Известные люди
»Мишель Фуко
Рождение: Франция, 15.10.1926
Восемнадцать лет своей жизни я прожил в состоянии страстного влечения к одному человеку. В какой-то момент эта страстность переросла в любовь. Но, по правде говоря, состояние страстной увлеченности мы переживали вместе.
Мишель Фуко родился 15 октября 1926 года в Пуатье во Франции. Отец его был известным в округе хирургом, которому хотелось, чтобы наследник пошел по его стопам. Когда же выяснилось, что молодой Фуко - задумчивый, замкнутый ребятенок с наклонностями малолетнего преступника, папа направил его на учебу в колледж Святого Станислава. Это была католическая учебное заведение, известная своей строгой дисциплиной и порядком. В школе максимально проявились способности Фуко-студента, и затем окончания колледжа Святого Станислава юноша поступил в престижный парижский лицей Анри Четвертого. В 1946 году его приняли в Педагогический институт, причем Фуко стал четвертым посреди сильнейших абитуриентов. Изучая философию с признанным мэтром Морисом Марло-Понти, молодой Фуко продемонстрировал потрясающий интеллект. Через немного лет юноше присвоили звание лицензиата кафедры философии, следом кафедры психологии, и позднее Фуко получил диплом кафедры психотерапии.
Фуко преподавал французский в университете Упсала в Швеции, после этого провел год в университете Варшавы, следующий год - в университете Гамбурга. В 1960 году Фуко вернулся во Францию и стал реализовывать обязанности декана факультета философии в университете Клермон-Феррар. В тот самый же год был опубликован блистательный работа Фуко "Сумасшествие и цивилизация", где утверждалось, что "сумасшествие" в привычном понимании, а кроме того скрупулезные и путаные различия, проводимые между этим понятием и "здравомыслием", представляют собой не больше как стереотип века рассудочного и скептического. За эту книгу Фуко присвоили докторскую уровень.
В тот же год Фуко встретился со студентом факультета философии Даниэлем Дефером, тот, что был на десять лет моложе его. Политическая активность Дефера оказала серьезное воздействие на становление Фуко. Вот как он отзывался об этих взаимоотношениях в своем интервью: "Восемнадцать лет своей жизни я прожил в состоянии страстного влечения к одному человеку. В какой-то миг эта страстность переросла в влюбленность. Но, по правде говоря, состояние страстной увлеченности мы переживали вместе".
Книга "Порядок вещей" принесла Фуко счастливый момент во Франции, и его имя было на слуху, по крайней мере в среде интеллектуалов. Особенно зачастую цитировали скандальное высказывание в конце книги о том, что "человек", последняя противоречивая формация, которая стала возможна только в результате произошедших за последние 150 лет коренных изменений в систематизации знаний, приближается к своему концу: недалек тот день, когда его "сотрут, как портрет, нарисованный на песке у берега моря". Если наполненный смыслом предшественник Фуко Фридрих Ницше провозгласил конец Бога, то Фуко предрек кончина человека.
Когда Даниэль Дефер отправился добровольно на службу в Тунис, Фуко последовал за ним, занимался преподавательской деятельностью (и пристрастился к наркотикам). Вдвоем они вернулись в Париж: Фуко - возглавить кафедру философии парижского университета в Винсенне, а Дефер - преподавать социологию. Это произошло вскоре потом того, как студенческие волнения в мае 1968 года достигли своего апогея. Беспорядки произвели на Фуко неизгладимое ощущение. В том же году наряду с другими интеллектуалами он принял участие в создании GIP - Группы информации о положении в тюрьмах. Эта организация старалась дать заключенным вероятность сказывать о проблемах, с которыми они сталкиваются в тюрьмах.
Последние десять лет жизни Фуко посвятил работе "История сексуальности" - монументальному, но не завершенному труду. Том 1 "Введение" вышел в 1976 году, вызвав массу споров, второй и третий тома - "Как заполучить наслаждение" и "Забота о себе самом" - появились незадолго до его смерти.
Работа в Сан-Франциско, когда Фуко преподавал в университете в Беркли, стала поворотным пунктом в его становлении. Он был поражен сексуальной раскрепощенностью геев, в особенности это проявлялось в банях, чему он был свидетелем. "Я полагаю, - писал он, - что чертовски значимо, чтобы сексуальные устремления могли реализовываться так же, как это происходит в банях. Вы встречаете там мужчин, которые имеют к вам такое же касательство, как и вы к ним: у вас нет ничего помимо тела, и посредством различных вариаций вы можете добиваться наслаждения. Вы раскрепощаетесь внешне, вы не тяготитесь прошлым, вы беспрепятственно самовыражаетесь".
"Ограниченный опыт" типа S/M представлял для Фуко особенный заинтересованность. По этому поводу он высказывался так: "Я не думаю, что это ориентация сексуальных отправлений сродни выявлению и изучению наклонностей S/M в недрах нашего подсознания. Я считаю, что S/M выходит за эти узкие рамки; на самом деле это создание новых возможностей обретать удовольствие, о которых люди в прошлом и не догадывались". В течение нескольких последующих лет он опять и еще раз возвращался в Сан-Франциско, завершающий раз приехав сюда в 1983 году, когда в банях вовсю бушевал СПИД, а сам он был болен (хотя, очевидно, и не догадывался об этом).
Спустя десять лет со дня смерти Мишеля Фуко его идеи об эволюции западной цивилизации за последние три столетия по-прежнему имеют огромное значимость. Встрой ли кому-либо за последнее десятилетие удавалось настолько фундаментально и обоснованно изложить научную думка. Его воздействие на разум геев было велико, в особенности следом выхода первого тома "Истории сексуальности". Здесь он выразил свои взгляды, известные как система социальной конструкции: под сексуальностью понимается не "естественное" и непосредственное проявление, а некая культурная модель, содержание которой существенно меняется в зависимости от времени и места. Он утверждал, что теперешний гомосексуалист и гетеросексуал - изобретение относительно недавнего прошлого. До XVIII века не было ни гомосексуалистов (ни сообразно гетеросексуалов). Были только гомосексуальные (или содомические) и гетеросексуальные акты. Лишь в XVIII и XIX веках у этих актов стали являться отличительные черты. "По определению старинных гражданских или канонических кодексов, - пишет автор в одном известном отрывке, - содомия была отнесена к категории запрещенных актов; виновный в совершении этих актов являлся только юридическим субъектом таких актов. Гомосексуалист XIX века - это типаж, прошлое, история болезни и ребячество, а кроме того облик жизни, форма жизни, язык, бесстыжее туловище и, похоже, непостижимая физиология... Прежде содомия считалась временным отклонением; в настоящее время гомосексуалист стал видом". Иными словами, сексуальность, которую нам хотелось бы полагать основой нашей самобытности, составляющей нашего существования, истинной сутью нашей природы, - одно из самых дорогих-нашему сердцу базовых представлений - оказалась всего-навсего исторической конфигурацией, которую мы более того внятно себе не представляем, в силу того что как скрупулезно обосновались внутри. Изучая силу, которая организует нашу сексуальность с точки зрения медицины, психиатрии, религии и закона, и сдерживающие факторы этой силы, Фуко предложил эту тему к обсуждению таким образом, чтобы в нем смогли участвовать все, будь то начинающий ученый, занимающийся изучением этой проблемы, или работающий на улице активист движения супротив СПИДа. В последние годы жизни революционная думка Фуко работала в направлении, которое он называл "утрированная и пессимистичная активность". Едва ли приходится колебаться в том, что воздействие этих идей будет неуклонно возрастать.
Мишель Фуко умер 25 июня 1984 года из-за осложнений, вызванных СПИДом, в Париже. Неизвестно, знал ли он вообще о том, что у него СПИД, так как распространение болезни в то время только начиналось. Последние дни жизни Фуко запечатлены в романе "Другу, не спасшему мне жизнь", тот, что никого не оставляет равнодушным.
Место Фуко определено в этой книге рядом с Энди Уорхэлом и Джоном Кейджем. Что и толковать, произвольный из них сделал революцию в своей области. Представив Фуко первым из этих трех выдающихся деятелей, я только продемонстрировал родное постижение того, что его работа в большей степени имеет касательство - на самом деле самое непосредственное касательство - к современным вопросам сексуальной ориентации геев и лесбиянок.
Так же читайте биографии известных людей:
Мишель Аун Mishel Aun
В сентябре 1988 уходивший со своего поста президент Амин Жмайель назначил Ауна премьер-министром переходного военного правительства, поскольку в..
читать далее →
Мишель Ней Mishel Ney
Не желая становиться ремесленником подобно своему отцу, Ней в восемнадцать лет бежал из дома, чтобы поступить на службу в кавалерию. Показав себя..
читать далее →
Мишель Тонини Michel Tognini
С сентября 1985 года - в отряде космонавтов CNES.
читать далее →
Мишель Бранч Michelle Branch
Мишель Бранч - американская гитаристка, певица. Родилась 2 июня 1983 года.Мишель Бранч является лауреатом премии Гремми 2003 за записанную совместно..
читать далее →