Известные люди

»

Михаил Воронков

Михаил Воронков Mihail Voronkov Карьера: Конструктор
Рождение: Украина, 17.1.1910
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Родился в семье шахтера. Член ВКП(б) с 1929 г. Окончил рабфак и два курса Донецкого пединститута.

В РККА с 1931 г. В 1934 г. окончил военную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиации.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка 18-й сбаб ВВС 7-й армии Северо-западного фронта. Совершил 56 боевых вылетов.

21.03.40 г. капитан Воронков Михаил Михайлович был удостоен звания Герой Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: У подполковника М.М. Воронкова - проницательные глаза, доброе, с яркими чертами физиономия. Он налетал на бомбардировщиках разных типов не одну сотню часов. Начало войны Михаил Михайлович встретил в Эстонии. Там и совершил первостепеннный боевой вылет. По ночам водил девятку ДБ-3 дальними маршрутами, наносил удары по вражеским тылам.

С ноября 1942 г. командовал 128-м бомбардировочным авиаполком 241-й бад 3-го бак 16-й ВА.

Участвовал в Курской битве.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: В эскадрильях и полках рождались новые тактические приемы борьбы с врагом. Характерна в этом отношении инициатива летчиков 128-го полка, которым командовал Герой Советского Союза М.М. Воронков. В этом полку впервой была создана группа мастеров снайперского бомбометания. Михаил Михайлович сколотил ее из самых опытных экипажей. Сам же и водил ее на задания.

В группе родился и новоиспеченный прием - вертушка. Что это означало? Внизу - цель: скопление танков, машин или мотопехоты врага. Ведущий группы мастеров первым с пикирования начинал бомбометание. За ним устремлялись ведомые. Заходя на мишень по нескольку раз, петляковы образовывали над ней громадный вертикальный круг, напоминающий обруч. Издали казалось, что тот самый ревущий обруч катился, а под ним клубились в огне и дыму разрывы бомб.

Такие вертушки были созданы вскоре в каждом полку. Эффект бомбардировок превзошел все ожидания. Там, где, аналогично урагану, проносилась вертушка, ничто не могло уцелеть.

Участвовал в освобождении Белоруссии.

Генерал-лейтенант авиации Каравацкий вспоминает: Октябрь оказался для корпуса напряженным. Петляковы наносили бомбовые удары по врагу в Гомеле, Калинковичах, Мозыре, сокрушали опорные пункты в глубине обороны противника. Экипажи летали все дальше на запад.

В тот самый отрезок времени заслуживает внимания образцовое выполнение одного из заданий мастером бомбометания Героем Советского Союза подполковником М.М. Воронковым. Железнодорожный узел Гомель был основательно защищен от нападения с воздуха. Зенитной артиллерии в этом месте оказалось больше чем довольно. О дневном налете на станцию нечего было и раздумывать. А сломать ее чертовски необходимо. Через тот самый узел потоком шли воинские эшелоны врага. Решили поджидать подходящей погоды.

На рассвете 6 октября над землей заклубился туман. Это совершенно устраивало экипажи, и Петляковы единственный за другим поднялись в небосвод. Их вел начальник 128-го полка М.М. Воронков. Набрали высоту, пробили облака и, приняв боевой строй, легли на расчетный вектор движения.

Над целью бомбардировщики оказались на высоте свыше 3000 метров. Внизу по-прежнему громоздились облака. В том, что экипажи над Гомелем, не оставалось ни малейшего сомнения. У наших штурманов давнехонько уже не было ошибок в расчетах.

- Атакуем! - принял вывод Воронков и вошел в пике.

За ним ринулись ещё шесть Петляковых. Они тут же скрылись в толще облаков. Лишь на высоте 1000 метров в их разрывах показался городок. Отклонение было незначительным. Пришлось кот наплакал изменить уголок пикирования, чтобы с точностью вылезти на ряды железнодорожных вагонов и платформ. В это время на станции находились бронепоезд и возле десятка эшелонов.

Бомбы сбросили в то же время. Сделали резкий разворот с набором высоты, и Пе-2 еще раз скрылись в облаках. Ведомые следовали за командиром, будто привязанные невидимой нитью. Раздались залпы зенитных орудий. Но Петляковы были уже в облаках, и гитлеровцы стреляли наугад.

Бомбардировщики легли на задний вектор движения. В условленном квадрате их встретили наши истребители. Облачность все ещё оставалась низкой. Посадку совершали с помощью станции наведения.

В этом налете экипажи 3-го корпуса совместно со штурмовиками и другими частями бомбардировщиков 16-й воздушной армии уничтожили 62 вагона, 3 паровоза, 20 платформ, 40 автомашин. Поврежденным оказался и бронепоезд. Подожжен пакгауз. Разрушено свыше 70 метров железнодорожного полотна.

В одном из вылетов подполковник Воронков был ранен, но продолжил выполнение боевого задания.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: Отступая, немецко-фашистское руководство пыталось сберечь свои резервы, перебросить их за Свислочь. Командиру полка Герою Советского Союза М.М. Воронкову было приказано ликвидировать переправу. Над целью экипажи образовали испытанную в боях вертушку. На них обрушили пламень восемь зенитных батарей. Снаряды рвались все ближе и ближе. Флагман первым устремился в отвесное пике. Неожиданно кабину озарило яркое полымя. Раздался взрыв. Снаряд угодил в центроплан. Осколками стекла и металла Михаил Михайлович был ранен. По лицу заструилась кровь. Воронков смахивал ее рукавом, но кровь по-прежнему заливала глаза, и все казалось ему багровым - почва и небосвод, фашисты, что скопились у переправы. Но с боевого курса начальник полка не свернул. Бомбы были сброшены верно в мишень. Переправа оказалась разбитой.

Отличился полк Воронкова и во время освобождения Польши.

Когда воздушные разведчики установили, что войска противника сосредоточиваются в районе Иновлудзи, стремясь переправиться сквозь реку Пилица и занять подготовленный оборонительный предел на северном берегу, командующий 16-й ВА приказал командиру 3-го бомбардировочного авиакорпуса ликвидировать вражеские войска и технику в этом районе. После удара бомбардировщиков мост у пункта Иновлудзь был разрушен, враг кинул на подступах к нему свыше 500 исправных автомашин, а его войска стали беспорядочно откатываться на Томашув. При этом отличились три девятки Пе-2 128-го бап, которые вел Герой Советского Союза подполковник Воронков. В результате успешных налетов движение на этом участке железной дороги было прекращено.

Особенно эффективными были действия трех групп 128-го бап, возглавляемых командиром полка Воронковым, при бомбардировке железнодорожного моста у Плоцка. Летчики зафиксировали три прямых попадания в мост.

За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время освобождения Польши, 128-й бап был награжден орденом Суворова III-й степени.

27.04.45 г. к концу дня стало известно, что немецкое руководство, потеряв все аэродромы в Берлине и вблизи его, использует для взлета и посадки самолетов главную аллею в парке Тиргартен, имеющую бетонное покрытие. По распоряжению командующего воздушной армией туда сразу же были направлены четыре Ил-2 9-го шак, которые прямыми попаданиями бомб повредили эту полосу.

За час до наступления темноты снайперы-пикировщики 3-го бак, возглавляемые командиром полка Героем Советского Союза подполковником Воронковым, нанесли повторный потрясение по последнему аэродрому гитлеровцев, подготовленному на происшествие бегства фашистского правительства. Взлетно-посадочной полосе были причинены дополнительные разрушения. В дальнейшем над ней непрерывно дежурили истребители воздушной армии, а штурмовики производили периодические налеты.

За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время штурма Берлина, 128-й бап был награжден орденом Красного Знамени.

После войны полковник Воронков продолжал служить в ВВС. С 1968 г. - в отставке.

Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Гуревич Mihail Gurevich

М.И.Гуревич не был Генеральным конструктором ОКБ Микояна, но его роль в становлении и развитии ОКБ трудно переоценить и его имя прочно вошло в..
читать далее

Михаил Тюрин Mihail Tuyrin

Командир корабля Союз ТМА-9, бортинженер МКС-14, космонавт-испытатель РКК Энергия, 95-й космонавт России, 406-й космонавт мира.
читать далее

Михаил Бахирев

Михаил Коронатович Бахирев, "Коронат", как звали его сослуживцы, был по происхождению из донских казаков. Он родился 17 июня 1868 года в..
читать далее

Михаил Кедров

Кедров Михаил Александрович (1878-1945) - участник русско-японской и первой мировой войн. В 1916 г. назначен командующим морскими силами Рижского..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий