Известные люди
»Маму Тхакур
Рождение: Россия
Восемь последних лет он прожил в Нью-Йорке, распространяя ведическую философию среди русскоязычных жителей американского мегаполиса. Год назад он стал харинама- и дикша-учеником Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Ныне его настоящее имя - Мурали Мохан дас.
А.Козлов: Вы вместе с тем российский мужчина, брахман, то есть, священнослужитель, следующий древнеиндийской традиции, да ещё вот восемь лет прожили в США. Как эти разные вещи сочетаются в Вас одном?
Маму Тхакур: В родное время, будучи членом ISKCON (Общество Сознание Кришны), и основателем Международного Общества Сознания Кришны в СССР, я был приглашен Джи-Би-Си (упраляющий орган ISKCON) для проповеди русскоязычному населению в Америке.
А.Козлов: Что такое Сознание Кришны? Чем оно отличается от той культуры, которую мы имеем. Что Вам в ней не хватает? Демократия! Свобода! Все взгляды допускаются, к всякий идее есть допуск. Но вы говорите: "Нет, только Сознание Кришны."
Маму-Тхакур: Сознание Кришны - это нетрудно разум Бога или чистое разум живого существа. Изначально каждое живое созданье - неотъемлемая доля Верховной Личности Господа, и оно осознаёт Кришну, но, находясь в материальной атмосфере, за море рождений и смертей в материальном мире оно утратило это разум. Сознание осквернено материальной энергией, и всякий в этом оскверненном состоянии считает, что он - материальное стан, тогда как он - вечная духовная личность, и любой считает своим долгом удовлетворять чувства этого тела, действуя в ложной концепции "я есть это тело", любой занят в развитии науки, технологии, экономики, политики только с целью удовлетворения чувств этого тела. И более того если кто-то примыкает к какой-то конфессии или религии, он в рамках этой религии так или по иному занят той же деятельностью с целью чувственных наслаждений. В Кали-югу материалистические тенденции до того сильны, что они вводят в заблуждение каждое живое созданье, изначально чистое и трансцендентальное по отношению ко всем определениям, будь то российский, гражданин сша, христианин, индуист, мужик, леди и так дальше. Находясь под влиянием ложного эго, отождествляя себя с этим материальным телом, люди научились более того применять религию, пытаясь эксплуатировать Верховную Личность Бога с целью своих каких-то материальных ценностей. Сознание Кришны - это без затей чистое разум. "Ахам брахмасми" - Я есть суть человеческая, Я не есть материальное корпус. Это основа нашей деятельности. Являясь неотъемлемой частью Верховного, вся наша занятие должна быть посвящена служению Верховному, Кришне. Цель каждый религии - получить это чистое разум, но потому как мы живем в Кали-югу, все религии известные нам, так или по иному, борются за какие-то материальные достижения. Но никаким количеством материального счастья никто не может быть удовлетворен, являясь духовным существом по своей природе. Сознание Кришны - не есть религиозная вера, но есть ход бхакти-йоги, преданного любовного служения Господу. И мишень всякой религии - получить это чистое рассудок. Когда религиозная вера применяется для политических и экономических целей, она становится бесполезной.
А.Козлов: Успехи нашей внутренней практики не могут быть как-то проверены. Духовная практика как-то может выражаться вовне и влиять на среда. Как это происходит?
Маму-Тхакур: Мы следуем ведической традиции. Веды - это изначальное знание, данное Верховной Личностью Господа, которое пришло в тот самый физический мир по цепи ученической преемственности Брахма- Мадхава- Гаудия- сампрадае. Мы являемся преемниками этого знания. Это та форма образования, на основании которого может быть построено совершенное среда с совершенными взглядами, мишень которого будет достижение освобождения от бесконечного круга старости, смерти, болезней и рождений.
А.Козлов: Хорошая греза. Уже сколь существует движение Сознание Кришны у нас и на Западе, но это небольшая группа, и её воздействие на среда не велико. Вы так оптимистичны сравнительно "проекта", которые вы описали. Вы уверены, что это состоится. Почему?
Маму-Тхакур: Прямо скажем, на Западе движение Сознания Кришны стало известно вовсе недавно. Шрила Прабхупада приехал в США в конце 1965 года. В 1966 была зарегистрирована эта конгрегация, как Международное Общество Сознания Кришны. В реальности хронологически это произошло совершенно недавно. Но более того за тот самый обозримый отрезок времени времени мы видим, сколь просторно движение распространилось по всему миру. В 1971 году Шрила Прабхупада приехал в Советский Союз и пробыв всего три дня, он посеял семя преданного служения в этой стране. И только единственный мужчина знал о могуществе Святого Имени - Харе Кришна мантры, но прошло каких-то 30 лет и мы видим сколь обширно это распространилось. Шри Чайтанья предсказал, что Харе Кришна мантру "Харе Кришна Харе Крина Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе" будут воспевать в каждом городе и деревне. Я был одним из тех, кто начинал это движение или,разрешено произнести, продолжал. Я видел своими глазами, как распространялось это движение. И в настоящее время тысячи и миллионы людей в бывшем советском Союзе уже знают о Харе Кришна мантре. Возможно, не все так удачливы, чтобы принять это как манера, как мировоззрение, образ жизни, но, тем не менее, тот самый ход продолжается. Мы знаем, что в близкое время христианство в течении нескольких столетий находилось в инкубационном состоянии некогда, чем оно набрало силу и охватило большую доля мира. Сознание Кришны с точки зрения хронологии на Западе шибко молодо, но оно до такой степени могущественно, что более того последователи ортодоксальных религий: христианства, иудаизма, - присоединились к нему. Одни из первых учеников Шрилы Прабхупады были выходцы из ортодоксальных католических и иудейских семей. То есть, воздействие этого движения весьма велико. Шрила Прабхупада оставил примерно сотни книг по философии религии, переведенных с санскрита. Эти книги составляют основу этого движения и по этот день. И воздействие их на умы наиболее интеллигентных людей крайне велико.
Ни для кого не секрет закон Кармы, многие вынуждены ударить по рукам с этим, хотя прямого отражения явления реинкарнации в западных писаниях нет. Помимо Сознания Кришны возникает уймище обществ вегетарианцев. Потому что преданные Харе Кришна следуют четырем принципам, единственный из которых отказ от мясоедения. В целом это движение оказывает воздействие на формирование мировоззрения, культуры и религиозной практики. Кто-то, может быть, считает себя христианином, но в реальности они ещё находятся под влиянием этого движения.
А.Козлов: В чем различие в той проповеди, которая была до перестройки, во время перестройки и потом перестройки, в России, в Америке?
Маму-Тхакур: Шрила Прабхупада направлял, что мы не можем достичь успеха в проповеди, пользуясь какими-то шаблонными методами. Мы всю дорогу должны сыскивать какие-то новые формы проповеди. Если в родное время Бхактисиддханта Сарасвати Махарадж предложил наилучшим способом проповеди печатание книг, то в настоящее время на общем фоне, когда так немало книг, у людей более того может быть нет времени впитывать текст, но в настоящее время есть другие возможности массовой информации, такие как тв, радио или интернет. Сейчас сильно полно информации идет прямо сквозь интернет о Сознании Кришны. Формы меняются, но проповедь остается ключевой целью сознания Кришны.
До перестройки я сделал мелкий мриданг (барабан) и ездил, и напевал Харе Кришна мантру, готовил прасад и говорил людям об основах этой философии: что я не есть это туловище, что я есть суть человеческая, что надобно уразуметь свои вечные отношения с Кришной, что Кришна не отличен от Своего имени, что необходимо воспевать эту Харе Кришна мантру. Это делалось подпольно, Сознание Кришны преследовалось, рядом 50 дядя посадили за решетку, но я продолжал напевать и повествовать о Кришне. Позже я пытался на гребне перестройки в соответствии с кооперативным движением сформировать какие-то кооперативы. Это было довольно новаторским. Многие присоединились и получили первую информацию о Кришне посредством кооперативное объединение "Санкиртана", первое вегетарианское кафе, которое я открыл в Ленинграде. Потом такое же кафе я открыл в Минске, Душанбе, Свердловске, Челябинске. Затем, когда я очутился в Америке, я нашел иной метод проповеди. Я печатался в различных русскоязычных газетах, и проповедуя принципы Сознания Кришны, философию и образ жизни, практику. При этом я вечно при всех обстоятельствах совершал Харинама-санкиртаны (совместное воспевания Святых Имен Бога), уличные либо в помещениях. Это, я считаю, наиболее результативный алгоритм, несмотря на обстоятельства. Воспевание Святого Имени Господа есть Ягья (предписанное жертвоприношение Богу), есть юга-дхарма (безукоризненный приём духовной реализации). Поэтому в Америке я провел строй программ на телевидении о Сознании Кришны. Провел фестиваль Ратха-Ятра на Брайтоне. И помимо возможности устно проповедовать, я использовал вероятность проповедовать печатно, сквозь газеты и журналы. В одном из журналов у меня есть рубрика "Класс "Бхагават-Гиты", в иной газете есть постоянная рубрика "Ваш доброжелатель Маму-Тхакур дас". Многие читатели меня знают в этом качестве. Формы могут изменяться, но первостепенный принцип содержится в том, что воспевание святого Имени Бога - Санкиртана - есть юга-дхарма, способ духовной практики для нашей эпохи.
А.Козлов: В Нью-Йорке немало фестивалей, немало конфессий, но вы видите перспектива как распространение культуры, основанной на Ведах. Как это произойдет? Нарисуйте. Что это на Ваш точка зрения будет? Какая-то древнеиндийская деспотия с кастами?
Маму-Тхакур: Чайтанья Махапрабху, начав это Движение Санкиртаны, проповедовал санатана-дхарму, вечную занятие души. Это не есть устаревшая организация варнашрамы, выродившаяся в порочную кастовую систему. В большей или меньшей степени организация варн и ашрамов отражает дело нашего материального тела, которое временно, но дело души, которая прямо проявляется в чистом преданном служении Господу, она вечна, и кем бы мужчина не был, саньяси-отреченным, домохозяином, шудрой или брахманом, т.е. в каком бы теле не находилась суть человеческая, сохраняет свои отношения с Кришной, и эта вечная дело с целью удовлетворения Верховного ни в жизнь не прекращается. Поэтому я не вижу никаких препятствий к тому, чтобы это набирало все большие силы. И естественным способом философия Сознания Кришны, она весьма высока и она предназначена для шибко развитых интеллектуально одаренных людей.
А.Козлов: Существует публика любопытная, но совместно с тем существует уймище людей, которые уже приняли то или иное религиозное мировоззрение. Каким образом они могут сделаться осознающими Кришну и следующими этой системе, если они уже являются христианами, мусульманами, иудеями?
Маму-Тхакур: Всякая религиозная вера имеет начало и имеет финал в анналах истории Человечества. Был иудаизи, Библия, Ветхий Завет, Пятикнижье, следом пришел Христос и на основе этого Пятикнижья появился Новый Завет, и вовсе юная религиозная вера, которая уходит корнями в эту древнюю традицию, это ислам. Религия имеет начало и финал, но Сознание Кришны не имеет ни начала ни конца, так же как суть человеческая вечна, так и это рассудок всегда, и ход, тот, что называется бхакти-йогой, ход осознания своих вечных взаимоотношений с Господом, очищение сознания проходит в рамках той или другой религии, но когда она достигает своего апогея, мы выходим за рамки телесных обозначений, и в конечном счёте, мишень каждый религии привести человека к такому Сознанию Кришны. Один стезя, ведущий к Богу - это чистое преданное служение, но на нем есть разные ступени. В соответствии с уровнем сознания людей, положением людей, географическими условиями, этническими особенностями дается та или иная форма религии, но мишень её привести к Сознанию Кришны.
Был буддизм, когда люди были шибко материалистичны, и он более того отверг авторитет Вед, но установил принципы ведической культуры - ахимсы (ненасилия), к примеру. После этого пришел Шанкарачарья, дал имперсональный аспект Абсолютной Истины. После этого расцвет христианства, которое уже не без затей говорит о теологической концепции, но говорит о любви к Верховному. То есть, одна форма религии поднимает живое тварь божья на больше высокую ступень. В конечном итоге мы пришли к тому, что необходимо обожать Бога. Но каким образом мы можем обожать Бога? Сознание Кришны нам дает нам четкое пояснение кто таковый Бог, очерчивание Его, и каким образом мы можем Его души не чаять, и таким образом мы видим наглядно, что ничто не стоит на месте. Живое созданье стремится к освобождению, к обретению Любви к Богу и возвращению в душевный мир, и различные религии способствуют этому, шаг за шагом поднимая на всё больше большой порядок сознания. В конечном итоге, мишень каждый религии совершить человека сознающим Бога. И религиозная вера дается в человеческом обществе, и это отличает человеческое среда от стада животных. На любом уровне есть та или иная форма религии, но высшее проявление вечной религии (санатана дхарма) это есть Сознание Кришны. Это есть ход бхакти-йоги, чистого преданного служения Господу, которое вольно от мотиваций гьяны (знания), кармы (стремления к плодам) и йоги (желания приобрести мистические способности).
А.Козлов: То есть Сознание Кришны влияет на среда и косвенным образом, так что среда по любому отражает то, что преподносят кришнаиты?
Маму-Тхакур: Абсолютно. В родное время мы напечатали манифест варнашрамы. Совсем недавно мы обсуждали с екатеринбургским философом С.Н. Некрасовым тот самый миг, хотя он и не кришнаит. С прочий стороны, мы видим, что Сознание Кришны оказывает воздействие и на другие религиозные конфессии. Уже происходит межконфессионально обсуждение вопроса о карме, вопроса о душе как трансцендентной сущности. У христианства было иное представление о душе, но в настоящий момент происходит коррекция более того в их подаче, и в их догматах.
А.Козлов: Какие, в частности? Разве могут в догматах совершаться изменения?
Маму-Тхакур: А как же? В родное время было полно расколов в христианстве: Мартин Лютер, и в текущий момент полмиллиона христианских сект. Значит, происходит модифицирование в их догматах. Некогда христианство было единым направлением, но под влиянием тех или иных факторов обстановка изменилась, и мы сегодня видим, что весьма немало различных направлений с различными уклонами. Есть те, которые всецело принимают принципы Сознания Кришны, отказываются от мясоедения, приема интоксикаций, незаконного секса и так дальше. Адвентисты, к примеру, в основном вегетарианцы. Понимаете? Происходит диалог между различными конфессиями и Сознанием Кришны.
А.Козлов: И к чему это приводит?
Маму-Тхакур: К тому, что они находят какие-то общие точки соприкосновения.
А.Козлов: К чему это приведет?
Маму-Тхакур: К тому, что в конечном итоге у нас есть та великая философия, которая победит, покорит весь мир. Ни у кого нет этакий стройной философской концепции, как у Сознания Кришны. И в большей или меньшей степени догмат в течение времени пересматривается.
А.Козлов: Столько церквей и храмов, столь священников. И что со всем этим произойдет? У них есть свои определенные догматы, Библия, Жития Святых. И что они сейчас будут совершать?
Маму-Тхакур: Сознание Кришны не есть какое-то сектантское движение, понимаете. В различие от христианства, ислама, иудаизма. Иудеи только для иудеев, только для евреев. Но Сознание Кришны находит последователей и посреди евреев, и посреди представителей ислама, и посреди представителей христианства.
А.Козлов: Но это вопросительный мотив о прозелитизме. Они ушли, они уже не являются представителями ислама, если они кришнаиты.
Маму-Тхакур: Разумеется. Происходит адаптация, ассимиляция. И хотя есть некоторое противостояние, оно не такое сильное, оно слабеет. Через эти обсуждения, дискуссию, и сквозь эту борьбу, противостояние более того. Допустим, христианство в этой стране настроено супротив Сознания Кришны, но они слабеют, уступают, у них нет эдакий философии. В основе всякий деятельности лежит философия, а у них нет вообще философии. Если они хотят ограничить свою занятие какими-то этическими нормами, то они и в этом не весьма сильны. Если в их писаниях сказано "Не убий", то они не могут отступиться есть мясцо, если сказано не прелюбодействуй, то они не могут противостоять своему вожделению. Они во всех отношениях уступают и в философии, и в практике. Если они начинают какой-то диспут, то он оказывается не в их пользу. Другое занятие, что в настоящее время они, заручившись поддержкой политическая элита имущих, правящих партий, могут какое-то время доминировать, но мы видим, что в конечном итоге, материальное не все время. Но душевный ход, он вечен. Изменения
происходят. Очищение сознания происходит стопроцентно по всему миру. Дерево Шри Чайтаньи Махапрабху, которое посадил Мадхавендра Пури, оно разрастается по всей вселенной, так или по-другому. Не только эта планета охвачена этим движением, но вся вселенная. Таких планет как пыли в воздухе в этой Вселенной.
А.Козлов: Не есть ли всё сказанное следствием Вашего религиозного догмата? Исламские фундаменталисты говорят, что куда ни кинь распространится ислам.
Маму-Тхакур: Они могут это вещать, но у нас есть "Бхавишья Пурана", пурана, дающая предсказания на ближайшее время и на больше далекий срок.
А.Козлов: И что там предсказано?
Маму-Тхакур: Есть некоторое превосходство, но следом этого наступает резкий спад. Но Сознание Кришны ни при каких обстоятельствах не ощущает кризиса, оно постоянно.
А.Козлов: Некоторое превосходство чего?
Маму-Тхакур: Некоторое превосходство в плане завоевания пространства. Сейчас ислам борется за расширения своих владений, и может быть, они до какой-то степени преуспевают, но объективно, если кинуть взор, ислам, как и другая религиозная вера, остается сектой.
А.Козлов: Что значит секта?
Маму-Тхакур: Секта значит ограниченное число людей. (правильное определение термина "секта" смотрите в примечании в конце беседа - РВН)
А.Козлов: Разве кришнаитов больше, чем мусульман?
Маму-Тхакур: Если мы посмотрим, что Сознание Кришны - это изначальная потенция души, то оно заложено и в мусульманине и в христианине.
А.Козлов: Что же вы распространяете, если это и так уже всюду заложено?
Маму-Тхакур: Заложено? (смеётся) Сейчас необходим ход, прославленный как санкиртана, ход совместного воспевания. И Бхактивинода Тхакур предсказал, что когда-то все соберутся в месте, где явился Шри Чайтанья Махапрабху, и взявшись за руки и русские, и немцы, и все, и будут распевать Харе Кришна.
А.Козлов: То есть, вместо Мекки мусульмане должны будут поехать на местоположение рождения Чайтаньи Махапрабху?
Маму-Тхакур: В конечном итоге, мы уже видим большие изменения. В 1989 годы первые паломники бывшего Советского Союза посетили Вриндаван, посетили Шри Маяпур Дхаму. И там собралось крайне полно народа из разных стран, и они напевали Харе Кришна мантру. Если иудаизм только для евреев, православие для православных, то Сознание Кришны для всех, не ограничено.
Так же читайте биографии известных людей:
Мамука Кикалейшвили Mamuka Kikaleyshvili
В первой половине 90-х Кикалейшвили снимался особенно много, как правило в комедийных, эксцентрических роли, острохарактерных ролях. Его озорные,..
читать далее →
Мамука Курашвили Mamuka Kurashvili
Бригадный генерал, командующий миротворческими операциями Объединенного Штаба ВС Грузии (в должности - с мая 2007 года). До этого командовал..
читать далее →
Мана Ли Muna Lee
Мана Ли подающая огромные надежды бегунья. Спортсменка за довольно короткую карьеру имеет титул семикратной национальной чемпионки. Так же она 20..
читать далее →
Манвел Габриэлян Manvel Gabrielyan
Накануне титульного боя между Николаем Валуевым и американцем Джамилем Маклайном тренер россиянина Манвел Габриэлян дал интервью Советскому спорту...
читать далее →