Известные люди
»Михаил Скоморохов
Рождение: Россия
Михаил Скоморохов в Перми вот уже 23 года. Первое подведение итогов по случаю сорокалетия Пермского ТЮЗа, который он возглавляет, становится одновременно и режиссерским портретом Михаила Скоморохова.
Как не уверовать в мистическую образ фамилии, вслед за тем того как сельский пацан, невзначай оказавшийся на гастрольном спектакле Ирбитского театра Без вины виноватые, сперва начал актерствовать в самодеятельности, затем окончил в Москве отделение режиссуры в Щукинском училище и сверх того ещё и Высшие режиссерские курсы у Товстоногова.
Свой театр он начал сооружать с деревенской основательностью и деревенским же хитроумием. На рожон ни в жизнь не лез, на баррикады не всходил, к компромиссам относился уважительно (если для пользы дела!), но в результате ретроспективный воззрение обнаруживает в его программе и последовательность, и определенность, и самобытность.
Скоморохов, как, хотя вообще-то, и многие из его товарищей, искал обновления тюзовского репертуара. В 1984-м он вспомнил про Гавроша. Пусть пьеса Ты нам нужен, Гаврош! была слабенькой и архаичной, зато мальчика Гавроша в ломание правил существующих традиций актрис-травести играл актер-мужчина Сергей Лабырин, эдакий даровитый, мелодический и достоверный, что от него зрачок не разрешено было отхватить. Он одним духом стал кумиром города, а в 1990 году во время гастролей его сманил Петербург, да ещё вкупе с другим кумиром Александром Баткаловым, исполнителем роли Остапа Бендера.
Золотого теленка Скоморохов в театре поставил в 1985-м, не убоявшись конкуренции с кино. Лишние люди 30-х годов Остап, Паниковский, Балаганов и Козлевич в его спектакле представали пронзительными, трогательными, их судьбы изломанными, возможности нереализованными. Как, хотя вообще-то, совершенно драматичной выглядела и фатум Корейко, сильной личности, олигарха не ко времени. Более того, Скоморохов осмелился определить тогда под колебание святая святых энтузиазм трудящихся масс как созидающую силу: пестрая карнавальная массовка распыляла свои силы в никуда, в воздух, создавая только иллюзию продуктивной деятельности.
В Перми, родном городе Дягилева, более того школьникам известно, что творец обязан публику поразить. Скоморохов этому правилу следует неукоснительно. Линия его репертуарных открытий проходит не только сквозь безупречно новые названия (Кандида Вольтера, Светлану Жуковского или Грех да напасть на кого не живет Островского), но и посредством неожиданные повороты в восприятии классики. Кому когда, к примеру, приходило в голову, что Привидения тюзовская пьеса?! А в Пермском ТЮЗе не только революционно ввели недетского Ибсена в репертуар, но и сыграли эту известную драму как бы с позиций юноши Освальда, трагического ответчика в деле о преступной несостоятельности отцов. И впредь эта предмет отцов и детей все время будет беспокоить Скоморохова, будь то Гроза, Вишневый сад или Элькино золото Йосефа Бар-Йосефа, не говоря уже о собственно юношеских отечественных пьесах. И не немаловажно, ставит спектакль сам Скоморохов или его режиссура Татьяна Жаркова, Дмитрий Заболотски, программа театра едина. Потому что, наряду с другими важными традициями предшествующего поколения отечественной режиссуры, Скоморохов унаследовал идею Театра-Дома. Пермский ТЮЗ и обитает в доме, тот, что сам по себе идеально воплощает эту идею. Старинный особняк с лепниной и белыми колоннами до революции принадлежал пермской Вассе Железновой пароходчице Любимовой. Внутри, там, где в настоящий момент фойе, сохранилась прежняя планировка мраморная лестница, анфилада комнат с камином и печками в причудливых изразцах. Достаточно расставить кое-какую мебель, развесить по стенам картины и декорация к Вишневому саду готова. Тут и шел спектакль с 1996 года до того момента, в то время как в очередной раз не увели двух блестящих актеров Владимира Шульгу (он играл Лопахина) и Александра Смирнова (тогда безупречно неожиданного Епиходова и главного героя множества спектаклей, а в настоящее время капитана кавээновской Пармы).
Вишневый сад школьная программа, как и Гроза. Чтобы одолеть омерзение к хрестоматийному, не возбраняется подвергнуть его тотальному осмеянию, стёбу легкий дорога, по которому идут ныне многие режиссеры. Труднее и интереснее предложить другой точка зрения на известное, расширить пространство интерпретации. Этим занимается Скоморохов. В Вишневом саде переосмысление касалось персонажей: усталой Раневской (Ирина Сахно) и старенького мальчика Гаева (Александр Володеев), никчемного, но угрожающе деятельного болтуна Пети Трофимова (Александр Калашниченко), стесняющегося своей успешности, умного и благородного Лопахина. В Грозе изменилась сама концепция, толк пьесы.
Режиссер связал Грозу со Снегурочкой, создав сообща с художником Юрием Жарковым гармоничный берендеев мир, никакое не темное царство. Этот мир полон любви, радостных человеческих отношений (в том числе Кабанихи и Дикого, Катерины и Варвары, Кабанихи и Феклуши). В кульминационной сцене темное время суток на Ивана Купала рандеву Катерины и Бориса проходит на фоне всеобщего любовного хоровода. Пафос красоты вот эстетика спектакля.
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Херасков Mihail Heraskov
В драматургии Херасков выступил последователем классицизма.
читать далее →
Михаил Шатров Mihail Shatrov
Все, что я сделал после XX съезда, вызывало у властей дикую ярость. Начиная с пьесы "Шестое июля", не было ни одного моего произведения, которое не..
читать далее →
Михаил Щепенко Mihail Shepenko
Режиссер и актер Михаил Щепенко, руководитель Театра русской драмы Камерная сцена, уже 20 лет строит театр, который стремится быть с Христом.
читать далее →
Михаил Кисилев Mihail Kisilev
После успешно прошедшей пробы, на которой артист спел арию Томского и отрывок из "Риголетто", его принимают в Большой театр. Как отмечала критика..
читать далее →