Известные люди
»Модест Мусоргский
Рождение: 16.3.1839
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839- 81)- русский композитор. В раннем детстве обучался игре на фортепьяно под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации.
С 1849 всегда жил в Петербурге. Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно забирал уроки у пианиста Ант. А. Герке. В 1852 издается первое сочинение Мусоргского - полька 'Подпрапорщик' для фортепьяно. По окончании школы произведен в прапорщики Преображенского полка. В 1858 вышел в отставку. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля (1868 - 80). Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М.Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения.
Решающее влияние на художеств, формирование Мусоргского оказало знакомство (1856-57) с Д.С.Даргомыжским, М.Д.Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский начал основательно заниматься композицией),
В. В. Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка - 'Могучей кучки', провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. Уже в сочинениях конца 50-х - начала 60-х гг. (хоровые произведения, в т. ч. хоровой коллектив из музыки к трагедии 'Царь Эдип' Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. К середине 60-х гг. Мусоргский создал строй реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др.) - 'Светик Савишна', 'Калистрат', 'Колыбельная Еремушке', 'Спи, усни, крестьянский сын', 'Сиротка', 'Семинарист' и др., которые, являясь 'этюдами' к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Главное местоположение в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. В 1856 возник проект (не осуществлен) оперы 'Ган Исландец' (по В.Гюго). В 1863-65 работал над оперой 'Саламбо' (по роману Г. Флобера, не окончена). Смелым экспериментом в области оперы явилась его 'Женитьба' (на неизмененный контент комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). Эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших творений - народной музыкальной драмы 'Борис Годунов' (по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину, 1868-69; 2-я ред. 1872). Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена только в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. В 70-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой 'Хованщина' (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-80, не инструментована) и вместе с тем над лирико-комедийной оперой 'Сорочинская ярмарка' (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова 'Без солнца' (1874), 'Песни и пляски смерти' (1875-77), а кроме того 'Детская' (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А.К.Толстого (1877), фортепьянный цикл 'Картинки с выставки' (1874).
После смерти Мусоргского 'Хованщина' была завершена Н. А. Римским-Корсаковым, над 'Сорочинской ярмаркой' работали А.К.Лядов, Ц. А. Кюи, В. Г. Каратыгин и др. Римский-Корсаков сделал новую редакцию 'Бориса Годунова'. В 1920-х гг. проведена большая служба (П. А.Ламм. Б. В. Асафьев) по восстановлению авторских редакций. Д. Д. Шостакович осуществил новые оркестровые редакции опер 'Борис Годунов' (1940) и 'Хованщина' (1959). Самостоятельный вариант 'Сорочинской ярмарки' (завершена, оркестрована) принадлежит В.Я.Шебалину.
Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 60-х гг. 19 века, а в 70-х гг. - с такими течениями русской мысли, как народничество и др. В центре его творчества - народонаселение как 'персона, одушевленная единою идеею', важнейшие события отечественной истории, в которых с здоровый силой проявляются свобода и суд народа. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. 'Прошедшее в настоящем - вот моя задача', - писал он Стасову. Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение 'тончайших чертяка природы человека', создание психологическо - музыкальных портретов. Он стремился к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т. д. Однако мелодический язык Мусоргского, продолжателя традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, отмечен настолько радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 в. Таковы, в частности, многомерная 'полифоническая' драматургия его опер, его беспрепятственно вариантные формы, далекие от норм западно-европейской классики (в т.ч. от сонатности), а кроме того его мелодика - естественная, 'творимая говором', т. е. вырастающая из характеристических интонаций русской речи, песни и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского, где элементы классической функциональности сочетаются с принципами народно-песенной ладовости, с импрессионистическими приемами, с последованиями звучностей экспрессионистического плана. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации, гармонии привлекли участливость К. Дебюсси, М. Равеля и др. Влияние творчества Мусоргского испытали без малого все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович. Л. Яначек. О. Мессиан. В 1968 в деревне Наумове (в настоящее время Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.
Так же читайте биографии известных людей:
Мозес Мелоун Mozes Melown
Пройдя путь в профессиональном баскетболе длиною в 21 год, знаменитый центровой Мозес Мэлоун оставил после себя яркий и впечатляющий след.
читать далее →
Мозес Бла Moses Blah
После средней школы продолжил образование в Гамбурге (ФРГ). С 1985 по 1989 годы вместе с Тейлором обучался в военном колледже Таджура в Ливии. Оба..
читать далее →
Мозес Мендельсон Moses Mendelssohn
В 1754 Мендельсон познакомился с Лессингом и другими деятелями литературы в Берлине. Годом позже вышла его первая работа Философские разговоры..
читать далее →
Моисей Гамбурд Moisey Gamburd
Бессарабский румынский и молдавский скульптор.
читать далее →