Известные люди
»Майк Олдфилд
Рождение: 15.5.1953
Ян Макдональд посвятил в New Musical Express две страницы обзору обоих первых альбомов Олдфилда. Вряд ли большая часть поклонников музыканта была благодарна ему за труды. "Точным подобием является Варшавский концерт Ричарда Эддиселла. Bells являются смесью основных положений серьезной музыки с выразительностью популярной и современным вкусом". Рецензент сравнивал достоинства с уровнем Бартока - столь же популярного - а именно его концерта для оркестра 1943 года и уровнем различной музыки к фильмам. "Нет, Майк Олдфилд не является роковым Дебюсси. Скорее он роковый Мишель Легран".
Майк Олдфилд начал свою карьеру в возрасте 14 лет в фолковом дуэте со своей сестрой Сэлли, совместно с которой записал диск "Sallyangie". Затем он организовал группу-однодневку Barefeet, а позднее на короткое время присоединился к ансамблю Кевина Эйрса The Whole World, покуда финальный не распался в середине 1971 года.
Игра Олдфилда в те времена была ещё шибко незрелой, хотя и обещающей. Во всяком случае, его имя немного что говорило не только рядовому слушателю роковой музыки, но и прожженным дельцам шоу-бизнеса, и когда Майк начал обращаться с планами своей амбициозной 50-минутной композиции в различные английские записывающие фирмы, его никто не поддержал. Единственным доброжелателем оказалась фирма, которая ещё не существовала. Она называлась Virgin и была детищем некоего Ричарда Брэнсона, тот, что ещё подростком создал издание Strudent и был владельцем нескольких магазинов продажи грампластинок по сниженным ценам.
Приход Олдфилда совпал с планами Брэнсона по основанию новой фирмы, и младой композитор получил время в студии. Там он составил из многих наложений запись, где сам играл на многих инструментах. Результатом оказалась эпическая служба "Tubular Bells", которую Virgin выпустила своим первым диском в мае 1973 года.
Ему предшествовало отличное претворение в жизнь на концерте в "Куин Элизабет-холле" и телевизионная трансляция. Восторженная саммит диска критиками способствовала тому, что он был скоро принят публикой. Пьеса с тех пор становится одним из наиболее успешных произведений в роке. Помимо битловского "Клуба одиноких сердец" и "Моста над бурными водами" дуэта Simon & Garfunkel, ни единственный диск в роковой музыке не смог так проворно и глобально завоевать общее почтение, как "Tubular Bells". Даже в начале декабря 1974 года, сквозь 68 недель следом своего издания, он находился на седьмом месте по числу проданных экземпляров, которое превысило в тот миг 2 миллиона штук, а к 1981 году достигло 10 миллионов.
Его популярности в США способствовало то, что отрывки из альбома были использованы для музыкального сопровождения фильма "Изгоняющий дьявола". Один из этих отрывков там был напечатан как сингл и сызнова с громадным успехом, хотя Олдфилд и Брэнсон, побаивающиеся американского рынка, особняком для английского издания записали иной сингл, "Theme From Tubular Bells", тот, что должен был снабдить импортные потребности.
"Цилиндрические колокола" - это одна инструментальная композиция, с мелодическими мотивами, щедро рассыпанными Олдфилдом по всему альбому с их примитивнейшими вариациями, со звуками гитары, которую позволительно сравнить с дудочкой или мандолиной, со звучанием колокольного звона, с помпезными отзвуками некоторых инструментов, на которых играет бывший член Bonzo Dog Band Вив Стэншелл, с различными органами и 2300 магнитофонными отрывками, которые разрешается перекладывать, кроить, ускорять, действовать что угодно.
В августе 1974 года "маг тысячи наложений", как его окрестила роковая печать, объявился из студии со своим следующим альбомом "Hergest Ridge", названным по гряде холмов на англо-уэльсском побережье. Снова монотематическая пьеса. И хотя диск немедля возглавил списки, в то время как дебют его предшественника был отмечен "лишь" вторым местом, в двадцатке он продержался только 12 недель, а общая его продажа была относительно разочаровывающей.
Альбом тот самый оказался технически больше зрелым, выразительным и мощным, чем "Tubular Bells", но утратившим ту основную наивность и очарование, которые отличали "Колокола". Олдфилд снова показал своеобразную способность изображать шибко зеленые, причесанные и крайне английские музыкальные пейзажи. Вновь пара-другая тем, с достаточно банальными гармониями, простыми ритмами и аранжировками. Чарующие мелодии льются бесконечно и беспрепятственно. Все волшебство Олдфилда в этом месте - в сочетании звуков, электрического с акустическим, клавишных со струнными, верхних октав с басами, а ещё эффективным, порой изысканным использованием хоров и перкуссии. Картины меняются неспешно и неторопливо, а униформированное легато музыкальной основы обеспечивает для чередующихся ведущих инструментов тяготение к монотонности.
Со временем начало грезиться, что Олдфилд прошел свой пик феноменальным дебютом, но диск "Ommadawn" рассеял все страхи, которые могли появиться, по крайней мере, в коммерческом отношении. Ведущий безупречно замкнутый образ жизни, Олдфилд избегал концертных работ ещё со своих дней с Эйрсом. Однако он играл на гитаре, когда композицию Дэвида Бедфорда "Star's End" исполнял оркестр Королевской филармонии в 1975 году, и заново, с тем же оркестром, на концерном представлении "The Orchestral Tubular Bells" под управлением Бедфорда (Дэвид Бедфорд изучал музыку в Королевской Академии, работал в группе Эйрса The Whole World, записывался соло). Вскоре по телевидению был показан 19-минутный кино об этом концерте.
Трудно представить, чтобы обычная роковая музыка могла побудить аналогичный заинтересованность. А "Колокола", к примеру, имеют в себе значительно большую роковую основу, чем, скажем, "Клуб одиноких сердец" или "Мост", упоминаемые выше. Каждый рецензент уважает фарт Олдфилда, но мнения и оценки существенно расходятся. И разрешается ли считывать вправду "Колокола" "самым лучшим альбомом важный популярной музыки", как это вытекало из читательской анкеты New Musical Express?
"Не одалживая ничего у известных классиков и не склоняясь к отзвукам, всхлипыванию и клокотанию настырного авангарда, Майк Олдфилд создал музыку, которая соединяет логику и нежданность, безоблачный свет с дождем", - написал Джон Пил, самый-самый именитый британский диск-жокей на радио, с охотой проигрывающий Заппу и Чайковского.
"Разумеется, я понимаю, что все абсолютные суждения временны, и могу только изречь, что это самая удивительная и самая завершенная великая и оригинальная музыка, которая появлялась когда-либо под рубрикой "поп". Она производит на меня то же эмоциональное ощущение, что и произведения Сибелиуса и Дебюсси",- объявил близкое кредо Уильям Мюррей в журнале Time Out.
Ян Макдональд посвятил в New Musical Express две страницы обзору обоих первых альбомов Олдфилда. Встрой ли большая количество поклонников музыканта была благодарна ему за труды. "Точным подобием является Варшавский концерт Ричарда Эддиселла. Bells являются смесью основных положений серьезной музыки с выразительностью популярной и современным вкусом". Рецензент сравнивал достоинства с уровнем Бартока - до того же популярного - а как раз его концерта для оркестра 1943 года и уровнем различной музыки к фильмам. "Нет, Майк Олдфилд не является роковым Дебюсси. Скорее он роковый Мишель Легран".
"Майк Олдфилд сойдет на любой случай",- писал Стив Лейк в Melody Maker." Его сочинения не смогут оскорбить самых консервативных слушателей и создают безукоризненный звуковой фон для езды в автомобиле, разрисовывания потолка и выбора покупок в универмаге". И далее: "Его музыка звучит, как ребяческий аккомпанемент рокового оркестра".
Но в конечном счете нужно заприметить, что при всех электроакустических изъянах, при самом примитивном композиционном развитии, наивность, нежность и волшебство музыки Олдфилда не теряют своего очарования. Она становится желанной для составления светомузыкальных программ. Приятная роковая музыка? Возможно. Судьба рока? На тот самый вопросительный мотив смогут вручить отклик только потомки.
Тем временем Олдфилд не прекратил своей студийной работы. К концу 1976 года он порадовал своих почитателей специальным четырехдисковым комплектом под названием "Boxed", тот, что содержал альбомы "Tubular Bells", "Hergest Ridge" и "Ommadawn", причем при их ремикшировании Олдфилд придал записям квадрофонический результат, дополнил первую количество диска "Tubular Bells" невеликий вставкой, на следующем переделал некоторые мелодии в соответствии с больше поздней авторской концепцией. Комплект дополнил диск "Collaboration", составленный из записей, выполненных Олдфилдом с другими музыкантами и до тех пор не издаваемых.
После очередного приступа затворничества младой композитор и мультиинструменталист, которому только миновало 26 лет, в конце 1978 года перебрался в Лондон и выпустил двойственный альбом "Incantations", на тот, что возлагал особые надежды. К своему характерному многослойному наложению инструментальных партий он добавил бывшую вокалистку группы Steeleye Span Мэдди Прайор, которая исполнила "Песнь о Гайавате" Лонгфелло. Рецензенты нашли в музыке альбома отголоски Равеля и Дебюсси, с подачей больше скромной, чем у Yes, ELP или Moody Blues, но таковой же привлекательной, как у Кита Джарретта. Кроме того, к Рождеству Олдфилд выпустил новое иллюстрированное издание "Колоколов", в феврале 1979 года в нью-йоркской студии с участием местной ритм-секции записал сингл "I'm Guilty" в стиле диско и принял участие в создании дебютного альбома своей сестры Сэлли. Продолжал трудиться над музыкой к фильмам и выпустил "живой" двойник "Exposed".
Альбом "Platinum", обозначивший больше упрощенный подход, содержал пародию на панк "Punkadiddle", которой на иной стороне пластинки противопоставлялась переработка ирландской джиги. Коммерческий фарт закрепили следующий диск "Queen Elizabeth II", тут же затем выхода ставший "золотым", и интенсивные гастроли в начале 1981 года. О масштабах признания музыканта говорит то, что он за свою музыку и благотворительную активность был избран почетным гражданином Лондона, вторым позже Пола Маккартни роковым музыкантом он попал в знаменитое издание "Кто есть кто".
Музыкант синтетического склада, Олдфилд в 70-е годы стал своим и для сторонников "легкого слушания", а ещё был приподнято оценен авторами и исполнителями серьезной симфонической музыки. Это отчаянно редкое совпадение. Но в то самое время, когда его ранние произведения все ещё ублажали многочисленных поклонников, композитор грубо изменил вектор движения.
"Если вчерашнюю его музыку разрешено наречь крайне мелодичной, то нынешние творения Олдфилда представляются скорее упрощенными и общепонятными", - так оценивала критика музыкальную ориентацию альбомов "Crises" и "Discovery". Со времени записи этих дисков с Олдфилдом начали вкалывать бывшие члены группы Free Фил Сполдинг и Пол Роджерс, знаменитые ударники Моррис Перт и Пьер Мерлен, басист Рик Фарн и клавишник Тим Кросс. На альбоме CRISES Олдфилд выложил прежние верные козыри - мультиинструментализм и студийные ухищрения. Этот же диск продемонстрировал, сколь узко в его бытие вплелись самолеты - потому как уже восемь лет, как Олдфилд вступил в непрекращающиеся судебные тяжбы с британскими ВВС, начавшими возведение шумного аэродрома вблизи его дома. Уже во вступлении к альбому крик двухмоторного самолета намекает слушателям, что они имеют занятие с воздушной драмой. Одну сторону диска занимает композиция "Taurus II", в которой чередуются фолковые мотивы и народные инструменты с новейшими вокодерами.
Альбом "Discovery" был записан на берегу Женевского озера, на высоте 2000 метров. На диске появилась юная певица Мэгги Рейли, чье воплощение в жизнь было восторженно встречено специалистами. Не прошли незамеченными композиции "To France" и "Tricks Of The Light", но особенный фарт ждал хитовую песню "Moonlight Shadow". "Это самобытный свет моей юности, когда бытие никому не известного дилетанта была сплошным кризисом", - заявил тогда в беседа об этом альбоме сам Олдфилд.
И в том же интервью: "Напевная тематическая простота этого лонгплея объясняется моей склонностью игрывать в архаичной манере". Что же означал тот самый стилистический разворот? Новый зигзаг в его творчестве? Заранее подготовленную нежданность? Или всамделишный кризис автора? Неуспех без малого всех его последующих альбомов и концертных турне свидетельствовал, скорее, о последнем. На альбоме "Islands" есть приличная продолжительная инструментовка "The Wind Chimes", но там же гора попсы с вокалистами Максом Бэйконом (из GTR), Кевином Эйрсом и Бонни Тайлер. Высоким качеством отличался, пожалуй, только диск "Amarok", тот, что содержал одну композицию часовой продолжительности в звучании и был записан с использованием экзотических инструментов.
К числу достижений Олдфилда в 90е- относятся удачные гастроли по Шотландии летом 1992 года и выпуск сделанного с помощью Тревора Хорна альбома "Tubular Bells II", тот, что завоевал "платину" всего за неделю после этого выхода в свет. Его музыка является гибридом между "старым" Олдфилдом периода "Колоколов" и лонгплеем "Amarok". В середине 80-х году Майк выпустил два полностью успешных альбома - "Songs of Distant Earth" и "Voyager". Однако капельку позже выяснилось, что задача "колоколов" в творчестве Олдфилда окончательно не исчерпана - в 1998-м последовал грандиозный "Tubular Bells III", а годом через - не менее помпезный "The Millennium Bell", между которыми успел вклиниться камерный "Guitars" (1999). Когда в 2001 году вышел сборник "The Best Of Tubular Bells", это не вызывало у критиков ничего, помимо усмешек.
Так же читайте биографии известных людей:
Майк Стерн Mike Stern
Гитарист с уникальной техникой исполнения, он очень тонко умеет сочетать рок и классику. Майк - один из самых известных гитаристов мира, своей..
читать далее →
Майк Эллис Mike Ellis
Апофеоз наступил, когда Майк втроем с Разиным и Иванушкиным играл записанную ими год назад (и выходящую теперь на альбоме "Ex Tempore") пьесу с..
читать далее →
Майк Фогель Mike Vogel
Майк Фогель - американский актер и модель. Родился 17 июля 1979 года.Майк Фогель начал сниматься в кино в 2003 году. Первыми картинами с участием..
читать далее →
Майк Шинода Mike Shinoda
Майк Шинода - американский музыкан, вокалист, художник и дизайнер-график. Родился 11 февраля 1977 года.Известен как один из основателей группы..
читать далее →