Известные люди

»

Марианна Вертинская

Марианна Вертинская Marianna Vertinskay Карьера: Артист
Рождение: Россия» Москва, 28.7.1943
В заголовок интервью вынесено восторженное восклицание, заимствованное из итальянской песни. Оно отражает симпатию, если не сказать больше, интервьюера к известной актрисе театра и кино Марианне Вертинской. О, эти шальные зеленые глаза, эта густая темно-рыжая челка, эти шикарные волосы! А фигура - такая тонкая, такая стройная, что оборачивалось все мужское население Москвы!

- Марианна Александровна, вы родились в Москве, за рубежом или по дороге из Китая в Советский Союз?

- Родилась в дороге, в жестком (ну весьма жестком! - до сих пор поясница болит!) плацкартном вагоне поезда Пекин-Москва. Шучу, конечно. Место моего рождения - Шанхай. В три месяца я совершила первое родное турне за рубеж. Ничего из того времени не помню - так что не спрашивайте. В Москве, в то время как нам подбирали квартиру, мы три года жили в гостинице "Метрополь". Квартиру нам дали на улице Горького, в доме номер четырнадцать. Там до сих пор живет моя мамаша - актриса Лидия Владимировна Вертинская. А Настя родилась уже в Москве, мы с ней погодки.

- Как вы относитесь к исполнению песен вашего знаменитого отца другими певцами?

- Я слышала, как их исполняют Алена Свиридова, Боб Гребенщиков, кто-то ещё. (Среди этих "кто-то еще" Иосиф Кобзон и Эдита Пьеха. - В.Н.) Что вам заявить? Может быть, они поют и недурственно, но когда слушаешь записи отца, понимаешь, что сравниться с ним никто не может. Я рада, что люди продолжают его обожать, исполнять его песни, но для меня, дочери, что надо знающей его творчество, каждую его интонацию, внимать любое другое претворение в жизнь достаточно несладко.

- Скажите, а звание какое-нибудь у Александра Николаевича было?

- Нет, так ни при каких обстоятельствах и не было. Папа говорил: "У меня нет ничего, помимо мирового имени". Правда, Сталин к нему благоволил: сделал его в 1951году лауреатом премии имени себя. Мы приехали в Советский Союз в 1943 году, в войне произошел перелом, все, в том числе и папа, Сталина боготворили. А затем, когда были разоблачены преступления Сталина, папа был в шоке. Когда Сталин умер, все дети, и я в том числе, плакали, стараясь, кто громче. Горе было истинное, сколь народу передавили на похоронах!

- "Поговорим о странностях любви..." Лидия Владимировна, была на 34 года младше отца. Вы, дочки, чувствовали эту разницу?

- Нет, не чувствовали. Вот влюбленность их видели, это да. Отец, уезжая, произвольный день писал маме письма - произвольный Божий день! Она его боготворила, он, собственно говоря, сделал ее личностью, незаурядной женщиной. Ведь она вышла за него замуж в 18 лет! Он вылепил и воспитал ее, как Пигмалион Галатею. Замуж, овдовев в 34 года, мамаша больше не выходила, хотя предложения были - и сильно хорошие. Но кого, скажите, она могла сравнить с Александром Николаевичем? Сейчас она пишет воспоминания о шестнадцати годах счастливого замужества. У мамы не потускневшая с возрастом замечательная память, она вспоминает невероятные случаи и море людей, встреченных ими. В книге будет масса фотографий и документов, которые мамаша сберегла, проливающих свет на персона Александра Николаевича и его творчество. Она читала мне написанное, это безумно увлекательно, но работы, как она заверяет, ещё навалом.

- Странное словечко "брак", двусмысленное, истина? Что вы, Марианна, с высоты своего жизненного опыта можете все-таки заявить о разновозрастных браках, когда человек намного старше женщины? А случается, что, напротив, хозяйка намного старше мужа...

- Скажу просто: фортуна - существовать с личностью, никакого значения не имеет, кто старше, кто младше. Я ни в жизнь с разновозрастными браками не сталкивалась, эпизод мамы и папы - особенный. Я говорила как-то, что надеюсь повстречать человека, с которым мне будет увлекательно существовать, переводить дыхание, беседовать и - помалкивать. Это сильно немаловажно, когда есть о чем побеседовать и о чем - помолчать.

- Кто-то из поживших людей сказал: дайте мне чувства первого брака, навык второго, и в третьем я буду счастлив. Вы были счастливы в своем третьем браке?

- Я была счастлива и в третьем браке, и - были моменты - и в первом, и во втором. У меня было три брака, значит, я трижды заново родилась. Учесть в последующем браке ошибки предыдущего? Не знаю, думаю - это ерунда. Сейчас я живу одна, но всем мужьям своим благодарна за детей, которых мы имели, за все хорошее, что было... Все трое подарили мне нежные мгновения, я с ними всеми дружу, переписываюсь. Последний мой супруг, бизнесмен Зоран Казимирович, живет в Праге, он югослав по национальности, с ним-то мы и ведем интенсивную переписку: не на Интернете, а по-старинному, не даем пропасть эпистолярному жанру.

Старшая дочка, Саша Вертинская, от архитектора Былинкина, - художница, окончившая Суриковский институт. В конце ноября в Малом зале Манежа открывается ее персональная экспозиция. Она родила мне внучку Василису, которой два с половиной года.

- Несколько слов о младшей вашей дочери - Дарье Хмельницкой. Она - актриса, и уже, кажется, снялась с папой, Борисом Хмельницким, в двух фильмах...

- Это так, но она решила испытать себя на другой стезе: поступила на дизайнерский факультет Архитектурного института. В ней, как и в старшей сестре, обнаружился художественный дар. Ей 22 года, она не замужем.

- У вас с Анастасией отличалка в полтора года, значит, кавалеры были на глаз одного возраста. Бывало так, скажем, что вы кого-то не поделили?

- У Насти был свой круг знакомых, у меня - свой, ни в жизнь общего времяпрепровождения не было. Между сестрами, вы правы, изредка возникают недоразумения. Лиля Брик отбила у своей младшей сестры, потом знаменитой французской писательницы Эльзы Триоле, высокого, красивого ухажера. Ухажера звали Владимир Маяковский. Эльза, мне кажется, всю существование не могла помиловать этого Лиле.

- Ну а в творческом плане? Не было тайной зависти товарищ к другу? Скорее так: у вас - к Анастасии? Вы сыграли грубо в равном количестве фильмов, но одна роль: Офелии в исполнении Анастасии Вертинской в "Гамлете" Козинцева дорогого стоит...

- Вы ищете, мне кажется, в отношениях между нами, сестрами, некую достоевщину - в худшем смысле этого слова. А ее, к счастью, не было: не было ни зависти, ни ревности. Мы радовались успехам товарищ друга и огорчались, когда случались неудачи. Я предпочитала игрывать современных героинь, Настя - героинь прошлого. Мы, родные сестры, любили и любим товарищ друга. Встречаемся сильно нередко, хотя живем не совершенно рядом: я - на Арбате, Настя - на Маяковке. И дачи у нас по разным дорогам, и у каждой своя существование с кучей забот. Но при первой же возможности - встречаемся, на субботу-воскресенье я езжу к Насте на дачу на Николину гору, где ее отпрыск Степан построил немалый загородный обиталище.

- На участке отца - Никиты Сергеевича Михалкова, принадлежавшем раньше его родителям: Сергею Михалкову и Наталье Кончаловской, да? Много лет вспять и я бывал там, был знаком с безупречно замечательной женщиной - Натальей Петровной... Бывает так, что собирается весь ваш клан: Михалковых, Кончаловских, Вертинских, Хмельницких и так дальше?

- Все сообща собираемся только нечасто. Много родственников было на крестинах Васеньки, сына Степы, Никитиного и Настиного внука. Тогда и Боря (Хмельницкий) был приглашен, и я, и немало других родственников и друзей: мужчина сто, пожалуй, кушали под открытым небом на Николиной напасть. Недавно снова собирались по поводу Степы: ему 35 стукнуло. Никита был с Анечкой, Тема, Наденька и их маменька Татьяна, и сызнова мы были с Настей...

- Не помню, играли ли вы с сестрой в одном фильме, а вот в спектакле "Мираж" видел вас обеих: Анастасия играла отца, а вы - одну из его женщин. Какова судьбина этого спектакля?

- Во-первых, я играла не одну из женщин отца, а - как бы это заявить? - собирательный образ его женщин. Хотя должны мы были игрывать наоборот: я - отца, потому как похожа на него, а Настя, похожая на маму, его женщин, в том числе и маму. Но режиссер распорядился по-своему. Теперь о том, что стало со спектаклем. Мы сыграли его немного раз, позже его прикрыли. Мы должны были ехать на гастроли в Одессу. Замечательный художник Павел Каплевич сделал костюмы и декорации из бумаги - для экономии. А нам говорят: гастроли отменяются, пожарники возражают. Надо, мол, костюмы и другой реквизит пропитать огнестойкой жидкостью, что-то ещё, так спектакль и заглох.

- Возродить спектакль вероятно, как вы считаете? В том же составе?

- Большой вопросительный мотив. Играть отца сквозь столь лет? Встрой ли все это реально.

- Еще об одном спектакле, Марианна, хочу вас узнать - "Коварство, монеты и любовь" по Михаилу Зощенко. Вы с Вячеславом Шалевичем, Аллой Ларионовой и Михаилом Воронцовым объехали с ним еле-еле ли не весь мир, более того в Америку заглянули. Я был на Брайтоне, смотрел его - отличный, сильно радостный спектакль. Сейчас играете его, или спектакль умер вкупе с Аллой Ларионовой?

- Я помню те гастроли, хотя прошло, кажется, уже шесть лет. Нас отлично принимали: и в Сиэттле, и в Нью-Йорке - аншлаговые были спектакли. Мы полно с ним гастролировали, потому он себя исчерпал.

- Хорошо. Поговорим сейчас, Марианна, о вашем персональном творчестве. После Щукинского училища вас пригласили в театр имени Вахтангова. Там и работаете до сих пор?

- Да, в рабочий книжке сиротливо приютилась одна-единственная запись. Сейчас в театре играю негусто, занята всего в одном спектакле: "Будьте здоровы" по пьесе французского автора Пьера Жено. Играю в нем главную образ. Иногда играем спектакль антрепризно, вот с ним можем и к вам в Америку приехать.

- А когда снимались концевой раз в кино?

- Только что снялась в детективном, как в текущее время водится, телесериале, он более того на премию "Тэффи" был выдвинут, но ее не получил. Очень занимательный телесериал, будет обладать продолжение.

- Вы снялись в больше полутора десятков фильмов. Кто из режиссеров произвел на вас наибольшее ощущение?

- Я снималась у Марлена Хуциева в фильме "Застава Ильича", переименованном в "Нам 20 лет". Марлен - необычайно даровитый режиссер и весьма поэтичный, тоненький дядя. Мне занятно было вкалывать с ним на этой картине. Назову ещё Даниила Храбровицкого - автора сценария Чухраевского "Чистого неба" и других фильмов, перешедшего следом в режиссуру. Я снялась у него сообща с Никитой Михалковым в фильме "Перекличка". Очень довольна работой у режиссера Эльера Ишмухаметова, только-только отснявшего кино "Наследники".

Так же читайте биографии известных людей:
Марианна Австрийская Marianna Avstriyskaya

Марианна Австрийская - испанская королева, вторая жена Филиппа IV, мать Карла II, последнего испанского короля из династии Габсбургов, сестра..
читать далее

Марианна Фишер-Боэль Marianna Fisher-Boel

В 1963 году окончила колледж современных языков. Образование продолжила в Бельгии, где получила диплом специалиста в области торговли.
читать далее

Марианне Биртхлер Marianne Birthler

С 1988 года была активисткой правозащитной организации, которая в условиях ГДР действовала полуподпольно. После объединения Германии присоединилась..
читать далее

Мариано Асуэла Mariano Azuela

Асуэла Мариано - мексиканский писатель. Реалистические романы из современной мексиканской жизни "Товарищ Пантоха", "Новая буржуазия". Роман о..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий