Известные люди

»

Миша Майский

Миша Майский Misha Mayskyi Карьера: Музыкант
Рождение: Израиль
Миша Майский, - музыкант с невероятной судьбой, которая вполне могла бы стать сценарием какой-нибудь голливудской "сказки". В 1970 году он был арестован по доносу и отсидел полтора года, после чего уехал в Израиль. С тех пор он считает настоящим днем своего рождения момент отъезда из Советского Союза. С Мишей Майским специально для "Известий" встретилась корреспондент Мария Зуева.

Камерный ансамбль "Виртуозы Москвы", основанный Владимиром Спиваковым в 1979 году, открыл юбилейную концертную серию с участием именитых солистов. Первым поздравить коллег приехал прославленный виолончелист Миша Майский. Ученик Мстислава Ростроповича и Григория Пятигорского, лауреат престижных конкурсов, так и не получивший законченного высшего образования, Миша Майский, - музыкант с невероятной судьбой, которая совершенно могла бы сделаться сценарием какой-нибудь голливудской "сказки". В 1970 году он был арестован по доносу и отсидел полтора года, вслед за тем чего уехал в Израиль. С тех пор он считает настоящим днем своего рождения миг отъезда из Советского Союза. С Мишей Майским сознательно для "Известий" встретилась корреспондент Мария Зуева.

вопрос: В этом году вы фиксировали родное 60-летие. Праздничные хлопоты оказались для вас делом утомительным или не нарушили привычного рабочего ритма?

-ответ: Конечно, это сильно утомительно. Вообще считаю все это недоразумением и ошибкой в моем свидетельстве о рождении, оттого не могу уверовать, что мне исполнилось 60 лет. Всегда говорю полушутливо-полусерьезно, что отсчитываю свой возраст со своего второго дня рождения - 7 ноября 1972 года. В очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, когда на Красной площади шел парад, я приехал поездом в Вену по пути в Израиль и по сути дела начал новую существование. Тогда я ни слова не говорил по-английски, уже два года вообще не играл на виолончели, у меня не было приличного инструмента и меня никто не знал на Западе. Состояние - как вслед за тем шока, когда люди вынуждены заново обучаться прогуливаться и изрекать. С этого момента прошло 36 лет, вот на глаз на этакий возраст я себя и ощущаю.

Все так называемые юбилейные "празднества" в мою честь организовывались не мной лично, я им нетрудно не излишне противился, ибо они были связаны с музыкой. Ею я занимаюсь всю дорогу, с любовью, и единственная отличалка в том, что организаторы используют юбилей как предлог, для того чтобы я был "весь вечерок на арене", и пытаются выжать из меня все соки. А для меня произвольный концерт - это самое важное выступление в моей жизни. Я осознаю, что в зале хоть отбавляй людей, которые слышат меня в начальный и, может быть, в завершающий раз. На своем юбилейном январском вечере я сыграл вмемирную премьеру концерта, написанного для меня Беньямином Юсуповым. Замечательный композитор, замечательное произведение. С тех пор я исполнял его немного раз, и оно пользуется огромным успехом. Другую трехчасовую юбилейную программу я сыграл на фестивале в Вербье - с моей дочкой Лилией и с Мартой Аргерих. Кстати, что касается круглых дат, единственная, которую я весьма ценю и отмечаю в этом году, - 30-летие наших первых официальных концертов с Мартой.

в: А как вам удалось изготовить записи мастер-классов Мстислава Ростроповича?

-о: Официально я начал обучаться у Ростроповича потом того, как как снег на голову умер мой папа. Мне только исполнилось 18 лет, и Мстислав Леопольдович шибко помог мне аккурат в житейском плане. Он на практике стал для меня вторым отцом. Во время нашей последней встречи он сам сказал мне: "Ты был для меня как сын". На что я с улыбкой добавил: "Блудный сын".

Когда я поступил в Московскую консерваторию, то купил на небольшую премию Конкурса имени Чайковского портативный магнитофон Sony. И реализовал то, что давнехонько хотел. Я не мог разобраться, отчего никто не записывает мастер-классы Ростроповича, мне казалось преступлением то, что они исчезают бесследно. Я начал постоянно делать запись его уроки, кое-что из тех записей сохранилось и было использовано, к примеру, английской виолончелисткой Элизабет Уилсон - ученицей Мстислава Леопольдовича, написавшей книгу о нем. Она же сняла мелкий кино, где частично используются мои записи.

К сожалению, тогда мои инициативы закончились плачевно. После четвертого курса Sony пришел в негодность, и я нигде не мог разыскать нормальной техники, покуда на толкучке младой джентльмен не предложил мне получить сертификаты для магазина "Березка", где я смог достать свежий магнитофон. И тут же меня арестовали. Все это, сколь мне известно, было организовано заблаговременно. За два года до случившегося моя сестра эмигрировала в Израиль, и власти решили, что я точно последую за ней. И тот факт, что я учился в Московской консерватории у Ростроповича и мог обретать бесплатное советское образование, их крайне раздражал. Я был ладный студент, лауреат Конкурса имени Чайковского, и несложно так из консерватории меня прогнать не могли. Конечно, существование мне портили как могли: и концерты отменяли, и, без сомнения, за рубеж не выпускали, и стипендию перестали вносить плату, припомнив, что я когда-то не ходил "на оркестр". Но я продолжал обучаться, и стало ясно, что если ничего не произойдет, то с грехом напополам я окончу консерваторию. Самый азбучный тракт отделаться от меня лежал посредством Бутырскую тюрьму, потому что что тогда я автоматически лишался бы права быть студентом Московской консерватории. В Бутырку я и загремел. Тем не менее я бесконечно благодарен советской власти за таковой уникальный навык. Пусть я остался без диплома, но получил отличное неформальное образование.

в: Где вы отбывали срок?

-о: Сначала четыре месяца в Бутырской тюрьме, а после этого четырнадцать месяцев в Горьковской области, в поселке Правдинск, на строительстве целлюлозного комбината, где выпускали бумагу для газеты "Правда". Я грузил по 10 тонн цемента в день. Строил коммунизм. Увы и ах - безуспешно строил. Может быть, это моя вина, что я как-то не так грузил цемент... А после этого трудового лагеря, чтобы не угодить в армию, я вынужден был провести два месяца в психбольнице.

в: Как же вам удалось восстановиться потом арестантской жизни?

-о: Трудно. Но я везучий. Есть масса виолончелистов, у которых руки лучше, чем мои. Но в том-то и занятие, что руки - это не самое важное. Музыканты зачастую преувеличивают значимость рук, так же как и значимость качества инструмента. Конечно, немаловажно и то, и другое. И башка сильно важна. Но, на мой точка зрения, есть нечто ещё больше существенное, и отличалка между шибко хорошими и великими артистами содержится аккурат в этой последней фазе, когда музыка идет не из головы, не из рук, не из инструмента, а от сердца.

в: На произвольный концерт вы надеваете какой-то индийский талисман. Каково его роль?

-о: Я уже страсть сколько лет не ношу ни фрак, ни бабочку. Вместоположение фрака - удобные свободные рубашки без пуговиц, а вместо бабочки - украшение с бриллиантом старинной огранки и множеством других камней. Как по-русски называются некоторые из них я более того не помню. Этой "подвеске" рядом 250-300 лет и когда-то её надевали на тюрбан. В Индии написаны целые труды о сочетании камней на моем "талисмане", но мне он нетрудно нравится. Хотя в одно прекрасное время я его забыл забрать на концерт, но игрывать от этого хуже не стал.

в: Вас зачастую упрекают в том, что в вашем исполнении излишне полно Миши Майского...

-о: Но меня никто не может упрекнуть в подделке. Конечно, я стараюсь как позволительно точнее интерпретировать авторский контент. Для меня композитор значительно важнее исполнителя, но индивидуальность исполнителя ещё весьма важна. Как бы навалом ни было указаний в нотах, все пометить нельзя. Исполнители должны мочь уяснять текст между строк и интерпретировать мысли композиторов по-своему. Поэтому и существует так немало непохожих записей одних и тех же сочинений. Иначе разрешается было бы несложно употребить компьютером.

Я в различие от некоторых моих коллег не претендую на знание не только о том, как звучала музыка Баха в его времена, но и как сам Бах ее слышал. Есть замечательная анекдотическая история. Маэстро Отто Клемперер и единственный крайне популярный певец исполняли ораторию Баха. На первой репетиции певец спел немного по-другому, чем написано в нотах. На что Клемперер спросил: "Что вы там делаете?" Певец ответил: "Вы знаете, маэстро, вчера ночью во сне я встретил Баха, тот, что мне сказал, что ты самый-самый выдающийся и ты можешь напевать это по-другому, чем я написал". На следующий день повторяется та же история - певец исполняет другие ноты. Клемперер сызнова останавливает оркестр и говорит: "Вчера во сне я также встретил Иоганна Себастьяна Баха. Он сказал мне, что вас не знает".

в: На концерте "Виртуозов Москвы" вы совмещали амплуа солиста и в некоторой степени дирижера. Появлялось ли у вас охота заняться дирижерством, как это делают сегодня многие исполнители-солисты?

-о: Желаний у меня немало! Но охота - это одно. Умение - это другое. Я подчас более того полушутя-полусерьезно горжусь, что я ли не финальный из могикан, единственный из немногих исполнителей, которые сумели воспрепятствовать своему желанию забрать в руки дирижерскую палочку. Я считаю, что когда джентльмен выходит на сцену - это шибко серьезное обязательство перед людьми. Я еле-еле успеваю совмещать игру на виолончели с личной жизнью, с семейными заботами. Для этого нужно быть не без затей талантливым человеком, но гением. А гениев шибко негусто. Есть непочатый край людей, которые думают, что они гении. Но это другая задача.

В итоге от количества просто страдает свойство. Я предпочитаю совершать меньше, но как позволительно лучше, оттого не дирижирую, не преподаю, не хочу связываться со своим собственным фестивалем. Даже в виолончельном репертуаре есть масса музыки, которую я до сих пор не сыграл. Когда мне напоминают о том, что мне исполнилось 60 лет, я чувствую, что добился гладко середины жизни, - как, к примеру, в Израиле, желая всего лучшего в день рождения, говорят: "до 120!". Может быть, во второй половине жизни я смогу откопать время на ликвидацию всех своих "упущений" и более того на какие-нибудь ещё авантюры.

Так же читайте биографии известных людей:
Миша Эльман Mischa Elman

Родился 20 января 1891 в селе Тальное на Украине. В возрасте шести лет поступил в Одесскую консерваторию, через пять лет - в Петербургскую, в класс..
читать далее

Миша Бартон Mischa Barton

Миша Бартон - популярная англо-американская актриса и модель. Родилась 24 января 1986 года в Лондоне.Широкую известность и популярность принесла..
читать далее

Мишель Деги Michel Deguy

Мишель Деги - известный французский поэт, эссеист, переводчик, литературный организатор. Родился 25 мая 1930 года.Широкому кругу читателей по вему..
читать далее

Мишель Бютор Michel Butor

Бютор считается самым читаемым автором нового романа, который в 1950-е годы привлек внимание открытым пренебрежением к технике традиционного письма.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий