Известные люди
»Мак Сеннет
Рождение: США, 17.1.1880
Некоторые глубокомысленные остряки утверждали, что Мак Сеннет заразился бациллой кинематографа на одной из профсоюзных вечеринок: профсоюзный босс заставил его крутить ручку проекционного аппарата.
В 28 лет Мак Сеннет оказался на киностудии "Байограф". Таскал декорации, бегал с поручениями, помогал оператору, снимался в эпизодах у Д.У. Гриффита. Часто следом работы он "случайно" встречал Гриффита у ворот студии и 23 квартала провожал его до дома. Дорожные беседы с мастером - вот и все "университеты" будущего отца американской комедии (парадоксально, но, став постановщиком, Сеннет не воспользовался НИ ОДНОЙ из находок своего учителя).
До 1914 г. в мире царили французские комические фильмы. Мак Сеннет посчитал такое положение несправедливым и, открыв в 1912году собственную фирму "Кистоун филмз", занялся выпуском только комедийных короткометражек. 23 сентября 1912 г., день выпуска первой из комедий "Кистоун" - "Коэн в Кони-Айленд", является исторической для кино датой. Как артист Сеннет подражал Максу Линдеру, как режиссер примкнул к французской школе, но в своей фирме он был скорее художественным руководителем, вдохновителем, чем режиссером. При этом он создал идеально неповторимый индивидуальный манера. "Максеннетовские комедии" - причудливые поэмы, где, как в коктейле, было намешано все: клоуны, купальщицы, автоагрегат, собачка, кувшин с молоком, небосклон, море и какое-нибудь взрывчатое вещество всегда сменялись одно другим. Каждая комбинация вызывала восхищение и хохот. "Максеннетовские комедии" - экспромт-фантазии: искусство и поэзия рождались в них не в процессе длительного обдумывания, а как снег на голову, как неожиданная острая забава. В труппе Сеннета царили импровизация, независимость, веселье и юность - качества, которые и в эти дни ещё составляют неподражаемое очарование старых фильмов "Кистоун".
"Кистоун филмз" помещалась в четырехэтажной квадратной башне. На первом этаже располагался офис босса: в огромной комнате стояли только столик, кожаное кресло и здоровенная медная плевательница; к кабинету примыкала самая большая ванна в Голливуде - восемь футов в длину, шесть в ширину, пять глубиной (Сеннет утверждал, что ему лучше думается в ванне). Служащие занимали второй этаж; бухгалтеры - третий. На самом верху помещались сценаристы. Обстановка у них была самая спартанская: сплошные окна, жесткие стулья и лавки, на которых забыться сном без затей нереально.
Сценаристы приходили в девять утра, взбирались на верхотуру, спускались в двенадцать, поднимались в час, спускались в шесть. Мак Сеннет испытывал к ним постоянное недоверие: в течение дня он немного раз проскальзывал вверх по лестнице в одних носках ревизовать, работают ли его писатели. "Работать" для него означало сиживать и сосредоточенно мыслить. Если он заставал кого-то спящим или читающим газету, ориентировал на ворота и говорил: "Вон!" Однако сценаристы изобрели технология не быть им пойманными: с помощью главного плотника студии нарастили на полдюйма одну из ступеней лестницы на полпути к сценарному отделу. Это срабатывало превосходно. Как бы тихо ни крался Сеннет по лестнице, он неизбежно сбивал себе большущий перст на высокой ступеньке, и его громкое чертыхание будило сценаристов. Когда же Сеннет все-таки обнаружил "ловушку", он заливался так, что стекла дрожали. Таков был король комедии.
Студия Сеннета, казалось, была воплощением хаоса и произвола в самом методе работы. Многие сравнивали порядки на этом предприятии с сумасшедшим домом. К примеру, у студии было соглашение с пожарными командами города, которые (конечно, не даром) сообщали о начавшемся пожаре. Тут же спешно выезжала агрегатина со съемочной группой, по пути выдумывались сенсационные сцены, которые и снимались на фоне пожара. Сеннет "изобрел" глупых кистоунских полицейских и аппетитных купальщиц. Купальные костюмы и ночные одеяния этих герлс были шедеврами смехотворно "дурного" вкуса.
Если в споре с Сеннетом о какой-нибудь сцене участник беседы начинал хватать верх, собственник студии ориентировал на вывеску на воротах и спрашивал: "Чье имя тут стоит?" Ему почтительно отвечали: "Ваше, м-р Сеннет". И больше полемизировать было не о чем. Крупнейший режиссер американского кино 30-х Фрэнк Капра начинал у Сеннета сценаристом. Однажды он предложил гэг - одно колесо у двуколки ходит туда-сюда на оси и любой раз слегка не отваливается. Сеннет сказал: "Не смешно". Но Капра сделал вещь, совсем запрещенную, - по секрету поделился своими соображениями с режиссером картины. Режиссеру выдумка понравилась, и он снял тот самый гэг. Когда Сеннет увидел его на очередном просмотре готовой продукции, он взорвался. Призвал Капру и, тыча ему в грудь своими громадными пальцами котельщика, отчеканил: "По-вашему, это уморительно? Я докажу вам, что нет. Я возьму вас на просмотр со ЗРИТЕЛЯМИ".
На просмотре зрители, глядя на шутку с колесом, ревели и держались за бока от смеха. Капра раздумывал, какую бы попросить надбавку к жалованью. Но физиономия Сеннета было багровым от ярости. "Чье имя стоит на воротах?" - заорал он. "Ваше, м-р Сеннет". - "Да, мое! Вы уволены!" Но быть уволенным не означало излишне крупный беды, если добро быть в курсе Сеннета. Нужно было только в девять утра объявиться в своем самом старом костюме и прохаживаться мимо ворот студии с видом голодным и измученным. Сеннет исподтишка следил за провинившимся из окна. После трех дней такого "покаянного" пикетирования привратник говорил: "Мистер Сеннет интересуется, что случилось, зачем вы не входите?". И счастливчик взлетал по лестнице, чтобы присоединиться к коллегам. Практически произвольный служащий студии, начиная с привратника и до звезд как бы Чаплина, в то или иное время "увольнялся", следом "гулял у ворот", а далее возобновлял работу как ни в чем не бывало.
Каждый из актеров Мака Сеннета имел определенное амплуа: Роско Арбэкль - добродушный толстяк, вспыльчивый и неловкий; Мэйбл Норман - хорошенькая фантазерка, полная веселья, с немного преувеличенными эмоциями, вечно готовая на любую шалость; Мак Суэйн - грубиян; Форд Стерлинг - одержимый...
Чаплин за год работы в фирме "Кистоун" (покуда звезду не "купила" предприятие "Эссеней", предложив в 10 (!) раз большую оплату в неделю только за единственный кино в месяц) нашел свою знаменитую маску: от фильма к фильму "рождался" наряд бродяги, его оригинальная походочка, более того многие темы будущих чаплиновских шедевров. Великий Чаплин, не признававший никаких авторитетов и учителей, в своей биографии весьма тепло отзывался о "Кистоуне". Не он единственный получил кинематографическое крещение в "максеннетовской купели", из нее вышли Китон, Ллойд, Ленгдон, Глория Свенсон... Практически все крупные актеры американского кино 20-х, 30-х и 40-х годов начинали у Мака Сеннета.
На студии Сеннета прозвали стариком, малость подшучивали над ним, но никто и ни в жизнь не считал его глупцом. "Король Мак - это население. Над тем, что уморительно ему, будут хохотать миллионы". Гэгмены как-то позвонили Сеннету и в шутку сказали, что, по слухам, любимец Сеннета косоглазый артист Тюрпин собирается сходить к доктору и отбояриться от косоглазия. Старик заревел, как пораненый бизон, и пригрозил, что перестреляет всех докторов в Голливуде. Однако занятие кончилось забавной короткометражкой: Тюрпин идет к докторам лечиться от косоглазия, а все доктора в городе оказываются косыми.
В 1912 г. на студию пришла семнадцатилетняя куколка Мейбл Норман, вскоре ставшая ведущей актрисой. Ее многолетний роман с Сеннетом так и не закончился свадьбой. Для Мейбл это стало драмой. Позже разразилось два крупных скандала, в которых была замешана актриса. При загадочных обстоятельствах был убит режиссер У.Д. Тейлор, чье имя связывали с именем Мейбл. Еще посредством два года ее свежеиспеченный дружбан, миллионер Кортленд Дайне, был найден в своем доме мертвым, у его трупа задержали шофера Мейбл с револьвером в руке, принадлежавшем ей. С карьерой актрисы было покончено, она больше не смогла выискать работу, а в 1930 г. умерла от туберкулеза. Разрыв с Мейбл Норман оказался для Короля Комедии не единственным жизненным испытанием. В 1929 г. в дни "великого краха" Сеннет, крупно игравший на бирже, потерял немного миллионов долларов.
Однако кое-что Сеннет сберег. В том числе и особняк, где он жил, наверное, не нуждаясь. Говорят, что ежегодно 17 января он собирал у себя всех без исключения деятелей "Кистоуна" - от актеров до бутафоров. Угощение было на славу, владелец от души смеялся, вспоминая с соратниками минувшие дни.
Умер Мак Сеннет 5 ноября I960 года.
Дэвид Уорк Гриффит (создатель монументальных супербоевиков и мелодрам), Томас Гарпер Инс ("папа вестерна") и, конечно же, "папа американской КОМИЧЕСКОЙ" Мак Сеннет на долгие годы сделали Америку ведущей кинематографической державой мира.
Так же читайте биографии известных людей:
Макар Мазай Makar Mazay
Сталевар, рабочий-новатор, сталевар Мариупольского металлургического завода имени Ильича, зачинатель соревнования за высокие объёмы выплавки стали.
читать далее →
Макар Бабиков Makar Babikov
М. А. Бабиков награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II..
читать далее →
Маквала Касрашвили Makvala Kasrashvili
Народная артистка СССР (1986), лауреат Государственных премий России (1998) и Грузии (1983). Выдающаяся певица современности, крупнейшая..
читать далее →
Макджордж Банди McGeorge Bundy
Известный в шестидесятые годы прошлого столетия политик, советник президентов Кеннеди и Джонсона, а также - с 1966-го года по 1979-ый - президент..
читать далее →