Известные люди

»

Мари Тюссо

Мари Тюссо Mary Tussaund Карьера: Художник
Рождение: Франция, 1.12.1761
Как непросто было устроить свою судьбу девушке XVIII столетия! Особенно если она не блистала красотой, а в качестве приданого имела лишь "славное" имя своего отца - Гроссхольц. Слава его была, увы, худой. Мари с детства привыкла к тому, что люди сторонятся их, будто прокажённых. Это и понятно, ведь её отец - потомственный палач.

Когда будете гулять по залам прославленного Лондонского музея восковых фигур, в толпе гениев и злодеев прошедших эпох, современных "звёзд" и монархов непременно отыщите маленькую остроносую старушку в чёрном. Это мадам Тюссо. Она совершенно достойна стоять в блестящем кругу знаменитостей - и не только как основательница музея. Жизнь самой мадам - готовый сюжет для приключенческого романа.

Как непросто было провернуть свою судьбу девушке XVIII столетия! Особенно если она не блистала красотой, а в качестве приданого имела только "славное" имя своего отца - Гроссхольц. Слава его была, увы, худой. Мари с детства привыкла к тому, что люди сторонятся их, чисто прокажённых. Это и ясно, потому что её папа - потомственный палач. Мать Мари не любила угрюмого мужа, отдав своё сердце молодому красавцу-скульптору Филиппу Вильгельму Куртиусу. Во время одной из ежедневных ссор она бросила мужу в лицо: Мари - не его дочка, а Куртиуса. Палач и бровью не повёл. А утром преспокойно выставил обеих за ворота. Мать совместно с девочкой переехала к своему любовнику.

На официальном сайте музея у этой истории куда больше благообразное начало: "Её папа был солдатом и участвовал в Семилетней войне. Он погиб за два месяца до рождения девочки, так и не увидев её. Овдовевшая мамаша работала экономкой в доме доктора Филиппа Куртиуса, а вслед за тем вышла за него замуж".

Филипп Куртиус ни чуточки не бедствовал, как большинство его товарищей по цеху в те времена. Поставщик двора Его Величества короля Франции, он отливал из воска изображения монарха, его многочисленных чад и домочадцев. Малышку Мари нереально было вынуть из мастерской отца. И вскоре он начал обучать её всем премудростям своего ремесла. Ученица оказалась на редкость способной, и Куртиус благодарил Бога за такую помощницу - единственный он уже не справлялся с потоком заказов. Парижане наперебой заказывали свои портреты скульптору, лепившему самого короля. В мастерской побывали Бенджамин Франклин и Вольтер. Как раз фигура Вольтера стала первой, которую независимо изготовила 17-летняя Мари. Куртиус понял, что у его дочери натуральный гений, и вскоре доверил ей снять посмертную маску Жан-Жака Руссо. Мари трудилась над заказами целыми днями, а по вечерам позволяла себе "отдохнуть": лепила портреты гостей Куртиуса - известных политиков, философов, поэтов.

О юной художнице узнали при дворе... В единственный пригожий день ошеломлённой и обрадованной девушке было велено придти в Версаль: отныне её обязанность - обучать мадам Элизабет, сестру Людовика XVI, пожелавшую овладеть искусством скульптуры. Девять лет Мари провела в роскоши Версаля. Появлялись всё новые и новые восковые фигуры, её мастерство изумляло придворных. Жизнь казалась безмятежной, грядущее - ещё больше блестящим.

Всё изменилось 14 июля 1789 года. После штурма Бастилии монархия пала, и Мари с матерью оказалась в тюрьме - в одной камере с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона Бонапарта. Женщинам уже остригли волосы - на площади их ждала гильотина. Однако посредством некоторое время их нежданно освобождают. Почему, история умалчивает.

Придворная художница на свободе, но подозрения в симпатиях к осуждённым с неё не сняты. Мадемуазель Гроссхольц должна ещё снискать доверие революционеров! И она заслужила его, изваяв посмертные маски тех, с кем любой день встречалась в коридорах Версаля, в том числе Людовика и Марии-Антуанетты. Для работы ей требуются настоящие волосы. Где их достать? Да с голов казнённых на гильотине! В кругу парижских палачей Мари по-прежнему считают дочерью Гроссхольца, и она получает всё, что ей требуется. Она спешно отмывает окровавленные головы своих бывших посетителей и работает, работает над коллекцией. Теперь у Мари новые заказчики: Дантон, Демулен, Робеспьер.

В мастерской Куртиуса сызнова кипит служба - только бы поспеть за гильотиной. Наэлектризованная ежедневным зрелищем смерти, орда требует крови, всё одинаково чьей. Однажды врагами почему-то объявлены подданные Германии, и Куртиус, германец по национальности, вынужден мчаться из Парижа. Мари остаётся одна.

Однажды за ней пришли. Потребовали схватить всё необходимое для работы и проводили в какой-то жилище. В комнате вверху в металлической ванне остывало туловище Марата, заколотого сторонницей короля Шарлоттой Корде. Революционные гвардейцы ещё не успели увести преступницу, и Мари с жадностью впилась взглядом в лик человеческий Шарлотты, запечатлевая в памяти её черты. Она механически делала свою работу, поглощённая неожиданной идеей. Вернувшись домой, приняла решение: творить не только фигуры, но и целые сцены. Так появилась первая - Марат и Шарлотта.

В 1794 году умер врач Куртиус, и Мари унаследовала его занятие. Ей было к тому времени 33 года. Через немного месяцев затем кончины отца она познакомилась с инженером Франсуа Тюссо и вскоре обвенчалась с ним. Через год у Мари родилась девчурка, но прожила окончательно кратковременно. Потом следует появление двух сыновей. Наконец-то у неё есть настоящая семейство! Но вскоре Мари приходится повиниться самой себе, что она сделала не слишком-то удачный отбор. Франсуа оказался любителем хлебнуть и азартным игроком. Всё, заработанное женой, он умудрялся спускать в карты.

А спускать было что. Дела в мастерской идут превосходно, имя мадам Тюссо известно всему Парижу. Бывшая соседушка по тюремной камере, а нынче императрица Жозефина, приглашает её во дворец Тюильри, чтобы произвести скульптурное изображение головы Наполеона... Восковые фигуры мадам Тюссо быстро не оставят места в мастерской самой художнице. Её коллекцию должны узреть тысячи людей! - твердит про себя Мари.

В 1802 году она решается. Уходит от мужа, оставляет младшего сына у матери, а со старшим Жозефом отправляется в турне по Британским островам. Её восковые фигуры потрясают английскую публику, чтобы заприметить их, люди выстраиваются в очереди. Но сквозь два года - очередное испытание: грузовой корабль идёт на дно с большей частью коллекции. Мадам выслушала это известие, не поведя бровью. Как когда-то её официозный отец-палач, узнавший об измене жены. Она начинает всё первоначально - благо остались формы для отливки. Коллекция воссоздана.

Путешествие Мари продолжалось тридцать лет и три года. Она так ни при каких обстоятельствах и не вернулась на родину. Лондон и Шотландия, Ирландия и Уэльс... Ей нравилась Англия, нравилось переезжать из города в град, нравилось следить экстаз и ажиотаж около своих творений. Очередной период открывался новыми фигурами: Вальтер Скотт и Шекспир, сэр Нельсон и маленькая девчурка - королева Виктория. На глазах современников в воске застывала История...

Мари-художницу по-прежнему в особенности интересуют злодеи, совершившие громкие преступления: их лица кажутся такими выразительными, каждое - вроде театральная сцена, на которой перед потрясённой публикой разыгрывается беда. Эдинбургский палач Джон Вильямс разрешает мадам доступ в тюрьму, и Мари снимает маски с преступников намедни казни, а порой и следом неё. Так понемногу она заселяет свою "Комнату ужасов".

К моменту смерти мадам Тюссо в 1850 году (ей было 89 лет) её работы известны вдали за пределами Англии. В 1884 году благодаря её внуку, Джозефу Рэндалу Тюссо, у коллекции появился устойчивый адрес. Кстати, неподалёку от улицы Бейкер-стрит, где ныне размещается музей.

Мадам обрела вторую существование в кругу своих творений. Интересно, о чём они беседуют, когда завершающий посетитель покидает музей, в залах гаснет свет и смотритель запирает двери на замок?

Так же читайте биографии известных людей:
Мари Пирс Mari Peers

Обыграв итальянку Пеннету, третья ракетка Кубка Кремля француженка Мари Пирс стала первой четвертьфиналисткой турнира. Следующей соперницей Пирс..
читать далее

Мари Пьерс Mary Piers

Не нужно быть большим знатоком тенниса, чтобы предположить, что главными претендентками на победу в женском одиночном разряде Кубка Кремля-2005..
читать далее

Мари Дюплесси Mary Duplessi

Известная французская куртизанка, любовница Александра Дюма-сына.
читать далее

Мари Йованович Marie Yovanovitch

Посол США в Киргизии (с 2005 года), советник-посланник. В 1986 году поступила на дипломатическую службу: работала в посольствах США в Сомали,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий