Известные люди

»

Максим Венгеров

Максим Венгеров Maksim Vengerov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Новосибирская область» Новосибирск
С каждым годом в Зальцбургском фестивале принимает участие все больше артистов из России и бывшего СССР. В этом сезоне здесь выступают дирижеры Валерий Гергиев и Марис Янсонс, певицы Анна Нетребко и Екатерина Губанова, пианисты Аркадий Володось и Константин Щербаков, флейтистка Мария Федотова, скрипачи Гидон Кремер и Максим Венгеров, исполнивший с оркестром Филармония наций концерт Бетховена.

- Максим, в минувшем декабре вы привезли в Москву программу Путешествие скрипки - особый концерт-лекцию. Между тем тут, в Зальцбурге, во время концертов не только ничего не рассказывают, но более того и не объявляют, что по московским меркам довольно непривычно. Как вам пришел в голову близкий формат концерта-лекции, и отчего в текущее время он по сути дела умер?

- Я считаю, что для всего есть родное время и родное местоположение. Когда я делал план Путешествие скрипки, то должен был чуть-чуть поведать об исполнявшихся произведениях. Действительно, скрипка путешествовала по разным странам - и в Польшу к Венявскому заглядывала, и в Австрию к Крейслеру, и в Италию к Паганини, и к Изаи в Бельгию, вследствие этого это было весьма любопытно для публики: что такое скрипка и с чем ее едят. Я думаю, что лекции важны в основном для людей, которые в повседневной жизни не совершенно связаны с музыкой и не зачастую посещают концерты. Им нужно чуток поведать, о чем ты играешь. Зальцбург - Мекка классической музыки, сюда ездят завсегдатаи, тут никакие лекции не нужны. Тут такие меломаны ходят в оперу, что произвольный из публики может стать и прочесть лекцию. Поэтому все зависит от времени, зала и аудитории. Эталон подобной традиции для меня - Геннадий Рождественский, и возродить ее может только сам артист, тот, что хочет что-то поведать. Я делаю это не вечно - только там, где считаю уместным.

- Где, к примеру, помимо России?

- Речь окончательно не только о России - план Путешествие скрипки я делал по всему миру. Публика, как ни необычно, не вовсе ознакомлена с основным репертуаром: концерты Брамса, Бетховена - это да, а что касается произведений чисто скрипичных, технических, с ними публика всего ничего знакома, эту замечательную традицию мы потеряли. Со времен Ойстраха, когда он выходил на сцену и играл целое отделение из маленьких бисовых номеров и виртуозных пьес, подобного на практике не было.

- Путешествие скрипки было вашим вторым сольным концертом в Москве, и многие были крайне разочарованы, что с вами в тот самый раз не приехал пианист Фазиль Сай. Есть ли у вас неизменный аккомпаниатор?

- Постоянного аккомпаниатора у меня нет, я работаю вместе с тем с несколькими пианистами. Один из них Лилия Зильберштейн, с ней я приеду в Москву в мае. Она училась и жила в Москве, победила на конкурсе имени Булони в Италии, сегодня живет в Германии, потрясающий музыкант! Вместе с ней я сыграю сольную программу.

- Вы нередко рассказываете о своих грезах: пересечь Америку на мотоцикле, забирать уроки танго, сыграть на электроскрипке... Это только несбыточные мечты или же что-то большее?

- Ha Harley Davidson сквозь Америку - эта греза ещё не реализована, но надежда есть! Пока, истина, я ее реализовал только виртуально. Далее - замечательное сочинение для меня создал российский композитор из Таджикистана Вениамин Юсупов - Viola tango rock concerto. Там я играю на альте, после этого перехожу на пятиструнку и в конце танцую танго! В третьей части этого концерта я импровизирую на электрической скрипке, премьеру мы уже сделали.

- А музыка хорошая?

- Потрясающая! Для меня концерт Юсупова - единственный из величайших примеров того, на что вообще способен альт. Он впрямь расширил границы инструмента необычайно - альт может раздаваться и как скрипка, и как альт, и как виолончель: это уникальный инструмент.

- Я думал об этом же, слушая тут на днях выступление Ким Кашкашьян: ее альт был похож в первую очередность на виолончель. Насколько серьезны ваши дальнейшие планы в отношении альта?

- У меня нет таких амбиций, чтобы быть альтистом всегда, время от времени я играю на альте в каких-то проектах... Забавно, что свою первую Grammy я получил аккурат как альтист, записав концерт Уильяма Уолтона под руководством Мстислава Ростроповича.

- Нет ли у вас намерения сыграть в Москве с каким-либо из столичных оркестров?

- Будет, во что бы то ни стало будет. Следующий мой наезд - в декабре этого года, я сыграю с Госоркестром концерт Шостаковича. А в мае сыграю сонаты Моцарта, Бетховена, Первую сонату Прокофьева и Альтовую Шостаковича.

- Прошу прощения за уход во внемузыкальную область, при всем при том вы гражданин Израиля, оттого спрошу, как вы относитесь к актуальной сейчас проблеме размежевания?

- Я гражданин Израиля и гражданин Германии, а Родина моя - в России, в Новосибирске. Я сибиряк исконный и ощущаю себя сибиряком... Учился в Москве три года, с семи лет, и шибко люблю тот самый град. Считаю же я себя гражданином мира, и мне более того тяжко заявить, где я чувствую себя дома, так что имеет ли толк вопрошать мое взгляд как израильтянина? Я дома в Израиле, на берегу озера Кинерет, я дома во Франции, в Монако, в Швейцарии. Плюс я преподаю в Лондоне и пять лет - в Саарбрюккене, у меня и в том и в другом месте почетная профессура, оттого вымолвить, где я дома и где нет, шибко тяжко...

- С чего началось ваше преподавание и что вам оно дает?

- В первую очередность то, что ты можешь взглянуть на музыку другими глазами: когда ты должен втолковать своему студенту, о чем эта музыка, и сам задаешься этим вопросом, ты начинаешь по-другому мыслить - как психолог, а не как исполнитель. И это потрясающий процесс: занимаясь преподаванием, я зачастую вижу, что задача не в музыке, а в мышлении ученика, в том, как он себя ведет, чем он занимается единый день и о чем думает. И ты уже отходишь от музыки и пытаешься урузуметь его эмоции... Но музыка позволяет нам научиться познать себя, и это самое драгоценное.

- Помимо преподавания вы занимаетесь дирижированием и собираетесь сделать запись скрипичные концерты Моцарта как дирижирующий солист...

- Ну, это не дирижирование в полном смысле слова, хотя я основательно занимался дирижированием два с половиной года в качестве лабораторного опыта, что ли. Мне было шибко занятно взглянуть на музыку по-другому - я любознательный джентльмен. Играя с дирижером, я всю дорогу задавался вопросом: а как же это выглядит с иной стороны, какими глазами он на меня смотрит, как он чувствует оркестр? И занятия дирижированием невероятно полно дали мне как человеку, как музыканту. То же самое могу произнести о своих занятиях музыкой барокко. Кстати, я собираюсь сделать запись Баха на барочном инструменте.

- О своем увлечении аутентичной манерой исполнения вы упоминали и на последнем московском концерте, сыграв с Алексеем Любимовым одну из сонат Баха. Между тем об аутентизме в текущий момент говорят сильно полно, что бы вы рассказали человеку, несведущему в данной области?

- Понимаете, когда мы берем... нехай более того сочинение Шостаковича, написанное сорок лет обратно, его запрещено игрывать с таким ощущением, с каким мы сегодня живем, это легко будет уже не Шостакович. Сейчас другая существование, другие ценности, другие понятия, иной экспансивный поток. Во времена Шостаковича все было мало по иному. Потому я пытаюсь вынести и себя, и весь зал туда, будто на машине времени. Это тем труднее, чем дальше мы отходим от конкретной эпохи: во времена Баха был прочий язык, другая привычка исполнения. И это публике сильно любопытно, потому, когда я беру аутентичный инструмент, это способствует эффекту машины времени, хотя я не говорю, что нужно игрывать только так. Бах неизменно будет актуален - и посредством два века, и более того если игрывать его на электрической скрипке, но не об этом речь! Если мы хотим воспроизвести первоисточник, то практически это свершить воспрещено, но постараться разрешается.

- Bскоре следом программы Путешествие скрипки вы приехали в Москву принять премию имени Дмитрия Шостаковича, при всем при том вместо предписанного регламентом сольного концерта сыграли только Концертную симфонию Моцарта вкупе с Юрием Башметом...

- Это было время моего, так произнести, декретного отпуска. В этом году у меня только сорок концертов вместо положенных восьмидесяти-девяноста, а меня пригласил Юра Башмет, и это такая честь, что я не мог отступиться. Он сказал: ну ладно, ты не делаешь концерт, тогда давай сыграем Концертную симфонию. Но я возмещу мелодический убыток и во что бы то ни стало приеду и в декабре, и в мае.

Дневник мотоциклиста

В 1986 году Максим Венгеров, Вадим Репин и Евгений Кисин играли на открытии Конкурса имени Чайковского; потом их выступления было предложено прикрыть конкурс и вручить три первые премии. Предложение не было принято, что ни одному из троих не помешало произвести блестящую карьеру. Уроженец Новосибирска, ученик легендарных педагогов Галины Турчаниновой и Захара Брона, Максим Венгеров ныне - единственный из самых востребованных и высокооплачиваемых скрипачей мира. В январе прошлого года Венгеров дал первостепеннный сольный концерт в Москве и с тех пор систематично выступает на родине. Главной удачей своей артистической жизни Максим считает работу с Мстиславом Ростроповичем: в 2004 году их совместная запись концертов Бриттена и Уолтона была удостоена награды Грэмми. Скрипичный концерт Бетховена, исполненный этим же звездным тандемом, осенью выпускает предприятие EMI, эксклюзивным артистом которой является Максим Венгеров. В этом году он дает втрое меньше концертов, чем просто, и все-таки его голубая греза пересечь Америку на мотоцикле все ещё остается несбывшейся.

Так же читайте биографии известных людей:
Максим Дунаевский Maksim Dunaevsky

Родился в 1945 году, сын известного советского композитора И.О. Дунаевского.
читать далее

Максим Леонидов Maksim Leonidov

Родился 13 февраля 1962 года в Питере, в Снегиревке. Родители будущего музыканта были артистами - оба работали в Театре Комедии, тогда он еще..
читать далее

Максим Marina

Марина Абросимова (Максимова) известная как певица Максим (МакSим) родилась 10 июня 1983 года в городе Казань. Является автором и исполнителем..
читать далее

Максим Некрасов Maksim Nekrasov

Санкт-петербургский исполнитель на хроматической губной гармонике - представитель одной из самых редких в джазе специальностей.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий