Известные люди
»Мария Ермолова
Рождение: Россия» Москва, 15.7.1853
Что можем написать о Ермоловой мы, никогда не видевшие ее потомки, если даже современники, начинавшие описывать ее игру, зачастую заходили в тупик. Прочитав ворох воспоминаний об актрисе, приходишь к неизбежному выводу: она была великой. Какой великой - ответить сложнее.
"Поэт правды и света, она не нуждалась в виртуозности, как не нуждается в ней истинная молитва", - пишет о Ермоловой имеющий известность газетчик, управляющий труппой Московского императорского Мкумачового театра Владимир Нелидов. И продолжает, описывая одну из ее ролей: "Когда Ермолова не знаю как, не помню как, говорила "дети мои", вам жалостно было "всех бедных матерей"." В этих "не знаю как", "не помню как" - вся соль проблемы, потому как несколькими строками выше тот же Нелидов, дядя редкой наблюдательности и отменной памяти, превосходно описывает игру исполнявшей эту же образ знаменитой француженки Режан. Он знает "как" и помнит "как". Он весьма конкретно описывает - видишь Режан как будто живую. А Ермолову не видишь, нетрудно веришь автору на словечко.
Ее гений проще всего предуготовлять апофатически. У Ермоловой не было восхитительных протейских способностей. Ермолова не могла перевоплотиться на сцене в кого и во что угодно. Ермолова не была виртуозна. Ермоловский диапазон был достаточно узок - роли героические и трагические ей шли, а комические, характерные, отрицательные находились за пределами ее возможностей. Но она составила эпоху в русском театре. Но она была кумиром. Но о ней слагали легенды. Но ее как-то раз вслед за тем представления драмы "Овечий источник" Лопе де Вега - кто же этого не знает! - повезла домой карета, в которую от переизбытка чувств впряглись московские студенты. Почему?
Думаю, потому что что она сделала больше, чем может и должна совершить актриса. Она представила на сцене стопудово прекрасного человека. Точнее, стопроцентно прекрасную женщину. Она воплотила на сцене идеал. Этот идеал, по всей видимости, и любили в ней люди рубежа веков, настроенные куда больше возвышенно и мечтательно, чем люди рубежа веков нынешних. Этот идеал они отождествляли с актрисой. Ее роли и сама ее персона воспринимались ими как нечто неразрывное. Ее служение сцене - как нечто высоконравственное, хотя нравственность когорта внеэстетическая. О каком нынешнем артисте вы можете вымолвить без иронии, что он служит искусству? Таких актеров больше нет, и уже, видимо, ни при каких обстоятельствах не будет. Я, как Василий Иванович Чапаев, такого артиста и представить-то себе не могу. Потому что этика и эстетика давным-давно безвозвратно разошлись. В Ермоловой - вопреки всем законам - они праздновали близкое единство и близкое торжество.
Мы решили, что правильнее всего будет дать словечко самой Ермоловой. В 1909 году некто, скрывшийся за псевдонимом Р., взял у нее беседа для "Петербургской газеты". У нас есть вероятность изведать кое-что о ее вкусах, жутко консервативных, о ее пристрастиях, жутко предсказуемых, о том, что думает она о "художниках" (артистах Художественного театра). В том же 1909 году в печати появилось взволнованное сообщение читателя, разочарованного консервативностью своего кумира. "Ах, для чего вы посылали к ней интервьюеров!" - сокрушается он. Читателя не возбраняется раскумекать. Прикосновение к легенде постоянно чревато некоторым разочарованием. Но мы, живущие посредством столетье, вряд ли его испытаем. Мы уже не мечтательны, не возвышенны и не идеалистичны, и мы можем только додумываться - какой великой она была.
У М.Н.ЕрмоловойВ Петербург на короткое время приезжала М.Н. Ермолова. Нельзя было не употребить случаем, чтобы побеседовать с той, чье имя золотыми буквами впишется в историю русского театра. М.Н. остановилась на квартире своего мужа, члена государственной думы и известного московского адвоката, Н.П. Шубинского. Много лет я не видел нашу знаменитую артистку. С тех пор она страсть сколько хворала, долговременно не появлялась на сцене, и я ожидал заприметить "не ту Ермолову". Но когда отворилась ворота гостиной и на пороге показалась, залитая солнцем, знакомая фигура, с высокомерно поднятой головой и орлиным взглядом, похожим на воззрение Шаляпина, я сказал себе:
- Время щадит таланты!
Мы сели к столу, и я спросил о самочувствие славной артистки.
- Здоровье мое ныне поправилось, но, конечно, я уже не та, что была... Что было - того не вернешь... Доктора не велят зачастую игрывать, да и вообще, нужно дарить дорогу молодежи!
- Но кому, Марья Николаевна? Ведь в том-то и напасть, что нет молодых дарований.
- Я с вами не согласна. У нас, в Москве, есть способные молодые актрисы. Вот Пашенная или Найденова... Они талантливые. Гзовскую вы сами видели и знаете. Как разрешено, разумеется есть молодые дарования!
- Не находите ли вы, что Мкрасный театр страдает от конкуренции московского Художественного?
- Нисколько. В Москве хватит публики на оба театра, и наша публика не любит модернизованных и декадентских пьес. Чехова мы также не играем и предоставляем его "художникам".
- Какого вы мнения о "Синей птице" и о последних постановках "художников"?
- "Синяя птица" - это не пьеса, а феерия, сказка, основанная на эффектах. Для ума она ничего не дает. Такие вещи сильно одним духом изглаживаются из памяти. Вот "Ревизор" мне понравился.
- Неужели понравился? А у нас нашли, что "художники" его окарикатурили...
- Я не нахожу этого. Некоторые роли были крайне недурно исполнены. Очень недурно играла Корнева Марью Антоновну, хороши были Уралов, Москвин, Горев. Вообще, зря говорят, что у "художников" нет актеров. У них есть прекрасные актеры. Возьмите Качалова или Уралова. Но стержневой секрет их успеха содержится, конечно, в поразительной энергии и огромной любви к своему делу. Энергии их надобно прямо изумляться!
- Чем вы объясняете, что Сарра Бернар в свой завершающий наезд к нам не имела успеха?
- Я не пошла ее обозревать, вследствие того что что не могу видать разрушающийся дар... Удивляюсь ею смелости: в 70 лет игрывать "Даму с камелиями!".
- Кого вы ставите выше: Сарру Бернар или Дузе?
- По-моему, их воспрещено сравнивать. Это абсолютно разные величины. Дузе - вся темперамент, и потому она не так типична. (При слове "темперамент" М.Н. сделала прекрасный жест, давший представление о чем-то стихийном). Сарра Бернар - это актриса ума, отделки, внешности, и она больше создает типов...
М.Н. оживилась и закурила папиросу.
- Смотрели вы итальянца ди-Грассо?
- Нет. Ультра-реальных актеров я не признаю. Я держусь того мнения, что все, что не возбраняется в жизни, не возбраняется на сцене. На сцене все должно быть художественно. Мой идеал актера - Сальвини. Вот кто соединяет в себе все, что необходимо располагать актеру! Сальвини - гений, и я перед ним постоянно преклонялась...
- Правда ли, М.Н., что дирекция хочет командировать вас в будущем сезоне на немного гастролей в Петербург?
- Об этом был разговорчик, но я откажусь ехать. В мои годы это нелегко, да и нет таких ролей, из-за которых стоило бы наезжать на гастроли. В минувшем сезоне я только и играла, что "Холопы". Прежних ролей я не могу игрывать, а то, что подходит к моим годам, - неинтересно для гастролей.
Вчера знаменитая артистка уехала назад в Москву.
"Петербургская газета" 133 - 17 мая 1909 года.
Так же читайте биографии известных людей:
Мария Казарес Maria Casares
Казарес, главным образом, театральная актриса трагического амплуа.
читать далее →
Мария Призван-Соколова Maria Prizvan-Sokolova
Великолепная характерная актриса, Мария Призван-Соколова (Вейсбрем) была блистательным мастером психологического театра в лучших традициях русского..
читать далее →
Мария Саффо Maria Saffo
В одной из недавних программ Андрея МАЛАХОВА Пусть говорят шла бурная дискуссия о том, стоит ли удерживать мужчину, когда он надумал оставить семью...
читать далее →
Мария Тамбулатова Maria Tambulatova
драматическая актриса, заслуженная артистка РСФСР с 1980 года, народная артистка Российской Федерации с 1998 года.
читать далее →