Известные люди
»Михаил Лавровский
Рождение: Россия, 29.10.1941
М.Л. Лавровский - Народный артист СССР (1985), лауреат Ленинской (1970) и Государственной (1975) премий СССР, премии Ленинского комсомола. Удостоен также многих международных наград (приз Вацлава Нижинского, 1972; золотая медаль на II Международном конкурсе артистов балета в Варне, 1965, и др.). В 2002 году за выдающиеся достижения в балетном искусстве и педагогическую деятельность в Большом театре М.Л. Лавровскому присуждена премия Москвы в области литературы и искусства. Награжден орденом Почета (2002). Член ВТО с 1964 года.
Родился 29 октября 1941 года в Тбилиси (Грузия). Отец - Иванов (Лавровский) Леонид Михайлович (1905-1967), выдающийся советских времен хореограф, Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР. Мать - Чикваидзе Елена Георгиевна (1910-1996), балерина. Супруга - Гарсия Долорес Ордоньес (1958 г. рожд.). Сын - Лавровский Леонид Михайлович (1987 г. рожд.).
Семья во многом определила интересы и судьбу динамичного по природе мальчика, увлекавшегося гимнастикой и фехтованием. В 1952 году он поступил в Московское хореографическое училище при Большом театре (педагоги О. Ходот и Н. Тарасов).
В 1961 году, блестяще окончив училище по классу Г. Евдокимова, Михаил Лавровский был принят в состав труппы Большого театра. В театре ему пришлось нелегко, так как нужно было аргументировать близкое подлинное (а не связанное с именем отца) право на "соло" и ведущие партии в репертуаре. Его партнершей выступала одаренная балерина Наталия Бессмертнова. С концертного номера "Этюд" на музыку Листа, тот, что им передала мамаша Михаила Елена Чикваидзе, и начался настоящий счастливый момент артистов. Юная романтическая пара обрела и признание, и фарт у знатоков балета.
Среди первых ролей Михаила Лавровского на сцене Большого театра - Сын Георгия в балете "Страницы жизни" (1961) и Раб в балете "Спартак" (1962, хореография Л. Якобсона). Его первая сольная партия - Филипп в балете "Пламя Парижа" (1962) на музыку Асафьева - как воспрещено больше соответствовала индивидуальности молодого артиста.
Под влиянием педагогов-репетиторов Алексея Ермолаева и Асафа Мессерера формировался индивидуальный манера Лавровского, основанный на техничном владении прыжком и виртуозностью вращений в сочетании с природной эмоциональностью танца. В 1963 году он стал солистом Большого театра.
По словам Ю.Н. Григоровича, Михаил Лавровский "был настоящим лидером своего артистического поколения, личностью, страсть сколько определявшей в 1960-е годы в самом исполнительском стиле Большого театра". Помимо яркого таланта этому способствовали "необыкновенная трудоспособность, полное растворение в творческой задаче, в самой идее Большого театра. Его темпераментный, ярко-эмоциональный танец как будто резонировал доблестью. От него веяло настоящей мужеский силой, и в ситуации балетной сказочности она своеобразно переплавлялась в подлинную рыцарственность..."
Особое местоположение в творчестве Михаила Лавровского занял балет "Жизель" А. Адана и образ Альберта в нем. К главным партиям в этом балете его и Наталию Бессмертнову готовил его папа - Леонид Михайлович Лавровский. Юный Альберт Михаила Лавровского здорово отличался от больше поздних трактовок этой роли самим актером, менялся сообща с взрослением исполнителя. В дальнейшем, в 1972 году, за образ Альберта М. Лавровскому была присуждена награда Парижской академии танца - приз Вацлава Нижинского. Но тогда юная романтическая пара практически влюбила в себя поклонников балета, на долгий срок став их кумирами.
Дорога к освоению ведущего репертуара была открыта. М. Лавровскому довелось танцевать на практике все ведущие партии в главных балетных спектаклях Большого театра. Этот список открывает Принц в балете "Золушка" С. Прокофьева (1963) - образ, принесшая ему народную славу позже гастролей в Лондоне, где он танцевал в паре с Раисой Стручковой. Его героями были Вацлав ("Бахчисарайский фонтан", 1963), Голубая птица ("Спящая красавица", 1963), Фрондосо ("Лауренсия", 1964), Кайс ("Лейли и Меджнун", 1965, хореография К. Голейзовского), Ферхад ("Легенда о любви", 1965), Принц ("Щелкунчик", 1966), Базиль ("Дон Кихот", 1967), Спартак ("Спартак", 1968, хореография Ю. Григоровича), Ромео ("Ромео и Джульетта", 1969), Принц Зигфрид ("Лебединое озеро", 1970), Виктор ("Ангара", 1976), Солор ("Баядерка", картина "Тени", 1977), Иван IV ("Иван Грозный", 1978), Паганини ("Паганини", 1979), Клавдио ("Любовью за любовь", 1979), Артынов ("Анюта", 1986) и другие.
Встреча с партиями в балетах Юрия Григоровича значительная, если не главная в жизни артиста. Начиная с первой совместной работы над постановкой балета "Спящая красавица" Михаил Лавровский стал исполнителем всех премьерских партий в постановках Юрия Григоровича вплоть до конца 1970-х годов.
Роль Спартака принесла Лавровскому Ленинскую премию, открыла и утвердила творческую индивидуальность актера как героического танцовщика. "Его легендарный предводитель рабов Спартак объединил всю влюбленность Ферхада, тяга и безысходность Ромео, нежность и скорбь Альберта, ненависть к врагам и жажду свободы Фрондосо и Филиппа. Тем самым артист дал широчайшую палитру красок и человеческих переживаний в шибко строгой форме, с лаконичной пластикой тела. Он наделил своего героя всеми гуманными человеческими качествами, не стремясь к внешнему эффекту, хотя партия обладает сверхэффектными прыжками и техникой" (М. Лиепа).
Драматическая партия Виктора (Государственная премия СССР) в балете "Ангара" на музыку А. Эшпая сформировала умение раскрывать характеры противоречивые и неоднозначные. И все это соединилось в едином пласте - создании образа Ивана Грозного в одноименном балете Юрия Григоровича. Сложнейший нрав, фигура, в то же время порождающая зло и трагическая в своем одиночестве, любящая и страдающая, жестокая и уязвимая...
М. Лавровский как собак нерезаных снимался в телебалетах, принесших ему дополнительную популярность - "Ромео и Джульетта", "Мцыри", "Белые ночи", "Три карты", "Федра". Все литературные герои - Ромео, Мцыри, Мечтатель, Герман, Ипполит - крайне живые, пластичные характеры.
Михаил Лавровский был солистом ГАБТа до 1987 года. Сейчас он работает в театре как педагог-балетмейстер и репетитор. Он является создателем и руководителем балетной школы в Москве, которой дал имя своего отца - Л.М. Лавровского.
В 1978 году Лавровский окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа. Среди его работ в качестве хореографа есть как фильмы-балеты (в том числе телебалеты), так и театральные спектакли.
Первым был телебалет "Мцыри" Тарадзе, где он сам сделал главную образ (1977; 1987 - золотая медаль, Нью-Йорк), потом "Прометей - поэма огня" Скрябина (1981), "Хореографические новеллы" на музыку И.-С. Баха и Ф. Листа (1986), видеофильм "Фантазер" (1989).
Балеты Михаила Лавровского "Ромео и Джульетта" (одноактная версия по балету Л.М. Лавровского) и "Блюз" ("Порги и Бесс", 1983) - джаз-балет на музыку Джорджа Гершвина были поставлены на сцене Тбилисского театра оперы и балета имени З. Палиашвили в пору, когда Михаил Леонидович возглавлял балетную труппу театра (1982-1985).
Работая над балетом "Порги и Бесс", М. Лавровский чутко нашел вывод сложнейшей, неповторимой по богатству ритмического и мелодического колорита и импровизационному духу музыки композитора, добился в лучших сценах балета стилевого единства языка джазового и классического танца. Он создал изумительно цельный образ поэта жизни - калеки Порги, преодолев сложную пластическую проблему.
Среди балетных спектаклей Михаила Лавровского заслуженным успехом пользуется спектакль "Фантазия на тему Казановы" (1993, музыка Вольфганга Амадея Моцарта), в настоящий момент идущий на сцене Большого театра (прежде ставившийся в городе Атланта, США). Лавровским поставлены ещё пластико-хореографический спектакль - антреприза "Откровения" на музыку Валерия Кикты (Москва, 1991), "Нижинский" (филиал Мкрасного театра, 2000) на музыку С. Рахманинова, "Любовь-волшебница" ("Матадор") на музыку Мануэля Де Фальи (2001, ГАБТ).
В настоящее время М.Л. Лавровский работает над философско-социальным спектаклем "Ричард III" по одноименной пьесе Шекспира, в котором танец органично сочетается с текстом великого драматурга. Давняя греза Михаила Леонидовича - создание собственного театра, тот, что был бы близок и интересен современному зрителю, и в первую очередность молодежи.
В качестве балетмейстера М.Л. Лавровский работает в драматическом театре, в кинематографе. Это - спектакли "Прекрасное лекарственное средство от тоски" режиссера И. Райхельгауза с А. Филозовым и Л. Семенякой (театр "Школа современной пьесы"), постановки М. Крылова "Евгений Онегин... Пушкин" и "Маленький принц" с Л. Казарновской и В. Сухоруковым, в котором соединились драма, опера и балет (театр "Новая опера"), "Последняя темное время суток последнего царя" В. Фокина, моноспектакль "Анна" А.А. Эшпая с Е. Симоновой и другие, кино В. Меньшова "Зависть богов".
Как педагог и балетмейстер М.Л. Лавровский работал во многих театрах и балетных школах мира: в Театре оперы и балета в югославском городе Нови Сад (1997), Академии танца в Риме (2000), в "Токио-балет" (1996), в хореографической школе Анны Барт в Берлине (1990), в США, в том числе в городах Хьюстоне (1992-1993, постановка балета "Мцыри") и Фениксе (1987, постановка балета "Хореографические новеллы").
М.Л. Лавровский - Народный артист СССР (1985), лауреат Ленинской (1970) и Государственной (1975) премий СССР, премии Ленинского комсомола. Удостоен ещё многих международных наград (приз Вацлава Нижинского, 1972; золотая медаль на II Международном конкурсе артистов балета в Варне, 1965, и др.). В 2002 году за выдающиеся достижения в балетном искусстве и педагогическую дело в Большом театре М.Л. Лавровскому присуждена премия Москвы в области литературы и искусства. Награжден орденом Почета (2002). Член ВТО с 1964 года.
Художественно одаренная персона, Михаил Леонидович рисует и пишет маленькие повести.
Живет и работает в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Мессерер Mihail Messerer
4 и 15 июля Большой театр покажет последнюю премьеру сезона - одноактный балет "Класс-концерт". Вообще-то спектакль, в котором ежедневный экзерсис..
читать далее →
Михаил Фокин Mihail Fokin
Фокин сделал самостоятельным жанром бессюжетный балет, создавая его средствами как классического танца ("Шопениана"), так и характерного..
читать далее →
Михаил Лакербай Mihail Lakerbay
Абхазский писатель, драматург, театровед.
читать далее →
Михаил Левитин Mihail Levitin
Левитин Михаил Захарович, заслуженный деятель искусств РСФСР (1991), родился 27 декабря 1945 в Одессе.В 1967 окончил режиссерский факультет ГИТИСа..
читать далее →