Известные люди

»

Мир-Якуб Дулатов

Мир-Якуб Дулатов Mir-Yakub Dulatov Карьера: Учитель
Рождение: Казахстан, 25.11.1885
Выдающийся поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, один из лидеров партии "Алаш-орда".

Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) - стихотворец, литератор, публицист, просветитель-педагог, вошел совместно с Букейхановым и Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в.

Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области. В своем кратком описании детства писал: "Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет - отца. Когда мне исполнилось 8 лет, папа отдал меня на обучение аульному мулле, человеку отчаянно невежественному. Не помню, сколь времени учился у него, знаю только то, что помимо заучивания арабских молитв ничему не научился". Затем он два года учится в сельской школе на русском и казахском языках, ещё два года - в русско-казахском училище и получает звание учителя сельской школы. Первый стихотворный навык был напечатан в первом номере казахской газеты "Серке" (вышло всего два номера) в Петербурге. Первое собрание стихов "Оян, казах" вышло в 1909 году, безотложно разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала XX в., одним из ведущих вдохновителей которого Миржакып Дулатов считается по праву. "В 1911 году сборник "Оян, казак" был конфискован, как отметил сам автор, главным управлением по делам печати. Смагул Садвокасов в предисловии в книге "Молодой Казахстан" (1928) писал: "В начале этого столетия появляются первые последователи Абая. К ним не возбраняется причислить в настоящий момент живущих А.Байтурсынова, М.Дулатова, М.Джумабаева. Первый роман на казахском языке под названием "Бакытсыз Жамал" ("Несчастная Жамал") вышел в 1910 году. Автором его является вышеупомянутый М.Дулатов. Роман описывает существование угнетенной казахской женщины, продаваемой, как вещь, за калым и имел громадный фарт, доставив автору небывалую славу".

В 1914 году по инициативе тюрколога В.В.Гордлевского в качестве видных представителей казахской литературы были введены в оборот имена Абая и Миржакыпа в "Восточный сборник в честь А.И. Веселовского". Второй сборник стихов Дулатова под названием "Азамат" выходит в 1913 году в Оренбурге, в нем были помещено немного переводов из русских поэтов. Как бы эпиграфом к нему было немного строк, вынесенных на обложку книги:

В разных местах я незавидное дерево

Нет на нем роскошных плодов.

Но полностью и от корня я тутошний.

Алаш! (Земляк мой!).

Плоды мои - твои.

Большое роль придавал Дулатов газете "Казах", выполнявшей образ общественно-политического издания и просуществовавшей до октября 1918 года. Жизни и творчеству Байтурсынова он посвящает позднее (1922) очерк. Активно сотрудничал в 1911 году Миржакып и в первом казахском журнале, где появились его рассказы и вирши. В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием "Терме". После революции Дулатов работает в различных редакциях, продолжает строчить, задумывает работа по истории казахского народа. В 1928 году он был арестован, сидел в тюрьме два года, далее был сослан в Соловецкий лагерь, где и умер 5 октября 1935 года. Живы четверо внуков (Динар, Нурдан, Жаннат, Ерлан), дети его дочери Гульнар, врача по профессии.

Жизнь и творчество Миржакыпа Дулатова узко связаны с партией "Алаш" и правительством Алаш Орды. Мыслящие люди, и их в числе некогда всего Миржакып, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации больше 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым освободиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе тяготение к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX в.

Спит казах беспробудно.

Сгорим ибо в огне, если не проявим прыти,

Все народы двинулись вперед,

Лишь свой народонаселение катится вспять,

Стараясь не совершить хотя бы шаг вперед.

Этими стихами предварил Миржакып свой сборник "Оян, казак". "Казахский население попал всецело в подневольность от России, он абсолютно бесправен. Поборы и налоги, собираемые с него, не идут на его нужды. Царское руководство готово было подвергнуть казахов геноциду, - пишет Дулатов - как потомков Чингис-хана и Тамерлана".

Решением от 3 июля 1907 года казахи были лишены права участия в Государственной Думе, чем в корне подрывалась самая вероятность самоуправления. В статье "Закон от 3 июля и казахи" Дулатов подверг критике это вывод как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может. Опыт двух Дум доказал несостоятельность доводов, что казахи "темные", так как казахские депутаты в них показали свою образованность, хорошее знание нужд народа. Не издевательством ли над здравым смыслом является обстановка, когда по делам казахского народа выступают те, говорит Дулатов, которые ненавидят или презирают казахов. Но и сами казахи разрознены, подводят себя раздорами, и из-за этого подчиняются всяким влияниям извне, пресмыкаются перед любым русским мелким чиновником и урядником, привыкают к подхалимству, взяточничеству. А царское руководство не только не думает о просвещении народа, пробуждении его разума, а напротив, тех, кто на собственные средства стремится вскрыть школы, преследуют, сажают в тюрьмы. В стесненных условиях сокращения пастбищных угодий казахам, говорит Миржакып, не остается ничего другого, как приняться за земледелие.

В 1916 году он, а ещё А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили супротив царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народонаселение, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип был создателем первого в истории народа фонда в содействие голодающим.

Дулатов участвовал в разработке программных документов партии "Алаш" и правительства Алаш Орды" совместно с А.Байтурсыновым, в которых, по сути дела, отправляясь от основоположений гуманизма и демократии, они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедания, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом.

Находясь в тюрьме на допросе в 1929 г. в реакция на обвинение в "национализме", он пояснил: "Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам". Миржакып грубо выступил супротив реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством порвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы "государственном статусе" казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии.

Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: "Ради будущего своего народа я обязан действовать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вкупе с народом. Рано или поздненько, правда восторжествует".

Так же читайте биографии известных людей:
Мира Сорвино Mira Sorvino

Актерскому мастерству ее начал обучать отец, но до получения своих первых ролей в кино было еще далеко. Ей приходилось работать официанткой и..
читать далее

Мира Кольцова Mira Koltsova

За большие заслуги в развитии российского хореографического искусства и высокое исполнительское мастерство Кольцовой в 1971 году было присвоено..
читать далее

Миранда Косгроув Miranda Cosgrove

Миранда Косгроув - популярная американская певица и актриса. Родилась 14 мая 1993 года.Широкую известность и популярность Миранда Косгроув приобрела..
читать далее

Миранда Ричардсон Miranda Richardson

Миранда Ричардсон родилась в Саутпорте, Англия. Несмотря на то, что вся ее семейство не имеет ни малейшего отношения к шоу-бизнесу, Миранда начала..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий