Известные люди
»Людмила Касаткина
Рождение: Россия, 15.5.1925 - 22.2
Людмила Касаткина - популярная советская и российская актриса театра и кино. Родилась 15 мая 1925 года.Дебют Людмилы Касаткиной в кино состоялся в 1954 году со съемок в фильме под названием "Укротительница тигров". На сегодняшний день широкому кругу зрителей Людмила Касаткина известна по ролям в таких фильмах как: "Вызываем огонь на себя" 1964 год, "Большая перемена" 1972 год, "Принцесса цирка" 1982 год, "Потерянные в раю" 2006 год и др.
Людмила Касаткина родилась в маленьком селе под Вязьмой в рабочей семье. Вскоре родители сообща с дочерью переехали в Москву. Чтобы постигнуть, как они воспитывали нашу героиню, следует привести единственный ее расклад на эту тему: "Когда мне было 11 лет, я прибежала к маме зареванная: "У Тани новое платье, а я хожу вся штопаная-перештопаная". Вот тогда моя мамочка впервой в жизни ударила меня по щеке, наотмашь. "Ты не радуешься, что ей купили новое платье, ты плачешь, значит, ты дрянь!"
До 15 лет Касаткина посещала Московскую оперную студию имени Шацкого (хореографическое отделение) и подавала там большие надежды. Уже в 11 лет она дебютировала в детских танцевальных партиях, четыре года занималась балетом, но занятия балетом пришлось бросить, и родители отвели девочку в Дом пионеров в переулке Стопани.
В 1943 году Касаткина подала документы на актерский факультет ГИТИСа. По ее же словам, больших надежд угодить туда она не питала, так как считала себя девушкой некрасивой да ещё маленького роста (всего только 159 сантиметров). Однако ее педагог А. Г. Бовшек перед экзаменами ее напутствовала: "Знаешь, какого роста была Венера Милосская? Вэтого 155 сантиметров! Аполлон Бельведерский - 165! Так что выбрось эту дурь из головы и смело поступай!" Касаткина так и сделала.
На экзаменах она отлично прочитала "Итальянскую сказку" М. Горького. Читала так страстно, что кое-кто в приемной комиссии украдкой вытирал слезу. Короче, нашу героиню приняли без всяких вопросов.
В 1947 году, закончив ГИТИС, Касаткина была зачислена в труппу Центрального Театра Советской Армии. В первые годы она в основном исполняла роли молодых героинь - веселых и жизнерадостных девушек или подростков. Ее амплуа тогда было лирико-комедийным. Видимо, потому, когда режиссер театра А.Д. Попов предложил ей образ Оксаны в пьесе М. Алигер "Первый гром", наша героиня расплакалась. Она посчитала, что не сможет сладить с таковый серьезной ролью (Оксана была прообразом участницы Краснодонского подполья Ульяны Громовой). Однако режиссер был настойчив. Результат изумил всех, кто до этого видел Касаткину только в лирических ролях. Эта виктория младой актрисы заставила уверовать ее в свои силы, открыла новые возможности ее таланта.
В другом спектакле - "Океан" по пьесе А. П. Штейна - Касаткиной досталась образ медицинской сестры Анечки. Готовясь к этой роли, актриса пришла в районную поликлинику и попросила вручить ей вероятность провести немного дней совместно с настоящими врачами. Отказать ей, конечно, не могли. В результате наша героиня полдня провела за окошком в регистратуре, затем чего вкупе с врачом отправилась навещать больных. И так - трое суток кряду.
Чуть позже, когда Касаткиной предстояло сыграть образ судьи в спектакле "Ковалева из провинции", она смело направилась в суд. Пришла и сказала: "Хочу понаблюдать за вашей работой". Ее прикрепили к 40-летней женщине-судье, и наша героиня присутствовала на трех разных процессах с ее участием. Порой ей казалось, что арбитр судит неправильно, и она вступала с нею в спор. Судья ей тогда сказала такую фразу: "Только десять лет не возбраняется быть судьей, а далее сердце черствеет". Однако вернемся в своем повествовании чуть-чуть вспять.
В 1950 году в жизни нашей героини произошло важное событие - она вышла замуж. Ее избранником стал фронтовик, 29-летний Сергей Колосов. Он повторно поступил в ГИТИС в 1946 году (основополагающий раз был принят в 1939 году, и все-таки после этого началась советско-финская махаловка, и он ушел на фронт - вначале на финский, после этого на германский), когда Касаткина его уже заканчивала. Там они и познакомились. О том, как это произошло, рассказывает сама актриса: "Я была хорошенькой. У меня было хоть отбавляй поклонников. Но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала как оглашенная. Такая недотрога была. И вследствие этого, когда за мной начал прогуливаться Колосов, вернувшийся с войны, пионы носить... Помню, его подвели ко мне в гитисовском дворике:
- Вот познакомься, это Людочка Касаткина. У нее ныне день рождения.
- А не возбраняется мне ныне забежать вас поздравить? - спросил он робко.
- Отчего же. Конюшковский переулок, 22, квартирка 50.
И вот он надраил свои сапоги, начистил пуговицы на гимнастерке, приходит с пионами, а ему говорят: "Тут этакий нет". Это я пошутила над ним. Четыре года мы дружили до женитьбы. Я сказала ему: "Я должна обследовать, люблю ли я тебя, а ты меня по-настоящему". И за четыре года он откинул от меня всех моих поклонников. Чем он меня тронул? После четвертого курса мы поехали в разрушенный Севастополь от ЦК комсомола бригадой действовать. Денег нет, нам только дорогу оплатили. Жара страшная, есть хочется. И вот я иду по улице и как черт из табакерки вижу, что у ларька, где продают виноград, стоит Колосов и считает на своей ладони копеечки, а позже приносит мне ветку винограда... Я видела, как он считал, где он купил..."
Свой успешный квиток в кино Касаткина вытянула в 1954 году, когда попала на главную образ - Леночки Воронцовой - в картину режиссеров Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой "Укротительница тигров". Об этих съемках Л. Касаткина вспоминает:
"Когда со мной подписывали контракт, там ни слова не было о тиграх. Я играла укротительницу "в жизни", а Рита Назарова, ассистентка Бориса Афанасьевича Эдера, снималась с тиграми... Мы Отработали 8 месяцев, как режиссер как гром среди ясного неба заявил, что кино не выйдет на экраны, если не будет снято мое лик человеческий рядом с тигриной мордой. Чтобы спасти кино, мне необходимо зайти в клетку. И не нужно робеть - все меры предосторожности будут предприняты.
В тот день меня привезли на студию шибко раньше времени. У входа ждали Кадочников и Сергей Филиппов: "Эдер вчера не говорил, боялся, что вы дремать не будете, но нынче вы входите в клетку. Мы пришли за вас переживать". Боже мой! Подходит Борис Афанасьевич: "Быстро в костюмерную!" Я и помчалась. И вот все готово, в руках у меня заостренная палка и шамберьер. Эдер напоминает, что работать, и пихает меня в вольер, закрывает ворота. "Наступайте, бейте!" - командует он. Я изо всех сил ударяю тигра. "Бейте ещё!" Тигр рычит, поднимается на задние лапы. "Ближе! Ближе!" Приближаюсь до такой степени, что тигр ударом лапы ломает палку, а прочий лапой вырывает шамберьер. "Падайте!" - кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает посредством меня. Вскакиваю, подбегаю к решетке, где мне должны передать другие палку и кнут. Тигр носится по вольеру и дважды так шарахает меня хвостом по сапогам, что я чуть устояла. За прутьями стоит мужчина. "Ну где же шамберьер?!" - кричу ему. Он: "Та шо ты волнуешься? Пошли-и же..." Как выходила из клетки, не помню.
В прочий раз было ещё страшнее. Так как к четырем тиграм дрессировщик предположить меня не мог (он нес за нас, артистов, уголовную ответственность), оттого сделали стеклышко в вольере: внизу оно доходило мне до колен и поднималось на вытянутую руку. Когда тигрица Рада стала кусать трех тигров, они начали так сигать, что вся массовка заорала, решив, что они ко мне перемахнули. И в тот самый момент странная идея и окончательно неуместная посетила меня. "Надо же, - подумала я, - одна женщина трех мужиков гоняет". И как только я об этом подумала, разъяренная Рада сокрушила стеклышко и влетела в мой вольер. Эдер заорал: "Вода!" Но никакой воды не было. И тогда Эдер сорвал замок и практически вырвал меня из вольера...
Когда мы в конце концов сдавали картину на "Ленфильме", то Эдер сказал при всех - битком было в зале: "Я, Эдер, делаю предложение Людмиле Касаткиной сделаться укротительницей тигров. У нее есть истинный кураж. Я ей доверю 11 штук". Я отказалась. "Ну что работать, я больше люблю людей". Он ещё тогда рассердился: "Неужели вы не почувствовали в клетке политическая элита, сильнее которой нет ничего на свете?" Власть? Нет - азарт".
Фильм "Укротительница тигров" вышел на экраны страны в 1955 году и имел грандиозный счастливый момент. На следующее начало дня после этого премьеры Л. Касаткина проснулась знаменитой.
На волне этого успеха режиссер Надежда Кошеверова (она снимала и "Укротительницу") в 1955 году начала к съемкам новой комедии - "Медовый месяц". На главные роли в нем она снова пригласила Людмилу Касаткину и Павла Кадочникова. Если бы не другие имена и профессии у героев этой картины, не возбраняется было покумекать, что кино является продолжением "Укротительницы тигров". Однако в этой картине все было по-другому, чем в предыдущей: в ней не было легкости и общего зрительского ощущения, что ты находишься на празднике. Поэтому успехом у публики картина пользовалась умеренным.
В 1959 году в большую режиссуру пришел супруг нашей героини Сергей Колосов. Он снял кино "Солдатское сердце". А практически сквозь год взялся определить на телевидении "Укрощение строптивой" В. Шекспира. На образ Катарины он пригласил Касаткину, которая играла эту героиню на сцене ЦАТСА. О том, как актриса справилась с телевизионной ролью, позволительно судить по такому факту: на 2-м Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло ей присудили основополагающий приз - "Золотую нимфу" - за образ Катарины. Отмечу, что это была первая их совместная с мужем служба.
Касаясь темы "семейственности" в кинематографе, Л. Касаткина так высказывается на тот самый счет: "Обыватели думают, что все по блату, если супруг режиссер. Но оттого что из 11 фильмов (1960- 1995) я ни одного ему не завалила. Рязанов один раз сказал: "Конечно, если бы у меня была такая хозяйка, как у Колосова, я бы также сделал потрясающие картины". Это его упрекали в том, что благоверная помогает порядок удерживать. А я считаю так, что если сложился творческий союз людей, учившихся у одного педагога и верящих в одну идею (то есть психологическую разработку, штудирование материала эпохи, времени, людей), и эдакий союз выигрывает, - это гордыня. Я что, его опозорила? Когда я слышу такие разговоры ("Касаткиной повезло, супруг снимает"), во мне рождается ещё более значительный азарт. Желание победы. Не злость".
Однако вернемся в начало 60-х.
В 1963 году С. Колосов начал к съемкам первого многосерийного (4 серии) советского телевизионного фильма "Вызываем жар на себя". Л. Касаткина сыграла в нем образ юной героини Сещенского подполья Ани Морозовой. Стоит подметить, что, когда режиссер предложил ей эту образ, наша героиня колебалась. Вызвано было это тем, что впервой в ее актерской карьере ей предстояло воплотить в бытие не вымышленный персонаж, а реально существовавшего человека. "Справлюсь ли я с таковой задачей?" - задавала себе вопросительный мотив Касаткина. И она решила рискнуть. И как показало предстоящее, не ошиблась. Успех этого телесериала в 1964 году был фантастическим. Наверное, в первый раз во время телевизионной трансляции улицы советских городов практически вымирали. Мало кому известно, но на съемках этого фильма Л. Касаткина чуть-чуть не погибла. "В картине был момент, когда наши самолеты бомбят фашистский аэропорт. На экране - хроника, а на земле пиротехники подкладывали взрывчатку. Но кто из них знал, куда пойдет волна? А волна пошла под мое корыто, которое было из крайне толстой жести. Корыто разорвалось в куски, которые полетели прямо мне на голову. Меня рванул за руку осветитель. Секунда решала мою судьбу", - вспоминает Л. Касаткина.
В 1965 году последовал свежий нежданный разворот в судьбе нашей героини. С. Колосов предложил ей образ Ольги Семеновны в "Душечке" А. П. Чехова. Традиционный образ этой героини никак не вязался с образом актрисы Касаткиной, с раньше сыгранными ею ролями. Однако и на тот самый раз актриса не побоялась кинуть вызов устоявшимся стереотипам и вписала эту образ в список своих побед.
Между тем в 1966 году последовала ещё одна нежданность. Актриса согласилась сыграть образ террористки Марии Захарченко в новом телесериале С. Колосова "Операция "Трест" по роману Л. Никулина. Это была первая отрицательная образ в актерской карьере нашей героини. На съемках этой картины с Касаткиной еле-еле не случилась драма. Послушаем ее свой рассказ: "На "Операции" моя лошадь перепрыгнула сквозь барьер и вдруг сделала "свечку", в силу того что что шел грузовик. Я не выдержала, упала спиной об землю. У меня - трещина в позвонке. "Скорая". Больница. Два месяца лежу на доске. А через какое-то время приходит ассистентка и говорит: "Вы не можете нас выручить: листья опадают, а осень в фильме должна быть?" Я говорю: "Есть же дублерша". - "Нет, существенно ваше физиономия, три камеры и галоп". Она пошла уламывать врача, но он сказал: "Как вы безжалостны, какая будет боль у нее, когда она сядет на лошадь, а тем больше помчит галопом". Короче, супруг приезжает: "Может, не необходимо?" - спрашивает он. "Конечно, надобно. Осень кончается". И вот на носилках меня в "рафик" засовывают, на площадке лежа одевают, помогают влезть на лошадь. Я только успела оператору сказать: "Проверьте все стеклышки, я думаю, что второго дубля не будет". В общем, когда я сползла с лошади затем полуторакилометрового галопа, я выла так на земле, как воют звери от боли".
Фильм "Операция "Трест" вышел на телевизионные экраны страны в 1970 году. К тому времени Касаткина была уже одной из самых популярных актрис советского кино, ведущей примой своего театра - ЦАТСА. Ей недоставало только одного - звания народной артистки СССР. И она его вскоре получила.
В 1973 году С. Колосов начал к съемкам совместного советско-польского фильма "Помни имя свое". Касаткиной в нем досталась главная образ - Зины Воробьевой. Если кратко, сюжет фильма таков: во время войны Зина теряет своего сына, далее все послевоенные годы ищет его и, в конце концов, находит.
Фильм "Помни имя свое" вышел на экраны страны в 1975 году. На кинофестивалях в Гданьске (1974) и Кишиневе (1975) он получил почетные призы. Сразу следом премьеры этого фильма Л. Касаткиной были присвоены звания народной артистки СССР и заслуженного деятеля культуры ПНР.
Продолжала она игрывать и в театре, хотя затем ухода в 1974 году режиссера А. Д. Попова (он перешел во МХАТ) новых ролей у Касаткиной стало меньше (всего на счету актрисы к тому времени было больше 40 ролей). "Что такое для актрисы игрывать, игрывать, игрывать, а опосля бац - и перерывчик. Не стало Попова, одни режиссеры, с которыми я работала, ушли, пришли другие. И занятие не в возрасте: я весьма плавно переходила от девочек к женщинам. И ни в жизнь не молодилась. Тут я согласна с теми мудрецами, которые говорят, что лучше покинуть раньше, чем позже. И когда ждешь от премьеры до премьеры пять лет... Это же было, было. Двенадцать лет я играла "Орфей спускается в ад". На аншлагах! Но двенадцать лет", - говорит Л. Касаткина.
В 90-е годы Л. Касаткина, как и большинство ее коллег по искусству, на практике немного снимается в кино. В основном она занята в театральных постановках в родном ЦАТСА, где ее по-новому открыл режиссер Александр Бурдонский (уместно сказать, внучек И. Сталина). Актриса сыграла в трех его постановках: "Орфей спускается в ад", "Шарады Бродвея" и "Ваша сестра и пленница" (в последнем спектакле актриса играет образ английской королевы Елизаветы).
Как в эти дни складывается бытие нашей героини? Несмотря на то что в кино и театре у нее не так навалом работы, она компенсирует это массой других обязанностей. Во-первых, она профессор, ведет большую преподавательскую работу в ГИТИСе. Является заместителем председателя правления ВТО. Во-вторых, она - счастливая бабуля. Сын Алексей (он профессиональный гитарист, кандидат искусствоведения, преподает теорию джаза в Гнесинском училище) подарил ей внучку, названную в честь бабушки Людмилой. И в-третьих, она верная и заботливая благоверная. Свою привязанность в течение вот уже полувека одному человеку Л. Касаткина объясняет так: "Нет греха перед мужем, но столь цинизма всюду, что мне не поверят. Но я гордая и не могла предположить, чтобы за его спиной смеялись. Я помню, как свой артист Сошальский как-то раз сказал: "Ты не изменяешь своему Сереже. Тебе некого будет вспомянуть перед смертью". - "Почему? Я буду Сережу вспоминать". Он махнул рукой и пошел. Моя вспышка, я закричала на мужа-это грешок. Но мое достоинство содержится в том, как он говорит, что я тут же прошу прощения".
Так же читайте биографии известных людей:
Людмила Марченко Ludmila Marchenko
Она умерла в январе 97-го. На ее похороны пришли единицы. В тот день провожали великую сильную женщину Тамару Макарову. А о смерти Людмилы Марченко,..
читать далее →
Людмила Нильская Ludmila Nilskaya
Людмила Нильская - популярная советская актриса театра и кино. Родилась 13 мая1957 года.Дебют Людмилы Нильской в кино состоялся в 1978 году со..
читать далее →
Людмила Потапова Ludmila Potapova
Снималась в фильмах "Вознесение", "Расстанемся, пока хорошие", "Возвращение броненосца", "Ботанический сад", "День святого Валентина".
читать далее →
Людмила Савельева Ludmila Savelyeva
Съемки фильма "Война и мир" продолжались несколько лет. Интерес к нему был огромен еще не закончились съемки, но фильм уже купили для кинопроката..
читать далее →