Известные люди
»Михаил Кочетков
Рождение: Россия, 6.5.1961
По признанию коллег и поклонников его творчества, стихи Кочеткова располагаются на обширном пространстве между Галичем и Бродским. В его песнях поэтика городской кухни, сдавшиеся, опустившиеся герои, которые живут в мире, где вся-то мебель четыре стакана, старый стол и хромая кровать. А сам Михаил обладает гипнотическим обаянием, могучей положительной аурой.
Сегодня гость Алефа легендарный Глухарь, бард Михаил Кочетков. По признанию коллег и поклонников его творчества, вирши Кочеткова располагаются на обширном пространстве между Галичем и Бродским. В его песнях поэтика городской кухни, сдавшиеся, опустившиеся герои, которые живут в мире, где вся-то мебель четыре стакана, старинный столик и хромая кровать. А сам Михаил обладает гипнотическим обаянием, могучей положительной аурой. Зритель полюбил Гнездо глухаря, утреннюю передачу на пятом канале российского телевидения, за нечто волшебно складывающееся из застенчивой мальчишеской улыбки и злодейских драгунских усов, из лирического мерцания в очах и хриплого иронического баритона.
Не смотри, что плешь раньше времени,
Лучше мне под нос посмотри,
Как торчат усы хризантемами,
Для тебя одной целых три,
Ну, конечно, конечно, два, а не три...
(Из песни М. Кочеткова Старомодная, угловатая)
Зяма, Циля, негромко, свои! Проходите, будь другом. Они добрые. А вон там, смотрите, чучело. Я его, красавца, сам подстрелил!
Кажется, я эту птицу уже где-то видела. Ну конечно, на Никитской, в бард-кафе Гнездо глухаря. Пока я разглядываю редкостный пернатый экспонат, а парочка длинноухих такс по имени Зяма и Циля пристрастно обнюхивают мои туфли, обладатель заваривает чай.
Вы меня своевременно поймали ещё день, и я бы уехал на Грушу! (Грушинский фестиваль авторской песни. М.Г.) Позвали возглавлять жюри. Прямо с корабля на бал! Я только что из Лондона прилетел. Вот майку оттуда привез смешная, истина? Знаете, что на ней за листики? Конопля! И сама она из конопли. Я там решил сувениров накупить, зашел в одну лавку на окраине, а она оказалась жутко наркоманской. Придется ныне совершать всем такие атипичные подарки. Ну, это я шучу, вообще-то я туда не за ними ездил. Я там песни напевал.
В Лондоне слушают российских бардов?
Слушают, а как же! У меня было два концерта. Пришли зрители, знающие российский язык, причем не на уровне мир, беленькая, Путин, а по-настоящему. Наверно, из двухсот тысяч наших, живущих в Англии, эти самые верные.
Остальные достаточно нетрудно переносят разлуку с родиной, и неудивительно. Англия, при всей своей королевской недоступности, по-хорошему правильная и шибко свободная держава.
А где лучше поется?
Наверно, все-таки тут, в России. Ну, как англичанину врубиться в свой сленг? Когда читаешь: Стал вредным я и мелочным, / Глухим на оба уха, / Давно не тянет к девочкам, / Тем больше к старухам. / И в дворницкой под лестницей / Года мои проходят. / Давно пора повеситься / Все руки не доходят вероятно, такое в России поймут лучше.
Давно у вас роман с авторской песней?
С детства! Первые вирши я ещё в детском саду сочинил и до сих пор помню: Сам генерал пожал мне руку дверью... До того они мне понравились, аж ноги в кулак сложились! Я по жизни себе на уме, потому, очевидно, и пишется.
И Гамлетом был я, и мрачным Отелло,
И чистой страницей, и грязным бельем.
Но это не ваше собачее занятие,
А это собачее занятие мое...
В общем, люблю я это собачее дело выдумывать вирши...
Нет желания воскресить бардовский ТВ-проект Гнездо глухаря, имевший в родное время большой зрительский рейтинг?
Лично у меня ни малейшего. Мне вся эта история с Гнездом глухаря на ТВ несладко далась, я без малого ничего не писал, покуда делал программу. Я больше потерял, чем нашел, до сих пор восстанавливаюсь. Сейчас у меня есть новые вирши, двенадцать новых песен, диск вышел. Совершено не хочется влезать в старую шкуру. К тому же финансовая подневольность от спонсоров самое малое вдохновляет.
Но потому что план Гнездо глухаря существовал и раньше телепередачи. С чего все начиналось?
С меня: я скверно слышу это классно! В нашем мире лучше чего-нибудь недослышать... На самом деле, дума была митяевская (Олег Митяев популярный бард. М.Г.), я только наименование подарил. Сперва это было такое движение за идею мы выступали задарма до тех пор, покуда не раскрутились.
Говорят, что шансон вытесняет авторскую песню, так ли это?
В старом клубе Гнездо глухаря изначально планировалось два зала: громадный для бардов и малый для шансонье. Ничего не вышло. В театре Перекресток у Виктора Луферова пытались объединить джаз, рок, шансон и бардов и сызнова не получилось. Смешивать запрещено аудитории разные. Что касается шансона, свойский народонаселение привязан к блатной лирике кто-то сам сидел, у кого-то брат или кум, или сват на зоне, а кое-кто и лагеря застал. Этой публике нужен шансон, тот, что в конце концов оформился как жанр, перестал быть маргинальным фольклором и выплеснулся в эфир. У бардов иной слушатель. Правда, в одной передаче с Ксенией Стриж (популярная ведущая на Радио шансон. М.Г.) и Мищуков, и Митяева, и Высоцкого с Галичем записали в шансонье, хотя и ребенку ясно, что свойство их песен, мягко говоря, иное, чем у хитов на Радио шансон.
Вы можете обозначить критерий качества?
Легко! Это когда слушаешь и мурашки на загривке. То, что Набоков называл священный трепет вдоль хребта. Но и слушатель должен быть искушенный, не от сохи. Хотя я в русских деревнях, в самой глубинке, встречал людей с потрясающим поэтическим слухом.
Коммерциализация в КСП (клуб самодеятельной песни) это худо?
Она не в КСП, она в жизни. Возьмите хоть симфонический концерт вы что, ни при каких обстоятельствах не видели логотипов Газпрома над сценой консерватории? Есть жанры, которым без поддержки не выжить. Раньше они зависели от государства, нынче от двух-трех добрых дядей. Среди КСПшников имеется немного джентльмен, которым улыбнулась фортуна в коммерциале, и на их деньгах сидят все остальные, потому что что билеты где-нибудь в Омске или в Донецке ни при каких обстоятельствах не будут стоить, как в Москве, а ибо нужно ещё и гонорары выплачивать! То, что происходит в КСП, нормальная профессионализация в струе обычного рынка.
Что самое главное в авторской песне?
Вовремя закусить! Ладно, шучу. Самое главное возникающий диалог, ты в нем оставляешь свои мысли, чувства, душу. Вообще-то для песни это перебор. Песня круговое действо: сели, попели, выпили, ещё попели Бардам свойствен крен в индивидуализм к крайне личной манере исполнения, к особости слова. Кстати, вы замечали, что у самых лучших авторов песни возвращаются в народ? Но, на самом деле, авторская песня живет по тем же законам, что и каждый прочий жанр искусства.
Вы довольный мужчина?
Я не без затей довольный я невероятно довольный! Я пережил три революции, двух президентов, море эпох! Ни в одном государстве не было столь перемен а я тут жил, и все это видел! Хотя не все нравилось. Дефолт 1998 года, к примеру, оказался отвратительной штукой, я на нем столь потерял! Вернее, стольких. До девяносто восьмого я был богат, зарабатывал пять тысяч долларов в месяц! Потом случился август я думал, ну, утрясется все как-нибудь, пересидим... и оказался в сплошных долгах. И, как ни чудно, стало так несложно я понял, что и взаправду не в деньгах фортуна... А сегодня я из Лондона привез целую пачку фунтов! Не верите? Жена также не поверила и точно сделала. У них купюры бывают только по пятьдесят фунтов и по двадцать ими-то мне весь гонорар и выдали. Я домой приехал, смотрите, говорю, мы сызнова богатые! Недели на две...
СКРИПАЧМихаил Кочетков
Посвящается моему дедушке Захару Самуиловичу
Мой дедуля старинный, но добрый старик
Мечтал, что я стану большим скрипачом
И более того в далеком Милане
Я буду игрывать на концерте...
А внучек его бессмысленный закатывал рев,
Ведь он не хотел быть большим
скрипачом,
Он плавать мечтал в океане
На старом пиратском корвете.
Среди акул и альбатросов мечтал
стоять он на борту,
Слегка подвыпившим матросом,
с огромной трубкою во рту,
Крича в бою осипшим басом:
На абордаж, орлы, вперед!
И быть огромным, одноглазым
и более того раненым в животик.
Как он мечтал из океана вернуться
на близкий причал,
Веселый, пораненый и нетрезвый
о, Б-же мой, как он мечтал!
В портовом кабаке Ривьера,
ее в объятьях задушив,
Орать А ну, скрипач, холера!
Сыграй мне чо-нить для души!..
Но время проходит, и дедушки нет,
Он больше не будет стоять над душой,
Теперь-то ему безразлично,
Что внучек скрипач в ресторане...
Он по вечерам достает инструмент
И мучает скрипку и всем ладно.
Ему ж это все безразлично
Ведь он вдали в океане.
Среди акул и альбатросов мечтал
стоять он на борту
Слегка подвыпившим матросом
с огромной трубкою во рту,
Крича в бою осипшим басом:
На абордаж, орлы! Вперед!
Быть одноногим, одноглазым
и более того раненым в пузо.
Как он мечтал из океана вернуться
на близкий причал,
Веселый, пораненый и хмельной
о, Б-же мой, как он мечтал!
В портовом кабаке Ривьера,
в ее объятьях почить в бозе,
Крича: А ну скрипач-холера!
Давай играй! Я буду распевать!..
Он спел бы под скрипку про скрип
старых мачт,
Про боцмана злую собаку.
А малый, сердитый, одинокий скрипач
Играл бы на скрипке и плакал...
Из досье:
Михаил КОЧЕТКОВ
Родился 6 мая 1961 г. в Москве. Окончил Московский государственный универ им. М.В. Ломоносова (1984). Актер. Участник творческого объединения Первый круг. Песни пишет с 1979 г. С декабря 1995 на коммерческом телеканале Телеэкспо вел в прямом эфире песенную передачу с участием бардов Гнездо глухаря. Организовал в Москве бард-кафе Гнездо глухаря, где выступают барды. Автор книги Два алкоголика на даче. В апреле 2003 года выпущен диск Когда накроюсь медным тазом...
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Круг Mihail Krug
Перстень с тремя алмазами, который он всегда носит, ему подарил вор в законе Хобот.
читать далее →
Михаил Матусовский Mihail Matusovsky
Матусовский - популярный поэт-песенник, написавший такие всем известные песни, как "Школьный вальс", "Подмосковные вечера", "На Безымянной высоте",..
читать далее →
Михаил Муромов Mihail Muromov
Михаил Муромов - известный советский и российский певец, автор песен, композитор. Родился 18 ноября 1950 года в Москве.На счету Михаила Муромова..
читать далее →
Михаил Огинский Mihail Oginskiy
Михаил Огинский - известный польский, белорусский и российский политический деятель, известный композитор, граф. Родился 25 сентября 1765..
читать далее →