Известные люди

»

Михаил Камельчик

Михаил Камельчик Mihail Kamelchik Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 8.6.1921
Гвардии Старший лейтенант М. С. Камельчик совершил 100 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку объектов противника, провёл 10 групповых воздушных боёв. Уничтожил 5 танков, 39 орудий, 84 автомашины с войсками и грузом, 57 повозок, 3 блиндажа, бронетранспортёр. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 8 Июня 1921 года в деревне Бушмин, нынче Толочинского района Витебской области, в семье крестьянина. Окончил Оршанский ж-д техникум в 1939 году и аэроклуб. В Красной Армии с 1940 года, через год окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года в действующей армии. Сражался на Северо - Западном, 1-м Белорусском фронтах. Участник освобождения Новгорода, Пскова, Пинска, Люблина, Варшавы, Познани, боёв на Одере, штурма Берлина.

К Маю 1945 года начальник звена 33-го Гвардейского штурмового авиаполка ( 3-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 16-я Воздушная вооруженные силы, 1-й Белорусский фронт ) Гвардии Старший лейтенант М. С. Камельчик совершил 100 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку объектов противника, провёл 10 групповых воздушных боёв. Уничтожил 5 танков, 39 орудий, 84 автомашины с войсками и грузом, 57 повозок, 3 блиндажа, бронетранспортёр. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов. С 1958 года Подполковник М. С. Камельчик - в запасе. Жил в Смоленске. В 1967 году окончил педагогический институт. Работал там же, заведующим методическим кабинетом кафедры марксизма - ленинизма, с 1970 года - преподаватель истории КПСС медицинского института. Заслуженный сотрудник культуры РСФСР. Почётный гражданин города Познань и Лодзинского воеводства ( Польша ). Был членом Советского комитета ветеранов войны и членом комитета Фонда мира. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Имя Героя носила пионерская дружина школы 4 в Смоленске.

* * *

Белорусский паренёк Михаил Камельчик рос в крестьянской семье в деревне Бушмин Витебской области. Учился в сельской школе и, аналогично многим сверстникам, мечтал о настоящей мужеский профессии. Такой, где могли бы раскрыться лучшие качества его целеустремленной личности. Но греза его носила абстрактный нрав до той поры, покуда старшие товарищи не взяли его с собой в Витебск, на аэровокзал ОСОАВИАХИМа, где он впервой увидел самолёты. Ему разом крайне понравился невиданный крылатый гигант. И Миша крайне удивился, когда он оторвался от земли. А вслед за тем ещё длительно стоял паренёк, устремив явственный взгляд в небосклон, и только ветер развевал его светлые волосы. Ему внезапно страстно захотелось попасть внутри этой чудесной машины, на месте того, кто только что поднял её в небеса. И изумлённый паренек понял: вот та самая специальность, которая кого угодно может покорить своей небывалой романтикой - специальность лётчика. Вскоре, спеша следом занятий в техникуме в тутошний аэроклуб ОСОАВИАХИМа, он уже ни минуты не сомневался в правильности своего выбора. А ещё сквозь какое - то время для курсанта Одесской военной школы пилотов имени Полины Осипенко эта греза стала реальностью.

1941 год сержант Михаил Камельчик встретил в новом качестве - пилота 162-го авиаполка Белорусского военного округа. Там и продолжил лётную практику на самолёте И-16, освоенном ещё в школе. Не за горами был день, когда молодые лётчики должны были пересесть на больше солидную машину - теперешний истребитель Як-1. Это радостное событие было намечено на финал Июня 1941 года. Но его опередило другое. Утром 22 Июня по боевой тревоге весь собственный состав прибыл на аэровокзал. Началась Великая Отечественная махаловка.

Первые же дни были отмечены ожесточёнными приграничными боями и налётами вражеской авиации на советские аэродромы. Для прикрытия особенно важных объектов 162-й полк поэскадрильно направляется на другие аэродромы. Самое главное - не предположить бомбардировку противником города Гомеля, в особенности - железнодорожных мостов. Но как это изготовить ? Самолет И-16 - устаревшей конструкции, ему несладко тягаться более того с новыми немецкими бомбардировщиками ! Отсутствует радиосвязь. Самолёты взлетают парами, сменяя товарищ друга в воздухе по 5 - 7 раз в день. И так в течение 15-ти дней...

Между тем немецким войскам удалось прорвать оборону у города Севска и активизировать атакование на Орёл и Мценск. Перед авиацией встали ещё больше сложные задачи, с которыми, это уже было ясно, "Ишачки" не могли совладать. Срочно нужно было переучивать лётчиков на новую, больше серьёзную машину - штурмовик Ил-2. С этой целью количество лётного состава была направлена в Ижевск, в 34-й запасный авиаполк. Однако к учёбным полетам на штурмовике 162-й авиаполк, где служил сержант Михаил Камельчик, допущен не был. Конечно, всему своё время. И всё же это казалось жутко несправедливым.

- Выход тут единственный, - сказал Михаил Камельчик своему другу Борису Цыбульскому: - нацарапать рапорт об отправке на фронт.

И они написали его... на имя командующего авиацией Московского военного округа, - которому был подчинён 34-й запасный авиаполк. Потянулись дни, полные томительного ожидания...

Через 10 дней пришёл ответ: стремление молодых лётчиков сразу же тронуться на фронт было одобрено, несмотря на то, что обращаться к вышестоящему начальству нужно сурово по форме. Видать, забыли. Ну да ладно - молодые ещё... Спустя невпроворот лет Михаил Степанович Камельчик вспоминал о том, как радовался за них начальник 162-го полка Полковник Новиков. По - отечески обнял и сообщил о том, что сквозь пару дней они начнут долгожданную учёбу. Разумеется, на штурмовике Ил-2.

Быстро пролетели эти дни радостного ожидания. И вот лётчики действующей армии Северо - Западного фронта в составе 288-го авиаполка, где и состоялось долгожданное знакомство со штурмовиком Ил-2. Грозная агрегатина, всамделишный "летающий танк", как её окрестили. Внутри помещаются две 23-миллиметровые пушки, два пулемёта, под крыльями - 8 реактивных снарядов, малые "катюши" и до 600 килограммов бомб. Машины с эдакий оснасткой не знала ни одна вооруженные силы времён Второй Мировой войны. "Чёрная кончина !" - в неописуемом ужасе будут говорить враги, завидев на горизонте мрачный штурмовик Ил-2.

Позади тренировочные полёты, и в конце концов участие в боевых действиях. Сержант Камельчик - лётчик 1-й эскадрильи под командованием Лейтенанта Николая Ивановича Белавина. Всё тогда воспринималось с таким удивлением и без малого ещё мальчишеским восторгом от предвкушения главного в этой жизни - возможности сделать героический акт во благо Отечества. И казалось, не будет конца этим радостным ощущениям. Если бы не невосполнимые потери, которые несёт махаловка. Если бы не погибель лучшего друга. Борис Цыбульский пал смертью храбрых в одном из первых же боевых вылетов.

Потом был Северо - Западный фронт. 1942 год. В воздухе для нашей авиации создалась критическая обстановка: не хватало истребителей для прикрытия. Нужно было забирать не числом, а умением, и с этой задачей могли сладить самые храбрые и смекалистые. По заданию комэска Младший лейтенант Камельчик в качестве ведомого в паре с Лейтенантом Удачиным взлетели, чтобы закрыть собой остальные самолёты. Приняв на себя зенитный жар, они выдержали атаку немецких истребителей. Находясь под прикрытием 2-х наших штурмовиков, другие самолёты благополучно штурмовали мишень в стане противника. Задача была выполнена.

Этот удачный маневр нашёл отображение в статье "Славная пара прикрытия", в газете "Сталинский сокол". А в волосах Младшего лейтенанта Камельчика появилась первая седина...

В единственный из следующих боевых вылетов ведущий пары Лейтенант Камельчик на низкой высоте прикрывал группу советских самолётов. Вдружбан увидел спереди большую колонну вражеских войск с танками, автомашинами, орудиями и иной техникой, движущуюся к линии фронта. Не прекращая снабжать прикрытие самолётов, Камельчик решил с ходу штурмовать противника и добился цели. Лётчик повторил атаку, но нежданно почувствовал мощное сотрясение самолёта. Что было сил стал выравнивать машину. Оказалось, что причина удара - столкновение самолёта со столбом, об этом сообщил по радиосвязи воздушный стрелок Григорий. Ситуация критическая. Небольшое пространство нужно одолеть, чтобы достичь до своего аэродрома, но как это соорудить ? На высоте 400 метров лётчик дал команду воздушному стрелку оставить самолёт с парашютом. Григорий отказался сигать единственный. Что ж, надобно как - то дотянуть... С правым разворотом, теряя высоту, зашёл на посадочный вектор движения аэродрома. Планирующий с большим перевесом налево самолёт, казалось, вот - вот ляжет на спину. Камельчик сделал последнее напряжение и зарулил на стоянку. А там его уже встречали два лётчика - истребителя, и на их лицах разрешается прочитать веселье за благополучное возвращение товарища.

- В таком состоянии самолёт в воздух не взлетит, - вынес заключение инженер, осмотревший на следующий день машину. - Отбито полтора метра крыла. Придётся восстанавливать.

Доводилось Михаилу делать и разведывательные полёты. Солнце ещё не показалось над линией горизонта, когда на низкой высоте, стараясь быть незамеченными, два самолёта - штурмовика пересекли линию фронта. Один из них вёл Старший лейтенант Михаил Камельчик, второй - Старший лейтенант Александр Лукавин. Задачей лётчиков было разведать движение вражеского поезда на железнодорожном участке Лунинец - Кобрин.

Появление дыма спереди по курсу насторожило разведчиков. Михаил Камельчик отдал указание подготавливаться к атаке. Так и есть: спереди на большущий станции два эшелона - единственный с танками, второй - с орудиями и иной техникой. Они сделали начальный заход. Воздушный стрелок Григорий доложил: взрывчатка, сброшенная с самолёта Камельчика, попала в основополагающий эшелон и разорвалась. Второй паровоз был расстрелян из пушек. Опомнившись, враги открыли жар по самолётам из зенитных установок, стоявших на платформах. Но отважные лётчики вновь пошли в атаку...

Через какое - то время во фронтовой газете появилась статья под названием "Партизанский удар", которая дала высокую оценку действиям разведчиков.

Между тем махаловка катилась на запад, и настал в конце концов долгожданный момент, когда наши войска отбросили врага за пределы советской территории. Все знали о бесчеловечности фашистов в концлагерях. Но одно занятие - чуять, и совершенно другое - зреть своими глазами.

Недалеко от аэродрома Люблин находился концлагерь смерти Майданек. К этому времени он был уже освобождён советскими войсками. Посетить его решили лётчики 288-го авиаполка. На территории лагеря их встретили немного джентльмен. Нет, скорее, истощённые подобия людей, которых не успели госпитализировать. Не менее сильное ощущение на пилотов произвели печи крематориев. У них был эдакий облик, как подобно как они жаждали новой добычи. В своё время эти чудовища без устали работали на конец. Свидетельства тому - холмики пепла от человеческих останков, ещё не целиком сгоревшие человеческие кости...

Вернулись на аэропорт и безотлагательно провели митинг. После того как почтили минутой молчания павших в концлагере, лётчики стали говорить речи, полные негодования, ненависти к фашистам и решимости сразу же отомстить за всё, что только что увидели. Время шло к вечеру, и вряд ли кто - то думал, что такая вероятность представится сей же час. Но как раз в эти минуты поступила команда, и эскадрилья, возглавляемая Капитаном Белавиным, вылетела на крупную железнодорожную станцию Варна южнее Варшавы, где находилось не менее 30 вражеских эшелонов. Эскадрилья нанесла дюжий штурмовой потрясение, и составы вспыхнули как деревянные одноразовые зажигалки. И более того когда лётчики удалились от цели на довольно большое пространство, то всё ещё могли зреть, как полымя расправляется с вражеским снаряжением. Это была месть фашистским извергам за содеянное в лагере смерти.

В полдень 16 Января 1944 года начальник авиагруппы Старший лейтенант Камельчик вылетел на очередное поручение. Нужно было застопорить на шоссе Писшуха - Опочно поток вражеских автомашин с войсками и техникой, направлявшихся на запад. Лётчики обрушили на врага мощнейший потрясение, в результате было сожжено 5 автомашин, убито рядом 200 боец и офицеров, на долгое время парализовано движение врага по важной шоссейной магистрали. Разгром вражеской колонны довершили передовые части танкистов.

Войска 1-го Белорусского фронта, преследуя разбитые части немецких войск, продолжали с боями продвигаться к Одеру и в темное время суток с 28 на 29 Января перешли рубеж Германии. 33-й Гвардейский штурмовой авиаполк ( так с 21 Ноября 1942 года назывался бывший 288-й ШАП ) приземлился на аэродроме Цилициг. До Берлина оставалось не больше 80 километров. "Завершить разгром гитлеровской армии, овладеть столицей фашистской Германии и вылезти с победой из Великой Отечественной войны". Так сформулировало задачу советское руководство в Апреле 1945 года.

...16 Апреля 1945 года. Эскадрилья 33-го ГвШАП служит небесным тылом 8-й Гвардейской армии под командованием Генерала Чуйкова. Бой в самом разгаре. Советские воины испытывают небывалый внутренний подъём, их оптимизм разделяют штурмовики. С неба летит какой - то необычный предмет и падает в расположение боевого порядка 82-й стрелковой дивизии под командованием Генерала Дука. Это символический ключ от берлинских ворот, тот, что намедни смастерили лётчики.

Копия этого ключа выставлена в экспозиции одного из самых больших залов Центрального музея Вооруженных сил. Как одна из реликвий, как символ ратных геройских поступков советских воинов.

Возвращаясь с очередного боевого задания, ведущий второй авиагруппы Гвардии Старший лейтенант Михаил Камельчик вспомнил о том, что в эти дни, 22 Апреля 1945 года, он совершил свой 100-й боевой вылет. И какой ! Только что нанесён штурмовой потрясение по фашистской столице - Берлину. Впереди летит первая авиагруппа под командованием Героя Советского Союза Гвардии Майора Николая Ивановича Белавина. Настроение превосходное. И в тот самый момент в кабине самолёта Михаила Камельчика разорвался снаряд вражеской зенитки... Дикая боль пронзила физиономия, и лётчик перестал зреть. "Наверное, я ослеп", - пронзила думка.

О тяжёлом ранении лётчика воздушный стрелок - радист сообщил Белавину. Не единственный раз начальник повторяет, что разрешает усаживаться на ближний аэропорт, но Камельчик как словно не слышит его. Кровь заливает физиономия. Сильная боль в груди, куда ещё попал осколочек. Однако нежелание отходить сильнее этой боли. И он не сдаётся. Колоссальный навык и профессионализм помогают лётчику наощупь довести самолёт до своего аэродрома. Ну вот и всё: экипаж за пределами опасности. А вот силы на исходе... Самолёт падает на землю с 10-метровой высоты. Подоспевшие товарищи помогли Камельчику выкарабкаться из кабины, и он потерял рассудок.

Передо мной копия наградного листа Гвардии Старшего лейтенанта Михаила Камельчика: "Бесстрашный лётчик - штурмовик, беззаветно преданный Родине, выражал в боях чудеса храбрости... Отлично владея грозным штурмовиком, не имел ни единого случая потери самолётов от зенитных атак противника... Провёл 10 групповых воздушных боёв с вражескими истребителями, грамотно сочетая пламень своего штурмовика с высокой техникой пилотирования".

За годы Великой Отечественной войны Михаил Камельчик произвёл 175 вылетов. Из них - 100 боевых. Уничтожил 57 вражеских автомашин с грузом, 39 орудий разных калибров, 5 танков, 3 блиндажа, дзот, паровоз, 23 железнодорожных вагона. Совместно с группой разгромил ж-д мост, 2 переправы и 4 склада с боеприпасами.

Заслуги Михаила Камельчика отмечены медалью "За отвагу", орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды. А 15 Мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии Старший лейтенант Михаил Камельчик был удостоен звания Героя Советского Союза.

Польский град Познань и Лодзинское воеводство и поныне считают за честь величать Михаила Степановича своим Почётным гражданином.

Даже на минуту не мог представить Михаил Камельчик, как бы он жил без любимой профессии. Поэтому всю свою существование он благодарен хирургам, которые вернули ему зрение. Был вынут осколочек из груди, и ещё раз перед Михаилом Камельчиком открылась любимая стихия - небеса. В победном 1945-м и в последующие юбилейные годы лётчик принимал участие в парадах Победы на Красной площади в Москве - в 1960, 1985, 1990 годах.

Михаил Степанович Камельчик так и не потерял охота совершенствоваться. В 1952 году он закончил Краснодарскую высшую школу штурманов. Продолжал лётную практику в качестве штурмана авиаполка до 1962 года - до увольнения в припас по состоянию здоровья в звании Гвардии Майора. Пошёл вкалывать в школу. И ещё решил обучаться. В 1967 году закончил Смоленский государственный педагогический институт, после этого чего стал действовать преподавателем истории в Смоленском государственном медицинском институте. Стал доцентом. Имеет звание заслуженного работника культуры РСФСР.

Сейчас Полковник в отставке Михаил Степанович Камельчик находится на заслуженном отдыхе. Он - ветеран и оптимальный товарищ Смоленского областного совета РОСТО. Дорогой гость в самых разных молодёжных аудиториях.

Легко находит он корпоративный язык и со школьниками. Великая Отечественная битва для ребят - это другая пора, но заговорит ветеран - и стираются временные рамки. А всё потому как, что Михаил Степанович относится к людям с огромный добротой и открытостью. Собственные внуки кроме того просят дедушку поведать о себе, и ещё ветеран переживает свою фронтовую юность.

За здоровенный вклад в военно - патриотическое воспитание молодёжи Центральный совет РОСТО удостоил М. С. Камельчика высшей награды оборонной организации - медали "Первый трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин".

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Кибкалов Mihail Kibkalov

Старший лейтенант М. М. Кибкалов совершил 276 ( по другим источникам - 306 ) боевых вылетов, участвовал в 38 воздушных боях, сбил 17 самолётов..
читать далее

Михаил Клименко Mihail Klimenko

Старший лейтенант М. Г. Клименко выполнил 52 боевых вылета. Вместе с группой уничтожил и вывел из строя 34 танка, 30 зенитных орудий, 12 бронемашин,..
читать далее

Михаил Козлов Mihail Kozlov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Михаилу Васильевичу Козлову присвоено Указом Президиума Верховного..
читать далее

Михаил Кологривов Mihail Kologrivov

Гвардии капитан М. М. Кологривов совершил 538 боевых вылетов, в 64 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 1 самолёт противника.Награждён орденами..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий