Известные люди
»Морис Равель
Рождение: Франция, 7.3.1875
Равель виртуозно владел оркестром. Дафнис и Хлоя, Вальс, оркестровка Картинок с выставки Мусоргского (1922) настоящие учебники инструментовки. Тембровая фантазия Берлиоза сочетается здесь с гармоничностью оркестрового колорита Римского-Корсакова.
Родился 7 марта 1875 в Сибурне близ Сен-Жан-де-Люз (департамент Атлантические Пиренеи). Очень до времени обнаружил музыкальные способности, в 1882 начал заниматься фортепиано у А.Гиза и в 1887 гармонией у Ш.Рене. Два года Равель обучался в подготовительном классе Парижской консерватории, в 1891 поступил в фортепианный класс Ш.де Берио. Теоретические дисциплины проходил у Пессара и Дюбуа, композицией занимался в 1898 у Г.Форе.
В годы ученичества из-под пера Равеля вышло только немного незначительных произведений, в их числе Старинный менуэт (Menuet antique, 1895), и только в 1899 он показал в настоящий момент просторно известную фортепианную Павану усопшей инфанте (Pavane pour une infante dfunte). В консерватории Равель подружился с испанским пианистом Р. Виньесом, тот, что стал первым исполнителем сочинений композитора.
В 1901, после этого неудавшейся попытки завоевать Римскую премию, Равель создал фортепианный цикл Игра воды (Jeux d'eau), тот, что сыграл революционную образ в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты листовского пианизма сочетаются в этом месте с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. Новые попытки одолеть в конкурсе на Римскую премию, предпринятые Равелем в 1902 и 1903, потерпели неудачу, что не помешало композитору сочинить в это время отличный Струнный квартет фа мажор. Неудача Равеля с Римской премией породила в Париже полно толков: говорили, что причиной является размолвка между Равелем и Форе. С тех пор и до конца своих дней Равель вел лишенную примечательных событий бытие кабинетного композитора. Исключением стали только годы Первой важный войны, когда он служил шофером в медицинской бригаде; в 19271928 он выезжал на гастроли в США.
Список наиболее значительных сочинений Равеля выглядит следующим образом: Сонатина для фортепиано (1905); оперы Испанский час (L'heure espagnole, 1907) и Дитя и чудеса (L'enfant et les sortilges, 1917); балет Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chlo, 1909) великолепное сочинение, которое появилось вдогонку за другим шедевром большим фортепианным циклом Ночной Гаспар (Gaspard de la nuit, 1908); Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), первоначально написанные для фортепиано, но вскоре переложенные для оркестра; камерный опус Три поэмы Стефана Малларме (Trois pomes de Stphane Mallarm, 1913); Фортепианное трио (1914); хореографическая поэма Вальс (La valse, 1917); сюита Гробница Куперена (Le tombeau de Couperin, 1917), также написанная поначалу для фортепиано, а опосля инструментованная автором; вокальный цикл Мадагаскарские песни (Chansons madcasses, 1926); оркестровое Болеро (Bolero, 1928); два фортепианных концерта (единственный из них для левой руки, 1931).
В 1933 Равель попал в автомобильную катастрофу. В результате травмы стала рскручиваться опухоль мозга, и к 1936 композитор перестал постигать собственную музыку. Умер Равель в Париже 27 декабря 1937.
Творчество Равеля.Имя Равеля нередко упоминается сообща с именем Клода Дебюсси (18621918), и все-таки эстетические установки этих композиторов принципиально различны. Гармонии Равеля строятся по терцовому принципу, и в них нет ничего туманного. Его больше интересовали тембровые возможности инструментов, нежели колорит, создаваемый средствами гармонии. Лишь в Испанской рапсодии (Rapsodie espagnole, 1907) ощущаются импрессионистические веяния.
Равель обладал ясным чувством формы, хотя, в частности, его Интродукция и аллегро (19051906; сочинение порой называют септетом) состоит всецело из повторений не излишне ярких мелодических фраз. То же не возбраняется проговорить о медленной части струнного квартета. В общем же это сочинение, противоречащее всем канонам квартетного письма, отличается красотой музыкального содержания.
Ряд не самых удачных сочинений композитора написан в абстрактном неоклассическом стиле: ни соната для скрипки и виолончели (1922), ни соната для скрипки и фортепиано (1923) не возбуждают особого интереса.
Равель виртуозно владел оркестром. Дафнис и Хлоя, Вальс, оркестровка Картинок с выставки Мусоргского (1922) настоящие учебники инструментовки. Тембровая выдумка Берлиоза сочетается в этом месте с гармоничностью оркестрового колорита Римского-Корсакова. Парадоксально, но таковый мастер, как Равель, написал всего одно концертное симфоническое произведение, а как раз Испанскую рапсодию; все остальные партитуры, помимо двух фортепианных концертов, предназначались для театра. Знаменитое Болеро (которое превзошло септет по части повторений одной мелодической фразы) идеально соответствует задаче сценического воплощения танца. Сам Равель называл Болеро оркестровым сочинением без музыки. Равель имел блаженство наличествовать на обеих премьерах Болеро театральной и на следующий день концертной. В зале аудитория реагировала враждебно, тогда как в театре музыка была принята как должное, без всяких протестов.
Равель великолепно использовал ресурсы фортепиано. Самое популярное посреди его фортепианных сочинений сонатина. Два его фортепианных концерта демонстрируют разные подходы к одному жанру. Концерт для левой руки грандиозное, роскошное, великолепное произведение; концерт для двух рук дерзкий вызов от начала до конца. Сам Равель называл его дивертисментом в духе Моцарта и забирал за эталон изящное фортепианное сообщение Сен-Санса. Эти произведения сочинялись вместе с тем. Концерт для левой руки, заказанный и впервой исполненный в 1931 одноруким пианистом П. Витгенштейном, одно из сочинений, опровергающих измышление, подобно тому как Равель был мастером только малых форм.
Равель вечно скрупулезно отделывал свои сочинения. Так, в опере Испанский час он скрупулезно выставил указания метронома более того на мордобой часов. Это замечательное сочинение, одно из самых обаятельных в мировом оперном репертуаре, является оригинальным решением проблемы разговорной оперы.
Наибольшей известностью пользуется фортепианное творчество Равеля. Он сам оркестровал Альбораду (Alborado del graсioso, 1905) и Гробницу Куперена, но фортепианные версии этих пьес не уступают оркестровым. Трудно уверовать, что на премьере первоначального, фортепианного варианта Благородных и сентиментальных вальсов сочинение было встречено враждебно, тогда как всего сквозь немного лет его оркестровый вариант не встретил никаких возражений.
Равель был весьма оригинальной личностью. В его сознании причудливо связывались музыка и механика. Он собрал коллекцию механических игрушек пунктуальность их движений восхищала композитора. Неудачи, связанные с Римской премией, наложили отпечаток на всю его дальнейшую существование, и когда Равелю был предложен орден Почетного легиона, он отказался от награды, сочтя ее оскорблением. Однако уровень почетного доктора музыки Оксфордского университета он принял как дань уважения.
Так же читайте биографии известных людей:
Морис Стракош Maurice Strakosch
Пианист, композитор и импрессарио чешского происхождения.
читать далее →
Мориц Оранский Moritz Oranskiy
Мориц Оранский (Maurits van Oranje) (М. Нассауский, van Nassau) (1567-1625), граф, статхаудер в Республике Соединенных провинций (Нидерландов) с..
читать далее →
Мориц Саксонский Maurice de Saxe
Мориц Саксонский (Maurice de Saxe) (1696-1750), маршал Франции (1744), граф (1711). Участвовал в войнах за Польское (1733-35) и Австрийское..
читать далее →
Мориц Мошковский Moritz Moszkowski
польский пианист и композитор.
читать далее →