Известные люди
»Маритен Жак
Рождение: Франция, 18.9.1882
Родился в Париже 18 ноября 1882. Получил протестантское воспитание, учился в Сорбонне, два года (19071908) провел в Гейдельбергском университете, изучая биологию под руководством Ханса Дриша. Был учеником Бергсона, затем под влиянием и по примеру Л.Блуа принял католичество (1906).
Творчество Жака Маритена (18.11.1882-29.04.1973), одного из наиболее известных философов XX в., до сих пор чуть-чуть знакомо украинскому читателю. Его принадлежность к философскому течению неотомизма - официальной доктрины католической церкви - во времена СССР делала невозможными ни переводы его работ, ни сколько-нибудь серьезное исследование его творчества. Лишь с конца 80-х гг. разрешается констатировать начало освоения монументального наследия французского философа (полное парижское собрание сочинений издано в 13 томах), выразившегося в первой серии переводов его произведений1.
Будучи философом-систематиком, Маритен охватил в своем творчестве все основные предметные области философии: онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию религии, философскую антропологию, социально-политическую философию.
Предлагаемая читателю книжка "Человек и государство" создана на основе шести лекций, прочитанных Маритеном в декабре 1949 г. в рамках курса "Анализ политических институтов США", организованного фондом Чарльза Р. Уолгрина. Как и строй других работ "американского" периода она была написана по-английски (первое издание 1951 г.) и только позже переведена его секретарем на французский. Фактически в книге представлена целостная организация социально-политической философии Маритена, большинство элементов которой были рассмотрены в его предшествующих работах: "Первенство духовного" (Primaute du spirituel, 1927), "Интегральный гуманизм" (L'humanisme integral, 1934), "Человек и общее Благо" (The Person and the Common Good, 1947).
"Человек и государство", и все-таки, не только теоретический трактат, но и "утилитарный манифест". Маритен предлагает "конкретно-исторический идеал" для "новой демократии". Вдохновленный принципами томизма, он стремился применить их в контексте культурной и политической ситуации, сложившейся вслед за тем Второй важный войны. Спустя пятьдесят лет некоторые идеи Маритена (в частности, мысль "мирового правительства", которое должно состоять из "наиболее мудрых и высоконравственных представителей каждой из наций") могут показаться немного наивными. Однако в целом глубина анализа и пафос гуманизма Маритену ни при каких обстоятельствах не изменяли.
Социально-философская доктрина Маритена наследует море понятий и концепций (кроме системообразующей для него томистской традиции с ее ещё аристотелевскими составляющими), начиная с "Государства" Платона, идей Просвещения и заканчивая изысканиями Чикагской социологической школы. Непосредственное воздействие на него оказали А. Бергсон, Э. Мунье, Н. Бердяев. Свою книгу "Человек и государство" Маритен начинает с анализа отношений - часто противоречивых - между категориями, в которые он стремится облечь "сложную текучесть социальной реальности". Эти категории - "нация", "политическое общество", "государство", "народ". Фазы исторического развития предстают в диалектической взаимосвязи - то нормальной, то искаженной - между "сообществом" (общественный феномен естественного типа) и "обществом" (феномен организации договорного типа). Нормативная образ "общества", по мнению философа, состоит в том, чтобы содействовать естественному развитию "сообщества", - причем с минимальным вторжением и управлением, - способствуя максимальному проявлению плюрализма, личностной свободы и инициативы. Это постоянное взаимодействие "сообщества" и "общества" подразумевает то, что "суверенитет" может быть только относительным или соотносительным, но никак не абсолютным - будь то в сфере общественной автономии или власти государства.
Эти основоположения политики уточняются (посредством анализа современного автору общества) в главах, посвященных власти, соотношению цели и средств, правам человека, демократическому праву, церкви и государству, политическому объединению мира. Многообразие культур, идеологий и религий, не говоря уже о тех интересах и притязаниях, которые обнаруживаются при урегулировании международных проблем, побуждает Маритена распознавать прагматические правила действия, которые могут быть приняты практическим разумом в текучем и изменчивом мире, и доктринально-теоретические обоснования этих правил, расхождения в трактовке которых никак не устраняют возможности консенсуса на уровне конкретных действий.
В конечном счете, регулировать отношения между индивидами и группами на самом высоком духовном уровне способны только религиозная вера и церковь, считает Маритен. Выход из ситуации кризиса современной ему эпохи виделся Маритену в утверждении "теоцентрического гуманизма", "персоналистической демократии", христианизации всех областей духовной культуры и экуменическом сближении религий. Социокультурный идеал Маритена получил официальное признание Католической церкви потом завершения II Ватиканского Собора (1962-1965).
Так же читайте биографии известных людей:
Мариус Петипа Marius Petipa
Петипа поставил свыше 60 балетов. Им был создан свод правил балетного академизма. Постановки Мариуса Петипа отличались мастерством композиции,..
читать далее →
Мариус Штандель Marius Shtandel
Мариус Штандель - российский актер, родился 29 августа 1990 года.Мариус Штандель начал сниматься в кино в 2006 году. Первой ролью актера в кино..
читать далее →
Мариус Фишер Marius Fischer
Мариус Фишер - немецкий актер, родился 1 сентября 1990 года.Первыми ролями Мариуса Фишера в кино стали роли в таких фильмах как: сериал Одно дело на..
читать далее →
Мариуччиа Манделли Mariuccia Mandelli
В 1976-ом году деятельность Манделли и ее результаты стали интересны множеству ведущих дизайнеров мира, особенно итальянским модельерам. Кстати,..
читать далее →