Известные люди
»Марина Неелова
Рождение: Россия, 9.1.1947
Народная артистка РСФСР (1987)Лауреат премии зрительских симпатий на Белградском кинофестивале (1975, за роль в фильме "С тобой и без тебя")Лауреат приза "Золотая фемина" на Международном фестивале в Брюсселе (за роль в фильме "С тобой и без тебя")Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" за 1977 г.Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1981, за участие в фильме "Осенний марафон")Лауреат Государственной премии СССР (1990)Премия "НИКА" в номинации "Актриса" (1993, за роль в фильме "Ты у меня одна")Премия "Триумф" 2000 г.Лауреат Государственной премии РФ (2001, за роль Елизаветы в спектакле "Играем... Шиллера!).
Марина Неелова родилась в Ленинграде в семье, не имеющей отношения к театру и кино. Ее маменька, Валентина Николаевна, со студенческой скамьи ушла добровольцем на фронт и всю Великую Отечественную служила радистом в Мурманске. Участвовала в жестоких боях. Война помешала ей принять высшее образование. Затем родилась Марина, и мамаша всецело посвятила себя воспитанию дочери.
Любовь к искусству родители привили Марине с детства. Они нередко ходили с дочерью на концерты и спектакли. Отец, стараясь приобщить ее к живописи, развешивал по стенам собственные акварели. Мама исправно водила свою тоненькую, изящную девочку на занятия балетом. Любовь к балету осталась у Марины на всю существование. Главным же для нее вечно был театр. По ее словам она ни при каких обстоятельствах не представляла себя ни кем помимо актрисы.
Поступление в ЛГИТМиКПо окончании школы, в 1964 году, Марина подала документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Конкурс был как неизменно сильно здоровенный - сто дядя на местоположение. В толпе рослых красавиц миниатюрная скромница Марина чувствовала себя этакой мышью: худющая, ножки "веревочками", глазищи испуганные, голосок срывается от волнения "Да что ж это такое? Так меня ни за что не примут! - думала Марина, оглядывая своих статных конкуренток. - Хоть бы стул какой на сцене поставили, за тот, что разрешено укрыться и оттуда отрывок читать".
Стула никакого не было, и Марина, собрав всю волю в кулак, начала: "Отрывок из романа "Война и мир". Марья Львовна Куракина с дочерью!" Выбор текста был не что ни на есть оптимальный - наверное "Первый бал Наташи" уже набил оскомину экзаменаторам. Но Марина сумела изготовить ощущение. Матерые лгитмиковские профессора наметанным глазом безотлагательно разглядели в девушке циклопический драматический дар. Она была принята на вектор движения весьма известных питерских педагогов - Ирины Мейерхольд, дочери знаменитого режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, и ее мужа, известного актера Василия Васильевича Меркурьева.
Учась в институте, Марина Неелова заявила о себе, как о очень неординарной актрисе. Сам Меркурьев отметил ее этюд в своем дневнике эффектной фразой: "Ее биомеханическая ворона окончательно как живая".
ТеатрВ 1969 году Марина Неелова окончила институт. У нее были все шансы угодить в труппу какого-нибудь прославленного театра. Как признается сама актриса, она практически грезила БДТ и легендарным его режиссером Георгием Товстоноговым. Но более того показываться в БДТ Неелова не стала. Боялась не приглянуться, не поступить - и не сладить со страшной травмой в самом начале пути. Поступив в штат "Ленфильма", она баюкала себя идеально детской мечтой: вот снимется в каком-нибудь удачном фильме, и сам Товстоногов ее заметит и пригласит в свой театр. "Полный вздор, конечно". Она была и, говорят, до сих пор осталась страшной трусихой
Товстоногов, уместно сказать, потом "Старой, старой сказки" молодую актрису заметил, сказал своим, что необходимо бы с актрисой повстречаться, что, мол, кинорежиссеры ее погубят. Но покуда Товстоногов собирался, Неелова с киностудии уволилась и уехала в Москву - в неизвестность. "И весьма зря, - прокомментировал тогда тот самый шаг Георгий Александрович - Она потеряет все". Однако и Товстоногов изредка ошибался.
В 1971 году Марина Неелова устроилась в Театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Там она работала кратковременно. Сыграла в пьесе Ивана Буковчана "Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом", которую уже никто не помнит. Репетировала у Анатолия Эфроса, которого помнят все и до сих пор боготворят. Он ставил тогда "Турбазу" Эдварда Радзинского, но спектакль запретили.
В тот самый миг на Неелову и обратил внимательность юный одаренный режиссер "Современника" Валерий Фокин. Вместе с Константином Райкиным в 1974 году они пригласили ее зайти в их спектакль "Валентин и Валентина". Что значит эпизод в актерской биографии! До Нееловой эту образ играла Ирина Акулова, но она из театра ушла. До Нееловой на эту образ звали Ирину Муравьеву, но она оставить в "Современник" из Детского театра отказалась. А для Марины Нееловой пьеса Михаила Рощина стала не легко удачным дебютом на сцене, но всеми замеченным началом здоровущий и счастливой театральной биографии. С тех пор она служит в "Современнике" без малого уже тридцать лет.
За это время она играла в таких спектаклях, как: "Двенадцатая ночь" (Виола), "Вишневый сад" (Аня), "Три сестры" (Маша), "Ревизор" (Марья Антоновна) и других.
Изящная актриса"По сцене она движется как беспокойная кошка у нее звук избалованной девочки и эротическая обличье, которая электризует публику", - так отзывались о ней критики. Ее хрупкость, изящество, талию объемом в 54 сантиметра безмерно ценят модельеры. Вячеслав Зайцев, одевая Неелову для спектакля "Вишневый сад", сознательно ездил в Париж за кружевами, шелками и страусиными перьями, потому как что считал, что такую женщину одевать по-другому было бы преступлением!
Вес у Марины Мстиславовны постоянно был "балетным". 45 килограммов, и ни грамма больше! Войдя в всякий лифт, Неелова обязательно подпрыгивает: только тогда лифт соглашается везти свой груз Однажды, встав на весы на каком-то южном курорте, Неелова обрадовалась: "48! Неужели удалось поправиться!" Проходящая мимо дама молниеносно развеяла ее иллюзии: "Дамочка, а что-же Вы с арбузом-то взвешиваетесь!"
Застенчивая Марина постоянно комплексовала из-за своей худобы. Масла в пламень подливали ехидные коллеги. Например, Константин Райкин так задумчиво-задумчиво говорил ей: "А что, нравятся мне твои ноги! Они так извиваются, извиваются"
КиноВ кино Неелова дебютировала, ещё учась на третьем курсе - она снялась в фильме Надежды Кошеверовой "Старая, старая сказка". Там она сыграла безотлагательно две роли - капризную принцессу и мечтательную дочка трактирщика.
Первые роли актрисы в кино были сказочно-романтичными ("Тень", "Принц и нищий"; "Сломанная подкова") или лирическими ("Цвет белого снега"; "Ждем тебя, парнишка!"). Яркое драматическое дарование актрисы, ее способность показывать искренние чувства на пределе человеческих эмоций раскрылись в роли Нины в кинокартине "Монолог".
В кино Нееловой блестяще удается воплощать образы ранимых, хрупких, незащищенных героинь, которые тем не менее упрямо отстаивают личную независимость - Степанида Базырина ("С тобой и без тебя", Приз "Золотая фемина" на Международном фестивале в Брюсселе), Саша Неродова ("Просто Саша"), Валентина Костина ("Слово для защиты"), Нина Георгиевна ("Фотографии на стене"), Алла ("Осенний марафон", Государственная премия РСФСР за 1981).
После работы своего телефильма "Ночь ошибок" (1975) Михаил Козаков-режиссер признался, что восхищен работоспособностью Нееловой: она так солидно относится к делу, что звездная хворь ей не грозит.
Утвердив себя в драматическом амплуа, актриса сызнова испытала склонность к лирической комедии или легкому фарсу ("Красавец-мужчина"; "Дамы приглашают кавалеров"; "Карусель"; "Чужая благоверная и супруг под кроватью"; "Мы веселы, счастливы, талантливы").
Следуя известной фразе, что искусство требует жертв, Марина Неелова жертвовала и своим комфортом, и здоровьем. Где вы найдете на западе звезду, которую заставляли сниматься в постельной сцене зимой в полуразрушенном доме? Именно так снималась сцена в "Осеннем марафоне". Актеры лежали под одеялами, а между ними, вопреки правилам пожарной безопасности, находился обогреватель.
На съемках фильма "С тобой и без тебя", режиссер Родион Нахапетов заставлял Марину, угравшую батрачку, в течение нескольких недель тянуть мешок, набитый камнями, подниматься на рассвете, доить коров и коз, косить траву, рубить деревянные чурки, полоть лен
В том же фильме ее должен был стукнуть Юозас Будрайтис. В первых дублях он бил ее деликатно, но все одинаково довольно здорово - актриса падала, ударялась о телегу. Но режиссеру все казалось неубедительным, оттого он попросим ударять "понатуральнее". В результате в конце съемочного дня на лице у Нееловой красовались натуральные синяки и ссадины.
С середины 80-х Неелова снимается все реже. При этом она чередует современные драматические ("Дорогая Елена Сергеевна", 1988; "Ты у меня одна", премия "Ника") и костюмно-исторические трагикомические образы ("Тень, или Может быть, все обойдется", телефильм "Ревизор", 1996; "Сибирский цирюльник).
Большой заинтересованность зрителей вызвала картина Евгения Татарского "Тюремный романс" (1993), поставленная на основе реальных событий. Марина Неелова исполнила главную женскую образ в этом фильме - следователя прокуратуры Елену Шемелову, влюбившуюсяся в заключенного.
В кино суть человеческая Нееловой металась от одного режиссера к другому и рвалась на части. Но режиссеры, сценаристы, партнеры и более того композиторы сплошь попадались ей только хорошие или шибко хорошие. Она снималась у Ильи Авербаха и Семена Арановича, Эльдара Рязанова и Михаила Козакова, Вадима Абдрашитова и Маргариты Микаэлян, Родиона Нахапетова и Ивана Киасашвили, Никиты Михалкова и Романа Балаяна Она произносила в кадре тексты Александра Николаевича Островского и Евгения Шварца, Дунского и Валерия Фрида, Евгения Габриловича и Александра Володина, Александра Миндадзе и Александра Бородянского Напевала мелодии Виктора Дашкевича и Олега Каравайчука, Андрея Петрова и Альфреда Шнитке, и более того Сергея Курехина Любила до самозабвения, до обморока героев Андрея Миронова и Олега Даля, Сергея Юрского и Станислава Любшина, Константина Райкина и Олега Табакова, Олега Басилашвили и Михаила Ульянова, Юозаса Будрайтиса и Леонида Куравлева, Александра Збруева и Александра Абдулова Не судьбина, а здоровый совдеповский кинословарь.
Роман с Гарри Каспаровым
"Неелову вечно хочется оберегать, она как словно сверх меры хрупка для этого мира", - так отзываются о ней коллеги-мужчины. Когда двухлетняя нежная влюбленность Марины к сильнейшему шахматисту кончилась крахом, на ее защиту встала едва ли не вся московская артистическая публика. Валентин Гафт, к примеру во всеуслышание заявил, что Каспарова в настоящий момент не станут принимать ни в одном уважающем себя доме
Марина познакомилась с Гарри в 1984 году в гостях у пианиста Владимира Крайнева. Каспарову был 21 год. Нееловой - на 16 лет больше. Что же могло объединить этих двух, казалось бы, таких разных людей? Наверное занятие в том, что на Марину неизменно неотразимо действовал чей-то дар. А на Каспарова подействовало дразнящее очарование Нееловой. "Вне сцены говорили, что она - та дама, которая прячет свою душу сильно внутри, вроде роза - шипы. Короче говоря, это была неординарная женщина", - так немного лет через он написал в своей книге.
А возрастная разница Так Неелова завсегда была "не от мира сего", и земное понятие возраста к ней погано применимо.
Каспарову нравились женщины постарше, годящиеся на образ "второй мамы", всегда опекающей и не чрезмерно требовательной. Да только вот на образ опекающей мамочки Неелова не годилась. Ее саму надобно было и оберегать и поддерживать
Гарри жил в Баку, в Москве бывал только наездами. Марина ни в жизнь не летала к нему сама. Рядом с Гарри была его мамаша - Клара Шагеновна - дама властная, признающая в жизни только одну ценность - карьеру сына. Она и положила финал этой любви Призрак брачных уз, которые могут стать поперек дороги карьере сына, жутко стращал ее. Послушав матушка Гарри прекратил с Нееловой все отношения.
Семейная существованиеИ все же Марина обрела близкое фортуна. Как-то на отдыхе она познакомилась с дипломатом Кириллом Геворкяном. Любовь была стремительной, брак стал счастливым. Выйдя замуж, самодостаточная и во всех смыслах успешная актриса, Неелова вскоре ошеломила своего зрителя. Она, безумно дорожащая своим главным сокровищем - театром, пожертвовала им для семьи. Пять лет она прожила с мужем и дочерью Никой в Париже, куда был направлен Кирилл Геворкян - советник Российского посольства. Ника в Париже пошла в основополагающий класс.
Но вскоре стало ясно, что без сцены Марина существовать не может. Несколько лет Марина ухитрялась существовать "на две страны". В эти годы репертуар "Современника" подверстывался под актрисы, проживающую за тысячи километров от Чистых прудов! Отыграв, Неелова отправлялась в аэропорт
Потом дипломатическая миссия Геворкяна во Франции закончилась, семейство вернулась в Москву. Жизнь Нееловой вошла в "тихие берега": театр - здание, здание - театр. Материнство для нее оказалось таким же "делом жизни" как и искусство. Ее дочка Ника - прелестное длинноногое тварь божья, чем-то напоминающее нееловских девочек и принцесс, сыгранных в театре и в кино. С годами дочка все больше становится похожа на свою знаменитую маму. А окружающие говорят, что и характера в ней нееловского хоть отбавляй. По советским понятиям, Марина Неелова родила дочка достаточно поздненько. Но, видимо, потому как, что это было осознанное и страстное возделение, появление дочери дало актрисе такое чувство счастья и полноты жизни.
Театр и кино в последние годыВ последние годы в кино Марина Неелова снимается чрезвычайно нечасто. В детективном сериале "Азазель" по одноименному роману Бориса Акунина она сыграла леди Эстер, а в фильме "Леди на день" - Анни.
Пока актриса не снимается, ее держит на плаву, ей помогает существовать ее театр. В сегодняшнем репертуаре актрисы - Раневская в "Вишневом саде" А.П.Чехова, Мария Антоновна в "Ревизоре" Н.В.Гоголя, Анфиса в одноименном спектакле по пьесе Леонида Андреева, Евгения Семеновна в "Крутом маршруте" Евгении Гинзбург, Елизавета в спектакле "Играем... Шиллера!" (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт"), Принцесса Космонополис и Хэвенли в спектакле "Сладкоголосая птица юности".
ПризнаниеЕе дар признали, и шибко до срока. Что в особенности немаловажно - признали "старики". Как как будто знали и чувствовали, что традицию служения, а не службы в театре, миссии, а не игры эта актриса подхватит и не посрамит. Через газету ее благословила знаменитая актриса ЦАТСА Любовь Добржанская. После одного из первых ее фильмов ("Монолог") партнер Нееловой Михаил Глузский немало лет называл ее внучкой и рассказывал о юный актрисе чудеса. Ее обожала и сказала полно лестных слов в ее адрес ни чуточки не льстивая Фаина Раневская. Драматург Михаил Рощин вроде бы в некотором недоумении и более того с испугом воскликнул: "Когда я вижу Неелову на сцене, мне кажется, что она играет завсегда как подобно тому как в финальный раз". Через четыре года следом окончания института ее портрет поместили на обложке журнала "Советский экран". По тем временам - это и называлось всенародным признанием и выражением зрительской любви.
Лия Ахеджакова о Марине Нееловой: "Она вызывает восхищение и изумление. Причем вечно. Своим поведением в жизни, в театре, отношением к профессии. У Пастернака есть строчка "корень красоты - отвага". Это стопудово применимо к Марине. Ей свойственна отвага в поступках - и в жизни, и на сцене.
Она потрясающе относится к своей профессии. Актеры, как и остальные люди, ощущают свои биоритмы, плохое состояние и расположение, порой бывает так тяжело игрывать. Но я ни в жизнь не замечала этого у Марины. Не вследствие того что, что она этого не чувствует, а потому как, что она это преодолевает.
У нее касательство к профессии как к миссии. Ее беспокойство перед премьерой более того обрисовать воспрещено. Это не боязнь неуспеха, как у большинства актеров, а беспокойство перед тем, как примут твое детище. Она совсем честна перед зрителем. Никогда не халтурит. Одна из немногих, кто подлинно служит Искусству. В ней ни в жизнь не было сытости, благополучия, "упакованности", как сейчас говорят. Бог дал ей тонкую кожу и обнаженные нервы. Но я ни разу не видела в театре ее проявлений истерии, каких-нибудь срывов, "женских нервов". С ней нетрудно, Бог защитил ее смиренным и веселым характером, что несложно диво для таковый крупной актрисы".
Так же читайте биографии известных людей:
Марина Блиновская Marina Blinovskaya
Блистать на подиуме в семьдесят лет? Манекенщица Марина Константиновна Блиновская не сочла это странным. Цветы, аплодисменты, внимание и любовь..
читать далее →
Марина Зудина Marina Zudina
Марина Зудина - советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка России, Народная артистка России. Родилась 3 сентября 1965 года.В..
читать далее →
Марина Хазова Marina Hazova
Заслуженная артистка России.
читать далее →
Марина Колпакчи-Кузнецова Marina Kolpakchi-Kuznetsova
Среди балерин Большого театра Марина Колпакчи-Кузнецова выделялась яркой красотой и умением создавать неординарные образы. Балетоманы со стажем до..
читать далее →