Известные люди

»

Мирон Полякин

Мирон Полякин Miron Polyakin Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 12.2.1895
Выдающийся советский скрипач Мирон Борисович Полякин один из самых блестящих представителей ауэровской школы*. Его короткая, но творчески яркая жизнь оставила огромный след в музыкальном искусстве.

Мирон Полякин родился 12 февраля 1895 года в городе Черкассы на Украине в многодетной семье. Мать, крайне музыкальная от природы, независимо, без педагогов научилась игрывать на скрипке. Она была родственницей Шолом-Алейхема, сочинитель ладно знал эту семью, не раз бывал у Полякиных в доме. Впоследствии знакомые и друзья находили в характере Мирона черты сходства с его знаменитым родственником: склонность к юмору и острую наблюдательность. Когда ему исполнилось семь лет, умерла мамаша. Отец, одаренный дирижер и скрипач, раньше времени начал заниматься с сыном, но потом смерти жены отправил его для продолжения музыкального образования в Киев, в музыкальную школу, директором которой был прославленный композитор, классик украинской музыки Н.В. Лысенко. Дарование мальчика произвело на Лысенко большое ощущение. Он определил его в класс известного скрипичного педагога Елены Николаевны Вонсовской, ученицы Фердинанда Лауба, великого чешского скрипача, тот, что долгие годы работал в Москве и считается основателем московской скрипичной школы.

Мирон проучился у Вонсовской четыре года, добился значительных успехов и прошел огромный и тяжелый репертуар вплоть до концертов Мендельсона, Бетховена, Чайковского. Затем Лысенко решил направить мальчика в Петербург к знаменитому педагогу Леопольду Ауэру. Полякин поступил в Петербургскую консерваторию в 1908 году ему было 13 лет! В это время в классе профессора Ауэра учились сильно как собак нерезаных одаренных детей: Е. Цимбалист, М. Пиастро, Ц. Ганзен, Я. Хейфец. И посреди этих блестящих учеников М. Полякин по праву занимал первое местоположение. В архиве Петербургской консерватории сохранились экзаменационные ведомости с пометками Ауэра и директора консерватории А. Глазунова. После экзамена 1910 года супротив фамилии Полякина Ауэр сделал краткую, но красноречивую пометку: !!!, а Глазунов написал: "Исполнение высокохудожественное. Превосходная техника. Чарующий тон. Тонкая фразировка. Темперамент и расположение в передаче. Готовый артист". После экзамена 1911 года Ауэр написал: "Выдающийся!", а Глазунов отметил: "Первоклассный виртуозный дар. Поразительное техническое совершенство. Захватывающий стихийный тон. В передаче сплошное вдохновение. Впечатление потрясающее".

В Петербурге Полякин жил единственный, вдали от семьи, и Ауэр принимал большое участие в его судьбе. Когда один раз у мальчика из-за длительных и напряженных занятий началось переутомление, Ауэр отправил его к лучшему врачу и следил за точным выполнением режима, назначенного доктором. Как-то Ауэр решил обследовать, как его ученик занимается дома. Явившись тайком, долговременно стоял за дверью и слушал, как играет Мирон. "Да, из тебя выйдет толк", сказал он, войдя в квартиру.

Любовь Полякина к скрипке, его трудолюбие и увлеченность занятиями, его большой гений и преданность учителю все это импонировало Ауэру. Практически он стал для мальчика вторым отцом: он был его педагогом и воспитателем, строгим, любящим, заботливым.

Успехи Мирона были ошеломляющими. 24 января 1909 года в Малом зале Петербургской консерватории состоялся его первостепеннный сольный концерт. Полякин осуществил сонату Генделя, каприсы Паганини, пьесы Чайковского, Сарасате и концерт Венявского. Через год на сольном концерте он сыграл две части концерта Чайковского и концерт 1 М. Бруха. Это репертуар концертирующих скрипачей, а Мирону Полякину в это время было только 14-15 лет. Он был назначен от класса Ауэра игрывать на торжественном праздновании 50-летия Петербургской консерватории 16 декабря 1912 года. Первая количество концерта Чайковского "была сыграна великолепно талантливым учеником профессора Ауэра г. Полякиным" писал ведущий критик того времени В. Каратыгин.

После первого же концерта Полякину поступило непочатый край предложений с просьбой обозначиться в разных городах России, но Ауэр запротестовал только сквозь два года он разрешил ученику поездку в Ригу, Варшаву и Киев. Выступления имели оглушительный фарт. Вспоминая игру Полякина в юные годы, его соученик Л.М. Цейтлин, позже профессор Московской консерватории, писал: "Техническая и художественная развлекуха мальчика живо напоминала его знаменитого педагога. Моментами нелегко было уверовать, что на эстраде стоит дитятко, а не зрелый артист".

Полякин пробыл в консерватории вплоть до конца 1917 года, когда профессор Ауэр со многими из своих учеников и их родителями покинул Россию и эмигрировал в Америку. После этого Полякин, прервав учебу, на четыре года уезжает на гастроли в Европу. Таким образом, он не окончил консерваторию, что, и все-таки, не помешало ему позднее сделаться профессором своей alma mater.

Его выступления в Европе принесли ему славу и экстаз как публики, так и критиков. Вот одна из рецензий: "М. Полякин предстал перед берлинской публикой как законченный скрипач и мастер. Чрезвычайно удовлетворены до того благородным исполнением, настолько совершенной музыкальностью, точностью интонации и отделкой кантилены"

В начале 1922 года Полякин приехал на гастроли в Америку. Начал он с Нью-Йорка, где в то время находился весь цвет скрипичной музыки Фриц Крейслер, Леопольд Ауэр со своими учениками Я. Хейфецем, Е. Цимбалистом, М. Эльманом и другими. Конкуренция была большая. Дебют Полякина состоялся 27 февраля 1922 года в Таун-холле и прошел блестяще. Скрипач покорил американскую, а после этого и мексиканскую публику. В 1925 году в США он получил первую премию на "Конкурсе всемирных скрипачей", где было особенно отмечено его воплощение в жизнь скрипичного концерта Чайковского.

Полякина нередко сравнивали с Хейфецем. Но хотя они оба вышли из школы Ауэра, их подход к исполнению был различным. Хейфец играл вечно гладко, с присущим ему мастерством, это был олимпиец, он находился как бы над сочинением и взирал на композитора с высоты своего Олимпа. Полякин находился "внутри" исполняемой музыки, ему была свойственна стойкость художественных вкусов, изысканная краса звука, он не неизменно играл "ровно", но появлявшаяся порой нервность подчеркивала настоящую артистичность исполнения (говоря словами Мандельштама, играл "на разрыв аорты").

Несмотря на немалый счастливый момент в Америке, Полякина тянуло на родину. В 1926 году он вернулся в Советский Союз, и "железный занавес" за ним опустился. Кроме короткой поездки в Эстонию в 1928 году он больше не покидал СССР. Сразу затем возвращения он получил место профессора Ленинградской консерватории. Каждый его концерт становился событием музыкальной жизни Ленинграда и Москвы. Им восхищались, он покорял своей возвышенной романтичностью и страстностью исполнения. В 1936 году Полякин переехал в Москву, где стал профессором класса скрипки в школе высшего мастерства при Московской консерватории. В 1938 году на вечере, посвященном 75-летию Ленинградской (Петербургской) консерватории, Полякин играл концерт Глазунова. Один из рецензентов писал: "Со скульптурной выпуклостью, смелыми, крупными штрихами воссоздавал он перед зачарованными слушателями возвышенно-прекрасные образы, и романтика этого сочинения потрясающе гармонично сочеталась с романтикой художественной натуры исполнителя".

М. Полякин оказал большое воздействие на многих скрипачей предвоенного времени. У него учились М. Фихтенгольц, Е. Гилельс, М. Козолупова и другие. Для целого поколения скрипачей он был идеалом исполнителя. Перед ним преклонялись, его любили.

16 апреля 1939 года подмечалось 25-летие его концертной деятельности. На это событие откликнулся выдающийся пианист, профессор Генрих Нейгауз, тот, что не раз выступал совместно со скрипачом: "Юбилейный концерт Полякина был настоящим праздником исполнительского искусства В художественном облике Полякина пленяет его страстность Полякин исполнял концерт Чайковского, игранный им тысячи раз: тот самый концерт он ещё юношей играл чудесно, вспоминаю его осуществление в Павловске в 1915 году, но в текущий момент он играл его с таким волнением и трепетом, как подобно тому как он исполнял его впервые Концерт звучал кот наплакал нервозно, но эта нервозность была плотью от плоти настоящего искусства, и Концерт, заигранный и избитый, прозвучал сызнова свежо, молодо, вдохновенно и прекрасно Совершенно изумительным было претворение в жизнь брамсовского концерта. Тут было все: идея, ощущение, чудесная техника, чудный звук, глубокое проникновение в проект автора".

21 мая 1941 года, возвращаясь из концертной поездки, Полякин негаданно скончался в поезде от сердечного приступа. Это была тяжелая утрата для искусства. К сожалению, осталось всего ничего записей его игры. Недавно они все были переизданы на двух компакт-дисках: пьесы Чайковского, Сарасате, Шуберта, Брамса и скрипичные концерты Глазунова и Мендельсона, а кроме того страстное осуществление первой части "Крейцеровой" сонаты Бетховена совместно с Г. Нейгаузом. Но, к сожалению, они дают только отдаленное представление об игре великого скрипача Мирона Полякина.

Так же читайте биографии известных людей:
Мирослав Джукич Miroslav Djukich

Бывший талантливый футболист, выдающийся тренер. Выступал за футбольную сборную команду Югославии. Амплуа Мирослава защитник. Сейчас Джукич работает..
читать далее

Мирослав Клозе Miroslav Klose

Мирослав Клозе - один из самых лучших бомбардиров современности, родом из польского города Ополе. Родился 9 июня 1978 года. Игровой номер 18. Его..
читать далее

Мирослав Тополянек Miroslav Topolianek

Был ведущим проектантом Энергопроекта в городе Острава. В рыночные времена занялся предпринимательством, возглавлял коммерческие предприятия.
читать далее

Мирослава Карпович Miroslava Karpovich

Мирослава Карпович - российская актриса театра и кино. Родилась 1 марта 1986 года на Украине.Мирослава Карпович стала популярной благодаря роли..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий