Известные люди

»

Михаил Рожков

Михаил Рожков Mihail Rozhkov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 30.8.1918
Балалайку М. Рожкова можно услышать в более чем пятидесяти фильмах, среди них Василий Андреев, Война и мир, Течет Волга, А зори здесь тихие..., Простая история и др.Михаил Федотович Рожков народный артист России, лауреат I Всероссийского конкурса мастеров эстрадного искусства, академик Международной театральной академии. В 1998 году ему присвоено звание профессора гуманитарного факультета МАТИ имени К.Э. Циолковского, а в год своего 80-летия он был награжден орденом За заслуги перед Отечеством III степени. В 2005 году ему вручен орден Петра Великого.

Родился 30 августа 1918 года в селе Крюковка Лукояновского района Нижегородской губернии. Отец Федот Федорович (1883 г. рожд.). Мать Варвара Федоровна (1884 г. рожд.).

Михаил рос в многодетной семье, был младшим из семи сыновей. Он был ещё ребенком, когда папа взял старших сыновей и уехал с ними на сооружение железной дороги Турксиб. Михаил с мамой и братом Борисом остались в Нижнем Новгороде. Семья распалась.

Жили крайне бедно. Варвара Федоровна зарабатывала стиркой. Чтобы поддержать матери, Михаил хватал зимой санки и возил пассажирам багаж с вокзала. В 1925 году Михаила приняли в пионеры и направили в Дом пионеров, где пацаны проводили весь день и домой приходили только спать. Дом носил имя латышского революционера Ансона, сделавшего немало хорошего для детей Нижнего Новгорода. В Доме пионеров что надо кормили, нехило в этом месте было поставлено военно-патриотическое воспитание. Там Михаил научился плавать, гоняться, приобрел хорошую физическую закалку.

В Доме пионеров время пролетало неприметно. Дети весьма любопытно проводили время в различных кружках: изобразительного искусства, музыкальном, работали в столярном и печатном цехах. Здесь был более того самодеятельный оркестр народных инструментов. В этом оркестре Михаил научился игрывать без малого на всех народных инструментах. Именно тогда он в первый раз взял в руки балалайку.

Когда Михаилу Рожкову исполнилось 16 лет и пришло время избирать профессию, своему учителю и руководителю оркестра от стойко сказал, что хочет обучаться на музыканта и дирижера.

В 1934 году Михаил отправился в Ленинград поступать в Музыкальное училище имени М.П. Мусоргского. На вступительных экзаменах совершенно заявил, что играет на всех инструментах и его всенепременно следует принять. Ему дали домру он сыграл, дали гитару сыграл. С балалайкой у будущего всемирно известного маэстро случился конфуз, во время демонстрации мастерства оборвались струны. Однако настойчивый и явственно даровитый юноша был принят на подготовительный вектор движения инструкторского отдела училища.

В училище Михаил Рожков, по совету товарищей, начал с игры на четырехструнной домре. И все шло добро до той поры, покуда не услышал, как в одном из классов играет на балалайке Павел Нечепоренко (в то время также студент училища, в настоящее время всенародный артист СССР, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных. Его биографию см. на стр.... Михаил был очарован звучанием инструмента в его руках, практически захворал балалайкой, и на следующий день пошел к заведующему отделения А.А. Холодилину с просьбой перевести его в класс балалайки. До конца учебного года оставалось всего немного месяцев, но Михаилу пошли на встречу, и он за эти месяцы освоил по классу балалайки программу года. Занимался Рожков, как и Нечепоренко, у В.И. Домбровского.

В училище Михаил Рожков проучился в пять лет (19341939), окончив его на отменно На третий год учебы стал выступать в оркестре им.Андреева. Это был и заработок, и отличная практика. Но солистом не стал. Шел тяжелый ход формирования музыканта. В.И. Домбровский посоветовал Рожкову оставить из оркестра, сказав, что у него великолепная будущность и он будет самым знаменитым балалаечником России.

В 1939 году М.Ф. Рожков приехал в Москву на Всесоюзный конкурс исполнителей на народных инструментах, чтобы послушать его участников. В это же время в столице проходил конкурс в Краснознаменном ансамбле. Рожкова пригласили показаться, и в результате по приказу наркома обороны К.Е. Ворошилова он был определен в Центральный Дом Красной армии в балалаечный красноармейский оркестр, где проработал 7 лет, вначале солистом-балалаечником, следом дирижером оркестра.

Название оркестра не раз менялось. Во время войны он именовался Ансамблем балалаечников Калининского фронта, потом I-го Прибалтийского фронта, следом Земландской группы войск в Восточной Пруссии, в конце концов, Ансамблем Прибалтийского военного округа.

Как боевой оркестр коллектив зачастую выступал прямо на авангардный, перед началом атаки. Что такое блиндаж, бруствер, пули, разрывы бомб и снарядов, М. Рожкову и его коллегам-музыкантам пришлось попробовать, что называется, на собственной шкуре. После штурма Ржева получил свою первую боевую медаль. Война для оркестра закончилась в Кенигсберге. Руководители ансамбля были демобилизованы в 1945 году. По приказу Маршала Баграмяна Михаил Рожков принял руководство оркестром. В 1946 году приехал в Москву.

Вскоре Михаил Рожков сообща с Геннадием Петровичем Быковым создали дуэт балалаек. Репетировали, где могли в подвалах, на чердаке... Когда они сыграли в ВТО Пляску скоморохов Римского-Корсакова, их услышал Михаил Фабианович Гнесин. Вы чудо, сказал он. Вас нужно за рубежом являть! Дуэт без сопровождения играл русские народные песни, обработки, которые делали сами музыканты. Дуэт М. Рожкова и Г. Быкова выступал на самых престижных сценах Москвы, записал пластинку. Однако вскоре Г.П. Быкова арестовали, дуэт распался.

В тот отрезок времени Михаил Рожков остро почувствовал, что ему ещё не хватает мастерства, знаний, музыкального кругозора. В 1948 году он принял заключение поступать на только что созданный факультет народных инструментов в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. М.Ф. Рожкову сильно повезло. Он занимался в классе у Александра Сергеевича Илюхина, тот, что ни в жизнь не подавлял творческую свободу студента. А.С. Илюхин воспитал в Рожкове постижение того, что даровитый, а тем больше уникальный музыкант, таковой как Рожков, обязан выступать с программами сложными, обладать в запасе громадный репертуар.

Одновременно с учебой продолжалась интенсивная концертная занятие. В свои программы М.Ф. Рожков включал русские народные песни, классику, произведения современных композиторов, обработки популярных советских песен, все это позволяло ему с максимальной полнотой выказать возможности балалайки. При этом, каждое выступление всенепременно сопровождалось тогда, как хотя вообще-то сопровождается и сейчас, интересным и увлекательным рассказом об истории инструмента. Однажды М.Ф. Рожкова услышал Л.О. Утесов, был в восторге, назвал его гением балалайки. Утесов был первым, кто поддержал музыканта следом войны в Москонцерте. Благодаря ему Рожков попал в эстрадную элиту страны, в лучшие концерты на лучших площадках.

Продолжался творческий розыск, Михаил пробовал совместить балалайку в дуэте с различными инструментами и пришел к выводу, что идеальное сочетание балалайка и гитара. Большую образ в жизни М.Ф. Рожкова в тот самый отрезок времени сыграла саммит с замечательным гитаристом Георгием Ивановичем Меняевым. В 1958 году они создали, по существу, основополагающий профессиональный дуэт балалайки и гитары и 15 лет проработали совместно, выступали по всему Союзу, были во многих зарубежных странах без малого во всех странах Европы, в Африке, дважды в Японии, в Америке...

После смерти Г.И. Меняева в течение 6 лет Михаил Рожков гастролировал с пианисткой Светланой Сорокиной. Потом полтора десятка лет сызнова выступал с гитаристом Юрием Черновым.

Без выступлений М.Ф. Рожкова в те годы был немыслим ни единственный из главных концертов в Москве. Концерты в те годы строились жестко по жанрам: художественное словечко, физкультурно-акробатический или цирковой номер, хореография, вокал, инструмент, эстрадный номер и кино. Хореографию представляли: Уланова, Лепешинская, Стручкова, Лапаури; разговорный жанр: Царев, Любезнов, Набатов, Кторов, Ильинский, Миронова, Менакер; оперетту: Ярон, Савицкая, Володин. Инструментальный жанр представляли, как правило, Александр Цфасман рояль (в первом отделении) и Михаил Рожков балалайка (во втором отделении).

Рожкова всегда приглашали на выступления в Посольствах США, Италии, Франции, Польши, Испании, многих других стран. Когда послом Чили в СССР был А. Пиночет, непременным участником концертов был Михаил Рожков. Поклонником его творчества был и Хуан Антонио Самаранч, тот, что в отрезок времени его пребывания в СССР в качестве посла Испании не упускал возможности позвать Рожкова обозначиться в Посольстве с концертом. Рожковым восхищались Жан Маре, Эдуардо де Филиппо, Марсель Марсо, Анна Герман и другие звезды мирового искусства. Высоко ценили его мастерство и легендарные отечественные актеры: Любовь Орлова, Борис Андреев, Петр Глебов и многие другие.

Будучи коронованным виртуозом, М.Ф. Рожков продолжал постигать секреты любимого инструмента, не стеснялся учиться: игрывать дробь на балалайке у Леонида Владимирова, балалаечника в оркестре ансамбля Березка, у Феоктистова вибрированному тремоло, у Нечепоренко вибрато за подставкой, у Блинова густому наполнению тремоло, учился секретам игры у Трояновского, Петрова, Успенского, Ульяновского. Огромное важность в своем профессиональном воспитании музыкант придавал и искусству дирижирования. Рожков приходил на репетиции симфонических оркестров и наблюдал за работой Мравинского, Мусина, Фрица Штидри. Дирижер Государственного республиканского русского народного ансамбля Россия В.Ф. Гридин сказал, что если бы М.Ф. Рожков занимался дирижированием, он стал выдающимся дирижером, но он остался рыцарем балалайки.

Творчеству М.Ф. Рожкова посвящено море публикаций в отечественной и зарубежной прессе. В 1998 году сбылась его греза, напечатан репертуар произведений для балалайки в сопровождении гитары, бесценный учебник для последующих поколений молодых балалаечников. Вэтого вышло в свет три сборника из репертуара музыканта.

Балалайку М. Рожкова позволительно услыхать в больше чем пятидесяти фильмах, посреди них Василий Андреев, Война и мир, Течет Волга, А зори в этом месте тихие..., Простая история и др.

Михаил Федотович Рожков всенародный артист России, лауреат I Всероссийского конкурса мастеров эстрадного искусства, академик Международной театральной академии. В 1998 году ему присвоено звание профессора гуманитарного факультета МАТИ имени К.Э. Циолковского, а в год своего 80-летия он был награжден орденом За заслуги перед Отечеством III степени. В 2005 году ему вручен орден Петра Великого.

Свободное время Михаил Федотович отдает книгам и спорту. В молодости увлекался греблей, байдаркой. Спортом занимается и по этот день, выделяет те виды, которые помогают сберечь профессиональную форму, оттого что балалаечники играют согнувшись, с зажатой грудью. Любит велосипед, лыжи, бассейн, бадминтон, прогулки пёхом.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Серебро Mihail Serebro

Михаил Серебро. Родился 30 июня 1962 года в станице Варениковской Анапского района (тогда ещё, ныне Крымский район) Краснодарского края.С 14 лет..
читать далее

Михаил Танич Mihail Tanich

М.И.Танич - любимый автор известных и популярных в народе песен, лауреат премии МВД России (1997 г.), лауреат Юбилейного конкурса "Песня года",..
читать далее

Михаил Турецкий Mihail Turetsky

И в этом наше предназначение превращать людей из зверей в людей. Музыка единственная сила, которая делает из зверя человека. Это, может быть,..
читать далее

Михаил Шелег Mihail Sheleg

В 1986 году с группой единомышленников организовал неформальное молодёжное объединение ЭТАП (Экспериментальное Товарищество Авторов Песен). Давал..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий