Известные люди
»Матвей Троицкий
Рождение: Россия
Троицкий (Матвей Михайлович) - представитель эмпирической философии в России (1835 - 1899). Сын дьякона сельской церкви в Калужской губернии; окончил курс в Киевской духовной академии; был профессором философии последовательно в Казани, Варшаве и Москве.
В литературе и в преподавании Троицкий проводил и разрабатывал философские и психологические теории английского эмпиризма. Бакон, Локк, Юм, Т. Броун, Д.С. Милль и Бэн - вот представители направления, которое Троицкий в первый раз культивировал на русской почве. Начало деятельности Троицкого относится к той эпохе, когда, потом тринадцатилетнего (1850 - 1863) изгнания философии из университетского преподавания, философское образование в России находилось на чертовски низкой ступени. В интеллигентном обществе господствовал отчасти германский материализм, отчасти контовский позитивизм и слабо звучали отголоски германского идеализма. Предпринятое Троицким систематическое изложение английского эмпиризма внесло новую струю в русскую философскую дума. Новое ориентация, на которое направлял Троицкий, совершенно совпадало с господствовавшим тогда реалистическим настроением и отрицанием метафизики; этим объясняется та образ, которую сыграл Троицкий в истории русской философии, и тот заинтересованность, тот, что возбудила его дело посреди читающей и слушающей публики. Важнейшее сочинение Троицкого - его докторская диссертация "Немецкая психология в текущем столетии" (1867). Рассмотрению немецкой психологии предшествует в этом месте исторический обзор успехов психологии, начиная с Бакона. По справедливому замечанию большинства критиков, изложение английского эмпиризма представляет лучшую и самую ценную количество всей книги. Здесь Троицкий обнаружил беспристрастное касательство к предмету исследования, покинувшее его при обсуждении философии и психологии континента. Сопоставление английской психологии с французской и немецкой ведется Троицким с двух точек зрения: 1) способа и 2) психологического анализа, выполненного по выработанному методу. Бакон и Локк являются основателями индуктивного алгоритма, сменившего силлогистику схоластики. В дальнейшем своем развитии индуктивный приём, пройдя посредством исследования Рида, Д. Стюарта и Т. Броуна, в разработке Д.С. Милля получают внешность законченной методологической системы. В основании ее лежит сведение причинной связи к однообразному и необходимому преемству событий. Психологическое изыскание сводится, при этом, к нахождению закономерных преемств между душевными явлениями путем простого наблюдения и экспериментации. Анализ ума приводит к различным теориям ассоциации, которые в исследованиях Юма, Гертли, Броуна, Бэна и др. разрастаются в так называемую ассоциационную психологию. Совершенно другую картину проставляет у Троицкого история психологии во Франции и Германии. Эмпиризм Локка, опирающийся на внешний н внутренний навык, суживается в лице Кондильяка в сенсуализме, ведущий в конце концов к материализму Гольбаха, Кабаниса и др. Столь же неутешительны, хотя в другом отношении, результаты психологических исследований в Германии. Немецкие психологи не могли отбояриться от ложных приемов силлогизмами. Если некоторые (в частности, Фриз и Бенеке) и объявляли себя сторонниками индуктивного способа, то все употреблявшиеся ими приемы сводились в сущности к старой схоластической индукции per enumerationem simplicem. Рассматривая во 2-й части своего сочинения психологические теории различных школ в Германии, Троицкий приходит к решительному выводу, что во всей немецкой философии, начиная с Канта, не существовало никаких логических методов исследования духа, что ею не сделано ни одного заметного шага вперед относительно со школой Бакона и Локка и рационализмом Декарта и Лейбница и что основные ее идеи были прогрессивным извращением идей, пущенных в оборот школами Декарта и Локка. Критицизм Канта есть только переработка Ридовой философии в схоластическую форму. Априорные формы и категории Канта представляют только видоизменение первичных принципов "здравого смысла" Рида и имеют близкое происхождение в том же непонимании Юмовой теории причинности. Таким же образом ставятся в подневольность немецкие идеалисты, Фихте, Шеллинг и Гегель, от Беркли, Фриз - от Д. Стюарта, Гербарт - от Гертли. Собственные философские воззрения Троицкого, систематически изложенные в его "Науке о духе", остаются верными традициям английского эмпиризма и не вносят в это направление
ничего существенно нового. Наука о духе, по Троицкому, есть учение об общих свойствах и законах человеческого духа. Такими общими свойствами являются относительность, соотносительность и рефлексивность. Понятие относительности определяется по противоположности с понятием абсолютности и по содержанию состоит из двух свойств: условности и ограниченности. Условность обнаруживается как в сфере внутренних, так и внешних взаимодействий человеческого духа и состоит в том, что все классы психических фактов образуются одни из других и помимо того определяются в своем развитии и существовании некоторыми внешними данными (общественность, культура). Условность есть качество всех без исключения психических отношений. Существование пределов психического развития, непреодолимых для человека по самой его природе, обнаруживает другую сторону человеческой относительности - ограниченность. Относительность человеческого знания делает невозможным познание сущности как материи, так и духа, и заставляет ограничиваться изучением только явлений той и прочий категории. Но наши знания о явлениях духа и материи представляют некоторую разницу. Явления духа сущность явления его свойств - обнаружение того, что принадлежит ему в реальности, хотя и условно; явления же материи представляют только знаки или символы неизвестных отношений и вещей. Таким образом разрешено утверждать, что хотя наше знание духа и материи в равной мере имеет границы, тем не менее наше знание духа реальнее знания материи: в фактах духа мы встречаемся с условной действительностью, которая закрыта от нас в фактах природы материальной. В приведенных положениях о познаваемости духа и материи позитивизм Троицкого получает наклон к спиритуализму, броский, хотя вообще-то, и в других пунктах его воззрений. Относительность человеческого духа решает кроме того вопросительный мотив о возможности и значении метафизики, как системы абсолютного знания. Безусловное и абсолютное, являющееся предметом метафизических систем, не дано нам ни во внешнем, ни во внутреннем опыте и вообще не соответствует условной и ограниченной природе нашего разума, не имеющего никаких абсолютных начал. Но, не входя в состав науки в строгом смысле слова, метафизические теории могут располагать роль для изыскания алгоритма мыслимости сверхопытных вещей. Они являются соединительными звеньями между религией и наукой. Имея своим предметом религиозные идеи, не входящие в содержание наук, метафизика может употреблять при их выведении и разъяснении академический способ и таким образом получать академический нрав. Второе общее качество психических фактов - соотносительность или коррелятивность - состоит в обратной зависимости предыдущих членов от последующих. Относительность и соотносительность являются основанием З-го общего свойства - рефлексивности, т. е. способности одних психических фактов отражаться в других, в частности, ощущений в идеях, а этих последних - в продуктах творчества. Мышление является самым наглядным и широким обнаружением рефлексивности. Все реальные факты психического существования человека отражаются в его мышлении. Мышление человека имеет три основные и непроизвольные направления: историческое, логическое и трансцендентное. Историческое ориентация состоит в стремлении к рефлексии прошлой психической реальности во всей ее индивидуальности; логическое - имеет целью воспроизводить ту же реальность во всей ее общности; трансцендентное стремится к рефлексии фактов феноменальной реальности в идеях нефеноменальной реальности. Все законы человеческого мышления могут быть сведены к двум основным, известным под именем законов ассоциации, а аккурат закона смежности и закона сходства. Историческое ориентация мышления обязано своим происхождением, главным образом, закону смежности, логическое - закону сходства, трансцендентное - совместному влиянию того и другого. Последний внушительный работа Троицкого "Учебник Логики" проводит тот же эмпиризм в исследовании начал и методов человеческого мышления. Логика Троицкого подразделяется на I) логику дедукции, 2) логику начал, т. е. основных положений, служащих данными для дедуктивных выводов, и
3) логику наук, или специальную методологию. К важнейшим особенностям логики Троицкого относится замена обычного учения о понятиях и суждениях учением о терминах и предложениях, а кроме того превращение индуктивной логики в логику начал. В основании этой последней особенности лежит та мысля, что все реальные истины, служащие посылками для дедуктивных выводов, получаются путем индукции. Впрочем доктрина опытного происхождения аксиом и других основных начал всяческого знания не проведена в логике Троицкого с достаточной обстоятельностью и сводится, в общем, к краткому изложению и видоизменению уже высказанных по этому поводу взглядов (по преимуществу Д.С. Милля). "Начала" подразделяются на определения, т. е. чисто номинальные обозначения фактов, на законы природы. С учением о законах природы соединяется учение об индукции, как популярной (per enumerationem simplicem), так и научной, состоящей в методах установления причинной связи. Прямолинейность, с которой Троицкий проводил избранное им раз навечно философское ориентация, вызывала в близкое время сильные нападки, но в широком кругу читателей и слушателей философия Троицкого пользовалась здоровущий популярностью. Наиболее спокойная и объективная оценка Троицкого, как философа, дана Вл. С. Соловьевым в его образцовом очерке, посвященном памяти Троицкого, Грота и Юркевича. Весьма важной заслугой Троицкого перед русской философией было основание им в 1885 году "Психологического общества" в Москве (первым председателем которого был Троицкий), давшего, в свою очередность, начало в то время как единственному в России, философскому журналу "Вопросы философии и психологии". Из учеников Троицкого многие занимают кафедры философии в университетах (А.И. Смирнов, Ф.А. Зеленогорский, А.Н. Гиляров и А.П. Казанский, А.С. Белкин). Другие труды Троицкого: "Субъективные тоны" ("Библиотека для Чтения", 1862, 7); "Из чтений по психологии профессора Дробиша" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1864, ч. 122), "Очерк чтений по метафизике профессора Лотце" (ib., 1863, ч. 120), "О лекциях Куно-Фишера, Фортлаге и Тренделенбурга" (ib., 1862, ч. 117; 1863, ч. 117, 118 и 119), "Немецкая психология в текущем столетии" (Москва, 1867; 2-е изд., 1883); разбор труда Ф. Зеленогорского: "О методах исследования" ("Критическое Обозрение", 1879, 1), "Наука о духе" (Москва, 1882), "Учебник логики" (3 кн., Москва, 1885 - 88), "Элементы логики" (Москва, 1887); "К.Д. Кавелин; страничка из истории философии в России" ("Русская Мысль", 1885, 11). Ср. Ф. Сидонский "О немецкой психологии Троицкого" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1867, ч. 134); M.И. Владиславлев "Зависимость немецкой психологии от английской" (ib., 1867, ч; 135); H. H. Страхов "Английская психология" ("Отечественные Записки", 1867, сентябрь и декабрь); К.Д. Кавелин "Немецкая современная психология" ("Вестник Европы", 1868, 1); С. Гогоцкий "Критическое обозрение сочинений Н. П." (Киев, 1877); архиепископ Никанор "Позитивная философия" (Санкт-Петербург, 1876, т. 1); А.А. Козлов "О последнем сочинении профессора Троицкого: "Наука о духе" ("Русская Мысль", 1883, 4); M. И. Каринский "Учебник логики M. M. Т." ("Журнал Министерства Народного Просвещения". 1889, 6); В. К. "Позитивизм в русской литературе" ("Русское Бог.", 1889, 3 и 4); В. Розанов "Заметки о важнейших течениях русской философской мысли" ("Вопросы философии и психологии", 1890, кн. 3); В. Ивановский "М. М. Т." (некролог, "Вопросы философии и психологии", 1899, кн. 2); Вл. С. Соловьев "Три характеристики" ("Вестник Европы", 1900, январь). С. Алексеев.
Так же читайте биографии известных людей:
Матвей Бронштейн Matvey Bronstein
Советский физик-теоретик.
читать далее →
Матвей Захаров Matvey Zaharov
Родился 15 августа 1898 года в деревне Войдово Старицкого района Тверской области.
читать далее →
Матвей Платов Matvey Platov
Сыну донского войскового старшины Ивана Платова Матвею едва исполнилось 13, когда отец, пойдя навстречу его настойчивому желанию служить, отдал его..
читать далее →
Матвей Ефимов Matvey Efimov
Гвардии старший лейтенант М. А. Ефимов совершил 280 боевых вылетов, сбил лично 3 и в группе 19 самолётов противника. 0 года за мужество и отвагу,..
читать далее →