Известные люди

»

Мариано Ларра

Мариано Ларра Mariano Larra Карьера: Писатель
Рождение: Испания
Испанский поэт, прозаик, публицист.

Отец Ларры, боевой медик, был поклонником Великой Французской революции 1789 года, одним из тех, кого в Испании называли офранцуженные (los afrancesados). После поражения Наполеона семейство Ларры жила во Франции, и по возращении на родину Ларре пришлось подучивать испанский язык.

Эпоха, в которую жил и творил Ларра, была эпохой болезненного перелома. Это был революционный отрезок времени, когда происходили болезненные изменения устройства страны, ее экономических, социальных и политических традиций. Сложные процессы буржуазной революции, реакционное правление короля Фердинанда VII, отсталость Испании привели страну к состоянию маразма и уныния в культуре и общественной мысли. Испания в тот отрезок времени уже не была страной феодальной, но так и не стала буржуазной, то есть переход к новому, больше совершенному этапу замедлился. По меткому замечанию выдающегося испанского писателя и публициста Бенито Переса Гальдоса(1840-1923), это был отрезок времени маразма и слабости, тот, что вызывал только жалость и пренебрежение. XVIII столетний период был для Испании веком упадка, и революция уже назревала. К периоду с 1680 г. и до наших дней мы испытываем только ощущение глубокого отвращения.

Этими причинами была вызвана полная беспомощность Испании, как во внешних, так и во внутренних делах. Блестящий XVIII столетний период Просвещения во Франции уже прошел, Европа находилась в состоянии кризиса. В Испании царят уныние и неготовность к переменам, и что ещё хуже, нежелание перемен. В это сложное время на арену общественной мысли выходит Мариано Хосе де Ларра. Появление феномена Ларры было связано, в прошлом всего, с французским Просвещением, которое значит для важный культуры больше, чем любое идейное течение оно вдохновило и воодушевило поколения новых мыслителей и писателей во всем мире. В Испании оно подготовило явление Ларры. Неслучайно, поди, и то, что папа Ларры любил Францию, и то, что их семейство жила во Франции.

В Испании эпохи правления Фердинанда VII получать себе на существование литературой и тем больше журналистикой было шибко сложно: книг выходило самое малое, а число газетных статей хоть и увеличилось, но были это в основном королевские эдикты и указы. Из-за чертовски жесткой цензуры театр находился в состоянии упадка, и определить новую пьесу было сложно. Литературная существование Мадрида ушла в кафе и частные собрания литераторов.

Ларра начинает свою литературную дело с опубликования стихов и поэм, посвященных текущим историческим событиям. Это не было попыткой польстить властям, легко для начинающего литератора это было единственным способом выжить. Однако в этих стихах Ларре удавалось выказать и собственное соображение о происходящем. Следующим этапом становится критика. К серьезной журналистике, к статьям о нравах и судьбах Испании, он приходит посредством литературную и театральную критику. Ларра становится журналистом, тот, что смог сквозь малое - обычаи и нравы, явить великое - эпоху и страну. В своих статьях Ларра выводит нрав народа и размышляет о жизни в целом. Читая Ларру, изучаешь историю.

Именно Ларра стал первым испанцем, тот, что с позиций просвещенного европейца и горячего патриота рассказал о происходящем в стране. Его орудием стала журналистика. Именно она в тот миг была единственным способом пробудить народонаселение. В его статьях все подчинено главной цели донести свою мысля до читателя. В различие от романтиков, к которым нередко относят Ларру, в его творчестве содержание завсегда определяло форму. Интересен творческий алгоритм Ларры. Автор, задумавшись, ходил по улицам Мадрида, и там искал для своих статей сюжеты. Затем он изучал, обобщал и передавал увиденное на страницах газет.

Ларра ни при каких обстоятельствах не пишет прямо он наводит на дума. Эпоха властвования цензуры вынудила его натянуть маску, применять различные псевдонимы, эзопов язык. Статьи Мариано Хосе де Ларры горячие выступления, хроника происходящего, небольшие рассказы написаны иронично, без труда и остроумно. Часто из простого рассказа вырастает едкой сатиры статья, в которой звучит твердый сарказм. Содержание завуалировано, но серьезному читателю все сию минуту становится ясно. Интересной и отличительной формой, используемой Ларрой в его творчестве, являются письма, написанные им разным людям о происходящем в Испании. Это позволяло ему достичь особого контакта и особой атмосферы близости к читателю. Скрытность, располагающий к спокойному диалогу тон, особая патетика Ларры он вечно настроен саркастически, остроумные диалоги, яркие слова и выражения, помогающие лучше прочувствовать атмосферу описываемых событий.

Характерные особенности всего творчества журналиста Ларры восклицание, изумление, разочарование и совершенное отсутствие цинизма. В его статьях без малого нет спокойного анализа фактов, личность романтика бунтует, летит, но, разочаровавшись в спокойном болоте современности, успокаивается, и великая энергия превращается в жгучую иронию. В других странах романтизм становился уделом сильных и гордых, превратившихся в героев поэтов: Байрон, Лермонтов. В Испании же, которая неизменно как будто насмехалась над остальным миром, действительный романтик стал великим журналистом. В различие от своих современников, в Ларре нет более того и намека на циничность яркая отличительная черта философии просветителя. Необходимо иметь слабость свой народонаселение и свою родину только так не возбраняется доставить ей пользу.

Ларра постоянно в равной мере скверно относился к иностранцам, которые, приехав на восемь дней в Испанию, опосля осуждали ее и смеялись над ней (Variedades criticas 17 сентября 1833 г.), и к современным ему испанцам. Испанцы зачастую вели себя не лучше: они считали, что все самое плохое может быть только в Испании, и объясняли все ее проблемы вечным Так уж повелось у нас в стране! - ЎCosas de Espaсa!(En este paнs(В этой стране) 30 апреля 1833 г.), не пытаясь ничего изменить. Это общее влечение отстоять свою страну, сладить с ее проблемы решительными, но обдуманными мерами, объединяет Ларру с представителями всей последующей испанской просветительной журналистики. Наверное, проблемы, стоящие перед гордым одиночкой Ларрой в его эпоху, были излишне серьезными, вследствие этого так трагически и так раньше времени прервалась его бытие.

Другой важной особенностью творчества Ларры является частое применение пародии в его статьях. Пародия всю дорогу направлена на мир настоящий, то есть Ларра пародирует реальные события и реальную эпоху. Получалась карикатура, помогавшая лучше осознать сущий вид страны. В своих статьях Ларра не пытался обрисовать нравы и причуды целого народа, а разбивал его на классы. Благодаря такому подходу в его статьях ему удалось соорудить огромное здание - среда Испании, переживающее болезненные изменения и перерождение. Классы, появляющиеся в его статьях, представляют и дополняют строгую картину, которую дает нам история. Не стоит упускать из памяти в этой связи о документальности статей и предельном реализме журналистики, основы которой заложил Ларра. Ларра - романтик, но романтик только душой, интеллект же его оставался чувствительным к происходящим изменениям. Ларра мог урузуметь всю нелепость и ненужность романтики в его стране. Громких и красивых слов в королевских указах Фердинанда VII было непочатый край, а результатов - немного.

Ларра был не только выдающимся публицистом, но и великим знатоком родного языка. Приехав из Франции, он посредством немного лет написал учебник-словарь. В своей статье Filologнa (Филология) 10 октября 1833 года) Ларра пишет о важности языка, точно подмечая, что для говорящего язык то же самое, что и винтовка для солдата. Им и защищаются и убивают ( Larra Mariano J. Artнculos varios. Madrid, 1979, p. 293). Писатель не только рассуждает, но и приводит конкретные примеры неверного использования испанских выражений и слов. Напоследок он советует юношам, решившим посвятить себя литературе, больше времени посветить изучению своих писателей, чем скверно переводить иностранных.

В статье Manнa de citar y de epнgrafos(Мания цитировать и дарить всему эпиграфы) он осуждает писателей, стремящихся свои слабые произведения соорудить лучше, цитируя римских мыслителей и французских писателей. Если автор говорит правду и в произведении видна светлая идея, то мы не знаем, что ему могут вручить древние мудрецы. Если же книжка слабая, то ни Гораций, ни Аристотель уже не помогут ( Ibid., p. 293). Ларра напоминает им, что все уже сказано и написано на испанском ( Ibid., p. 296).

Использование цитат и эпиграфов только прикрывает скудость и бедность мысли, а это верный знак кризиса. Когда нет ничего своего, цепляются за старое и проверенное латынь и французских писателей, и этим пресекают ход собственных размышлений. В своей знаменитой статье El castellano viejo(Кастильская старина) он высмеивает и поражается ограниченности, замшелости, скудости мышления среднего класса в Испании. Патриотизм этих людей таков, что за все иностранные красоты они не дадут и мизинца своей страны( Ibid., p. 314). Это приводит их к крайности: гордясь своим, они не замечают отсталости. Люди, впадающие из крайности в крайность, оказываются в итоге в абсурдной ситуации. Нет лучше образования, чем испанское. И выбирают не обладать его ( Ibid., p. 314).

Чрезмерное упрощение всего, что может показаться сложным, приводит к ограниченности. Всему хорошему он дает плохие прозвища. Язык вежливости для него без малого что греческий. Считает, что все воспитание это произнести Бог да хранит вас! входя в комнату, и добавить: С вашего разрешения!, выходя. При встрече спрашивает у каждого об его семье, а прощаясь, обо всех( Ibid., p. 315).

Обстановку, царившую на празднике таких людей, Ларра описывает так: Они говорили о том, что время идет и о том, что зимой заурядно холоднее, чем летом( Ibid., p. 316) Ларра не осуждает, его насмешка не ехидная и циничная, а задумчивая и рассудительная. Писатель высмеивает пожилой замшелый мир испанской старины. Он выводит черты, определяющие мещанство каждый страны: чрезмерную влюбленность ко всему земному, суетность, ограниченность, скудость мышления, нежелание обучаться и ужас ко всему новому.

В Vuelva usted maсana(Приходите завтра) он жестко высмеивает бюрократию, пустившую свои щупальца во все сферы общества. Появление бюрократии вместо истинного управления немощь, знак разложения общественного организма. Отстающая Испания болела, и ее необходимо было врачевать. Никчемный обычный класс, бюрократия, массовость болезни Испании эпохи Ларры. В 1832 году он публикует статью Carta a Andres, escrita desde las Batuecas por el pobrecito hablador(Письмо Андресу, писаное с острова Батуэкас от его бедного Болтуна), где он, используя образ воображаемой страны, критикует современную ему Испанию. Говоря о состоянии дел в духовной сфере, в области мысли он задается горьким вопросом: В этой стране не читают, в силу того что что не пишут, или не пишут, вследствие того что что не читают?.. Люди, которые не знают ничего, и люди, которые знают все, ещё воруют и убивают. Книг никто не читает: Вот если бы билеты в оперу или на корриду!( Ibid., 270).

Ларра в воображаемом диалоге с четырьмя обывателями пытается привести доказательства им, что знания и науки крайне нужны, но его аргументы будто бы опровергаются самой жизнью, точнее меркантильной, стяжательской ее стороной. Знания нужны, но сугубо практические. Знания для тех, кто не знает, чем заняться. Мой дядя генерал, и для того, чтобы носить клинок и блестеть камзолом, не нужно навалом располагать информацией. В моей семье никто не учился, оттого что люди голубой крови не должны вкалывать, и если вы скажете, что дон Фулано добился многих благ знаниями и науками, я пожелаю ему успехов. Для того чтобы получать монеты, науки не нужны(Ibid., 275). Ларра делает вывод: От этого идет нежелание обучаться, а, не учась, ничего не знаешь. Отсюда и наше омерзение к книгам, а все это приводит к проблемам нашей страны( Ibid., 275). Образ старухи, которая читает свои газеты так неторопливо, что только в 1829 году она дошла до номеров за 1823 год, символизирует отстающую Испанию. Мы ни в жизнь ничего не видим и не хотим взирать вперед( Ibid., 277).

Яркими образами своей публицистики он смог высказать и вручить названия многим явлениям жизни Испании. Страна Батуэкас как символ отставания и отдаления Испании от мира, видение мира как карнавала, где все играют свои роли и носят маски, суетность общественного, публичного человека. Унылый Мадрид нередко видится без малого кладбищем, а Европа кажется жестокой и безжалостной.

Ларра ушел из жизни весьма раньше времени, в двадцать восемь лет. В истории испанской мысли и испанской культуры Ларра остается как мужчина, тот, что первым придал профессии журналиста толк. До Ларры самостоятельной журналистики, журналистики как явления в Испании без затей не существовало. Журналистика не была общественным институтом, самостоятельной силой и независимым образованием. После Ларры она стала явлением и неотъемлемой частью культуры Испании. Все, заложенное им, действует и в текущий момент, а его произведения остались такими же актуальными и влиятельными, как и страсть сколько лет вспять.

Так же читайте биографии известных людей:
Мариано Фортуни Mariano Fortuni

Учился в Высшей школе изящных искусств в Барселоне (с 1853). В 1857 как пенсионер школы продолжил образование в Риме. Работал в Барселоне, Севилье,..
читать далее

Мариано Фортуна Mariano Fortuny

В 1906 г. запатентовал способ плиссировки шелковой ткани плиссировка Фортуни.Из этой ткани Фортуни создавал длинные платья, подчеркивающие..
читать далее

Мариано Ремон Mariano Garsia Remon

Вся его спортивная жизнь связана с мадридским Реалом. Ворота столичного клуба защищал в течение 15 лет (1971 1986). В национальном первенстве Ремон..
читать далее

Мариано Рахой Mariano Rahoy

Пойдя по стопам отца, Мариано закончил юрфак университета в родном городе. Однокурсники вспоминают, что был он неуклюжим, застенчивым юношей,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий