Известные люди
»Мишель Плассон
Рождение: Франция
Наш корреспондент расспросил музыканта о его предпочтениях среди французской музыки, о его работе с российскими оркестрами и о многом другом.
- Маэстро Плассон, приходилось ли вам раньше вкалывать с Большим симфоническим оркестром?
- Десять лет обратно я дирижировал этим оркестром на фестивале в Кольмаре. В Москву я приезжал с Дрезденским филармоническим оркестром, которым стоял во главе немного лет, а кроме того работал в этом месте с Российским национальным.
- Ваши концерты с Российским национальным оркестром (РНО) уже стали доброй традицией, в Москве вы выступали вкупе три сезона кряду. Почему ныне вы изменили этому коллективу с Большим симфоническим?
- Это не была измена. (Cмеется.) В единственный из прошлых приездов мне удалось услыхать БСО под управлением Владимира Федосеева, и я понял, что это отличный оркестр. Поэтому, когда они меня пригласили, я разом согласился: я вообще люблю дирижировать русскими оркестрами, а помимо того, люблю случаться в России и в особенности в Москве.
- Ощущаете ли вы какие-либо различия между РНО и БСО, в особенности если изрекать об интерпретации французской музыки?
- Вы знаете, у всех оркестров, как правило, одни и те же проблемы. А у вас не так уж и нередко играют французскую музыку, тогда как ее нрав ни на что не похож, у нее свой колорит и свой манера, она требует крайне специфического исполнительского качества. И мне необычно, что вы нечасто ее играете: для меня французская музыка - дочь музыки русской, у них сильно немало общего.
- Репертуар ваших московских программ - это без малого вечно Дебюсси и Равель, тогда как вы сами не раз говорили о необходимости игрывать как разрешено больше разной французской музыки. Почему вы преподносите нам ее только под этим углом зрения?
-(Смеется.) - Давайте по порядку. Я тридцать лет возглавлял оркестр Капитолия Тулузы, семь лет возглавлял оркестром Дрезденской филармонии. С оркестром Тулузы мы сделали больше ста записей, и в основном это была французская музыка: ее немного играют не только в мире, но и в самой Франции. Многие вещи мы записали впервые: это сочинения Альберика Маньяра, Андре Матье, Эммануэля Шабрие, некоторые произведения Габриеля Форе и многие другие вещи, которые никто не играет. И в работе с оркестром Тулузы для меня главным было достичь многоцветия, необходимого для нашего репертуара. Французская музыка сложна тем, что ей в особенности необходим интерпретатор. Можно неважно сыграть музыку Вагнера или Штрауса, но этим ее не убьешь, она все одинаково с нами завсегда, хотим мы этого или нет. Французская же музыка подобна хрупкому цветку: если ее стойко стиснуть в руке, не останется ничего.
А с Равелем и Дебюсси все довольно просто: меня просят игрывать аккурат их. Не то чтобы я был специалистом аккурат по этому периоду, хотя и люблю его. Я с удовольствием сыграл бы в Москве Берлиоза или, напротив, современных композиторов - того же Дютийе. Но я понимаю, отчего от меня ждут аккурат такого репертуара, ибо это квинтэссенция французской музыки! И в нашей сегодняшней программе представлены четыре абсолютных шедевра.
- Может быть, стоило все же разбавить программу кем-то из больше поздних авторов? В вашем репертуаре есть, в частности, сочинения Андре Жоливе, которого на практике не исполняют в России.
- А вы думаете, его музыку играют во Франции? Наша держава, увы, не проявляет особенного любопытства к своему музыкальному наследию, хотя оно поистине огромно: чего стоит единственный девятнадцатый столетний период, я уже не говорю о двадцатом... Французы чрезвычайно бережно относятся к своей литературе, живописи, архитектуре, кино, но музыка остается в стороне. Если мы начнем перечислять великие имена двадцатого столетия, то никак не обойдем Артюра Онеггера, Дариуса Мийо, Жака Ибера, Франсиса Пуленка! Их музыка - это музыка счастья, она подобна живописи Ренуара и Писарро.
- Вы принципиально привозите в Москву только французский репертуар?
- Я - обычный музыкант. (Улыбается.) Люблю выразительную, романтическую музыку, которая рассказывала бы о чем-то. Мне приходилось исполнять как собак нерезаных русской музыки - это были и Чайковский, и Прокофьев, и "Борис Годунов" Мусоргского, и Римский-Корсаков, которого разрешено прозвать музыкальным отцом Равеля, не так ли? Я записывал три малоизвестные кантаты Равеля - он трижды пытался заполучить Римскую премию, но безуспешно, и все-таки кантаты остались; если вы послушаете их, то сразу заметите воздействие Римского и вспомните его "Шехеразаду". В Дрезденской филармонии мы играли немало Брукнера, Брамса, Шумана... Но если в Москве от меня ждут французской музыки, я буду дирижировать ею с удовольствием. Вполне конечно, что в этом месте меня не просят игрывать Чайковского. Тем больше что основу мирового репертуара составляет как раз австро-немецкая и русская музыка.
- Есть ли в сфере вашего внимания какие-либо ещё русские композиторы, помимо названных?
- Как вы отметили, в музыке мне ближе всего отрезок времени с конца XIX века до тридцатых годов XX столетия, идет ли речь о России или о Франции. Я безумно люблю все то, что звучало в антрепризе Дягилева. Из русских композиторов мне ближе всего Мусоргский, для меня это величайший музыкант; я бесконечно обожаю Чайковского, хуже понимаю Прокофьева, а Шостаковича ещё хуже, хотя также люблю их обоих. Люблю, конечно, и Стравинского, и все-таки это крупный вопросительный мотив, полагать ли его русским композитором. (Улыбается.) Вся французская музыка связана с нашей исполнительской школой, которая сегодня, к сожалению, на практике исчезла. Франко-бельгийская струнная традиция приметно отличалась от русской. Раньше у каждого оркестра был свой личный звук, сейчас они стали похожи дружбан на друга, аналогично гостинице "Хилтон": в Шанхае она в аккурат такая же, как в Новосибирске. Сейчас художественные руководители проводят со своими коллективами по немного недель в году, а раньше дирижер определял лик человеческий оркестра, выстраивал его звук и цвет: не ненароком мы говорим "оркестр Караяна" или "оркестр Мравинского". То, что происходит сейчас, чревато полной потерей индивидуальности. Глобализация проникает во все сферы, более того в то, как и что мы едим. Российским оркестрам в то время как ещё удается сберечь свою индивидуальность, не обратиться в Вавилонскую башню.
- Осталась ли ещё на свете музыка, которую вы не исполняли, но хотели бы реализовать?
- Да, есть ещё некоторое число записей, которые мне хотелось бы произвести. Я хотел бы сделать запись всего Берлиоза, многие сочинения Пуленка, вписать "Пеллеаса и Мелисанду" Дебюсси. Как профи я могу продирижировать на практике чем угодно, но музыки, которая могла бы пробраться мне в мысли и в сердце, на свете не так уж и полно.
- Когда-то вы играли в симфоническом оркестре на ударных, помогает ли это вам за пультом?
- Безусловно, это была крайне важная учебное заведение. А главное, счастливая вероятность трудиться под управлением величайших дирижеров, таких как Андре Клюитанс, Шарль Мюнш, Игорь Маркевич, Ханс Кнаппертсбуш, Пьер Монте, Карл Шурихт, Леопольд Стоковский, Леонард Бернстайн и многие другие. Работая в оркестре, ты видишь, есть ли дирижеру что произнести, живет ли он с этой музыкой в сердце, есть ли откель ей появиться - или нет. Большие удачи зачастую бывают и у малоизвестных дирижеров. Так что я сильно многому научился за эти годы.
- Год вспять в Зальцбурге мне посчастливилось посетить на концерте вашего великого соотечественника Жоржа Претра, отметившего близкое восьмидесятилетие. Собираетесь ли вы оставить сцену до наступления до того почтенного возраста?
- Во-первых, мне ещё не восемьдесят. (Cмеется.) Во-вторых, я надеюсь не пропустить тот миг, когда мне будет пора покинуть. Ведь позволительно быть стариком в сорок и молодым в шестьдесят пять.
От Тулузы до ДрезденаФранцузский дирижер Мишель Плассон родился в 1933 году в семье музыкантов. Обучался в Парижской консерватории по классу фортепиано и ударных. В США стажировался у Пьера Монте, Эриха Лайнсдорфа, Леопольда Стоковского. В 1968 году создал оркестр Капитолия Тулузы, с которым записал своеобразную антологию французской музыки; теперь - почетный начальник этого коллектива. Руководил оркестром Дрезденской филармонии. Наряду с Жоржем Претром, Плассон - наследник великой дирижерской традиции, представленной в прошлом такими мастерами, как Пьер Монте, Шарль Мюнш, Андре Клюитанс. Выступает в Москве четвертый период кряду.
Так же читайте биографии известных людей:
Мишель Сарду Michel Sardou
С 3 по 21 ноября: первые выступления в качестве звезды в "Олимпии". В первой части аттракционы и "Frкres Ennemis". Мишель представляет "Le rire du..
читать далее →
Мишель Трахтенберг Michelle Trachtenberg
Мишель Трахтенберг - американская актриса, родилась 11 октября 1985 года.Мишель Трахтенберг известна по ролям в таких фильмах и сериалах как:..
читать далее →
Мишель Райан Michelle Ryan
Мишель Райан родилась в городе Энфилд, Миддлсекс, Англия. Мать - Тинат (гримёр), отец - Крейг (пожарник), младший брат - Марк (электрик).Она была..
читать далее →
Мишель Ломбардо Michelle Lombardo
Мишель Ломбардо - американская актриса и модель. Родилась 16 сентября 1983 года.В качестве актрисы Мишель Ломбардо дебютировала в 2004 году,..
читать далее →