Известные люди

»

Михаил Косса

Михаил Косса Mihail Kossa Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 20.10.1921
Гвардии старший лейтенант М. И. Косса совершил 375 успешных боевых вылетов, в 113 воздушных боях сбил 15 самолётов противника лично и 4 в составе группы. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 20 Октября 1921 года в селе Малоекатериновка, теперь посёлок городского типа Запорожского района Запорожской области Украины, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и аэроклуб в городе Днепропетровске. Работал ретушёром. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С Февраля 1942 года в действующей армии. Сражался в составе 247-го авиаполка, летом 1942 года принимавшего участие в боях на Керченском полуострове, входя в состав 203-й авиадивизии.

К концу войны заместитель командира эскадрильи 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 269-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вооруженные силы, 2-й Белорусский фронт ) Гвардии старшой лейтенант М. И. Косса совершил 375 успешных боевых вылетов, в 113 воздушных боях сшиб 15 самолётов противника лично и 4 в составе группы. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1949 году окончил Высшую офицерскую школу штурманов ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями. Погиб 20 Апреля 1950 года.

* * *

С первых же дней, пребывания на фронте, Михаил Косса показал себя храбрым воздушным бойцом. Не раз на страницах газет делился своим боевым опытом, рассказывал молодым лётчикам об особенностях высотного боя, о том, как сбитый им ас "Люфтваффе", герой Бизерты и Туниса Г. Мыслер заявил после этого пленения: "Хорошие у вас машины. А русские лётчики не имеют себе равных".

В одном из вылетов, 2 Августа 1942 года самолёт Михаила Коссы был сбит зенитной артиллерией противника. Лётчик выбросился с парашютом, тот, что раскрылся только в 70 метрах от земли. Он упал на крышу сарая в одной из деревушек на территории оккупированной Украине. Жил у гражданки Сук под видом её мужа. Дважды подвергался аресту полицией, но сквозь некоторое время по заявлению женщины отпускался. После прихода наших частей, посредством 5 месяцев, вернулся в свой полк. Прошёл все проверки и был допущен к боевым полётам...

К концу войны заместитель командира эскадрильи 42-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии старшой лейтенант М. И. Косса совершил 375 боевых вылетов. В наградном листе ( на представление к званию Героя ) указано, что он:

"...Провёл 113 воздушных боёв, в большинстве случаев с превосходящими силами противника, при этом сшиб лично 15 немецких самолётов, их них 7 бомбардировщиков и 8 истребителей. Кроме того, в составе группы сшиб 4 и лично подбил 4 самолёта противника".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии страршему лейтенанту Коссе Михаилу Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( 8100 ).

9 Мая 1945 года при выносе Знамени полка на митинг в честь Победы над гитлеровской Германией, уже Гвардии капитан Косса, как единственный из лучших лётчиков части, был назначен ассистентом знаменосца. Участвовал он и в историческом Параде Победы 24 Июня 1945 года на Красной площади в Москве.

В 1949 году отважный лётчик - истребитель окончил Высшую офицерскую школу штурманов ВВС. В Мае 1949 года Майор М. И. Косса был назначен командиром авиационного звена учебного центра Добровольного общества содействия авиации ( ДОСААФ ), расположенного в селе Ротмистровка Киевской области Украины. Фактически это было понижение, вероятно ему припомнили нахождение на оккупированной территории...

24 Сентября 1949 года он поднял в воздух самолёт Як-9, принадлежавший аэроклубу и направился в сторону границы. Совершил посадку на территории Румыния, на аэродроме Сучава. Был арестован местными пограничниками и передан советским властям.

После ареста 26 Сентября 1946 года лётчику было предъявлено обвинение со следующей формулировкой:

"Обвиняется в измене родине. Будучи озлоблен супротив Советской власти, решил спешить в Турцию, где определить связь с представителями США и Англии и выдать им тайные данные о советской авиации. В этих целях 24 Сентября 1949 года, захватил самолёт и совершил на нём перелёт государственной границы и был задержан на территории Румынии".

Косса в суде отказался от своих показаний, "как от вымышленных, данных в результате применения к нему мер физического воздействия, и заявил, что государственную рубеж он перелетел, будучи выпивши, намерений изменить Родине не имел, а на румынском аэродроме попросил выдать "два ведра бензина с тем, чтобы немедля возвратиться в свою доля и утаить своё нахождение за рубежом..."

Позже, при пересмотре дела, были допрошены работники румынской милиции, задержавшие Коссу. Как оказалось, им он объяснил причину пересечения границы тем, что, получив извещение о самолёте - нарушителе, стал его преследовать, но потерял из виду и заблудился.

Сам Косса объяснял следователю:

- Уходя от жены, я имел в виду сходить на аэровокзал, присесть в самолёт и унестись... Куда, сам не знал. А когда сел в самолёт, то принял вывод лететь за рубеж, так как в тот самый миг прорвалось моё озлобление за понижение в должности, за переводы из одной части в другую, за недоверие... Во время полёта протрезвился, приземлился в Сучаве, чтобы дозаправиться и немедля ретироваться. Но было уже поздненько...

Следователь в обвинительном заключении предлагал вручить ему "25 лет исправительно - трудовых лагерей с конфискацией принадлежащего ему имущества". Однако судьи Военной коллегии под председательством Генерал - Лейтенанта юстиции Чепцова были неумолимы. 20 Апреля 1950 года, рассмотрев занятие в закрытом заседании, они приговорили М. И. Коссу по сатьям 58 пункт 1(б) и 58 пункт 2 Уголовного Кодекса РСФСР к расстрелу. Приговор обжалованию не подлежал и был приведён в воплощение в жизнь в тот же день. Предположительным местом захоронения Героя является Донское кладбище Москвы.

Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 1 Июня 1966 года Михаил Ильич Косса посмертно реабилитирован. Военная коллегия и Генпрокуратура позже вынесения вердикта не раз обращались в Президиум Верховного Совета СССР с тем, что М. И. Косса, как осуждённый за измену Родине, был лишён звания Героя, при всем при том сведений о том, лишали его этого звания, а следом вслед за тем реабилитации восстанавливали в нём, - в деле не имеется...

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Кузнецов Mihail Kuznetsov

Майор М. В. Кузнецов совершил 245 боевых вылетов и в 53 воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника и 6 в составе группы. 8 Сентября 1943 года..
читать далее

Михаил Лусто Mihail Lusto

Всего произвёл 251 успешный боевой вылет, проведя 49 воздушных боёв, сбил 19 самолётов врага лично и 1 - в паре. Эскадрилья под его командованием..
читать далее

Михаил Мачин Mihail Machin

Всего произвёл 127 боевых вылетов, в 40 воздушных боях лично сбил 9 и в составе группы - 11 самолётов противника. 0 года за умелое руководство..
читать далее

Михаил Михин Mihail Mihin

В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. В 1943 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов, а в 1945 году и Сталинградскую..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий