Известные люди
»Михаил Родионов
Рождение: Россия, 3.6.1942
На родине Героя на доме, где он родился и жил, установлена мемориальная доска. Его именем названы улица в городе Белогородск и деревня, где сооружён памятник Герою. Навечно зачислен в списки воинской части.
Родился в 1918 году в деревне Песочное, сегодня Белогородского района Нижегородской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, школу ФЗУ и аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, год через окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
С Июня 1941 года в действующей армии. Командир звена 562-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный остов, Войска ПВО территории страны ) Младший лейтенант М. А. Родионов произвёл 242 боевых вылета, в воздушных боях сшиб 5 самолётов противника. 3 Июня 1942 года у деревни Шумятино ( Малоярославецкий район Калужской области ) двойным тараннным ударом сшиб бомбардировщик врага. Погиб при посадке самолёта. 14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
Похоронен в деревне Новая Лужа ( теперь Родионово ) Химкинского района Московской области. На родине Героя на доме, где он родился и жил, установлена мемориальная доска. Его именем названы улочка в городе Белогородск и деревенька, где сооружён монумент Герою. Навечно зачислен в списки воинской части.
* * *
В Химках, на 22-м километре Ленинградского шоссе, где к 30-летию Победы создан мемориальный комплекс, на братской могиле советских лётчиков установлен гранитный обелиск с фотографией. На нём надпись: "Герой Отечественной войны лётчик - истребитель Михаил Александрович Родионов погиб при воздушном таране "Ю-88" на дальних подступах к Москве. 1917 - 1942 гг". Именем Героя, командира звена 562-го истребительного авиаполка Младшего лейтенанта М. А. Родионова названа одна из улиц города.
Командир звена 562-го истребительного авиационного полка Младший лейтенант Михаил Родионов стал одним из многих советских лётчиков, совершивших в годы Великой Отечественной войны воздушный таран. При этом, он дважды в одном бою таранил самолёт противника на высоте всего 50 метров над землёй. Это, наверное, один в истории авиации происшествие.
М. А. Родионов родился в 1917 году в селе Песочном Горьковской области. В 20 лет он ушёл в Красную Армию. Окончив лётную школу, служил в авиационных частях.
В первые дни Великой Отечественной войны Родионов подал рапорт с просьбой обратить его на фронт. В ожесточённых воздушных боях он храбро сражался с врагом на дальних и ближних подступах к столице. Произвёл 242 боевых вылета. В одиночных и групповых воздушных боях сшиб 5 фашистских самолетов. За проявленный героизм в отрезок времени оборонительных боёв и контрнаступления советских войск под Москвой М. А. Родионов в Марте 1942 года был награждён орденом Красного Знамени.
3 Июля 1942 года Младший лейтенант М. А. Родионов на самолете Як-1 вылетел на перехват вражеского самолёта Ju-88 в районе Малоярославца. На высоте 3000 метров он обнаружил врага и тут же устремился в атаку. Противник, маневрируя, яростно отстреливался и пытался покинуть. Вскоре следом очередной атаки "Юнкерс" прекратил пламень. Очевидно, одна из очередей Младшего лейтенанта достигла цели: неприятельский стрелок был убит.
Немецкий лётчик понимал, чем грозит ему дальнейшее единоборство с истребителем. Он прибегнул к обычному в то время приёму: спикировал до самой земли и повёл машину на бреющем полёте. Родионов повторил его маневр. Но преследование на эдакий высоте жутко затруднительно: маневр истребителя ограничен. Лётчику приходилось наблюдать не только за противником, но и выдерживать предельно малую высоту.
Несмотря на свою юность, Михаил Родионов был испытанным воздушным бойцом. Получив боевое крещение ещё в отрезок времени "Зимней" войны с Финляндией, он удачно сражался и с немецкими захватчиками: одержал уже 4 победы в воздухе, провёл немного успешных штурмовок наземных войск врага, был награждён орденом Красного Знамени. Но и неприятель ему достался бывалый.
Командир звена неотступно следовал за вражеским самолётом, а следом повторил атаку. Однако очереди не последовало - кончились боеприпасы. Чтобы истребить врага, лётчик решил его таранить. В районе деревни Шумятино на высоте 50 метров М. А. Родионов консолью крыла своего истребителя ударил по правой плоскости вражеского самолёта, обрубив ему больше двух метров крыла. "Юнкерс" клюнул носом, но далее, выровнявшись, продолжал удирать. Сделав разворот, совдеповский истребитель сызнова догнал его и врезался своим винтом в фюзеляж Ju-88. От вторичного тарана бомбардировщик камнем рухнул на землю.
Младший лейтенант, с трудом удерживая шибко повреждённый самолёт, пошёл на вынужденную посадку. Но площадка, куда собирался приземлиться Родионов, оказалась ограниченной по длине, и истребитель на пробеге врезался в земляную насыпь. Отважный лётчик разбился сообща со своей боевой машиной. Так погиб бесстрашный защитник московского неба, совершив в одном бою два тарана на высоте бреющего полёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 Февраля 1943 года за свой героический геройский поступок Младший лейтенант М. А. Родионов посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
* * *
Вспоминая о боевых геройских поступках Михаила Родионова, следует пометить и ещё одну воздушную победу лётчика. Она была одержанна им в начале 1942 года, но не записана на официозный счёт. И вот почему: сбитой им машиной оказался советских времен истребитель Як-1. Пилотом этого самолёта был прославленный в настоящее время лётчик - испытатель, Герой Советского Союза, Степан Анастасович Микоян. Подробности того дня довольно детально приведены в книге Артёма Драбкина "Я дрался на истребителе", выпущенной в Москве издательствами "ЯУЗА" и "ЭКСМО":
- 16 Января 1942 года состоялся мой 11-й вылет. Нас по тревоге подняли. Командиром моего звена был Владимир Лапочкин [ Лапочкин В. Д., Капитан. Воевал в составе 11-го ИАП. Вэтого за время участия в боевых действиях в воздушных боях сшиб 1 самолёт лично и 2 в группе. Награждён орденом Красного Знамени. - Примечание М. Ю. Быкова ], тертый лётчик, тот, что имел орден Красного Знамени за отображение первого налёта на Москву. Мы парой взлетели и пошли на Истру, в силу того что что нам сообщили, что там появился германский самолёт - разведчик "Юнкерс". Когда мы подошли к Истре, там уже никого не было. И вот мы стали с Лапочкиным бродить. Он начальник, я ведомый. Он мне: "Выходи вперёд !" И я как бы ведущим становлюсь, а он ведомым. И мы стали так гулять.
Вприятель я увидел 3 самолёта - истребителя, идущих нам навстречу, немного выше. Я к ним подошёл позади с разворотом, вижу это наши "Яки". Ну, раз "Яки", стал отворачивать от них, но не теряю их из вида. И внезапно вижу, что левый ведомый делает резкий разворот и становится мне в хвостище. Я встал в вираж, а он в хвосте у меня, причём рядом от хвоста, не больше 50 метров. Я вижу, что это "Як", но всё - таки виража 2 - 3 сделал. На вираже он палить не мог. У нас были однотипные самолёты, а летал я уже неплохо: меня более того хвалили.
Другое занятие, я и не думал, что он будет в меня палить. Вижу, что он свой, и стал из виража вылезать. Только вывел, вижу - зелёная "трасса" бьёт по крылу ( пулемётные трассирующие пули - зелёные ). Хорошо, что я вышел из виража со скольжением и дорога прошла левее фюзеляжа. Стрелял он в упор, и если бы попал в фюзеляж, то бронеспинка бы не спасла... Я покачал крыльями, показывая, что я свой, и отвалил, полупереворотом ушёл вниз. Вывел самолёт на высоте метров 800, и тут смотрю, у меня крыло у самого фюзеляжа "раздето" и горит. Я безотлагательно стал снижаться для посадки. Вообще - то полагается, когда пожар, скакать с парашютом, но я о прыжке более того не подумал. Решил усаживаться "на живот". Тут пожар разгорелся ещё больше, по - видимому, из - за того, что прыть стала меньше. Причём бензин протёк в кабину и там горел. У меня обгорела штанина мехового комбинезона, перчатки, физиономия, кисти. Я закрывал лик человеческий левой рукой и всё - таки сел.
Некоторые моменты окончательно выпали из памяти. Помню, как начал выравнивание, а опосля самолёт уже стоит, вернее лежит, оттого что шасси было убрано. На мне горит целлулоидная планшетка, и я стал её снимать. Вылез из кабины, вернее, упал на крыло. Видимо, это аккурат тогда я сломал колено, а не при посадке, оттого что я сел на животик и особого удара при приземлении не было. Потом я помню только, что лежу в снегу метрах в 10 от самолёта. Но как отползал, не помню. Я решил, что обе ноги ранены пулями, в силу того что что обе они болели. Но оказалось опосля, что одна обожжена, а вторая сломана.
Когда я лежал на снегу, нужно мной прошёл ведущий. Я помахал ему рукой, чтобы он понял, что я жив. Лапочкин прилетел в полк и сказал: "Микояна сшибли, но он жив". А вообще, где он всё это время был, я не знаю. Он, кажется, в объяснении написал, что, когда я сделал резкий маневр, он отстал и потерял меня. Я маленько удивляюсь тому, что с момента, как я начал атаку, я его и не видел, покуда на земле не оказался.
Потом какие - то ребятёнки на лыжах, проходившие мимо, ко мне подошли. Уложили меня на лыжи и повезли к дороге. На дороге оказались сани с лошадью. Деталей я не помню. Помню, что меня погрузили и повезли в полевой лазарет. Обгоревшее физиономия стало замерзать ( морозец был 20 градусов ). Мне кто - то закрыл лик человеческий шапкой. Лётчик, тот, что сшиб меня, оказался из того полка, где был Володя Ярославский. Он сказал позже посадки: "Кажется, я своего сшиб. А чего он мне в хвостище полез ?" [ Самолёт С. Микояна по ошибке сшиб лётчик 562-го ИАП Младший лейтенант Родионов Михаил Александрович. Вэтого за время участия в боевых действиях он выполнил 242 боевых вылета, в воздушных боях сшиб 3 самолёта лично и 2 в группе. Погиб 3 Июня 1942 года при таране бомбардировщика противника. Герой Советского Союза ( посмертно ), награждён орденами Ленина, Красного Знамени. - Примечание М. Ю. Быкова ].
Тут ещё какая тонкость была. Все самолеты на зиму перекрасили в белый цвет. А я - то только что получил новоиспеченный самолёт с завода, он не был перекрашен и был зелёного цвета. Вот формальная причина - все белые, а мой зелёный, немного ли чей ?..
Так или по-другому, я сутки провёл в полевом госпитале. Ожоги весьма болели, сестра мне смазывала марганцовкой, тогда становилось легче. Приехала за мной "санитарка" из Москвы. Привезли меня в Москву, в больнице я лежал без малого 2 месяца. Приезжал ко мне единственный Полковник из ВВС, позже он стал моим товарищем - Михаил Нестерович Якушин, имеющий известность лётчик, тот, что воевал в Испании. Он занимался этим делом. Писал план приказа. Я читал следом директива. У меня более того есть копия. Там сказано:
"Младшего лейтенанта Родионова возвратить под суд, а уровень вины Лейтенанта Микояна определить потом его выхода из госпиталя".
Однако ни его не судили, ни со мной опосля никто не разбирался. Он продолжал летать ещё 4 месяца, а в Июне погиб. Причем погиб геройски. Он дважды таранил самолёт противника. Первый раз тот не упал, тогда Родионов второй раз его таранил, позже чего, совершая вынужденную посадку, сел на противотанковые укрепления и разбился. Посмертно он получил звание Героя. Вот такая была история...
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Рябцев Mihail Ryabtsev
После окончания войны Михаил Евсеевич продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. Награждён орденами Ленина, Красного..
читать далее →
Михаил Сафонов Mihail Safonov
В 1909 году поступил в морской корпус. 0 года М. И. Сафонов произведён в корабельные гардемарины.После окончания Морского корпуса он был распределён..
читать далее →
Михаил Сачков Mihail Sachkov
В 1946 году демобилизовался. Жил в Москве. Был лётчиком Гражданского Воздушного Флота, затем работал в Министерстве авиационной промышленности...
читать далее →
Михаил Семенцов Mihail Semencov
Михаил Семенцов - Герой Советского Союза. Родился 26 сентября 1917 года. Заместитель командира эскадрильи 41-го гвардейского истребительного..
читать далее →