Известные люди
»Михаил Воронков
Рождение: Украина, 17.1.1910
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Родился в семье шахтера. Член ВКП(б) с 1929 г. Окончил рабфак и два курса Донецкого пединститута.
В РККА с 1931 г. В 1934 г. окончил военную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиации.
Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка 18-й сбаб ВВС 7-й армии Северо-западного фронта. Совершил 56 боевых вылетов.
21.03.40 г. капитан Воронков Михаил Михайлович был удостоен звания Герой Советского Союза.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: У подполковника М.М. Воронкова - проницательные глаза, доброе, с яркими чертами физиономия. Он налетал на бомбардировщиках разных типов не одну сотню часов. Начало войны Михаил Михайлович встретил в Эстонии. Там и совершил первостепеннный боевой вылет. По ночам водил девятку ДБ-3 дальними маршрутами, наносил удары по вражеским тылам.
С ноября 1942 г. командовал 128-м бомбардировочным авиаполком 241-й бад 3-го бак 16-й ВА.
Участвовал в Курской битве.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: В эскадрильях и полках рождались новые тактические приемы борьбы с врагом. Характерна в этом отношении инициатива летчиков 128-го полка, которым командовал Герой Советского Союза М.М. Воронков. В этом полку впервой была создана группа мастеров снайперского бомбометания. Михаил Михайлович сколотил ее из самых опытных экипажей. Сам же и водил ее на задания.
В группе родился и новоиспеченный прием - вертушка. Что это означало? Внизу - цель: скопление танков, машин или мотопехоты врага. Ведущий группы мастеров первым с пикирования начинал бомбометание. За ним устремлялись ведомые. Заходя на мишень по нескольку раз, петляковы образовывали над ней громадный вертикальный круг, напоминающий обруч. Издали казалось, что тот самый ревущий обруч катился, а под ним клубились в огне и дыму разрывы бомб.
Такие вертушки были созданы вскоре в каждом полку. Эффект бомбардировок превзошел все ожидания. Там, где, аналогично урагану, проносилась вертушка, ничто не могло уцелеть.
Участвовал в освобождении Белоруссии.
Генерал-лейтенант авиации Каравацкий вспоминает: Октябрь оказался для корпуса напряженным. Петляковы наносили бомбовые удары по врагу в Гомеле, Калинковичах, Мозыре, сокрушали опорные пункты в глубине обороны противника. Экипажи летали все дальше на запад.
В тот самый отрезок времени заслуживает внимания образцовое выполнение одного из заданий мастером бомбометания Героем Советского Союза подполковником М.М. Воронковым. Железнодорожный узел Гомель был основательно защищен от нападения с воздуха. Зенитной артиллерии в этом месте оказалось больше чем довольно. О дневном налете на станцию нечего было и раздумывать. А сломать ее чертовски необходимо. Через тот самый узел потоком шли воинские эшелоны врага. Решили поджидать подходящей погоды.
На рассвете 6 октября над землей заклубился туман. Это совершенно устраивало экипажи, и Петляковы единственный за другим поднялись в небосвод. Их вел начальник 128-го полка М.М. Воронков. Набрали высоту, пробили облака и, приняв боевой строй, легли на расчетный вектор движения.
Над целью бомбардировщики оказались на высоте свыше 3000 метров. Внизу по-прежнему громоздились облака. В том, что экипажи над Гомелем, не оставалось ни малейшего сомнения. У наших штурманов давнехонько уже не было ошибок в расчетах.
- Атакуем! - принял вывод Воронков и вошел в пике.
За ним ринулись ещё шесть Петляковых. Они тут же скрылись в толще облаков. Лишь на высоте 1000 метров в их разрывах показался городок. Отклонение было незначительным. Пришлось кот наплакал изменить уголок пикирования, чтобы с точностью вылезти на ряды железнодорожных вагонов и платформ. В это время на станции находились бронепоезд и возле десятка эшелонов.
Бомбы сбросили в то же время. Сделали резкий разворот с набором высоты, и Пе-2 еще раз скрылись в облаках. Ведомые следовали за командиром, будто привязанные невидимой нитью. Раздались залпы зенитных орудий. Но Петляковы были уже в облаках, и гитлеровцы стреляли наугад.
Бомбардировщики легли на задний вектор движения. В условленном квадрате их встретили наши истребители. Облачность все ещё оставалась низкой. Посадку совершали с помощью станции наведения.
В этом налете экипажи 3-го корпуса совместно со штурмовиками и другими частями бомбардировщиков 16-й воздушной армии уничтожили 62 вагона, 3 паровоза, 20 платформ, 40 автомашин. Поврежденным оказался и бронепоезд. Подожжен пакгауз. Разрушено свыше 70 метров железнодорожного полотна.
В одном из вылетов подполковник Воронков был ранен, но продолжил выполнение боевого задания.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: Отступая, немецко-фашистское руководство пыталось сберечь свои резервы, перебросить их за Свислочь. Командиру полка Герою Советского Союза М.М. Воронкову было приказано ликвидировать переправу. Над целью экипажи образовали испытанную в боях вертушку. На них обрушили пламень восемь зенитных батарей. Снаряды рвались все ближе и ближе. Флагман первым устремился в отвесное пике. Неожиданно кабину озарило яркое полымя. Раздался взрыв. Снаряд угодил в центроплан. Осколками стекла и металла Михаил Михайлович был ранен. По лицу заструилась кровь. Воронков смахивал ее рукавом, но кровь по-прежнему заливала глаза, и все казалось ему багровым - почва и небосвод, фашисты, что скопились у переправы. Но с боевого курса начальник полка не свернул. Бомбы были сброшены верно в мишень. Переправа оказалась разбитой.
Отличился полк Воронкова и во время освобождения Польши.
Когда воздушные разведчики установили, что войска противника сосредоточиваются в районе Иновлудзи, стремясь переправиться сквозь реку Пилица и занять подготовленный оборонительный предел на северном берегу, командующий 16-й ВА приказал командиру 3-го бомбардировочного авиакорпуса ликвидировать вражеские войска и технику в этом районе. После удара бомбардировщиков мост у пункта Иновлудзь был разрушен, враг кинул на подступах к нему свыше 500 исправных автомашин, а его войска стали беспорядочно откатываться на Томашув. При этом отличились три девятки Пе-2 128-го бап, которые вел Герой Советского Союза подполковник Воронков. В результате успешных налетов движение на этом участке железной дороги было прекращено.
Особенно эффективными были действия трех групп 128-го бап, возглавляемых командиром полка Воронковым, при бомбардировке железнодорожного моста у Плоцка. Летчики зафиксировали три прямых попадания в мост.
За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время освобождения Польши, 128-й бап был награжден орденом Суворова III-й степени.
27.04.45 г. к концу дня стало известно, что немецкое руководство, потеряв все аэродромы в Берлине и вблизи его, использует для взлета и посадки самолетов главную аллею в парке Тиргартен, имеющую бетонное покрытие. По распоряжению командующего воздушной армией туда сразу же были направлены четыре Ил-2 9-го шак, которые прямыми попаданиями бомб повредили эту полосу.
За час до наступления темноты снайперы-пикировщики 3-го бак, возглавляемые командиром полка Героем Советского Союза подполковником Воронковым, нанесли повторный потрясение по последнему аэродрому гитлеровцев, подготовленному на происшествие бегства фашистского правительства. Взлетно-посадочной полосе были причинены дополнительные разрушения. В дальнейшем над ней непрерывно дежурили истребители воздушной армии, а штурмовики производили периодические налеты.
За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время штурма Берлина, 128-й бап был награжден орденом Красного Знамени.
После войны полковник Воронков продолжал служить в ВВС. С 1968 г. - в отставке.
Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Гуревич Mihail Gurevich
М.И.Гуревич не был Генеральным конструктором ОКБ Микояна, но его роль в становлении и развитии ОКБ трудно переоценить и его имя прочно вошло в..
читать далее →
Михаил Тюрин Mihail Tuyrin
Командир корабля Союз ТМА-9, бортинженер МКС-14, космонавт-испытатель РКК Энергия, 95-й космонавт России, 406-й космонавт мира.
читать далее →
Михаил Бахирев
Михаил Коронатович Бахирев, "Коронат", как звали его сослуживцы, был по происхождению из донских казаков. Он родился 17 июня 1868 года в..
читать далее →
Михаил Кедров
Кедров Михаил Александрович (1878-1945) - участник русско-японской и первой мировой войн. В 1916 г. назначен командующим морскими силами Рижского..
читать далее →