Известные люди
»Мечислав Хоржовский
Рождение: США, 23.6.1892
Если имя пианиста Мечислава Хоржовского не включено в Книгу рекордов Гиннесса, то это большое упущение со стороны ее составителей - и по продолжительности исполнительской карьеры (с 1899 по 1993 год), и по широте репертуара, и по многим другим показателям Хоржовского уже вряд ли кто превзойдет. Но если его имя там есть, то пианисту это наверняка бы не понравилось...
"Прежде чем активизировать обучаться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся, будь то дитя, отрок или большой, должен уже обладать какой-то музыкой: так заявить, сохранять ее в своем уме, носить в своей душе и чуять своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первостепеннный раз прикоснется к клавише... Вот зачем младенцем Моцарт "сразу" заиграл на фортепиано и на скрипке".
Г. Нейгауз, из книги "Искусство фортепианной игры"
ХОРЖОВСКИЙ РОДИЛСЯ В 1892 ГОДУ во Львове, тот, что тогда назывался Лемберг и относился к территории Польши. Уже в три года он по слуху подобрал на фортепиано одну из Песен без слов Мендельсона, услышанную от матери, которая сама была недурственный пианисткой. В три с половиной года его начали обучать музыке, и к 7 годам чудо-ребенок играл наизусть уже ли не всего Баха, сочинил две фортепианные сонаты и оркестровую пьесу, причем сам ее целиком оркестровал. В 1899 году он дал первостепеннный сольный концерт в Вене, удостоился приглашения игрывать при дворе императора Франца Иосифа II. Далее следуют Берлин, Варшава, а в 1906 году в миланском театре Ла Скала он сделал в единственный конец дня до-минорный концерт Моцарта и Четвертый концерт Бетховена с собственными каденциями - чуть-чуть кто из сегодняшних "взрослых" пианистов решится на такую программу.
В том же году - триумфальный дебют в нью-йоркском Карнеги-холле, в Лондоне и Буэнос-Айресе. Его игрой восторгаются Сен-Санс, Форэ и Равель. Кажется, что мальчику не пройти судьбы "раскрученного" вундеркинда, тот, что со временем, как это происходило и происходит с большинством чудо-детей, превратится в посредственного солиста. К счастью, этого не случилось.
Не в последнюю очередность, по всей видимости, оттого, что в возрасте 7 лет его принял в свой класс в Венской консерватории ученик К. Черни Теодор Лешетицкий, выдающийся педагог и мыслитель, воспитавший таких гениев фортепиано, как Фридман, Падеревский, Шнабель. Может показаться странным, как из класса одного педагога могли вылезти до того непохожие приятель на друга и при этом настолько яркие личности. Однако в этом нет ничего удивительного - Лешетицкий больше всего стремился, не стесняя свободного развития своих учеников, изготовить их гармоничными личностями. Он запрещал своим ученикам заниматься больше 3 часов в день - ученик, занимавшийся 4 часа, должен был признать себя лентяем. По количеству гениальных учеников с ним может сравниться только Генрих Густавович Нейгауз, цитатой из книги которого начинается эта статья, и это не невзначай - совершенно по всей вероятности, что их методы были похожи.
В 1905 ГОДУ в возрасте 13 лет Хоржовский оканчивает консерваторию. Перед ним открывается блестящая карьера пианиста-виртуоза, его приглашает к себе Римский Папа Пий X, его дружбой дорожат композитор Бойто и дирижер Тосканини.
Однако Хоржовский недоволен собой. В 1911 году он нежданно перестает одаривать концерты и поступает в Сорбонну, слушает лекции по философии, изучает "Божественную комедию" Данте, творчество Шиллера (он замечательно знал европейские языки). Тут, быть может, исполнительское искусство XX века и потеряло бы его, если бы не вмешательство Пабло Казальса, величайшего виолончелиста и дирижера. Сохранилась сказка о том, как в 1906 году Казальс познакомился с Хоржовским. Вместоположение разговора о светских пустяках он предложил молодому дарованию поиграть с ним на фортепиано Французские сюиты Баха. Каждому досталась партия только одной руки. Они прошли, не останавливаясь, все 6 сюит (больше двух часов музыки) и остались друзьями на всю бытие. Именно для удовольствия игрывать с Казальсом Хоржовский вернулся к музыке. Именно Хоржовскому любители музыки обязаны возвращением Казальса к концертной деятельности позже Второй важный войны.
РЕПЕРТУАР ХОРЖОВСКОГО воистину безграничен - все сонаты Моцарта, все фортепианные произведения Бетховена, ХТК Баха, колоссальный массив камерной музыки. Он играет хоть отбавляй и по всему миру, от Рио-де-Жанейро до Хельсинки, но все-таки значительно меньше, чем другие пианисты, претендующие на пальму первенства на музыкальном Олимпе, он сам определяет свой репертуар, не позволяя это совершать агентам. Залы на его концертах неизменно переполнены, и публика в восторге, при всем при том "записные" платные критики обходят его своим вниманием. Он далек от поветрий резво меняющейся околомузыкальной моды, его творчество подчинено высочайшим критериям профессионализма, потихоньку становящимся анахронизмом. Фирмы звукозаписи исподволь теряют заинтересованность к музыканту, которого никто не раскручивает. В итоге с ним более того разрывают контракт на запись ХТК Баха - и это позже того, как большая половинка работы была уже сделана.
ОДИН ЗА ДРУГИМ уходят из жизни друзья и единомышленники - Казальс, Сигети, А. Шнейдер. Время как словно остановилось около артиста, остающегося неизменным в своем подходе к музыке. Его интерпретации с годами меняются (в частности, сложнейшее произведение Бетховена Диабелли-вариации в 1982 году Хоржовский сыграл на 5 минут быстрее, чем в 1951-м), но остаются до того же несовременными. "Я чувствую себя частью мира Дебюсси", - говорил артист в конце 80-х, и вправду, его дебют в Вене совпал по времени с премьерой оперы Дебюсси "Пелиас и Мелизанда". Он продолжает преподавать в Институте Кертиса, одном из самых престижных музыкальных учебных заведений Америки, в котором работал с 1943 года до самой смерти. Среди его учеников мэтры современного пианизма - М. Перайя, Р. Гуд, С. Липкин, П. Серкин, они не жалеют слов благодарности для старого учителя, но идут в музыке собственной дорогой, созвучной времени.
Переживал ли Хоржовский свою несовременность? Встрой ли. Да и не был он угрюмым фанатиком своего дела, думающим только о музыке. Он был страстным автогонщиком, заядлым альпинистом, тонким ценителем литературы. С годами остепенился - в возрасте 89 лет начальный раз вступил в легитимный брак. И без каких-либо скидок на возраст играл перед своей публикой. Только под самый-самый финал его жизни им заинтересовались компании звукозаписи - между 1988 и 1991 гг. он записал 4 диска, причем не так, как записываются современные исполнители, диски которых монтируют из кусочков продолжительностью по нескольку минут, а в своем стиле, играя каждое произведение на практике полностью. Диски произвели фурор, причем, как вечно, посреди слушателей, а не посреди критиков. Слава настигла его перед самой смертью, а умер он на 102-м году жизни, сыграв свой финальный плановый концерт практически за немного недель до конца.
СОХРАНИВШИЕСЯ ЗАПИСИ Хоржовского только в незначительной степени отражают широту его репертуара. Обычно его записывали либо официально в ансамбле с Казальсом и другими единомышленниками, пользовавшимися благосклонностью фирм звукозаписи, либо нелегально, на его сольных концертах.
Необходимо подметить исторические записи Сонат для виолончели и фортепиано Бетховена и Брамса с Казальсом на фирме EMI, сделанные ещё до войны, когда Казальс был в своей лучшей форме. Они по праву входят в цифра грандиознейших памятников звукозаписи. То же самое позволительно проронить о "активный записи" неофициального концерта, данного Казальсом с друзьями в Бонне в 1958 г. (предприятие Philips). Недавно на фирме Naxos напечатан в великолепной реставрации 27-й фортепианный концерт Моцарта, записанный "вживую" в 1943 г. в Нью-Йорке с оркестром под управлением Тосканини.
После смерти Хоржовского, когда заинтересованность к его творчеству возрос, различные небольшие фирмы стали давать записи, сделанные на его концертах "подпольно". Техническое свойство этих записей оставляет жаждать лучшего, но художественная ценность их несомненна. Отметим полное собрание сонат Моцарта и солидную коллекцию произведений Баха и Бетховена, опубликованную на фирме Arbiter на 8 дисках, а кроме того живые записи с концертов разных лет (предприятие Pearl). На фирме Lyrinx вышло уже 3 диска сольных записей Хоржовского, сделанных во время фестивалей Казальса в Праде. Принимая во чуткость число поклонников Хоржовского, посещавших его, концерты по всему миру, позволительно полагаться, что цифра подобных записей будет вырастать.
Из студийных записей Хоржовского выделим в прошлом всего 4 диска, записанные незадолго до его смерти, - они изданы на фирме Elektra, входящей в концерн Warner. Они донесли до нас в без малого идеальном звучании творчество позднего Хоржовского, не утратившего своей техники и музыкальности, но приобретшего умиротворенную просветленность, свойственную великим музыкантам на пороге вечности (то же самое не возбраняется вымолвить о предсмертных записях Горовица, Кемпффа, Рихтера). В честь столетия Хоржовского предприятие Vanguard напечатала собрание сонат для фортепиано и скрипки, записанное _в 1955 г. с великим скрипачом И. Сигети, и первостепеннный том ХТК Баха, записанный в 1979 году. Остается только посетовать на ерундистика продюсеров, отказавшихся от записи второго тома. Впрочем, Хоржовский не был бы собой, если бы его манера импонировал дельцам от музыки - он не считал себя гением, произвольный шаг которого следовало документировать, и как раз вследствие этого на протяжении больше 90 лет своей творческой биографии оставался великим музыкантом.
Так же читайте биографии известных людей:
Миа Фэрроу Mia Farrow
Миа Фэрроу - американская актриса. Родилась 9 февраля 1945 года.Дебют Миа Фэрроу в кино состоялся в 1959 году со съемок в эпизоде фильма под..
читать далее →
Миа Киршнер Mia Kirshner
Миа Киршнер - популярная канадская актриса и общественный деятель. Родилась 25 января 1975 года.Широкому кругу зрителей наиболее известна по роли..
читать далее →
Миа Сара Mia Sara
Миа Сарапичелло (Mia Sarapocciello), больше известная как Миа Сара, родилась в Бруклин-Хайтс (штат Нью-Йорк). Сара окончила школу святой Анны и..
читать далее →
Миа Маэстро Mнa Maestro
Миа Маэстро - аргентинская актриса и певица. Родилась 19 июня 1978 года в Аргентине.Дебютом Миа Маэстро на широком экране является исполненная ею в..
читать далее →