных квартетов ор. 18 не возбраняется полагать самым крупным достижением этого периода; Бетховен очевидно не спешил с публикацией, сознавая, какие высокие образцы квартетного письма оставили Моцарт и Гайдн. Первый оркестровый навык Бетховена связан с двумя концертами для фортепиано с оркестром ( 1, до мажор и 2, си-бемоль мажор), созданными в 1801: в них он, по-видимому, также не был уверен, будучи неплохо знакомым с великими достижениями Моцарта в этом жанре. В числе наиболее известных (и наименее вызывающих) ранних произведений септет ор. 20 (1802). Следующий опус, Первая симфония (опубликована в конце 1801) первое чисто оркестровое сочинение Бетховена.
Приближение глухоты.Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Недуг развивался мало-помалу. Уже в 1798 он жаловался на гул в ушах, ему бывало нелегко распознавать высокие тоны, смыслить беседу, ведущуюся шепотом. В ужасе от перспективы сделаться объектом жалости глухим композитором, он рассказал о своей болезни близкому другу Карлу Аменде, а ещё докторам, которые посоветовали ему по возможности оберегать слух. Он продолжал вращаться в кругу своих венских друзей, принимал участие в музыкальных вечерах, как собак нерезаных сочинял. Ему так ладно удавалось таить глухоту, что до 1812 более того нередко встречавшиеся с ним люди не подозревали, сколь серьезна его хворь. То, что при беседе он зачастую отвечал невпопад, приписывали плохому настроению или рассеянности.
Летом 1802 Бетховен удалился в смирный пригород Вены Хайлигенштадт. Там появился потрясающий протокол Хайлигенштадтское завещание, мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта. Завещание адресовано братьям Бетховена (с указанием прочитать и осуществить следом его смерти); в нем он говорит о своих душевных страданиях: мучительно, когда мужчина, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издалека наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука. Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: Я возьму судьбу за глотку!, и музыка, которую он продолжает сочинять, подтверждает это решение: в то же лето появляются светлая Вторая симфония, ор. 36, великолепные фортепианные сонаты op. 31 и три скрипичных сонаты, ор. 30.
Второй отрезок времени. Новый путь.Согласно трехпериодной классификации, предложенной в 1852 одним из первых исследователей творчества Бетховена В. фон Ленцем, второй отрезок времени приблизительно охватывает 18021815.
Окончательный разрыв с прошлым явился скорее осуществлением, продолжением тенденций раннего периода, нежели сознательной декларацией независимости: Бетховен не был реформатором-теоретиком, как Гпроем до него и Вагнер следом него. Первый бесповоротный прорыв к тому, что сам Бетховен называл новым путем, произошел в Третьей симфонии (Героической), служба над которой относится к 18031804. Продолжительность ее втрое больше, чем всякий иной симфонии, написанной раньше. Первая количество музыка необычайной силы, вторая потрясающее излияние скорби, третья остроумное, прихотливое скерцо, а финал вариации на ликующую, праздничную тему - своей мощью неблизко превосходит традиционные финалы в форме рондо, сочинявшиеся предшественниками Бетховена. Часто говорят (и не без оснований), что первоначально Бетховен посвятил Героическую Наполеону, но узнав, что тот провозгласил себя императором, отменил посвящение. Теперь он будет попирать права человека и удовлетворять только собственное честолюбие, таковы, по рассказам, были слова Бетховена, когда он разорвал титульную страницу партитуры с посвящением. В конце концов Героическая была посвящена одному из меценатов - князю Лобковицу.
Сочинения второго периода.В эти годы гениальные творения выходили из-под его пера одно за другим. Основные сочинения композитора, перечисленные в порядке их возникновения, образуют несусветный поток гениальной музыки, тот самый воображаемый звуковой мир заменяет его творцу уходящий от него мир реальных звучаний. Это было победоносное самоутверждение, отображение напряженной работы мысли, подтверждение богатой внутренней жизни музыканта.
Мы сможем прозвать только самые важные сочинения второго периода: скрипичная соната ля мажор, ор. 47 (Крейцерова, 18021803); Третья симфония, ор. 55 (Героическая, 18021805); оратория Христос на Масличной напасть, ор. 85 (1803); фортепианные сонаты: Вальдштейновская, ор. 53; фа мажор, ор. 54, Аппассионата, ор. 57 (18031815); фортепианный концерт 4 соль мажор, ор. 58 (18051806); единственная опера Бетховена Фиделио, ор. 72 (1805, вторая редакция 1806); три русских квартета, ор. 59 (посвящены графу Разумовскому; 18051806); Четвертая симфония си-бемоль мажор, ор. 60 (1806); скрипичный концерт, ор. 61 (1806); увертюра к трагедии Коллина Кориолан, ор. 62 (1807); Месса до мажор, ор. 86 (1807); Пятая симфония до минор, ор. 67 (18041808); Шестая симфония, ор. 68 (Пасторальная, 18071808); виолончельная соната ля мажор, ор. 69 (1807); два фортепианных трио, ор. 70 (1808); фортепианный концерт 5, ор. 73 (Император, 1809); квартет, ор. 74 (Арфа, 1809); фортепианная соната, ор. 81а (Прощание, 18091910); три песни на вирши Гёте, ор. 83 (1810); музыка к трагедии Гёте Эгмонт, ор. 84 (1809); квартет фа минор, ор. 95 (1810); Восьмая симфония фа мажор, ор. 93 (18111812); фортепианное трио си-бемоль мажор, ор. 97 (Эрцгерцог, 1818).
Ко второму периоду относятся наивысшие достижения Бетховена в жанрах скрипичного и фортепианного концерта, скрипичные и виолончельные сонаты, оперы; жанр фортепианной сонаты представлен такими шедеврами, как Аппассионата и Вальдштейновская. Но более того музыканты не завсегда были способны воспринять новизну этих сочинений. Говорят, что в одно прекрасное время кто-то из коллег спросил Бетховена: разве он считает музыкой единственный из квартетов, посвященных русскому посланнику в Вене, графу Разумовскому. Да, ответил композитор, но не для вас, а для будущего.
Источником вдохновения для ряда сочинений стали романтические чувства, которые Бетховен испытывал к некоторым из своих великосветских учениц. Это, вероятно, относится к двум сонатам quasi una Fantasia, ор. 27 (вышли в свет в 1802). Вторая из них (позже получившая имя Лунной) посвящена графине Джульетте Гвиччарди. Бетховен более того думал соорудить ей предложение, но своевременно понял, что глухой музыкант неподходяшая пара для кокетливой светской красавицы. Другие знакомые дамы отвергли его; одна из них назвала его уродом и полусумасшедшим. Иначе обстояло занятие с семейством Брунсвик, в котором Бетховен давал уроки музыки двум старшим сестрам Терезе (Тези) и Жозефине (Пепи). Уже давнехонько была отброшено предположение, что адресатом послания к Бессмертной Возлюбленной, найденного в бумагах Бетховена потом его смерти, была Тереза, но современные исследователи не исключают, что этим адресатом являлась Жозефина. В любом случае идиллическая Четвертая симфония своим замыслом обязана пребыванию Бетховена в венгерском имении Брунсвиков летом 1806.
Четвертая, Пятая и Шестая (Пасторальная) симфонии были сочинены в 18041808. Пятая поди, самая известная симфония в мире открывается кратким мотивом, про тот, что Бетховен сказал: Так судьбина стучится в дверь. В 1812 были завершены Седьмая и Восьмая симфонии.
В 1804 Бетховен с радостью принял заказ на сочинение оперы, потому как в Вене счастливый момент на оперной сцене означал славу и капиталы. Сюжет вкратце состоял в следующем: смелая, предприимчивая леди, переодевшись в мужскую одежду, спасает своего любимого мужа, заключенного в тюрьму жестоким тираном, и изобличает последнего перед народом. Чтобы избежать путаницы с уже существовавшей оперой на тот самый сюжет Леонорой Гаво, бетховенское произведение было названа Фиделио, по имени, которое принимает переодетая героиня. Конечно, у Бетховена не было опыта сочинения для театра. Кульминационные моменты мелодрамы отмечены превосходной музыкой, но в других разделах отсутствие драматического чутья не позволяет композитору подняться над оперной рутиной (хотя он крайне стремился к этому: в Фиделио есть фрагменты, которые переделывались до восемнадцати раз). Все же опера исподволь завоевывала слушателей (при жизни композитора состоялось три ее постановки в разных редакциях в 1805, 1806 и 1814). Можно утверждать, что ни в одно другое сочинение композитор не вложил столь труда.
Бетховен, как уже говорилось, сильно почитал творения Гёте, сочинил немного песен на его тексты, музыку к его трагедии Эгмонт, но познакомился с Гёте только летом 1812, когда они совместно оказались на курорте в Теплице. Изысканные привычки великого поэта и резкость поведения композитора не способствовали их сближению. Его дарование поразило меня крайне, но, к сожалению, он обладает нравом неукротимым, и мир представляется ему ненавистным творением, говорит Гёте в одном из писем.
Дружба с эрцгерцогом Рудольфом.Дружба Бетховена с Рудольфом, австрийским эрцгерцогом и сводным братом императора, единственный из наиболее любопытных исторических сюжетов. Примерно в 1804 эрцгерцог, которому тогда было 16 лет, начал забирать у композитора уроки игры на фортепиано. Несмотря на огромное различие в социальном положении, педагог и ученик испытывали искреннюю приязнь дружбан к другу. Являясь на уроки во дворец эрцгерцога, Бетховен должен был проходить мимо бесчисленных лакеев, звать своего ученика ваше высочество и противоборствовать с его дилетантским отношением к музыке. И все это он проделывал с удивительным терпением, хотя ни в жизнь не стеснялся отменять уроки, если был занят сочинением. По заказу эрцгерцога созданы такие сочинения, как фортепианная соната Прощание, Тройной концерт, окончательный и самый-самый грандиозный Пятый фортепианный концерт, Торжественная месса (Missa solemnis). Она первоначально предназначалась для церемонии возведения эрцгерцога в сан архиепископа Ольмюцкого, но не была закончена в срок. Эрцгерцог, князь Кинский и князь Лобковиц учредили нечто как будто стипендии для композитора, тот, что прославил Вену, но не получал поддержки от городских властей, причем эрцгерцог оказался самым надежным из трех меценатов. Во время Венского конгресса в 1814 Бетховен выудил для себя немалую материальную пользу из общения с аристократией и любезно выслушивал комплименты ему удалось хотя бы частично утаить то пренебрежение к придворному блеску, которое он завсегда испытывал.
Последние годы. Материальное положение композитора приметно улучшилось. Издатели охотились за его партитурами и заказывали такие, в частности, сочинения, как большие фортепианные вариации на тему вальса Диабелли (1823). Его заботливые друзья, в особенности сильно преданный Бетховену А.Шиндлер, наблюдая беспорядочный и совершенный лишений образ жизни музыканта и слыша его жалобы на то, что его обобрали (Бетховен стал беспричинно подозрительным и был готов обвинить в самом худшем без малого всех лиц из своего окружения), не могли разобраться, куда он девает капиталы. Они не знали, что композитор откладывает их, но делает это не для себя. Когда в 1815 умер его брат Каспар, композитор стал одним из опекунов своего десятилетнего племянника Карла. Любовь Бетховена к мальчику, тяготение снабдить его грядущее вступили в возражение с недоверием, которое композитор испытывал к матери Карла; в результате он только стабильно ссорился с обоими, и эта обстановка окрасила трагическим светом финальный отрезок времени его жизни. В годы, когда Бетховен добивался полного опекунства, сочинял он немного.
Глухота Бетховена стала на практике полной. К 1819 ему пришлось всецело перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша (сохранились т.н. разговорные тетради Бетховена). Полностью погруженный в работу над такими сочинениями, как величественная Торжественная месса ре мажор (1818) или Девятая симфония, он вел себя чудно, внушая тревогу посторонним людям: он напевал, завывал, топал ногами, и вообще казалось, что он ведет смертельную борьбу с невидимым противником (Шиндлер). Гениальные последние квартеты, пять последних фортепианных сонат грандиозные по масштабам, необычные по форме и стилю казались многим современником произведениями сумасшедшего. И все-таки венские слушатели признавали благородство и величие бетховенской музыки, они чувствовали, что имеют занятие с гением. В 1824 во время исполнения Девятой симфонии с ее хоровым финалом на контент оды Шиллера К Радости (An die Freude) Бетховен стоял рядом с дирижером. Зал был покорен мощной кульминацией в конце симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен не оборачивался. Пришлось одному из певцов забрать его за рукавчик и завернуть лицом к слушателям, чтобы композитор поклонился.
Судьба других поздних произведений была больше сложной. Прошло полно лет следом смерти Бетховена, и только тогда наиболее восприимчивые музыканты начали исполнять его последние квартеты (в том числе Большую фугу, ор. 33) и последние фортепианные сонаты, открывая людям эти высшие, прекраснейшие достижения Бетховена. Иногда припозднившийся манера Бетховена характеризуют как созерцательный, абстрактный, в ряде случаев пренебрегающий законами благозвучия; на самом деле эта музыка неоскудевающий источник мощной и разумной духовной энергии.
Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой.
Вклад Бетховена в народную культуру.Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета, намеченную его предшественниками. Однако его трактовка известных форм и жанров отличалась огромный свободой; не возбраняется заявить, что Бетховен раздвинул их рамки во времени и в пространстве. Он не расширил сложившегося к его времени состава симфонического оркестра, но его партитуры требуют, во-первых, большего числа исполнителей в каждой партии, а во-вторых, невероятного в его эпоху исполнительского мастерства каждого оркестранта; помимо того, Бетховен весьма чувствителен к индивидуальной выразительности каждого инструментального тембра. Фортепиано в его сочинениях не близкий родич изящного клавесина: используются весь расширенный диапазон инструмента, все его динамические возможности.
В областях мелодики, гармонии, ритма Бетховен зачастую прибегает к приему внезапной смены, контраста. Одна из форм контраста противопоставление решительных тем с четким ритмом и больше лирических, плавно текущих разделов. Резкие диссонансы и неожиданные модуляции в далекие тональности также важная черта бетховенской гармонии. Он расширил диапазон применяемых в музыке темпов и нередко прибегал к драматичным, импульсивным сменам динамики. Иногда контраст выступает как проявление характерно бетховенского немного грубоватого юмора так бывает в его неистовых скерцо, которые в его симфониях и квартетах нередко заменяют больше степенный менуэт.
В различие от своего предшественника Моцарта, Бетховен сочинял с трудом. Записные книжки Бетховена показывают, как понемногу, шаг за шагом из неуверенных набросков возникает грандиозная композиция, отмеченная убедительной логикой построения и редкой красотой. Только единственный пример: в первоначальном эскизе знаменитого мотива судьбы, открывающего Пятую симфонию, он поручен флейте, а это значит, что предмет имела вовсе другой образный толк. Мощный художественный интеллект позволяет композитору направить минус в достоинство: моцартовской спонтанности, инстинктивному чувству совершенства Бетховен противопоставляет непревзойденную музыкально-драматургическую логику. Именно она узловой источник бетховенского величия, его несравненного умения основать контрастные элементы в монолитное целое. Бетховен стирает традиционные цезуры между разделами формы, чурается симметрии, сливает части цикла, развивает протяженные построения из тематических и ритмических мотивов, на начальный воззрение не содержащих в себе ничего интересного. Иначе говоря, Бетховен творит музыкальное пространство силой ума, собственной волей. Он предвосхищал и создавал те художественные направления, которые стали определяющими для музыкального искусства 19 в. И ныне его произведения входят в цифра величайших, наиболее почитаемых творений человеческого гения.
Так же читайте биографии известных людей:
Людвиг Шпор Luydvig Shpor
Людвиг Шпор родился 5 апреля 1784 года в Брауншвейге. Отец, доктор медицины, обеспечил ему хорошее образование и развитие музыкальных способностей...
читать далее →
Людвик Юцевич Ludvik Utsevich
Литовский писатель, поэт, фольклорист и этнограф, переводчик, историк литовской литературы.
читать далее →
Людвик Свобода Ludvig Svoboda
В марте 1968 мае 1975 президент ЧССР, Верховный главнокомандующий вооруженными силами ЧССР.
читать далее →
Людвик Мерославский Ludvik Meroslavskiy
Польский революционер, генерал.
читать далее →