Известные люди

»

Марк Пекарский

Марк Пекарский Mark Pekarsky Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 26.12.1940
В эти дни в Культурном центре Дом проходит трехдневный фестиваль Музыкальные ландшафты, посвященный 65-летию Марка Пекарского - уникального исполнителя современной и старинной музыки, педагога, руководителя ансамбля ударных инструментов. На концерте, прошедшем вчера, была представлена книга Пекарского о выдающемся композиторе Андрее Волконском, основателе первого в СССР ансамбля старинной музыки Мадригал.

- Марк Ильич, известно, что во многих произведениях, которые исполняет ваш ансамбль, партия ударных или незначительно прописана, или не прописана вообще. Можно ли полагать, что вы в таком случае являетесь соавтором композиторов?

- Здесь все зависит от автора. Есть авторы, которые все пишут от а до я, и ничего изменить запрещено, есть авторы, которые полагаются на нашу исполнительскую волю, то есть на соавторство. Но, вы знаете, для импровизации местоположение остается во всей музыке, более того в Шопене, хотя там, казалось бы, все написано. Потому нам и любопытно, чем интерпретация одного пианиста отличается от интерпретации другого.

- Но если это не прописано самим автором, устанавливаете ли вы какие-то ограничения?

- Только ограничения вкусом. Собственно, словечко вкус я скорее заменяю понятием чувства меры. Сейчас я даю ученикам больше свободы, чем раньше, и больше на них давлю. Я воспитываю в них волю к творчеству, но свобода не бывает совершенно свободной. Она должна быть ограничена рамками вкуса, и вот над вкусом я работаю. А как его применить - это я им доверяю. То есть если два ученика играют одно и то же произведение в равной мере, то я считаю, что я крайне неважный педагог.

- Как у вас появлялись ученики в самом начале вашей преподавательской деятельности?

- Я пришел в Ипполитовское училище в 1973 году. Там были ученики, которые мне достались от других педагогов, позже я сам стал набирать. Обычно из Консерватории, из училищ выходят ударники-оркестранты или джазмены, рокеры, ударники, которые играют на вечеринках разных, и так дальше. А у меня была какая-то странная идея: взращивать ударников-интеллигентов. Людей, которые знают и любят музыку, которые могут жертвовать чем-то с целью музыки. И в текущий момент, как ни необычно, эта греза осуществляется. Это все началось с 1997 года, когда я поступил в Консерваторию как педагог. Другое время, слава богу, наступило, когда люди мечтают не только об уютном существовании - теплой квартире, удобном унитазе. Мои нынешние ученики - это замечательные индивидуальности, творческие единицы.

- Одинаков ли у вас подход к исполнению музыки разных эпох?

- Конечно, разные эпохи требуют разного подхода. Есть свои ограничения, в частности, в смысле темпов. Говорят, что Бах играл быстро: а что это такое - быстро во времена Баха? Можно одним духом ехать на лошадке, не возбраняется - на скоростном поезде Москва - Экс-ан-Прованс, а у Боинга быстро - это совершенно другое. Конечно, самое главное - это личная интуиция, художественная интуиция. Но никому не мешает ведать грамоту.

- Чем вы занимались до прихода в Мадригал?

- Работал в оркестре целых два года. А до оркестра - в разных ансамблях на радио: неаполитанских, полуэстрадных, народных, все что угодно. Я ездил с Людмилой Зыкиной в Кузбасс, на Дальний Восток. Я зарабатывал денежки с восемнадцати лет, потому что что у меня папа - инвалид войны, я должен был кормить семью. Но я и многому учился, крайне многому.

- Когда к вам пришла мысль импровизирования на ударных инструментах?

- Во-первых, это доля современной музыки. Во-вторых, когда я играл в Мадригале, сначала князь Волконский писал какие-то партии для ударных, а следом перестал, вследствие того что что понял, что я, как и он, люблю импровизировать. Я могу присесть за столик и на столешнице импровизировать, оно само получается. Но это только в Мадригале я неожиданно почувствовал, что могу, это князь Волконский дал мне уверенность. С тех пор для меня пишут порой произведения сильно импровизационные. Соня Губайдулина неизменно говорила: Маркуша, для тебя мой контент - это только повод.

- Если калякать о партнерах, вы могли бы наречь нескольких джентльмен, которых вы считаете лучшими?

- Андрей Волконский. Это что ни на есть наилучший партнер. Через одну ступеньку от него - пианисты Алексей Любимов, Борис Берман, Юрий Полубелов, певица Лидия Давыдова. А ещё ученики: Андрей Дойников, Дмитрий Власик, Дмитрий Щелкин.

- Какова, по вашему мнению, современная обстановка с той музыкой, которую вы играете?

- Если вы поедете за рубеж, вы увидите, что эта новая музыка ни-ко-му не нужна, только на фестивалях. У нас, может, более того благополучнее, потому что что в этом месте есть Провинция с здоровый буквы. Я в текущий момент промчался по городам Сибири, публика была безупречно не готова, мне приходилось со зрителями контачить, как с детьми. Причем одаривать им современную музыку без инструментов на практике, вследствие того что что там ничего нет, с собой из Москвы не привезешь. Но оттого что в этом месте разрешается колесить, кому-то что-то рекомендовать, вследствие того что что есть голод, минус информации. А на Западе они все зажрались, им только подай Брамса, то, что они знают, что они в деревне хором поют. Так что обстановка в мире на глаз одинаковая для новой музыки.

Главный по тарелочкам

Марк Пекарский родился 26 декабря 1940 года. На ударных начал заниматься в музыкальном кружке Центрального дворца пионеров. Играл в Государственном симфоническом оркестре радио и телевидения. В середине 1960-х присоединился к ансамблю Мадригал. В начале 1970-х стал преподавать в училище имени Ипполитова-Иванова. В 1976 году создал личный ансамбль ударных инструментов. С 1997 года - профессор факультета исторического и современного исполнительства Консерватории, в текущее время кроме того преподает в Гнесинской школе. Многие современные композиторы писали и пишут произведения для ударных нарочно под него.

Так же читайте биографии известных людей:
Марк Полторацкий Mark Poltoratskiy

В 1750 зачислен в Петербургскую итальянскую оперную труппу (первым среди российских артистов, сценический псевдоним Марко Портурацкий).
читать далее

Марк Райли Mark Rayli

Марк Райли (Marc 'Lard' Riley) британский музыкант, получивший известность сначала как участник The Fall (где играл на бас-гитаре, гитаре и позже..
читать далее

Марк Рейзен Mark Reyzen

Редкая задушевность, предельная отточенность вокальной декламации, ясное ощущение стиля, проникновенность и тонкая психологическая убедительность..
читать далее

Марк Ронсон Mark Ronson

В середине 80-ых Марк Ронсон выпустил несколько собственных композиций, одной из которых стала тема к мультфильму ThunderCats. Практически всю..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий