Известные люди
»Михаил Щербаков
Рождение: Россия, 9.11.1946
Полтора десятилетия назад его гитара ясно и внятно заявила, что у авторской песни есть не только славное прошлое - Высоцкий и Визбор, не только настоящее продолженное - Ким и Иваси, - но и блистательное будущее.
Лукавил, ох, лукавил Михаил Щербаков - просты его песни, просты и понятны. И то, во что слова его спетые складываются, также ясно и целиком несложно. Это только кажется, что песни Щербакова сложны - были бы они сложны, не было бы таковой громкой и грозной популярности у этого, в общем-то, тихого гения. Это кажется, что темп его стиха сложен - посмотрите, как без труда, след в след, идут за ним подражатели, как нетрудно перенимают любители его песни...
Полтора десятилетия вспять его гитара ясно и внятно заявила, что у авторской песни есть не только славное прошлое - Высоцкий и Визбор, не только настоящее продолженное - Ким и Иваси, - но и блистательное перспектива.
Именно Щербаков это перспектива возглавил, и как раз его "Вишневое варенье" Булат Окуджава назвал новой классикой авторской песни.
Считается, что определяющее воздействие на творческую манеру Щербакова оказали Высоцкий и Ким. Набравшись наглости, замечу, что смысловой нагрузки это утверждение не несет никакой - как, хотя вообще-то, любое "общее место". На каждого, кто слушал и слышал их песни, Высоцкий и Ким оказали определяющее воздействие. В творчестве Щербакова черточек, присущих песням Высоцкого, я, открыто говоря, не вижу окончательно (Высоцкий, как правило, оказывал на людей воздействие больше человекообразующее, чем песнеобразующее). Зато с песнями Кима у шансонов Щербакова есть, по крайней мере, одна весьма существенная общая черта - безусловная воля текста и мелодии.
И Юлий Черсанович, и Михаил Константинович изумительно несовместимы с какими бы то ни было распространенными и, не побоюсь этого слова, общепринятыми схемами. Впрочем, если у Кима пренебрежение стереотипами выражается в разговорности и подчеркнутой драматургичности его песен (не вытанцовывается рифма - да к черту ее, в самом деле! нормальные люди все одинаково говорят прозой), то у Щербакова эта независимость сродни абсолютной раскованности и расслабленности фехтовальщика, безупречно владеющего шпагой. Резкая и необратимая смена мелодии, жаркий излом стихотворного размера, необъяснимые метаморфозы лирического героя - и все это прямо среди песни...
Может быть, аккурат из-за этого непередаваемого изящества Щербаков и считается "сложным"? Бросьте, если его песня, его поэтика и мелодика с первого же исполнения принимаются без малого всякий аудиторией, какая же это сложность?..
Особую красоту, стройность и простоту текстам Щербакова придает сложная рифма. Рифма внутристрочная, к примеру.
И, что бы ни плёл, куда бы ни вёл воевода,
Жди, сколь воды, сколь беды утечёт...
Рифма парадоксальная и составная:
A la guerre comme a la guerre, да.
Пусть поплачет Герда.
А из этих слез пусть
Вырастает роз куст...
Кстати, был ещё единственный большой бард, тот, что виртуозил с рифмой, играл с ней в прятки и узнавалки, - Леонид Семаков. Иные строки Щербакова построены без малого по семаковским лекалам - но, боже, как же различны интонации этих авторов - откровенный насмешливый вызов изгоя супротив холодноватого изящества эстета! Нет-нет, зарекаюсь опять - не нужно сравнений, авторская песня тем и хороша, что многообразна.
Кстати, популярность Щербакова в среде любителей авторской песни породила феноменальную ситуацию - его песни временами практически "монополизируют" эту среду, поют без малого только Щербакова. Появилась более того присказка-протест: "Что бы спеть бы нам такого, только чтоб не Щербакова..." Я сам, попав в начале девяностых под обаяние этих песен, без малого забросил собственное творчество и переключился на исполнительство; песни Щербакова тянули в моем репертуаре процентов на восемьдесят. Это была творческая почти-смерть. Для того чтобы выскочить из-под влияния автора "Трубача", мне пришлось в конце концов намарать песню a la Щербаков:
Я был не лжец - но я боялся правды,
И, предпочтя служить чужим словам,
Свои забыл я горькие баллады
И напевал чужое мертвым головам...
Несмотря на то, что вся песня от начала до конца была подражательной, она мне нравится до сих пор - может, как раз из-за похожести на щербаковскую. И - подобное излечивается подобным - мне тогда удалось-таки совершить безмерное восхищение песнями Щербакова менее глобальным, и вместо капельку ли не единственного он сызнова стал одним из многих.
Вот вы смеетесь - а для меня это была настоящая виктория. Выход из зависимости, обретение свободы.
Учитесь на моем опыте. Не позволяйте гению довлеть над вами - раздавит...
Вообще же, широчайшая популярность записей Щербакова - аккурат записей, это существенно! - радует меня отчаянно. Во времена, когда тв монополизировало информационную среду, во времена, когда в эфире царят сиюминутность и кариес, во времена, когда в Сети восемьдесят процентов трафика составляет порнуха, - в эти смутные времена, оказывается, разрешено быть властителем дум благодаря магнитофонам и плейерам.
Может быть, это знак того, что возможна и нимало "Другая жизнь"...
# # # #Материал написан в апреле 2000 года. Опубликован впервой на сайте интернет-магазина "оЗон".
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Эрденко Mihail Erdenko
Российский скрипач, педагог и композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (с 1934 года).
читать далее →
Михаил Полицеймако Mihail Politsejmako
Михаил Полицеймако - популярный российский актер театра и кино. Родился 7 апреля 1976 года.Михаил Полицеймако является сыном известного советского и..
читать далее →
Михаил Горевой Mihail Gorevoy
Родился 19 мая 1965 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ (вектор движения В.Богомолова). Был актером театра "Современник-2". Три года жил и..
читать далее →
Михаил Тарабукин Mihail Tarabukin
Родился 29 июня 1981 года в Москве. Окончил ВТУ имени Б. В. Щукина. В кино дебютировал в фильме "Два товарища" (2000), но настоящую популярность..
читать далее →