Известные люди
»Михаил Твеленев
Рождение: Россия, 20.7.1920
Гвардии Старший лейтенант М. С. Твеленёв совершил 290 боевых вылетов, участвовал в 110 воздушных боях, уничтожил лично 16 и в составе группы 28 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 20 Июля 1920 года в селе Перевоз, сегодня Ржаксинского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Воспитывался в семье деда. С 1936 года жил в Москве. Окончил 7 классов и узловую школу фабрично - заводского ученичества. Работал слесарем в московском депо Октябрьской железной дороги. В 1938 году был зачислен в ж-д аэроклуб и рекомендован в школу лётчиков - истребителей. С 1939 года в Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. В составе 69-го авиаполка участвовал в героической обороне Одессы. Затем воевал в составе 792-го ИАП, был командиром звена 10-го отдельного учебно - тренировочного полка 8-й Воздушной армии, откель добился 30 Июня 1943 года возвращения в свой близкий 69-й, ставший уже 9-м Гвардейским ИАП.
К Сентябрю 1944 года начальник звена 9-го Гвардейского истребительного Одесского авиационного полка ( 303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная вс, 3-й Белорусский фронт ) Гвардии Старший лейтенант М. С. Твеленёв совершил 290 боевых вылетов, участвовал в 110 воздушных боях, уничтожил лично 16 и в составе группы 28 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К Маю 1945 года довёл цифра боевых вылетов до 420. Участвуя в 130 воздушных боях увеличил счёт личных побед до 18.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Высшие лётно - тактические курсы. В отрезок времени с Февраля 1951 года по Июль 1965 года был лётчиком - испытателем в НИИ ВВС, участник войсковых испытаний самолёта МиГ-21. Одним из первых в стране в 1961 году удостоен звания "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". С 1966 года Гвардии Полковник М. С. Твеленёв - в запасе. Жил в городе Щёлково Московской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 25 Апреля 1985 года.
* * *
После окончания военного училища Михаил Твеленёв попал на службу в 69-й авиаполк, расположенный близ города Одессы. Близость к границе диктовала свои законы бдительности и высокой боевой готовности. Поначалу казалось, что учёба в отдалении сзади. Ведь они лётчики - истребители. Сядут в кабины "Ишачков" и будут бороздить бескрайнее небосвод, выписывать фигуры в зонах. Но их заставили тренироваться и ещё раз тренироваться.
На начальный воззрение это были обычные тренировки. Но если в школе инструктора старались сотворить для учлёта как разрешено лучшие условия, чтобы он успешнее выполнил поручение на полёт и быстрее закончил учебную программу, то в этом месте, в полку, лётчикам ужесточали условия выполнения полётов, старались, чтобы всякий полёт походил на подлинный боевой вылет.
"Учиться драться, в то время как ещё нет войны", - было требованием тех дней в этом истребительном полку.
Твеленёв был определен в эскадрилью, которой командовал Капитан Ю. Б. Рыкачсв. Он ждал всякий лётный день как праздника. Благодаря своей настойчивости, первым из молодых лётчиков полка в Апреле 1940 года показал отличные результаты в проверочном полёте с Рыкачевым и в тот же день получил дозволение на самостоятельные полёты на боевом самолёте И-16. В те Июньские дни 1941 года тренировочные полёты в полку чередовались с вылетами по тревоге.
С 15 Июня Твеленёв вкупе с лётчиками Гулибиным и Никоновым был включён в расчёт для несения боевого дежурства на самолётах И-16, на которых, помимо боевых комплектов к пушкам и пулемётам, подвешивались кроме того реактивные снаряды, балки, которые имелись только на 4 самолётах полка.
Заступив на дежурство в темное время суток с 21 на 22 Июня 1941 года, Твеленёв сообща с техником звена Цукановым и техником самолёта Забышным скрупулезно осмотрел машину, потом занял своё местоположение в кабине И-16. В 3 часа зазвонил телефон и прозвучал условный знак. В дежурном звене заканчивали пробу моторов, когда весь полк по тревоге прибыл на аэровокзал. Михаил Твеленёв, как и многие в полку, на первых порах не мог до конца уверовать в то, что началась битва. А после этого просил своих командиров только об одном - подключить в боевой расчёт, тот, что будет чаще вылетать на встречу врагу.
Уже первые дни войны показали, что то, о чём просил Михаил Твеленёв, в последующем стало обычным, повседневным занятием лётчиков полка. В составе звена Твеленёв 23 Июня вылетел на аэропорт Тарутино, с которого группа в составе 5 "МиГов", 9 "Чаек" и 3 И-16 два дня производила по 3 - 4 боевых вылета на штурмовку вражеских артиллерийских позиций па реке Прут. На звено самолётов И-16, имеющих реактивные снаряды, возлагались особенно ответственные задачи: сопровождение ТБ-3, перевозивших технический состав 146-го авиаполка, полёты в Тирасполь и Котовск. Затем их посадили на второй аэропорт, где вторая эскадрилья Рыкачева взаимодействовала с "Чайками" 11-го авиационного полка.
В единственный из тех дней 5 Ме-109 штурмовали их аэровокзал в Цебриково. В дежурном звене были Голубев, Твеленёв и Сафронов. Они чуть успели усесться в самолёты. Запустив мотор машины Голубева, стартер ещё мчался к самолёту Твеленева, когда "Мессеры" уже открыли жар. Лётчики успели взвиться. Твеленёв оторвался от земли и только начал убирать шасси, как был атакован двумя Ме-109. Он связал их боем. Вражеские истребители, прекратив штурмовку, бросились на Твеленёва. Воспользовавшись этим, остальные наши самолёты взлетели с аэродрома н отогнали "Мессеров".
Именно в те труднейшие дни он, тогда Лейтенант, повёл счёт сбитых им самолётов противника. Его первые атаки на вражеские бомбардировщики и истребители были неожиданны. Молодой лётчик смело, абсолютно открывал жар с малых дистанций. Эскадрилья, в которой служил Твеленёв, за трое суток сшибла 19 самолётов противника, половину которых составляли бомбардировщики, и не потеряла ни одной своей машины.
По мере приближения вражеских войск к городу нашим лётчикам всё чаще приходилось переключаться на разгромление наземных целей. Лейтенант Твеленёв, превосходно владея техникой пилотирования, метко поражал врага всеми огневыми средствами, имевшимися на борту самолёта. Так, к примеру, в середине Июля 1941 года эскадрилья, в которой он служил, подлетела к северной части Днестровского лимана. С высоты 400 метров была видна как на ладони переправа сквозь реку. Сплошной лавиной её форсировала конница противника. Ещё больше сосредоточилось её на западном берегу. Первая штурмовая вылазка эскадрильи была настолько стремительна, что враг не сумел изготовить ни единого выстрела из зениток. Весь пламень с воздуха из пулемётов наши лётчики сосредоточили на водной глади лимана, заполненной переправляющимися конниками. Последующие атаки пришлись по войскам противника на западном берегу Днестра - туда сбросили бомбы. Врагу был нанесён здоровенный урон, а эскадрилья вернулась на аэровокзал без потерь.
Запомнился кроме того полёт в район Болгарайки, где Майор Л. Л. Шестаков вёл группу штурмовать конницу противника. Твеленёв так увлёкся штурмовкой, что, когда группа уже ушла, сделал ещё 2 захода. На свой аэропорт возвращался без единого патрона и горючего. Много неприятного пришлось послушать от Шестакова, но все обиды остались сзади, когда на иной день начальник взял его в состав вылетавшей на боевое поручение группы ведомых им самолётов.
Ещё большей любовью проникся состав полка к Твеленёву, когда тот прикрыл в бою командира эскадрильи П. В. Полоза и, несмотря на повторные атаки вражеских истребителей, сопровождал его, раненого, до посадки на своём аэродроме.
Отмечая проявление некоторой медлительности как свойство, присущее Твеленёву в обыденной жизни, бывший комиссар полка Гвардии Подполковник Н. А. Верховец позже направлял на важную для Твеленёва черту:
- Он был медлителен, но вот одна деталь: Михаил ни при каких обстоятельствах не запаздывал с вылетом на боевое поручение, неизменно успевал туда, где он был больше всего нужен как воин. Это говорит об огромной его самодисциплине.
Тяжёлым для лётчиков полка был боевой вылет 9 Августа. Группа из 12 И-16 атаковала скопление пехоты противника и автотранспорта в районе Каторжино. В районе цели наши самолёты были обстреляны огнём зениток. Вели воздушный махач с 20 PZL-24. В результате 5 самолётов противника были сбиты. В том вылете Твеленёв участвовал в составе пятёрки Капитана Ю. Б. Рыкачева, которая сшибла 3 PZL-24. В одной из атак прямым попаданием был разбит картер мотора, и Михаил приземлился в поле в районе станции Карповка. Едва успел отбежать на безопасное пространство, как его самолёт взорвался. Твеленёв направился в сторону Одессы и в тот же день на попутной автомашине добрался до полка.
В грозные дни начального периода Великой Отечественной войны Твеленёв поднимал свой самолёт в воздух по 6 - 7 раз в день - наши лётчики мужественно отражали натиск наземного и воздушного противника. В этой сложной обстановке приходилось в то же время штурмовать врага на земле, известия ожесточённые воздушные бои с его истребителями и бомбардировщиками.
Во время обороны Одессы Твеленёв в каждом боевом вылете действовал энергично, с выдумкой, искусно маневрировал посреди разрывов зенитных снарядов, поражал врага с малых высот, а в воздушных боях уничтожал вражеские самолёты с коротких дистанций. Высокое ощущение патриотизма, глубокое разум ответственности перед Родиной, верность долгу, ненависть к врагу делали Твеленёва неуязвимым.
...По данным воздушной разведки, к городу приближалась колонна вражеской конницы. Дежурная эскадрилья, в которую входило и звено Твеленёва, поднялась в воздух. На предельно малой высоте лётчики штурмовали вражеских кавалеристов, сделав по 3 - 4 захода, сбросили бомбы. В это время появились истребители противника. Со стороны солнца, с громадный высоты группа Me-109 устремилась в атаку. Завязался мордобой. Твеленёв и его товарищи на встречных курсах отбивали атаки противника оборонительным куда ни глянь, оттягиваясь к своей территории. Боеприпасы были на исходе. Михаил вёл жар с коротких дистанций, старался снабдить выход из атаки своего ведущего. Флагманский "Мессер" увлёкся атакой, вошёл в параметры оборонительного круга советских истребителей и тотчас же был сбит. Прекратив атаки, враг со снижением покинул район боя.
Однажды Михаил Твеленёв вылетел в паре на воздушную разведку и, уже возвращаясь, в ближнем тылу обнаружил вражеское дальнобойное орудие, которое вело жар по городу. Действовать пришлось по обстановке. Построение маневра сводилось к поражению цели бомбами с первого захода, зона зенитного огня преодолевалась на предельно малой высоте. И когда отходили от поражённой цели, разрывы зенитных снарядов чёрными и белыми шапками покрывали всё пространство около самолётов.
В общей сложности при защите Одессы Михаил Твеленёв совершил 60 штурмовок, провёл 40 воздушных боёв.
Последний мордобой в небе Одессы сложился для Твеленёва неудачно. 18 Августа, вылетев в составе группы правым ведомым у Рыкачева, он потом набора высоты увидел 4 Ме-109, которые шли встречным курсом. Михаил приготовился к атаке в лобовую.
Немцы, заметив нашу группу, продолжали полёт, не меняя курса, и, когда приблизились, нежданно открыли пламень первыми. На самолёте Твеленёва был повреждён фонарик. Сам он получил осколочное ранение в физиономия. Развернувшись в сторону своего аэродрома, Михаил обнаружил, что отказала организация управления. Он совершил вынужденную посадку в районе Раздельной. При этом самолёт его разбился. Сам он, тяжко раненный, попал в лазарет, где ему пришлось пробыть до 20 Ноября 1941 года.
* * *
После госпиталя Михаил был направлен в ещё только формирующийся 792-й истребительный авиаполк, тот, что находился в Закавказье. Обстановка с каждым днём осложнялась, и, чтобы благополучно противостоять господствовавшей в то время авиации противника, приходилось составлять и объединять самолёты не только одного полка, но и дивизии. Так, в Июне 1942 года по приказу командира дивизии Полковника Степичева была собрана сводная группа из 4 Ил-2 и 5 ЛаГГ-3 с тем, чтобы под прикрытием полка Як-1 штурмовать вражеский аэровокзал в Харькове.
Взлетев к вечеру, наши лётчики над Купянском сделали круг, поджидая, когда присоединятся "Яки", вышли к цели и с ходу пошли на штурмовку. Твеленёв был в звене заместителем командира эскадрильи И. А. Пишкана. Огнём вражеских зениток был сбит единственный "ЛаГГ". Но и наши истребители были начеку и уничтожили 2 "Мессера", взлетевшие с аэродрома.
Бой был в разгаре, когда подошли "Яки" и безотложно же вступили в схватку. В первой стычке с "Мессерами" единственный "Як" загорелся. Твеленёв был к нему ближе других и, убедившись, что Ме-109 не погнались за горящей машиной, решил брать его под защиту. Лётчик на "Яке" приземлился вблизи вражеских позиций. Грозящую ему угроза Твеленёв оценил в единственный момент и решил присесть рядом с горящим самолётом. Он видел, как лётчик "Яка" покинул кабину, как из - за леса мчались к нему вражеские мотоциклисты. "Только бы угнаться, только бы опередить немцев !" - этой мыслью жил в эти минуты Михаил и, не выбирая площадки, с ходу пошёл на посадку. И вот агрегатина остановилась примерно горящего "Яка", лётчик втиснулся в проем фюзеляжа, и Михаил дал обороты мотору на взлёт.
Очереди немецких мотоциклистов были запоздалыми, и ЛаГГ-3 удачно прибыл на свой аэропорт. Героем дня стал Михаил Твелёнев, которого представили к награждению орденом Красного Знамени.
После переформирования полка, Твеленёв в Июле 1942 года был направлен командиром звена 10-го отдельного учебно - тренировочного полка 8-й Воздушной армии. Там ему 17 Августа было присвоено звание Лейтенанта. В этой части он пробыл до 30 Июня 1943 года, занимаясь подготовкой командиров звеньев для воздушной армии. Во время учёбы Твеленёв за день мог делать до 135 полётов по кругу и до 13 полётов в зону. Никто в полку не мог с ним сравниться в этом. Здесь он получил ещё единственный орден Красного Знамени.
* * *
Всё это время его не покидала надежда возвратиться в 9-й Гвардейский полк, где были его друзья, где он прошёл хорошую боевую школу. В конце концов руководство поддержало его влечение. Твеленёв был назначен в 9-й ГвИАП командиром звена.
Шестаков, Алелюхин, Верховец, Никитин, Королёв, без малого весь пожилой инженерно - технический состав помнили Твеленёва и с радостью встретили его возвращение. Он вошёл в состав 1-й эскадрильи, которой командовал его однокашник по Борисоглебской школе и соратник по героической обороне Одессы, Гвардии Капитан А. В. Алелюхин. Уже в первых боях Твеленёв показал, что не забыл уроков, полученных в Одессе и в боях на Юго - Западном фронте.
Высок был накал боевых будней лётчиков 9-го Гвардейского Одесского авиационного полка. Основная их проблема состояла в завоевании превосходства в воздухе. Для этого вырабатывалась новая тактика, бои велись на вертикальных маневрах. Новые товарищи Твеленёва, такие как Амет - хан Султан, Дранищев, Байков, Карасёв, Ковачевич - были довольно опытными лётчиками, произвольный из них не раз встречался с известными асами эскадр "Рихтгофен" и "Удет", имел на своём счету не единственный сбитый самолёт врага. Полк вёл ожесточённые бои с рассвета до темноты.
На основе опыта, приобретённого в боях под Одессой, Михаил Твеленёв стал вырабатывать новые тактические приёмы, свойственные его бойцовскому характеру. Он строил маневр так, чтобы поражать врага с первой атаки, используя прыть, высоту и маневренность Як-1.
В единственный из дней Твеленёв в составе группы вылетел на свободную охоту. Обстановка в воздухе была напряжённой. Немцы дрались неотступно. Всегда внимательный в боевой обстановке Твеленёв издалече увидел, как в лучах солнца что - то блеснуло. Оказалось, что это вражеский разведчик Ju-88. Тут же появились и две пары "Мессеров", прикрывавшие разведчика. Последовал отвлекающий маневр пары из группы Твеленёва, и вот уже враги ввязались в махач. Этого было довольно, чтобы "Юнкерс" оказался в прицеле у Твеленёва. А как только запылал разведчик, "Мессеры" убрались восвояси.
Весной 1943 года, в только напряжённые дни налётов противника на Ростов, Старший лейтенант Твеленёв еще раз поднимал свой "Як" по 5 - 6 раз в день. Однажды эскадрилья, в которую он входил, была поднята по тревоге, поданной по системе воздушного наблюдения, оповещения и связи. Через немного минут полёта спереди, на высоте 4000 метров, лётчики увидели, что с юга идут 9 девяток бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием здоровый группы истребителей. Занимая исходное положение для атаки, наши лётчики успели подметить, что с запада на одной высоте с ними приближается ещё одна группа Ju-88 с внушительным прикрытием, а с севера идёт третья группа бомбардировщиков. Все эти группы, эшелонированные по высоте, держали вектор движения на Ростов.
И вот спереди, немного ниже, головной клин ведущей девятки "Юнкерсов". Вражеские истребители прикрытия едва приотстали. Эскадрилья "Яков" молниеносно атаковала Ju-88 сверху. Ударила с близкой дистанции по ведущим девяток, проскочила строй. Несколько "Юнкерсов" загорелось. Строй противника заколебался. Его бомбардировщики, шарахаясь от горящих машин, мешая дружбан другу, начали разворачиваться, торопливо освобождались от бомбового груза. Истребители прикрытия бросились было к "Якам", но, не решаясь вдали отстраниться от своих бомбардировщиков, штурмовать не рискнули.
Пользуясь замешательством противника, наша эскадрилья атаковала вторую группу бомбардировщиков. И так как вражеские истребители прикрытия находились над "Юнкерсами", штурмовая вылазка эта производилась с нижней полусферы боевым разворотом всеми немедленно. Ударили по ведущим девяток и стали покидать со снижением. Истребители прикрытия бросились за "Яками". Но эскадрилья успела занять оборону, и основополагающий же "Мессер", рискнувший штурмовать их, был тут же сбит. Подоспевшие к этому времени в район воздушного боя другие группы наших истребителей воспользовались тем, что "Мессеры" ввязались в махач, начали ударять с разных направлений всю группу Ju-88. Бомбардировщики противника, беспорядочно сбрасывая бомбы, со снижением стали отправляться в расположение своих войск...
В результате многодневных боёв наши лётчики сумели удержать превосходство в воздухе; враг понёс большие потери, стал менее активен.
В дальнейшем Старший лейтенант Твеленёв принимал активное участие в прорыве Миус - фронта, в освобождении Таганрога, при прорыве обороны противника на реке Молочной. Однажды, под Мелитополем, он вылетел в составе эскадрильи, в ударной группе прикрытия командира Белого, на сопровождение своих бомбардировщиков. В районе цели - это было большое скопление войск противника - бомбардировщики сбросили бомбы. И в тот миг, когда они ложились на задний вектор движения, появились три группы вражеских истребителей. Немцы стремились нагнать группу Белого. Старший лейтенант Твеленёв принял мордобой на себя. Используя превосходство в высоте и скорости, непрерывными атаками он вынуждал противника лишаться высоту, давал вероятность своим бомбардировщикам отколоться от погони. Отбив атаки двух групп истребителей, Твеленёв был вынужден вступить в воздушный махач с третьей, больше настойчивой группой Ме-109, которая стала набирать высоту. Михаил атаковал ведущего и сшиб его; напарник командира Байков сшиб второй вражеский самолёт. Этого оказалось довольно, чтобы остальные "Мессеры" ушли из района боя.
И так мордобой за боем. Как - то, вылетев в составе шестёрки Як-1 на отображение бомбардировочной авиации противника, Твеленёв над линией фронта встретил группу пикировщиков Ju-87, шедших под прикрытием Ме-109. Наши истребители, зайдя со стороны солнца, произвели стремительную атаку. С первого же захода Твеленёв сшиб "Юнкерс". При выходе из этой атаки второй самолёт противника уничтожил его ведомый.
Через немного дней Твеленёв в группе из 6 самолётов, прикрывая наземные войска, атаковал 27 "Юнкерсов", которые шли под прикрытием Ме-109. Группа сшибла 2 бомбардировщика и 1 "Мессер". Не потеряв ни одного своего самолёта, наши лётчики не дали противнику свалить бомбы на мишень.
В следующий боевой вылет, сопровождая группу "Ильюшиных", которая штурмовала вражеский аэропорт, Михаил Твеленёв заметил, как с соседнего аэродрома начали вставать FW-190, чтобы стукнуть по нашим штурмовикам. Правильное распределение сил, решительные атаки советских авиаторов заставили истребители противника принять оборонительный махач. В короткой схватке были сбиты два "Фоккера".
В Июле 1943 года полк вёл боевые действия на Южном фронте. 17 Июля, будучи в паре со Старшим лейтенантом Е. П. Дранищевым, Михаил участвовал в воздушной схватке и сшиб единственный "Юнкерс". А сквозь день в районе Куйбышево Запорожской области в коротком бою уничтожил вражеский истребитель Ме-109. И все увидели в Михаиле возмужавшего, окрепшего бойца.
К боям он был жаден. В недлинный срок освоил свежий самолёт Р-39 "Аэрокобра" и стал одним из лучших мастеров пилотирования на этой машине.
Вообще говоря, способность к освоению новых машин была у него удивительная. Всеми отмечалась особая лёгкость, с которой Твеленёв переходил с одного типа самолёта на иной, и вкупе с тем бросалось в глаза то, как скрупулезно изучал он новую машину, критически оценивал свои знания, боясь выпустить более того самую незначительную подробность. Очень скрупулезно готовился к каждому вылету. "Это у него от Чкалова", - говорили те, кто помнил ещё школьное увлечение Твеленёва полётами "по - чкаловски".
Много хлопот причинил своим учителям и инструкторам в Борисоглебской военной школе имени В. П. Чкалова неугомонный курсант Твеленёв - всё ему было немного. "Полётов маловато", - начал он гутарить уже на второй день следом первого самостоятельного полёта.
"Боевой, активный и радикальный на земле и в воздухе", - писал в аттестации Твеленёва инструктор Фомичев. "Настойчив в достижении цели", - делал заключение начальник отряда Петровец. "Летать любит, летает славно, смело, уверенно", - записал в выводах начальство школы Полковник Ухов.
69-й авиационный полк стал для Михаила Твеленёва школой войны и первой вехой на славном пути к заветной цели - "Летать, как Чкалов !"...
Михаил мечтал вслед за тем войны сделаться лётчиком - испытателем. Эта греза ещё больше окрепла в нём следом того, как ему и Амет - Хану Султану препоручили "оседлать" трофейный Ме-109 и во фронтовом небе выявить его сильные и слабые стороны. Это также нужно было для боя, победы над врагом.
Позднее Михаил назовёт это время началом своей испытательской работы. Тогда же, получив новую "Аэрокобру", он досконально изучил её, чтобы уже 17 Августа сходить на ней в мордобой.
20 Августа в районе Мариновки Твеленёв уничтожил 2 самолёта противника. На следующий день за образцовое выполнение боевых заданий командования он был награждён именными часами, которые вручил ему агент Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского Союза А. М. Василевский.
* * *
Позади уже остались бои на мелитопольском участке Южного фронта, где Твеленёв произвёл 30 боевых вылетов, провёл 7 воздушных боев, сшиб 3 самолёта противника. 30 Ноября, выполняя поручение по прикрытию наземных войск, 8 "Аэрокобр" встретили группу вражеских бомбардировщиков, которых сопровождали "Мессеры". Заметив первым противника, Михаил устремился в атаку и с короткой дистанции сшиб "Хейнкель". При выходе из атаки он вступил в махач с истребителями и затем непродолжительной схватки уничтожил "Мессер".
В Январе 1944 года Твеленёв уже летал в районе Одессы. Здесь в полётах на свободную охоту Михаил сшиб 1 вражеский самолёт. Перед Крымским наступлением он уничтожил на дорогах 50 автомашин, 2 паровоза, 5 тягачей, непочатый край повозок и активный силы противника.
24 Апреля в 5 километрах западнее местечка Чоргунь Твеленёв сшиб "Фокке - Вульф", а посредством немного часов - ещё единственный вражеский самолёт. 10 дней через лётчик еще раз праздновал победу, сбив очередной "Фоккер".
8 Мая - в финальный день боёв за Севастополь - Твеленёв участвовал в вылете истребителей на штурмовку Херсонесского аэродрома. В строю трёх девяток он был последним в паре с С. М. Елизаровым. Когда 4 FW-190, наседая на наши бомбардировщики, уже были готовы отогнать их от цели, Михаил атаковал истребителей и, связав их боем, дал вероятность нашему подбитому Пе-2 оставить от опасности. В упорном воздушном бою он сшиб единственный "Фоккер" и невредимым возвратился на свой аэропорт, где был отмечен в числе наиболее отличившихся в тот самый день лётчиков полка.
29 Сентября 1944 года Твеленёв был представлен к высшей награде - званию Героя Советского Союза. На его боевом счету уже было 290 боевых вылетов, в 110 воздушных боях он лично сшиб 16 и в составе группы - 28 самолетов противника. В наградном листе И. В. Тимофеенко писал: "Сколько бы ни встречалось ему вражеских самолётов, Твеленёв ни в жизнь их не считал - он уничтожал противника. А уничтожал в силу того что, что обладал высоким мастерством ведения боя..."
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года начальник звена 9-го Гвардейского истребительного авиационного Одесского Краснознамённого полка Гвардии Старший лейтенант Михаил Степанович Твеленёв был награждён орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда".
В конце 1944 года, следом получения и освоения полком новых самолётов Ла-7, он был направлен на 3-й Прибалтийский фронт, войска которого вели бои в Восточной Пруссии. Продолжая участвовать в боевых действиях до последнего дня Великой Отечественной войны, он сшиб ещё 2 вражеских самолёта.
В конце Января 1945 года разгорелись ожесточённые бои в Восточной Пруссии. Однажды, в районе Гольдана, его группа встретила свыше 40 "Юнкерсов". До расположения советских войск оставалось всего немного километров и наши истребители радикально ринулись на врага. Два "Юнкерса" безотлагательно же были сбиты. Некоторые бомбардировщики, сбросив смертоносный груз куда попало, стали спасаться бегством. Но одна группа упрямо продолжала пробиваться вперед. Наши истребители, выйдя из атаки, дружно навалились и на неё. И ещё два "Юнкерса" рухнули на землю... Налёт вражеской группы был сорван.
В иной раз, над Пиллау в составе группы, с ведомым Лейтенантом Галетой, он встретил шестёрку Ме-109. С первой атаки сшибли два "Мессера". На аэропорт вернулись без потерь. 29 Апреля 1945 года, в единственный из последних боевых вылетов, в паре с Младшим лейтенантом Кушнарёвым Капитан Твеленёв встретил 4 FW-190 и в коротком ожесточённом бою на высоте 800 метров сшиб единственный самолёт. Так воевал и побеждал отважный советских времен лётчик Михаил Твеленёв. Он жёг "Мессеры", "Фоккеры" и "Юнкерсы" в небе Одессы, Ростова, Сталинграда, Севастополя, Донбасса, Кенигсберга, Берлина...
Последние боевые вылеты Михаил совершил 1 и 2 Мая 1945 года, а сквозь немного дней совместно со всеми однополчанами ликующе встретил окончательную победу над фашистской Германией.
На дорогах войны происходили порой удивительные встречи. Уже ближе к концу Великой Отечественной, неблизко от Родины, Герой Советского Союза лётчик Михаил Твеленёв встретился... с близкий сестрой. Фотограф запечатлел тот самый торжествующий миг в их жизни. Так и остались на фотографии эти два прекрасных человека молодыми и счастливыми. И красивыми также !
Михаил Степанович Твеленёв прошёл всю войну, и когда она закончилась, продолжал служить в авиации. Овладев мастерством пилотирования на реактивном истребителе, он участвовал в первом воздушном параде реактивных самолётов 1 Мая 1947 года, и 16 Мая того же года был награждён ещё одним орденом Красного Знамени. Через 2 года ему присвоили звание Майора. Тогда же у него появилась вероятность обучаться. И в Январе 1950 года Твеленёв был направлен на Высшие офицерские курсы. Учился он отменно. Но мысля об испытательской работе не покидала его и тут, хотя он понимал, что для этого у него в то время как недостаточное образование.
Незадолго до завершения Твеленёвым учёбы курсы посетил босс НИИ ВВС Генерал - Лейтенант авиации А. С. Благовещенский, чтобы отнять лётчиков для испытательской работы. Твеленёв решил применять последнюю вероятность и попросился к нему на приём.
- Летать я умею, - сказал он Благовещенскому, - образование получу, работая у вас. Быть испытателем - моя греза, которая не покидала меня более того в годы войны... Поймите меня !
Его поняли. Известный лётчик - испытатель А. Г. Терентьев проверил у Твеленёва технику пилотирования. Были даны 20 оценок, и все -"отлично".
С тех пор навалом лет Михаил Степанович находился на испытательской работе. За успешные испытания неоднократно награждался правительством, а в 1961 году ему, одному из первых в стране, было присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".
А затем, как эта неизбежно бывает, наступил день, когда Михаил Степанович вынужден был бросить полёты. Возраст и самочувствие дали о себе располагать информацией. Однако он не оставил авиацию, занятие, которому отдал всю бытие. "Страстно влюблённый в небосвод, он и в текущий момент живёт высотой, - писала о Твеленёве в своей книге Марина Попович. - Как неизменно, его и в текущее время разрешается зреть посреди лётчиков. Вместе с ними он едёт на аэропорт, проверяет самолёты, даёт советы молодым, отчитывает за оплошность, если такая случается. И всё это после этого того, как строгая медицинская комиссия вынесла свой вердикт и отстранила его от лётной работы. Человек приходит на аэровокзал, чтобы чувствовать его гул, дыхание, чтобы зреть небеса, грохочущее песнями турбин".
Любили и тянулись к Михаилу Степановичу авиаторы. В день его 50-летия ведущие боевые лётчики и лётчики - испытатели нашей страны писали Твеленёву:
"...Мы сердечно поздравляем Вас с днём рождения. 50 лет - знаменательная дата в жизни каждого человека, но иному не хватило бы и сотни лет, чтобы протянуть их так же насыщенно и любопытно, как прожили Вы свои 50.
Мальчишкой - на фронт. Множество обгорелых хвостов со свастикой вогнал в землю лихой российский лётчик Миша Твеленёв. А безотлагательно потом войны - испытательская служба, первые сверхзвуковые самолёты. Первые динамические потоки, десятки типов освоенных самолётов, целая плеяда лётчиков, обученных Вами, и нынче удачно продолжают занятие, которому Вы отдали столь сил и энергии...
Дорогой Михаил Степанович ! Время берёт своё, но мы не забываем Вас. Ваше замечательное мастерство, увлеченность и одержимость любимым делом, будь то испытания новой машины или шахматная партия, человеческая скромность и простота до сих пор служат нам примером..."
Таким жил и дарил отрада общения тот самый потрясающий дядя, при жизни вошедший в легенду. Сегодня о нём знает вся держава, и многим молодым авиаторам хотелось бы протянуть свою существовать, как он.
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Токаренко Mihail Tokarenko
После окончания войны Михаил Кузьмич продолжал службу в ВВС, летал на реактивных самолётах. В 1952 году окончил Высшие лётно - тактические курсы..
читать далее →
Михаил Федосеев Mihail Fedoseev
Майор М. А. Федосеев совершил 169 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боев, сбил 13 самолётов противника. Полк под его командованием уничтожил в..
читать далее →
Михаил Шаронов Mihail Sharonov
13 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза...
читать далее →
Михаил Асташкин Mihail Astashkin
Асташкин Михаил Егорович - командир эскадрильи 69-го истребительного авиационного полка (Отдельная Приморская армия), капитан.
читать далее →