Известные люди

»

Мирра Лохвицкая

Мирра Лохвицкая Mirra Lohvitskaya Карьера: Поэт
Рождение: Россия
Талантливая поэтесса (18691905), дочь известного ученого и адвоката А. В. Лохвицкого.

Мирра (ещё Мария) Александровна Лохвицкая (по мужу Жибер) талантливая поэтесса (18691905), дочка известного ученого и адвоката А. В. Лохвицкого (см.). Сестра Тэффи.

Училась в Московском Александровском институте и уже тогда обращала на себя участливость поэтическим дарованием. Несколько её стихотворений были изданы отдельной брошюрой (М., 1888). С 1889 г. она стала печатать свои стихотворения в Севере, Художнике, Всемирной Иллюстрации, Русском Обозрении, Сев. Вестн., Неделе, Ниве и др. В 1896 г. выпустила начальный сборник (М., 1896), за которым в 1898 г. (М.) последовал 2-й том; в 1900 г. (СПб.) вышел 3-й том, в 1903 г. (СПб.) 4-й, в 1905 г. 5-й. Первые 2 тома в 1900 г. вышли 2-м изд.

В 1897 г. Лохвицкая за 1-й том получила половинную Пушкинскую премию; в 1905 г., уже потом её смерти, половинная премия присуждена академией за 5-й том. С легкой руки Бальмонта, за Лохвицкой установилась кликуха русской Сафо, идеально верно определяющая главный нрав её поэзии, весь пафос которой ушёл на воспевание любви. По силе таланта Лохвицкая одна из самых выдающихся русских поэтесс. Стих её изящен, гармоничен, легок, образы неизменно ярки и колоритны, расположение ясное, язык пластичен. По времени появления первого сборника стихов Лохвицкой, чуждых всяких гражданских нот и по своему содержанию демонстративно порывавших всякие связи с идейной поэзией, молодую поэтессу причислили к декадентству.

Это ошибка: у Лохвицкой лучшего периода её творчества нет и тени той расслабленности, нервной разбитости, вычурности и вообще болезненности и экстравагантности, которые органически связаны с понятием о подлинном декадентстве. Лохвицкая, напротив того, полна сил, страстно хочет существовать и наслаждаться и отдается своим порывам со всей полнотой напряженного чувства. Теперь, когда на литературную существование 1890-х годов разрешено кинуть взор с точки зрения исторической, следует, как это уже сделано по отношению к Бальмонту, определить тесную, органическую связь жизнерадостности Лохвицкой с другим движением.

Несмотря на разницу содержания, в общей приподнятости поэзии Лохвицкой психологически само собой разумеется сказался тот же прилив общественной бодрости, тот, что выразился в смелом вызове марксизма. Лохвицкая ведать не хочет того нытья, которым характеризуется полоска 80-х гг. Смело в даль я гляжу заявляет юная дебютантка. В ней кипит охота счастья, она готова за него противоборствовать, не сомневается, что его достигнет, и в упоении повторяет: я верю вам, грезы, весенние грезы. Но, психологически совпадая с приливом общественной бодрости середины 90-х гг., расположение Лохвицкой совсем чуждо общественных интересов. Представления поэтессы о цели и задачах жизни абсолютно восточные; всю силу своего порыва и жажды жизни она направила только в сторону любви. Она говорила с полной откровенностью о желаньях души огневой, о страсти бешеной и т. п., но прямота и своеобразная наивность, с которой она создавала апофеоз страсти, придавала ему большую прелесть.

Упоением первых восторгов любви скрашивалась избитость мотивов сборника (весна, луна, сирень, лобзания милого, фортуна взаимности, сладость первых ласк и т. д.). В эротизме Лохвицкой следует различить три периода. Если и в первом сборнике попадаются вещи прямо циничные, то общую окраску ему, все-таки, сообщала наивная грациозность; сладостные песни любви были, притом, посвящены мужу поэтессы за то, что он доставил ей фортуна и радость. С выходом 2-го сборника застенчивая окраска юных восторгов исчезает. Чувства певицы приобретают исключительно-знойный нрав. Это фортуна сладострастье: вот ключевой мотив 2-го сборника. Все в жизни исчезает перед жаждой однотонно понятой любви и с полной откровенностью поэтесса сообщает, в чём её идеал: Кто счастья ждет, кто просит славы, кто ищет почестей и битв, кто жаждет бешеной забавы, кто умиления молитв. А я все ложные виденья, как вздорный вздор угасших дней, отдам за негу пробужденья, о, дружбан мой, на груди твоей. Характеризуя свои песни любви, она ставит рядом эпитеты мой жгучий, мой женственный стих и убеждена, что глубина чувства все оправдывает. Рядом со жгучестью, в светлое расположение поэтессы начинает прокрадываться и нечто иное. Если раньше она восклицала: Солнца, дайте мне солнца, то ныне она заявляет: Мне мил и солнца лучик приветный и шорох тайн манит меня. Её начинает привлекать к себе страдание; на заглавном листе второго сборника выставляется эпиграф "amori et dolori ", а в стихотворении Моим собратьям ставится более того этакий тезис: поэты носители света, основы великого зданья. Уделом поэта и было и будет страданье. Чем дальше, тем светлое расположение Лохвицкой все больше исчезает. С III сборником она вступает в окончательный фазис, где тени уже значительно больше, чем света. Общий тон поэзии Лохвицкой в настоящее время уже нерадостный; крайне страсть сколько говорится о страданиях, бессилии, смерти. Прежняя простота и ясность сменяется вычурностью. Сюжеты становятся все изысканнее. В III сборнике обращают на себя внимательность две драматические поэмы: На пути к Востоку и Ванделин. В первой чyвcтвyeтcя прежняя жгучесть чувств поэтессы; в Ванделине всецело господствуют больные сны.

В символической борьбе между жизнерадостной красотой Принца Махровых Роз и продуктом туманной мечты таинственным призраком грустящего рыцаря Ванделина побеждает бесплотная краса последнего. Вышедшие незадолго до смерти Лохвицкой IV и V сборники её произведений ничего не прибавили к известности поэтессы. Утратив свежесть чувства, Лохвицкая ударилась в средневековую чертовщину, в мир ведьм, культ сатаны и т. д. Чисто лирических пьес мало; значительную доля обоих сборников занимают неудачные средневековые драмы. От прежней жизнерадостности тут уже без малого ничего не осталось. Она сменилась диаметрально-противоположным стремлением к мистике; сейчас Лохвицкая определяет себя так: моя личность живое отраженье о небесах тоскующей земли. Но мистика совсем не шла к ясному поэтическому темпераменту Лохвицкой. Явно чувствовалась душевная надломленность, утрата жизненной цели. Трудно выдержать от предположения, что помещенное ещё в III сборнике стихотворение: я хочу отдать богу душу младой, золотой закатиться звездой, облететь неувядшим цветком. Я хочу заснуть вечным сном молодой Пусть не меркнет пламень до конца, и останется память о той, что для жизни будила сердца было не легко литературным произведением, а ясно-сознанной пророческой эпитафией.

Так же читайте биографии известных людей:
Мирсад Туркан Mirsad Turkan

Бывший игрок ЦСКА, а ныне форвард московского Динамо Мирсад Туркан самый, пожалуй, яркий, неординарный и противоречивый баскетболист российской..
читать далее

Мирча Джоанэ Mircha Dzhoane

Придя в МИД в 1990 году, он сделал головокружительную карьеру и уже через 6 лет был назначен послом в США, где работал до назначения министром...
читать далее

Мирча Снегур Mircea Snegur

Молдавский политик, первый президент Молдавии (19911996).
читать далее

Мисси Перегрим Missy Peregrym

Мисси Перегрим - канадская актриса и бывшая модель. Родилась 16 июня 1982 года в городе Монреаль.В возрасте 18 лет Мисси Перегрим начала свою..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий