Известные люди
»Марк Пекарский
Рождение: Россия, 26.12.1940
В эти дни в Культурном центре Дом проходит трехдневный фестиваль Музыкальные ландшафты, посвященный 65-летию Марка Пекарского - уникального исполнителя современной и старинной музыки, педагога, руководителя ансамбля ударных инструментов. На концерте, прошедшем вчера, была представлена книга Пекарского о выдающемся композиторе Андрее Волконском, основателе первого в СССР ансамбля старинной музыки Мадригал.
- Марк Ильич, известно, что во многих произведениях, которые исполняет ваш ансамбль, партия ударных или незначительно прописана, или не прописана вообще. Можно ли полагать, что вы в таком случае являетесь соавтором композиторов?
- Здесь все зависит от автора. Есть авторы, которые все пишут от а до я, и ничего изменить запрещено, есть авторы, которые полагаются на нашу исполнительскую волю, то есть на соавторство. Но, вы знаете, для импровизации местоположение остается во всей музыке, более того в Шопене, хотя там, казалось бы, все написано. Потому нам и любопытно, чем интерпретация одного пианиста отличается от интерпретации другого.
- Но если это не прописано самим автором, устанавливаете ли вы какие-то ограничения?
- Только ограничения вкусом. Собственно, словечко вкус я скорее заменяю понятием чувства меры. Сейчас я даю ученикам больше свободы, чем раньше, и больше на них давлю. Я воспитываю в них волю к творчеству, но свобода не бывает совершенно свободной. Она должна быть ограничена рамками вкуса, и вот над вкусом я работаю. А как его применить - это я им доверяю. То есть если два ученика играют одно и то же произведение в равной мере, то я считаю, что я крайне неважный педагог.
- Как у вас появлялись ученики в самом начале вашей преподавательской деятельности?
- Я пришел в Ипполитовское училище в 1973 году. Там были ученики, которые мне достались от других педагогов, позже я сам стал набирать. Обычно из Консерватории, из училищ выходят ударники-оркестранты или джазмены, рокеры, ударники, которые играют на вечеринках разных, и так дальше. А у меня была какая-то странная идея: взращивать ударников-интеллигентов. Людей, которые знают и любят музыку, которые могут жертвовать чем-то с целью музыки. И в текущий момент, как ни необычно, эта греза осуществляется. Это все началось с 1997 года, когда я поступил в Консерваторию как педагог. Другое время, слава богу, наступило, когда люди мечтают не только об уютном существовании - теплой квартире, удобном унитазе. Мои нынешние ученики - это замечательные индивидуальности, творческие единицы.
- Одинаков ли у вас подход к исполнению музыки разных эпох?
- Конечно, разные эпохи требуют разного подхода. Есть свои ограничения, в частности, в смысле темпов. Говорят, что Бах играл быстро: а что это такое - быстро во времена Баха? Можно одним духом ехать на лошадке, не возбраняется - на скоростном поезде Москва - Экс-ан-Прованс, а у Боинга быстро - это совершенно другое. Конечно, самое главное - это личная интуиция, художественная интуиция. Но никому не мешает ведать грамоту.
- Чем вы занимались до прихода в Мадригал?
- Работал в оркестре целых два года. А до оркестра - в разных ансамблях на радио: неаполитанских, полуэстрадных, народных, все что угодно. Я ездил с Людмилой Зыкиной в Кузбасс, на Дальний Восток. Я зарабатывал денежки с восемнадцати лет, потому что что у меня папа - инвалид войны, я должен был кормить семью. Но я и многому учился, крайне многому.
- Когда к вам пришла мысль импровизирования на ударных инструментах?
- Во-первых, это доля современной музыки. Во-вторых, когда я играл в Мадригале, сначала князь Волконский писал какие-то партии для ударных, а следом перестал, вследствие того что что понял, что я, как и он, люблю импровизировать. Я могу присесть за столик и на столешнице импровизировать, оно само получается. Но это только в Мадригале я неожиданно почувствовал, что могу, это князь Волконский дал мне уверенность. С тех пор для меня пишут порой произведения сильно импровизационные. Соня Губайдулина неизменно говорила: Маркуша, для тебя мой контент - это только повод.
- Если калякать о партнерах, вы могли бы наречь нескольких джентльмен, которых вы считаете лучшими?
- Андрей Волконский. Это что ни на есть наилучший партнер. Через одну ступеньку от него - пианисты Алексей Любимов, Борис Берман, Юрий Полубелов, певица Лидия Давыдова. А ещё ученики: Андрей Дойников, Дмитрий Власик, Дмитрий Щелкин.
- Какова, по вашему мнению, современная обстановка с той музыкой, которую вы играете?
- Если вы поедете за рубеж, вы увидите, что эта новая музыка ни-ко-му не нужна, только на фестивалях. У нас, может, более того благополучнее, потому что что в этом месте есть Провинция с здоровый буквы. Я в текущий момент промчался по городам Сибири, публика была безупречно не готова, мне приходилось со зрителями контачить, как с детьми. Причем одаривать им современную музыку без инструментов на практике, вследствие того что что там ничего нет, с собой из Москвы не привезешь. Но оттого что в этом месте разрешается колесить, кому-то что-то рекомендовать, вследствие того что что есть голод, минус информации. А на Западе они все зажрались, им только подай Брамса, то, что они знают, что они в деревне хором поют. Так что обстановка в мире на глаз одинаковая для новой музыки.
Главный по тарелочкам
Марк Пекарский родился 26 декабря 1940 года. На ударных начал заниматься в музыкальном кружке Центрального дворца пионеров. Играл в Государственном симфоническом оркестре радио и телевидения. В середине 1960-х присоединился к ансамблю Мадригал. В начале 1970-х стал преподавать в училище имени Ипполитова-Иванова. В 1976 году создал личный ансамбль ударных инструментов. С 1997 года - профессор факультета исторического и современного исполнительства Консерватории, в текущее время кроме того преподает в Гнесинской школе. Многие современные композиторы писали и пишут произведения для ударных нарочно под него.
Так же читайте биографии известных людей:
Марк Полторацкий Mark Poltoratskiy
В 1750 зачислен в Петербургскую итальянскую оперную труппу (первым среди российских артистов, сценический псевдоним Марко Портурацкий).
читать далее →
Марк Райли Mark Rayli
Марк Райли (Marc 'Lard' Riley) британский музыкант, получивший известность сначала как участник The Fall (где играл на бас-гитаре, гитаре и позже..
читать далее →
Марк Рейзен Mark Reyzen
Редкая задушевность, предельная отточенность вокальной декламации, ясное ощущение стиля, проникновенность и тонкая психологическая убедительность..
читать далее →
Марк Ронсон Mark Ronson
В середине 80-ых Марк Ронсон выпустил несколько собственных композиций, одной из которых стала тема к мультфильму ThunderCats. Практически всю..
читать далее →