Известные люди

»

Мак Сеннет

Мак Сеннет Mack Sennett Карьера: Продюсер
Рождение: США, 17.1.1880
Некоторые глубокомысленные остряки утверждали, что Мак Сеннет заразился бациллой кинематографа на одной из профсоюзных вечеринок: профсоюзный босс заставил его крутить ручку проекционного аппарата.

В 28 лет Мак Сеннет оказался на киностудии "Байограф". Таскал декорации, бегал с поручениями, помогал оператору, снимался в эпизодах у Д.У. Гриффита. Часто следом работы он "случайно" встречал Гриффита у ворот студии и 23 квартала провожал его до дома. Дорожные беседы с мастером - вот и все "университеты" будущего отца американской комедии (парадоксально, но, став постановщиком, Сеннет не воспользовался НИ ОДНОЙ из находок своего учителя).

До 1914 г. в мире царили французские комические фильмы. Мак Сеннет посчитал такое положение несправедливым и, открыв в 1912году собственную фирму "Кистоун филмз", занялся выпуском только комедийных короткометражек. 23 сентября 1912 г., день выпуска первой из комедий "Кистоун" - "Коэн в Кони-Айленд", является исторической для кино датой. Как артист Сеннет подражал Максу Линдеру, как режиссер примкнул к французской школе, но в своей фирме он был скорее художественным руководителем, вдохновителем, чем режиссером. При этом он создал идеально неповторимый индивидуальный манера. "Максеннетовские комедии" - причудливые поэмы, где, как в коктейле, было намешано все: клоуны, купальщицы, автоагрегат, собачка, кувшин с молоком, небосклон, море и какое-нибудь взрывчатое вещество всегда сменялись одно другим. Каждая комбинация вызывала восхищение и хохот. "Максеннетовские комедии" - экспромт-фантазии: искусство и поэзия рождались в них не в процессе длительного обдумывания, а как снег на голову, как неожиданная острая забава. В труппе Сеннета царили импровизация, независимость, веселье и юность - качества, которые и в эти дни ещё составляют неподражаемое очарование старых фильмов "Кистоун".

"Кистоун филмз" помещалась в четырехэтажной квадратной башне. На первом этаже располагался офис босса: в огромной комнате стояли только столик, кожаное кресло и здоровенная медная плевательница; к кабинету примыкала самая большая ванна в Голливуде - восемь футов в длину, шесть в ширину, пять глубиной (Сеннет утверждал, что ему лучше думается в ванне). Служащие занимали второй этаж; бухгалтеры - третий. На самом верху помещались сценаристы. Обстановка у них была самая спартанская: сплошные окна, жесткие стулья и лавки, на которых забыться сном без затей нереально.

Сценаристы приходили в девять утра, взбирались на верхотуру, спускались в двенадцать, поднимались в час, спускались в шесть. Мак Сеннет испытывал к ним постоянное недоверие: в течение дня он немного раз проскальзывал вверх по лестнице в одних носках ревизовать, работают ли его писатели. "Работать" для него означало сиживать и сосредоточенно мыслить. Если он заставал кого-то спящим или читающим газету, ориентировал на ворота и говорил: "Вон!" Однако сценаристы изобрели технология не быть им пойманными: с помощью главного плотника студии нарастили на полдюйма одну из ступеней лестницы на полпути к сценарному отделу. Это срабатывало превосходно. Как бы тихо ни крался Сеннет по лестнице, он неизбежно сбивал себе большущий перст на высокой ступеньке, и его громкое чертыхание будило сценаристов. Когда же Сеннет все-таки обнаружил "ловушку", он заливался так, что стекла дрожали. Таков был король комедии.

Студия Сеннета, казалось, была воплощением хаоса и произвола в самом методе работы. Многие сравнивали порядки на этом предприятии с сумасшедшим домом. К примеру, у студии было соглашение с пожарными командами города, которые (конечно, не даром) сообщали о начавшемся пожаре. Тут же спешно выезжала агрегатина со съемочной группой, по пути выдумывались сенсационные сцены, которые и снимались на фоне пожара. Сеннет "изобрел" глупых кистоунских полицейских и аппетитных купальщиц. Купальные костюмы и ночные одеяния этих герлс были шедеврами смехотворно "дурного" вкуса.

Если в споре с Сеннетом о какой-нибудь сцене участник беседы начинал хватать верх, собственник студии ориентировал на вывеску на воротах и спрашивал: "Чье имя тут стоит?" Ему почтительно отвечали: "Ваше, м-р Сеннет". И больше полемизировать было не о чем. Крупнейший режиссер американского кино 30-х Фрэнк Капра начинал у Сеннета сценаристом. Однажды он предложил гэг - одно колесо у двуколки ходит туда-сюда на оси и любой раз слегка не отваливается. Сеннет сказал: "Не смешно". Но Капра сделал вещь, совсем запрещенную, - по секрету поделился своими соображениями с режиссером картины. Режиссеру выдумка понравилась, и он снял тот самый гэг. Когда Сеннет увидел его на очередном просмотре готовой продукции, он взорвался. Призвал Капру и, тыча ему в грудь своими громадными пальцами котельщика, отчеканил: "По-вашему, это уморительно? Я докажу вам, что нет. Я возьму вас на просмотр со ЗРИТЕЛЯМИ".

На просмотре зрители, глядя на шутку с колесом, ревели и держались за бока от смеха. Капра раздумывал, какую бы попросить надбавку к жалованью. Но физиономия Сеннета было багровым от ярости. "Чье имя стоит на воротах?" - заорал он. "Ваше, м-р Сеннет". - "Да, мое! Вы уволены!" Но быть уволенным не означало излишне крупный беды, если добро быть в курсе Сеннета. Нужно было только в девять утра объявиться в своем самом старом костюме и прохаживаться мимо ворот студии с видом голодным и измученным. Сеннет исподтишка следил за провинившимся из окна. После трех дней такого "покаянного" пикетирования привратник говорил: "Мистер Сеннет интересуется, что случилось, зачем вы не входите?". И счастливчик взлетал по лестнице, чтобы присоединиться к коллегам. Практически произвольный служащий студии, начиная с привратника и до звезд как бы Чаплина, в то или иное время "увольнялся", следом "гулял у ворот", а далее возобновлял работу как ни в чем не бывало.

Каждый из актеров Мака Сеннета имел определенное амплуа: Роско Арбэкль - добродушный толстяк, вспыльчивый и неловкий; Мэйбл Норман - хорошенькая фантазерка, полная веселья, с немного преувеличенными эмоциями, вечно готовая на любую шалость; Мак Суэйн - грубиян; Форд Стерлинг - одержимый...

Чаплин за год работы в фирме "Кистоун" (покуда звезду не "купила" предприятие "Эссеней", предложив в 10 (!) раз большую оплату в неделю только за единственный кино в месяц) нашел свою знаменитую маску: от фильма к фильму "рождался" наряд бродяги, его оригинальная походочка, более того многие темы будущих чаплиновских шедевров. Великий Чаплин, не признававший никаких авторитетов и учителей, в своей биографии весьма тепло отзывался о "Кистоуне". Не он единственный получил кинематографическое крещение в "максеннетовской купели", из нее вышли Китон, Ллойд, Ленгдон, Глория Свенсон... Практически все крупные актеры американского кино 20-х, 30-х и 40-х годов начинали у Мака Сеннета.

На студии Сеннета прозвали стариком, малость подшучивали над ним, но никто и ни в жизнь не считал его глупцом. "Король Мак - это население. Над тем, что уморительно ему, будут хохотать миллионы". Гэгмены как-то позвонили Сеннету и в шутку сказали, что, по слухам, любимец Сеннета косоглазый артист Тюрпин собирается сходить к доктору и отбояриться от косоглазия. Старик заревел, как пораненый бизон, и пригрозил, что перестреляет всех докторов в Голливуде. Однако занятие кончилось забавной короткометражкой: Тюрпин идет к докторам лечиться от косоглазия, а все доктора в городе оказываются косыми.

В 1912 г. на студию пришла семнадцатилетняя куколка Мейбл Норман, вскоре ставшая ведущей актрисой. Ее многолетний роман с Сеннетом так и не закончился свадьбой. Для Мейбл это стало драмой. Позже разразилось два крупных скандала, в которых была замешана актриса. При загадочных обстоятельствах был убит режиссер У.Д. Тейлор, чье имя связывали с именем Мейбл. Еще посредством два года ее свежеиспеченный дружбан, миллионер Кортленд Дайне, был найден в своем доме мертвым, у его трупа задержали шофера Мейбл с револьвером в руке, принадлежавшем ей. С карьерой актрисы было покончено, она больше не смогла выискать работу, а в 1930 г. умерла от туберкулеза. Разрыв с Мейбл Норман оказался для Короля Комедии не единственным жизненным испытанием. В 1929 г. в дни "великого краха" Сеннет, крупно игравший на бирже, потерял немного миллионов долларов.

Однако кое-что Сеннет сберег. В том числе и особняк, где он жил, наверное, не нуждаясь. Говорят, что ежегодно 17 января он собирал у себя всех без исключения деятелей "Кистоуна" - от актеров до бутафоров. Угощение было на славу, владелец от души смеялся, вспоминая с соратниками минувшие дни.

Умер Мак Сеннет 5 ноября I960 года.

Дэвид Уорк Гриффит (создатель монументальных супербоевиков и мелодрам), Томас Гарпер Инс ("папа вестерна") и, конечно же, "папа американской КОМИЧЕСКОЙ" Мак Сеннет на долгие годы сделали Америку ведущей кинематографической державой мира.

Так же читайте биографии известных людей:
Макар Мазай Makar Mazay

Сталевар, рабочий-новатор, сталевар Мариупольского металлургического завода имени Ильича, зачинатель соревнования за высокие объёмы выплавки стали.
читать далее

Макар Бабиков Makar Babikov

М. А. Бабиков награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II..
читать далее

Маквала Касрашвили Makvala Kasrashvili

Народная артистка СССР (1986), лауреат Государственных премий России (1998) и Грузии (1983). Выдающаяся певица современности, крупнейшая..
читать далее

Макджордж Банди McGeorge Bundy

Известный в шестидесятые годы прошлого столетия политик, советник президентов Кеннеди и Джонсона, а также - с 1966-го года по 1979-ый - президент..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий