Известные люди
»Мария Истомина
Рождение: Россия
Первое мое выступление было в кино. Афиша гласила: "Известная цыганка Мария Истомина, исполнительница песен, романсов". Первый раз иду выступать и ... от одной рекламы ноги подкашиваются.
...В сентябре 1983 приехал ко мне Б. А. Савченко, магаданский газетчик, интересующийся эстрадой. Мы пригласили Истомину: хотелось познакомиться с ее биографией, с работой на эстраде, познать о ее встречах с интересными людьми. Мария Ивановна оказалась интересным жизнерадостным человеком, отлично выглядящим в свои 83 года. Помимо ее рассказов за веселым столом, мы услышали и немного песен, которые звучали на эстраде пятьдесят с лишним лет вспять.
Рассказ Истоминой: "Родилась я в Петербурге в 1900, 23 февраля, в семье служащего. В 1904 умер папа, нас осталось четверо: мама, два брата, сестра и я. С восьми лет пошла в школу, вслед за тем мама устроила меня в сиротский институт, в текущий момент там институт Герцена, было это в 1909г. Заведение было закрытое и отпускали детей только на каникулы, на Рождество, на Пасху. Учили нас на гувернанток и сельских учительниц. В институте у нас была своя церковь, свой хоровой коллектив, и мы напевали. Петь я любила с детства -мама ещё весьма переживала, что звук у меня был шибко невысокий, как у мальчика. Я пела песни русские песни и цыганские...
В 1917 году окончила институт, а определиться на работу тогда было весьма нелегко. Мать работала на Бадаевских складах, Бадаев устроил и меня к себе, в бухгалтерию. Иногда ходила на танцы, там танцевала, пела для друзей. Один художник, слушая меня, посоветовал сходить обучаться к преподавателю пения Истомину.
Петр Серафимович Истомин когда-то учился в Московском театральном училище у педагога Ленского, совместно с Юрьевым, позже "сбил" его с пути прославленный, прославленный король цыганской песни, Давыдов. Он послушал и сказал: "Брось свою драму" - и так увлек цыганами, что Петр, изучив их язык, в 1900 году издает первую в мире цыганскую грамоту, которой до тех пор цыгане не имели. Был он и композитором. Им написан великолепный романс - "Эх, запрягу я серого коня". Настолько он обычный, что цыгане считают его своим...
Живя в Петербурге, Истомин преподавал пение, имел свой мелкий ансамбль, где исполнял песни, романсы. Я уже пыталась сходить обучаться на артистку или певицу, но обучаться нужно было 3-4 года, а мне нужно было ещё действовать, пособлять матери, - и вот пошла к Истомину.
Петр Серафимович любезно принял меня: он играл на гитаре, я пела. Прослушав меня, похвалил, и я стала упрямо заниматься, учила цыганский язык, песни, романсы и посредством год пошла с Истоминым на просмотр Комиссии. Я волновалась, а он говорил: "Не волнуйся, пой спокойно". Вот я спела романс, спела иной, а они: "Ну ещё, ещё!" Смотрю, а лица у них довольные. Подбежала, спрашиваю: "Скажите сделай одолжение, я прошла?" - "Молодец! Очень добро, благодарю, наслаждение Вы нам доставили." - "Значит я могу быть артисткой?" - "Да! Можете."
Но в то время нужно самой было разыскивать себе местоположение. Комиссия давала только право на выступления, членский профсоюзный квиток и - право считаться артисткой...
Первое мое выступление было в кино. Афиша гласила: "Известная цыганка Мария Истомина, исполнительница песен, романсов". Первый раз иду выступать и... от одной рекламы ноги подкашиваются. Работала я в кабаре, пела под аккомпанемент двух гитар, гитаристами были Истомин и Саша Шишкин. Работала так года четыре, следом решила свершить этнографический номер: цыганка-танцовщица, три гитары и я, певица. Ансамбль из пяти джентльмен. Гитаристы: Истомин, Шишкин и Владимир Евлонский, танцовщицей была Берта Червонная - венгерская цыганка, ее ребенком подкинули выступавшие в Петербурге до революции цыгане, одна интеллигентная цыганка подобрала и вырастила ее... Берта, став попозже прекрасной танцовщицей, выступала в хорах, вслед за тем с нами. Я ни в жизнь не видела, чтобы кто-то плясал лучше Берты, так это было изумительно. Вот начинает слышаться "венгерка", она сидит,- опосля сбросит шаль, а под шалью - шикарный цыганский костюм: алые розы,- ленивой походочкой - еле-еле, а публика насторожена, а она быстрей, быстрей и так пустится в пляс, что люди стоя аплодировали. Работали мы полно, выступали на лучших площадках. В 1930 году умер Истомин Петр Серафимович - мой пригожий супруг и педагог. Гитаристами стали другие и мы поехали выступать по Волге, опосля Оренбург, Средняя Азия: Ташкент, Самарканд, Душанбе, Красноводск, Баку. Поездка длилась год, затем мы вернулись домой.
В тридцатые годы цыганские песни были в опале, Берта уехала с мужем на Дальний Восток. Я познакомилась с Паней Паниной (дочка сестры Вари Паниной), составили мы дуэт, напевали молодежные, комсомольские песни, выступали на заводах. Так было до 1934 года, вслед за тем стало опять "просачиваться" цыганское исполнительство. Паня вновь вернулась к своему цыганскому жанру. Я уже не захотела напевать цыганские и выступала с репертуаром русских песен, романсов. Они такие широкие, раздольные. Я люблю русские песни... В 1939 году был первостепеннный эстрадный конкурс и мне предложили выступать, но я струсила. Я неизменно пела под гитару, а тут нужно под рояль. Потом - махаловка. Война застала меня в Мурманске. Я стала выступать на Севере: пела, была и актрисой в драматическом театре.
В Полярном, по всей видимости в 1943 году, встретила друга (так в отдалении!), и, представляете, он пригласил меня на свой концерт и сказал, что будет напевать старинные романсы для меня. Я сидела на первом ряду и слушала его. Пел он великолепно. Публика принимала чудесно. Потом хоть отбавляй говорили, вспоминали... Та саммит с Вадимом Козиным была последней, а познакомились мы в Ленинграде. Помню был концерт и пришел проситься обозначиться, таковый юноша... Ему сказали: "Как закончат выступать артисты, тогда и вам разрешат". Муж, Истомин, послушал его и сказал: "Парнишка недурно поет, с него будет прок." Потом работали с ним, выступали в концертах. Репертуар был равный, вследствие этого перед началом выступления договаривались - что он будет напевать и что я. Это было приблизительно до 1939 года... Потом у него что-то не сошлось с дирекцией и он уехал в Москву. Москва его весьма что надо приняла и с этого началась его бурная карьера.
После войны я вернулась в Ленинград, работала на эстраде, ездила по разным городам. Была в Архангельске, в Калининграде. Потом прекратила свою концертную занятие. У меня есть дочка, она танцевала, сейчас на пенсии, педагог. Зять - заслуженный артист, даровитый балетмейстер, работает в военном ансамбле, и внучка работает там же, есть внучек, он кандидат наук.
Скажу ещё о своей подруге Берте Червонной: уехав на Дальний Восток, они с мужем позже эмигрировали в Китай. Прожили там 17 лет. Находясь за рубежом, Берта встречалась с Морфесси, выступала с Вертинским. По приглашению Шаляпина была на его концерте (тот, что был дан для эмигрантов). Потом она вернулась на Родину и живет под Карагандой. Такова фатум цыганки, лучше которой никто не плясал, да и не спляшет.
Я люблю бытие, люблю людей, люблю животных, птиц... Вот вкратце и все о моей долгой жизни (быстро 84). На пластинку я напела только одну песню "Бродяга", которая была записана неудачно, и больше я не записывалась.".
Так же читайте биографии известных людей:
Мария Кац Maria Katz
На профессиональной сцене с 15 лет. В начале своей карьеры пела в группах "99%" и "Квартал".
читать далее →
Мария Максакова Maria Maksakova
Не нарушив семейной сценической традиции, Маша Максакова стала певицей. И тоже поет "Снегурочку": с той лишь разницей, что Мария Петровна исполняла..
читать далее →
Мария Наумова Maria Naumova
Победительница последнего конкурса "Евровидение" Мария Наумова, заставившая изрядно потесниться Лайму Вайкуле на, казалось бы, ее незыблемом троне..
читать далее →
Мария Пахоменко Maria Pakhomenko
Начинала свой путь на эстраде в ансамбле Дворца культуры Ленсовета. С В 1963 г. записала песню А.Колкера Качает, качает... к спектаклю Иду на грозу,..
читать далее →