Известные люди
»Михаил Драгомиров
Рождение: Украина, 20.11.1830
Драгомиров уделял большое внимание воспитанию у подчиненных уважения к законам, осознанной дисциплины, а в обучении - упражнениям, тренировкам и маневрам. Ему удалось добиться заметных результатов: 14-я дивизия отличалась надежной боевой выучкой, личный состав прочно усвоил основы новой тактики стрелковых цепей, офицеры и солдаты были бодры и энергичны.
Михаил Иванович Драгомиров 1830-1905, Генерал от инфантерии. М.И.Драгомиров был одним из видных участников русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., но его главные заслуги в российской военной истории связаны с активной военно-научной и военно-педагогической деятельностью в отрезок времени реформ Александра II и военного министра Д.Милютина. "Армия - не вооруженная мощь только, но и учебное заведение воспитания народа, приготовления его к жизни общественной", - эта идея, выраженная Михаилом Ивановичем в 1874 г., помогла в первый раз посмотреть на армию, как на общественный тело. Навсегда современным стало его взгляд о роли морального фактора в вооруженных силах: "В военном деле на первом месте стоит дядя с его нравственной энергией".
Михаил Драгомиров родился близ города Конотопа Черниговской губернии в семье потомственного дворянина, офицера, участника Отечественной войны 1812 г. Отец, ставший набожным человеком, построил в Конотопе церковь, и в ней Драгомиров мальчиком читал псалтырь; в ней же в 1905 г. будет упокоен его прах.
Первоначальное образование Михаил получил в Конотопском городском училище, окончив которое он поступил в Петербургский Дворянский полк. С отличием освоив там вектор движения фельдфебелей, в 1849 г. был направлен на службу прапорщиком в прославленный лейб-гвардии Семеновский полк и стал подготавливаться к поступлению в Академию генерального штаба. В 1854 г. его греза осуществилась. Став слушателем академии, он учился с особым усердием и сквозь два года закончил ее с золотой медалью, его имя было занесено на мраморную доску лучших выпускников. По окончании академии он получил направление в генеральный штаб, вскоре стал штабс-капитаном.
Поражение России в Крымской войне 1853 - 1856 гг. оказало на Драгомирова сильное влияние. Изучая навык обороны Севастополя, где в особенности ослепительно проявились героизм и стойкость русских боец и офицеров, он впервой задумался о значении морального фактора в войне. К 1856 г. относился первостепеннный его работа - "О высадках в древние и новейшие времена", тот, что длительное время оставался в русской армии единственным по полноте и глубине исследованием о десантных операциях.
В 1858 г. Военное министерство направило Драгомирова за рубеж для изучения там постановки военного дела, и он принял участие в австро-итало-французской войне в качестве наблюдателя при штабе Сардинской армии. По возвращении в Россию Михаил Иванович представил доклад "Очерки австро-итало-французской войны 1859 г.", где уделил особое чуткость анализу нравственных качеств армий и военачальников. В 1860 г. офицера, склонного к военной теории, назначили в Академию генерального штаба адъюнкт-профессором по кафедре тактики с оставлением в штатах генерального штаба; в том же году он был произведен в капитаны. В 1861 - 1863 гг. слушателем Драгомирова по курсу тактики был наследник-цесаревич - предстоящий Александр III. Но дарования Михаила Ивановича как военного ученого развернулись аккурат при Александре II. Ликвидация крепостного права (1861 г.) стала мощным побудителем преобразований в военном деле, и в лице Драгомирова армейский министр Милютин нашел выдающегося выразителя новых, гуманистических, идей, проникающих в русскую армию.
С 1861 г. началась активная занятие Драгомирова в российских военных журналах ("Инженерный журнал", "Оружейный сборник", "Артиллерийский журнал"), где он исследует важность нравственных сил русской армии в новых условиях, возрождает заветы суворовской "Науки побеждать". В этом же духе он читает лекции в академии, привлекая внимательность офицерского корпуса к системе обучения и воспитания великого русского полководца, "отца солдат". Считая причиной переворота во взглядах на подготовку вооруженных сил новоиспеченный момент - явление нарезного огнестрельного оружия, Драгомиров доказывал, что "пуля-дура и штык не исключают приятель друга" и "штыковое воспитание" не утратило своего значения в подготовке солдата. Он восставал супротив увлечения смотрами и парадами, как и супротив словесного приема военного обучения, отдавая безоговорочное предпочтение методу практических занятий.
В 1864 г. Михаил Иванович был произведен в полковники и назначен начальником штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. Вскоре Военное министерство ещё раз направило его за рубеж, и в 1866 г. он привез оттуда доклад об австро-прусской войне 1866 г. Свои мысли о боевой подготовке войск Драгомиров обобщил в "Записках о тактике" - учебном пособии для военных училищ и в ряде журнальных статей. В 1866 - 1869 гг. он состоял в должности профессора тактики Академии генерального штаба, с 1868 г. - генерал-майор. Вступив в полемику с писателем Львом Толстым, профессор написал разбор романа "Война и мир" с военной точки зрения и нашел в романе как собак нерезаных несуразностей в трактовке событий вооруженной борьбы. Он сделал об этом произведении эдакий вывод: военные специалисты не найдут в романе ничего, "помимо того, что военного искусства нет, что подвезти своевременно провиант и давать приказ ходить тому направо, тому налево - занятие не хитрое и что быть главнокомандующим разрешено ничего не зная и ничему не учившись".
В 1869 г. Драгомиров был назначен начальником штаба Киевского военного округа, а в 1873 г. - командиром 14-й пехотной дивизии. На этих должностях он получил вероятность реализовать свои теоретические взгляды на практике. Организуя боевую подготовку войск, он настойчиво проводил в бытие принцип: "Учить служивый и офицеров тому, что необходимо на войне". В "Памятной книжке чинов 14-й пехотной дивизии" Михаил Иванович предъявлял такие требования к солдату: 1) преданность Государю и родине до самоотвержения; 2) дисциплина; 3) вера в начальника и безусловная обязательность его приказов; 4) храбрость, решительность; 5) подготовленность без ропота переносить все нужды солдатские; 6) ощущение взаимной выручки. От офицеров требовалось: 1) самоотверженно исполнять свой долг; 2) служить делу, а не лицам, общей, а не собственной пользе; 3) обладать теорией и практикой военного дела.
Драгомиров уделял большое участливость воспитанию у подчиненных уважения к законам, осознанной дисциплины, а в обучении - упражнениям, тренировкам и маневрам. Ему удалось достигнуть заметных результатов: 14-я дивизия отличалась надежной боевой выучкой, свой состав прочно усвоил основы новой тактики стрелковых цепей, офицеры и солдаты были бодры и энергичны.
Практической проверкой системы обучения и воспитания войск, которую проповедовал Драгомиров, стала русско-турецкая битва 1877 - 1878 гг. 14 апреля 1877 г. он со своей дивизией в составе войск 4-го корпуса выступил в поход из Кишинева к Дунаю посредством Румынию. Переправа главных сил русской армии посредством Дунай была назначена близ города Зимницы, и Михаил Иванович сыграл значительную образ в организации форсирования реки, защищаемой большими силами турок. 14-й дивизии было поручено первой одолеть Дунай, и на Драгомирова выпали главные заботы по проведению рекогносцировки, подготовке переправочных средств, разработке плана действий. Командир дивизии требовал от офицеров доводить задачу до каждого подчиненного и в своем приказе от 4 июня говорил: "Последний боец должен ведать, куда и к чему он идет... У нас ни фланга, ни тыла нет и не может быть, завсегда фронт там, откель неприятель".
Михаил Иванович писал из Зимницы: "Пишу намедни великого для меня дня, где окажется, что стоит моя организация воспитания и обучения боец и стоим ли мы оба, т.е. я и моя организация, чего-нибудь".
Переправа дивизии Драгомирова сквозь Дунай началась рядом 2-х часов ночи 15 июня и продолжалась под огнем противника до 14-ти часов. К этому времени турецкие войска были отброшены от берега и захвачен град Систов (Свиштов), что обеспечило переправу главных сил - четырех корпусов. За блестящие действия Александр II наградил Драгомирова орденом святого Георгия 3-й степени.
В конце июня 14-я дивизия в составе Передового отряда генерал-лейтенанта И.Гурко двинулась к Балканам, участвовала во взятии города Тырново, потом в овладении горными перевалами. В отрезок времени контрнаступления превосходящих сил противника на Балканах началась героическая оборона Шипкинского перевала, и в критический миг Драгомиров привел резерв на содействие русско-болгарскому отряду Н.Столетова, оборонявшему перевал. 12 августа на Шипке Михаил Иванович был ранен в колено правой ноги и выбыл из строя.
Раненый военачальник был направлен в Кишинев, где ему грозила ампутация ноги, и только с большим трудом этого удалось избежать. Генерал М.Скобелев писал ему: "Поправляйся, возвращайся в верящую в тебя армию и в круг твоих боевых товарищей". Однако состояние раны этого не позволило. Вынужденный оставить армию, Драгомиров выехал в Петербург. Утешением ему стало пожалование чина генерал-лейтенанта. По выздоровлении Михаил Иванович был назначен начальником Академии генерального штаба с одновременным производством в звание генерал-адъютанта. 11 лет он возглавлял ведущее военно-учебное заведение России, готовившее военные кадры высокой квалификации. За время его руководства академия превратилась в изрядный середина российской военной науки. В 1879 г. Драгомиров издал свой первый работа - "Учебник тактики", тот, что на протяжении больше двадцати лет служил основным пособием для обучения офицеров искусству тактики.
В 80-е гг. Михаил Иванович дважды ездил во Францию для изучения новинок военной техники. Признавая целесообразность их внедрения в армии, он по-прежнему считал, что главное не в том, каково оружие, а как им владеет боец и как он настроен на победу.
Будучи авторитетнейшим военным специалистом, Драгомиров в 1889 г. был назначен командующим Киевским военным округом, стал сквозь два года генералом от инфантерии. На этой должности кропотливо передавал свой навык подчиненным командирам. Решительно борясь с муштрой, он не уставал внушать офицерам, что боец - это мужчина, обладающий разумом, волей, чувствами, и требуется всячески развивать его природные задатки и человеческие свойства. Командующий издает "Опыт руководства для подготовки частей к бою" (эта служба выдержала немного изданий) и "Солдатскую памятку" (издавалась 26 раз). В 1900 г. генерал-ученый разработал Полевой устав, с которым русская вооруженные силы начала в 1904 г. войну с Японией.
В 1898 г. Драгомиров, оставаясь командующим округом, был назначен вместе с тем киевским, подольским и волынским генерал-губернатором, что расширило круг его забот. В 1901 г. Николай II удостоил его высшим российским орденом - святого Андрея Первозванного. В возрасте 73 лет Михаил Иванович вышел в отставку с зачислением в члены Государственного совета. До последних дней своей жизни он не прекращал публицистической работы.
За заслуги в военной науке Драгомиров был избран почетным членом Московского и Киевского университетов, почетным вице-президентом конференции (совета) Академии генерального штаба, почетным членом Михайловской артиллерийской академии, некоторых зарубежных академий и обществ. Возрождая и развивая в новых условиях суворовскую систему обучения и воспитания, он оказал большое воздействие на бытие армии.
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Извергин Mihail Izvergin
Извергин Михаил Ильич (1875-1953) - полковник Генштаба. Окончил Харьковское городское военное училище, Киевское .военное училище и два класса..
читать далее →
Михаил Каменский Mihail Kamenskiy
Военачальник, генерал-фельдмаршал (1797). Окончил Сухопутный кадетский корпус (1756). В Семилетней войне 1756-1763 волонтер при французской армии..
читать далее →
Михаил Квецинский Mihail Kvetsinskiy
Квецинский Михаил Федорович (3.1.1866 - после 1920), рус. генерал-лейтенант (28.2.1915). Образование получил в 3-м Александровском училище (1885) и..
читать далее →
Михаил Катуков Mihail Katukov
Родился 4 сентября 1900 года в селе Большое Уварово Озёрского района Московской области.
читать далее →