Известные люди
»Мигель Астуриас
Рождение: Гватемала, 19.10.1899
Мигель Анхель Астуриас, гватемальский прозаик, поэт и журналист, родился в г. Гватемала. Он был старшим из двух сыновей судьи Эрнесто Астуриаса и учительницы Марии (Розалес) Астуриас. Из-за несогласия с политикой гватемальского диктатора Эстрады Кабреры, который пришел к власти в 1898 г., родители Мигеля лишились работы, и семья Астуриас была вынуждена перебраться в г. Салама к родственникам. В столицу Астуриасы вернулись лишь в 1907 г.
Будучи студентом Гватемальского университета Сан-Карлоса, А. принял участие в восстании супротив Кабреры (1920), которое привело к падению диктаторского режима. Вскоре позже этого грядущий литератор способствовал созданию Народного университета Гватемалы, бесплатного вечернего учебного заведения для рабочих, где преподавали учителя-энтузиасты. В 1923 г. А. получает ученую уровень по юриспруденции в Университете Сан-Карлоса за работу Социальные проблемы индейцев, удостоенную премии Гальвеса.
Хотя Кабрера был свергнут, политическая атмосфера в Гватемале продолжала оставаться очень напряженной: различные военные группировки не прекращали борьбу за верх. После того как единственный из друзей Мигеля за выражение своих политических взглядов был жестоко избит, родители А., боясь за сына, отправили его для продолжения образования в Европу. Первоначально А. собирался штудировать экономику в Лондоне, при всем при том оказался в Париже, в Сорбонне, где большое воздействие на него оказал Жорж Райно, эксперт по мифологии и культуре индейцев майя. А. учился у Райно в течение пяти лет и за это время перевел на испанский язык его основные работы. Попав под воздействие французских сюрреалистов, мировосприятие которых показалось А. больше близким латиноамериканской реальности, чем традиционному западному рационализму, он и сам начинает в это время сочинять вирши и прозу.
Находясь в Европе, А. написал Легенды Гватемалы (Leyendos de Guatemala) поэтическую интерпретацию мифологии майя. Книга была издана в Мадриде в 1930 г., а в 1932 г. получила премию Силла Монсегура. В это же время был написан первостепеннный роман А. Сеньор Президент (El Senor Presidente), угрюмый сюрреалистический расклад о латиноамериканской диктатуре, навеянный воспоминаниями о режиме Кабреры. По политическим соображениям роман тот самый был издан только в 1946 г., да и то в Мексике, за счет автора.
В 1928 г. А. едет в Гватемалу и на Кубу с лекциями, которые в том же году были опубликованы под названием Создание новой жизни (La Arquitectura de la Vida Nueva). Пять лет через сочинитель возвращается существовать в Гватемалу, которая в то время находилась во власти режима диктатора Хорхе Убико. А. пишет вирши, работает журналистом в частности, для радиопрограммы Воздушная газета. Когда вместо свергнутого Убико страну в 1944 г. возглавил Хуан Хосе Аревало, президент больше демократического склада, А. поступает на дипломатическую службу, едет культурным атташе в Мексику и Аргентину, а потом послом в Сальвадор. Работая в Буэнос-Айресе, А. пишет роман Маисовые люди (Hombres de Maiz, 1946), тот, что некоторые критики считают лучшим его произведением. В этой полуфантастической, написанной ритмической прозой книге А. изображает чудесный мир индейцев майя и противопоставляет их ценности ценностям носителей латинской культуры, супротив которых индейцы восстали.
За Маисовыми людьми последовали три романа, временами называемые Банановой трилогией: Ураган (Viento Fuerte, 1950), Зеленый Папа (El Papa Verde, 1954) и Глаза погребенных (Los Qjos de los Enterrados, 1960). Во всех трех романах звучит протест супротив насилия и беззакония, творимых в Центральной Америке Соединенными Штатами. По мнению многих критиков, А. пожертвовал искусством с целью политики. В отклик на это обвинение в одном из своих беседа А. сказал: Я полагаю, что функция нашей литературы постоянно заключалась в том, чтобы повествовать о страданиях народа. Мне кажется, что литература такого типа не может быть чистой литературой, доставляющей блаженство и сосредоточенной только на прекрасном.
Когда америкосский ставленник, полковник Кастильо Армас, в 1954 г. захватил политическая элита у преемника Аревало, полковника Хакобо Арбенса, А. был лишен гражданства и выслан в Южную Америку. Сборник рассказов Уик-энд в Гватемале (Week-end in Guatemala), посвященный вероломному захвату власти Армасом, был издан в Буэнос-Айресе в 1956 г. Сначала А. живет в Чили совместно с поэтом Пабло Нерудой, а позднее в Буэнос-Айресе, где работает корреспондентом венесуэльской газеты Насиональ (Nacional), а ещё консультантом в аргентинском издательстве. В это время сочинитель женится на аргентинке Бланке Мора-и-Аруахо, которая родила ему двух детей. Первой женой писателя была Клеменсия Амадо.
В 1962 г. политическая обстановка в Аргентине сызнова вынудила А. эмигрировать, и он отправился в Италию. В Генуе пишутся два исторических романа о столкновении индейской и европейской (католической) культур: Мулатка как мулатка (Mulata de tal, 1963) и Плохой вор (Maladron, 1969). Цикл стихотворений из жизни индейцев майя Канун праздника весеннего света (Clarivigilia primaveral) надо думать, самое известное стихотворное произведение писателя был опубликован в 1965 г. В 1966 г., когда А. был награжден Ленинской премией За укрепление мира между народами, свежий президент Гватемалы Хулио Сесар Мендес Монтенегро назначил его послом во Франции.
За яркое творческое достижение, в основе которого лежит заинтересованность к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки, А. получил в 1967 г. Нобелевскую премию по литературе. Принимая эту награду, А. сказал: В моих книгах и впредь будут раздаваться голоса народов, их мифы и верования; в то же время я буду норовить осмыслить проблему национального самосознания народов Латинской Америки. В своей краткой Нобелевской лекции А. показал, в чем различие между европейской литературной традицией и той литературой, которая формируется в Латинской Америке. Наши романы кажутся европейцам лишенными логики и здравого смысла. Однако они страшны отнюдь не вследствие того что, что мы хотим испугать читателя. Они страшны потому как, что с нами происходят страшные вещи, пояснил он.
В 1970 г. А. оставил свой дипломатический пост и на сто процентов посвятил себя литературе. До смерти (сочинитель умер в Мадриде 9 июня 1974 г.) он опубликовал ещё немного книг, в том числе сборники эссе и рассказов.
Как сказал критик и биограф А. Ричард Каллан, современная критика судит его не по традиционным критериям, а сообразно той цели, которую он сам перед собой поставил: представить, как в Гватемале и в других странах (третьего мира) сосуществуют различные общественные уклады. По мнению Каллана, творчество А. знаменует собой зрелость латиноамериканского романа.
Так же читайте биографии известных людей:
Мигель де Сервантес Сааведра Migel de Cervantes Saavedra
Мигель де Сервантес считается творцом нового юмористического романа, погубившего рыцарскую романтику.
читать далее →
Мигель Унамуно Mihel de Unamuno
Испанскй философ, писатель, общественный деятель. Родился в семье коммерсанта, баск по национальности;и родным языком Унамуно был баскский, но писал..
читать далее →
Мигель Пат Miguel Pate
В 2007 году на Мировом чемпионате в Осаке занял 10 место. Мигель Пат дал понять, что является одним из лучших прыгунов в мире, несмотря на..
читать далее →
Мигель Муньос Migel Munoz
Начав карьеру в провинциальных клубах, Мигель Муньос в 50-е годы стал одним из безусловных лидеров "Реала". Со временем, по традициям испанского..
читать далее →