Известные люди
»Максим Рысанов
Рождение: Россия
Беседа с Максимом Рысановым открывает серию интервью с музыкантами поколения тридцатилетних, которую Культпоход предлагает вниманию читателей. Разговор состоялся накануне сольного концерта Рысанова в Малом зале Консерватории, которому предшествовала серия записей на ВВС.
Фестиваль Возвращение вывел на московскую сцену поколение музыкантов, все больше радикально заявляющих о себе. Назовем некоторых: Дмитрий Илларионов создал фестиваль Виртуозы гитары, недавно минувший в третий раз, Борис Андрианов подготовил и провел грандиозный форум памяти Мстислава Ростроповича, Кристина Блаумане стала концертмейстером группы виолончелей Лондонского филармонического оркестра Еще одна звездочка Возвращения, альтист Максим Рысанов, приезжает в Москву уже не как юный талант, но как исполнитель международного класса: недавно с Мишей Майским и Юлианом Рахлиным он играл Гольдберг-вариации Баха, а позже выступал в Большом зале Консерватории сообща с Гидоном Кремером.
Как случилось, что Вы стали все время записываться для радио ВВС?
-В прошлом году я стал участником программы BBC New Generation Artists, возникшей в 1999 году: ВВС выбирает 12 молодых солистов, которых поддерживает в течение двух лет. Это означает постоянное участие в концертах, которые транслируются по радио, плюс постоянные записи в фонд ВВС. За концевой год я записал две сольные программы, охватывая одну из сюит Баха, сонату Баха, сочинение нашей современницы Добринки Табаковой, сонату Хиндемита, Итальянскую сюиту Стравинского и многое другое. А самое главное и интересное записи с оркестрами. Например, в этом году я записал Альтовый концерт Бартока и Вариации на тему рококо Чайковского, которые сам переложил для альта. В июне записываю Schwanendreher Хиндемита, а в сентябре Мартину и Шнитке. Купить эти записи воспрещено, но некоторые из них попадают на диски, прилагающиеся к журналу BBC Music Magazine.
Есть ли у Вас вероятность влиять на отбор репертуара?
-Когда возникают возможные даты записей, мы его обсуждаем я предлагаю сочинения, а дальше все зависит от дирижера и от дирекции оркестра. Мне, к примеру, предлагали вписать Уолтона хрестоматийный альтовый концерт как раз намедни моей сольной московской программы. Я тот самый концерт ни при каких обстоятельствах не играл, узнал о записи только полтора месяца вспять и не решился за нее приниматься. Был весьма литой график у наших турне с Жанин Янсен и Юлианом Рахлиным, где мы играли инвенции Баха, а до того с Гольдберг-вариациями.
Как Вы стали участником двух настолько престижных проектов?
-С Жанин Янсен и Юлианом Рахлиным я стал хоть отбавляй игрывать года три вспять. У Рахлина единственный фестиваль в Дубровнике, прочий под Веной, у Янсен свой фестиваль в Утрехте. Я слышал, что недавно в Москве Боря Андрианов организовал виолончельный фестиваль, тот, что прошел с большим успехом. Денис Мацуев устроил Crescendo для своих молодых друзей, я трижды там участвовал. Сам думаю о чем-то подобном, но для этого тебе нужна помощь своей страны.
В Англии я живу, но это не моя отчизна, в России я также не нимало дома гражданство у меня украинское, а Украине до меня дела нет.
Что касается Гольдберг-вариаций, то Рахлин и Майский собирались сделать запись их, пробовали многих альтистов, в том числе меня. Однако мое имя не было довольно известным, и с ними Баха записала Нобуко Имаи. Но во все турне с ними ездил уже я Япония, Китай, некоторые страны Европы.
Как сложилась программа Вашего сольного вечера в Малом зале?
-В течение всего этого года я записываю двойственный альбом музыки Брамса на лейбле Onyx: на фортепиано играют Катя Апекишева и Яша Кацнельсон, участвуют Кристина Блаумане и Борис Бровцын. Два трио и три сонаты, охватывая Первую скрипичную в виолончельной обработке, две песни для альта, фортепиано и голоса. Все это мы записываем в Москве, и первую половину концерта решили посвятить Брамсу. А 3 января следующего года, когда альбом уже выйдет, мы сыграем в Консерватории всю эту программу, и с ней у нас будет тур по Англии, Италии, Германии, Швейцарии. Всю запись я оплачиваю сам.
Насколько нелегко в текущее время работать записи?
-Лейблы здоровущий троицы Decca, DG, EMI делают обличье, как будто специализируются на академическом репертуаре, но это совершенно не так. Думают они только о деньгах и записывают только то, что будет продаваться. С независимыми компаниями действовать проще, только подобного бюджета у них нет. Инвенции Баха в одной только Голландии были проданы тиражом возле 15 тысяч экземпляров, в Германии эдак таким же это сильно немало. Потому что это Бах, в силу того что что это Жанин Янсен, в силу того что что это Decca с ее рекламным бюджетом. Кроме того, это крайне доступная музыка на практике всем, кто в детстве учился музыке, доводилось игрывать одну-две инвенции Баха.
А для диска с музыкой Канчели и Тавенера мне пришлось разыскивать спонсора, хотя тут не обошлось без везения: Стикс Канчели должен был исполнять с рижским хором Kamer Даниил Райскин попросил меня его заместить. Я поехал в Ригу вместо него, и у нас с хором безотлагательно же возник весьма хоть куда контакт, мы решили свершить запись, у хора также были спонсоры. За три месяца диск был продан тиражом 1600 экземпляров, что по-своему также недурно.
В каком состоянии нынче альтовый репертуар? Появляются ли интересные сочинения, которые Вы хотели бы сыграть?
-Можно изрекать о наступлении нового композиторского века новых авторов непочатый край, в той же Англии для альта сочиняют вечно. Очень хочу познакомиться с сочинением Канчели Оплаканный ветром я более того его не слышал ни разу. В Китае мне предложили заказать какому-либо европейскому композитору концерт для альта, чтобы сыграть премьеру в Пекине. Юрий Башмет, Табеа Циммерманн, Нобуко Имаи, Ким Кашкашьян благодаря им композиторы все больше обращают чуткость на альт. Хотя я не могу изречь, что Юрий Башмет, столь сделавший для альта, проложил дорогу следующему поколению солистов. И когда я впервой пытался затевать сольные проекты с альтом, на меня смотрели, как на безумца. Для меня невпроворот пишет Добринка Табакова ее Сюиту в старинном стиле, премьера которой состоялась в Москве, я в этом году играю раз семь. В том числе с Гидоном Кремером и оркестром Кремерата Балтика.
Так же читайте биографии известных людей:
Максим Фадеев Maksim Fadeev
Незадолго до начала Фабрики-2 начал свою жизнь еще один супер-успешный проект Макса - Глюкоzа.
читать далее →
Максим Шостакович Maksim Shostakovich
Максим Шостакович - выдающийся советский и российский дирижер и пианист. Родился 10 мая 1938 года.В 1963 он был принят на пост помощника главного..
читать далее →
Максим Аверин Maksim Averin
Максим Аверин - популярный российский актер театра и кино, режиссер. Родился 26 ноября 1975 года в Москве.Максим Аверин начал сниматься в кино в..
читать далее →
Максим Литовченко Maksim Litovchenko
Максим Литовченко - популярный российский актер театра и кино. Родился 16 июля 1969 года.Дебют Максима Литовченко в кино состоялся в 2000 году с..
читать далее →