Известные люди
»Мэри Квант
Рождение: 11.2.1934
К тому времени, как родилась английский дизайнер Мэри Квант, физики уже изрядно потрудились над созданием квантовой теории поля - релятивистской квантовой теорией физических систем с бесконечным числом степеней свободы. Может быть, именно благодаря созвучию своего имени Квант тонко прочувствовала эти степени свободы физического мира. Но, будучи женщиной, а не физиком Нильсом Бором, применила их к интересующей любую женщину сфере - сфере моды.
Закончилась страшная для всех Вторая мировая махаловка. К мирной жизни вернулись море мужчин, которым до смерти надоела униформа. А тут ещё подружки в вечных твидовых пиджаках, в которые они перелезли, сняв свою военную одежду. Захотелось радости, легкости и воздушности. Все это предложил Кристиан Диор стилем "New Look", затянув осиные талии и взбив юбки-кринолины. До СССР новая мода дошла черепашьим шагом к середине 50-х годов и была продемонстрирована в "Карнавальной ночи" Эльдара Рязанова.
Правда, к этому времени в Париже затем длительного перерыва открылся Дом Шанель, и дамы опять стали приобретать строгие костюмы с кантом и сумочки на цепочке. Это совсем не исключало больше свободную одежду для спорта и отдыха. Однако по-прежнему доминировал образ зрелой женщины, которой хотя и не чуждо ничто человеческое, но... всему родное время.
С обложек глянцевых журналов глядели домохозяйки, гордящиеся карьерой своего мужа, или "бизнес-леди", гордящиеся собственной карьерой. Внешне они чуть-чуть чем отличались. Могучая грудь послевоенных красавиц, таких, как Мэрилин Монро или Джина Лоллобриджида, гипнотизировала мужчин с материнским комплексом, которых нимало юными оторвали от матери и отправили на войну. В моде были "мамочки", кормящие своих переростков-мужей, сыновей или сослуживцев.
В американской психологии более того возник термин "мамизм", характеризующий такие отношения обожания и вечного детства мужчины. Но со сменой поколения материнский комплекс ушел в прошлое. Появился свежеиспеченный вид женщины - Лолиты, подружки, соседской девчонки, в то же время безумно сексуальной и недотроги. Это был манера поколения Мэри Квант. А она сама как бы оттолкнулась шестом (буквальный перевод ее фамилии с английского) от старых представлений о моде и пустилась в самостоятельное плавание.
Девочка из ЧелсиМэри Квант (Quant) родилась 11 февраля 1934 г. в графстве Кент. Деды были шахтерами в Уэллсе. Мать и папа "выбились в люди", окончив с отличием Кардиффский универ. Они оба стали школьными учителями и хотели, чтобы дочка пошла по их стопам, то есть стала "пудингом из той же самой формочки".
Но Мэри не хотела быть пудингом и начала затяжную войну супротив родителей. В ведении боевых действий ей помогал ее свежеиспеченный дружбан - Александр Планкет. Они познакомились в колледже, куда Мэри поступила по компромиссному соглашению с родителями. По окончании она должна была заполучить диплом учительницы. Но не нетрудно учительницы, а учительницы рисования.
Дома самым страшным грехом считалось ничегонеделанье. В этом смысле Планкет был отъявленным грешником. Он валялся в постели до четырех часов дня, придумывая, как бы поразвлечься, а следом отправлялся разгуливать по джаз-клубам. При этом одет он был весьма стильно: вместо рубашки - верхняя доля материнской пижамы, вместо брюк - также что-то оттуда, не доходящее до башмак. Извиняло его только то, что он был родственником герцога Бедфордского.
Родители Мэри возненавидели Планкета ещё до знакомства, опасаясь его влияния на дочка. И, в общем, точно делали. У благонамеренных учителей волосы встали бы дыбом, узнай они о проделках своей дочурки и ее приятеля. Иногда детки садились в поезд, где Александр разыгрывал сцену "Мертвый в вагоне". Мэри хохотала, как сумасшедшая, наблюдая за реакцией пассажиров, когда потом очередного рывка поезда "труп" скатывался на пол и сбивал с ног ошалевших людей.
Иногда Планкет сажал Мэри в инвалидное кресло своей мамочки, а все кругом говорили: "Бедное создание. Такая юная. Такая беда..." Между тем, насладившись вниманием, бедное создание соскакивало с кресла и бежало куда-то вдаль.
Однажды, подойдя к дорогому ресторану, парочка обнаружила, что Александр шибко перенапрягся, отыскав и надев на себя пиджак. Но вследствие перенапряжения он забыл натянуть рубашку. Выход был найден в одно миг. Юный гений нарисовал пуговицы и воротничок прямо у себя на груди и высокомерно прошествовал в зал.
Венцом их деятельности "раннего" периода позволительно считывать сцену похищения. Мэри, одетая как благовоспитанная девушка, шла по направлению к станции Южный Кенсингтон (там завсегда было полно народа). Рядом с ней притормозила агрегатина, за рулем которой сидел Александр, и на пару с ещё одной подружкой в костюме и гриме злодейки они начали запихивать Мэри в машину.
Толпа приняла самое деятельное участие в задержании преступников. Мэри на всю существование запомнила джентльмена в котелке, тот, что загораживал стезя машине, бил зонтиком в ветровое стеклышко и кричал, что смертоубийство (он подразумевал свое) - больше серьезное правонарушение, чем похищение.
Их спасло только то, что при звуке полицейской сирены орава немного подалась в сторону и Александр вырулил из окружения. Три сеанса кряду они сидели в каком-то кинотеатре на окраине, но к 11 вечера Мэри, как всю дорогу, оказалась дома. А там была все та же расчисленная скука: сколь книжек надобно исследовать, чтобы сдать очередной экзамен и принять уровень - заветные буковки потом своего имени на визитке.
Ее больше устраивала бытие девушек из лондонского района Челси - веселая, без особого умствования и занудного "завтра". Об этой жизни, уместно сказать, пела Лайза Минелли в фильме "Кабаре".
Помните, подружка по имени Элси из Челси, которая все веселилась и веселилась, а позже хоть и померла, но каким роскошным трупом стала? Так что девушки из Челси ещё в тридцатые годы отличались особой беззаботностью. Что уж изъясняться о пятидесятых или шестидесятых. Но было одно, что отличало Мэри от остальных девушек из Челси. Она ещё стала весьма славно получать.
Две сбрендившие пижамыПосле окончания колледжа Мэри некоторое время придумывала шляпки для одного кутюрье. Потом шила шляпки сама, а Планкет отдавал их на продажу (уместно сказать, со шляпок начинала и Шанель).
Потом они решили вскрыть ночной клуб в Челси. Но как-то раз, когда начали к выламыванию внутренних перегородок в доме, то обнаружили у входа разъяренную толпу, которая размахивала зонтиками и что-то кричала о вандализме и о прекрасных арочных окнах. Оказалось, что для перестройки необходимо позволение Лондонского совета архитекторов, которого, конечно, не было.
Недолго думая, неудавшийся ночной клуб переделали в кабачок и бутик на первом этаже. Что касается ресторана, то дела его сию минуту пошли недурственно. Александр переманил откуда-то великолепного шеф-повара, и вся его многочисленная знатная родня осталась этим полностью довольна: "У Александра кормят отменно". С бутиком на первых порах было хуже. Идея была оригинальная, но хромало воплощение в жизнь.
С утра до вечера Мэри и Александр ходили по демонстрационным залам, где изучали образцы товаров. Товар нужен был непростой - молодежная одежка и аксессуары, которых ещё не придумал ни единственный модельер. По вещичке, то там, то сям, они набирали некоторое численность рок-н-ролльной одежды, которая шла у молодежи на ура. Но вскоре припас иссякал, а нового было не достать.
Мэри стала придумывать и шить одежду сама, по ночам. Днем ее продавали, а вечером Мэри бежала в универмаг Хэрродс и на вырученные капиталы покупала ткани и приклад. Потом они наняли нескольких мастериц. Потом в 1955 г. они решили отпраздновать открытие бутика, названного "Bazaar". Но газеты не приняли их серьезно и прислали на открытие старших помощников младших репортеров. Один только именитый журнал "Harper(s Bazaar" приметил две сумасшедшие пижамки, изображениями которых украсил передовую статью.
С этих пижамок все и началось. Кстати проронить, пижамы были следующей, следом шляпок, ступенькой и для Шанель. Предназначались они тогда для демонстрации себя в бомбоубежище (шла Первая мировая война).
Как и Шанель, Квант не остановилась на шляпках и пижамах. Как и Шанель, она без затей придумала новую одежду для людей, которую те уже готовы были одеть. Она ввела новоиспеченный манера - манера одежды и жизни - "Chelsey Look".
"Базарная" бытиеМэри Квант неоднократно признавалась, что ей повезло появиться в нужном месте в нужное время, когда "нечто, носящееся в воздухе, подошло к точке кипения". Практически в то же время возникла надобность в особой подростковой одежде, поп-записи, экспресс-барах, дискотеках и джаз-клубах. Это было время хиппи, "Битлс" и свободной любви. Это было время первых полетов в космос.
Одежда стала необходима молодым не только для того, чтобы согревать, но для того, чтобы противопоставить себя старшему поколению. Когда-то одежка демонстрировала социальное положение женщины. Но в 60-е стало не модно быть снобом. Одинаковую одежду начали носить дочери герцогов, врачей и докеров. Социальные различия ушли в прошлое, на первостепеннный проект вышли отношения отцов и детей.
Более того, одежка стала интернациональной. Одинаковые вещи носили в Британии, Европе и Америке. В то же время Мэри Квант говорила, что не хотела бы лицезреть свою одежду униформой. Одежда должна только подчеркивать индивидуальность: дама носит одежду, а не одежка женщину.
Во всем Мэри Квант демонстрировала свежеиспеченный подход. Вместоположение портновских манекенов на треножнике в демонстрационной ячейке ее "Базара" появились восковые человеческие фигуры с красивыми лицами, модными прическами, в естественных позах. Эти манекены стоили баснословных денег, но они привлекали участливость. В другие магазины заходили с четкой целью приобрести себе одежду, тут разрешается было постоять перед витриной, привыкая к увиденному, а следом поведать всем, какое занятное местечко - тот самый "Базар".
"Одевали" витрину заурядно в темное время суток на субботу, и утром первые прохожие могли дать оценку очередной "прикол" владельцев. То все пространство заполняли молочными бутылками с маленькой запиской "Ушли на рыбалку". То манекен выгуливал, как собачку, гигантского лобстера, которого намедни чистили и потрошили силами всего персонала.
В своем "Базаре" Мэри применила одну американскую новинку, до которой ещё не дошли британцы, - маркировку размеров.
Обычно, когда состоятельная леди шла в маркет и садилась в кресло, перед ней дефилировала вереница манекенщиц в предлагаемых платьях. Даме довольно было только сориентировать пальчиком на понравившуюся модель. А потому как модель, как и положено в приличном бутике, существовала в одном-единственном экземпляре, то требовалась подгонка.
У Мэри не было единственных экземпляров и не было подгонки. На каждом изделии имелись подъем, объем груди и талии. В хорошую погоду одежду продавали прямо у входа в маркет. Нанимали потрясающе красивых девушек, которые прогуливались, неся на себе рекламу: "Зайди в "Базар". Неслыханные скидки".
Магазин не имел часов работы, трудились до последнего посетителя. И людям это нравилось. Иногда приходили поздненько, вслед за тем хорошего обеда. Смотрели, примеряли и покупали. Однажды ночью, когда Мэри и Александр на пару работали в бутике, пришел мужчина, тот, что сказал, что обладатель не имеет права принуждать их трудиться так продолжительно. Этот джентльмен предложил свои услуги в поиске работы получше и отказался уверовать, что хозяева - они сами.
Усилия были не напрасны. К магазину стали подъезжать на "Мерседесах". В одежде "от Квант" бракосочетались Джордж Харрисон и модель Пэтти Бойд. После раскрутки "Базара" мини район Лондона - Челси - превратился в середина моды. Он стал именем нарицательным для образа жизни и стиля одежды, а не несложно географическим названием. А типичная девчонка из Челси превратилась в предмет для подражания всего остального Лондона.
Днем она подавала кофе в замызганных джинсах и с лохматой головой. Вечером же в одночасье превращалась в стилягу. Теперь любая девочка с Хай-стрит могла глядеться модно. Это "модно" могло быть обсуждаемым и экстравагантным, но оно выглядело стопудово живым. А главное: в нем хотелось постараться соорудить что-то новое.
"Базарный" манераВ основе нового стиля лежала мини-юбка. Она была придумана Андре Куррежем и Джоном Бейтсом, которые со своей идеей "...вышли раньше времени, до зари". Зато Мэри позже попала в самое "яблочко". Свингующая молодая поросль Лондона по достоинству оценила свежий внешность одежды, тот, что повлек за собой изменения во всем гардеробе. Пример показывала сама Мэри Квант. Пожалуй, это был один в истории происшествие, когда молодежная мода создавалась молодыми. Единственный ещё и потому что, что до того молодежной моды легко не существовало.
Мини-юбка идеально изменила образ женщины. Женщина, выбравшая мини, сама решала свою судьбу, не прячась за бриллианты, купленные на денежки отца или мужа. Мини продиктовало новую манеру удерживать себя и новую походку. По мнению Квант, аккурат на них, а не на грудь или лодыжки было ныне направлено сексуальное внимательность.
Несмотря на то, что в мини дама казалась больше доступной, эта доступность была мнимой. Такая дама сама устанавливала границы и сама же разрешала их нарушать.
К мини-юбке полагались свитер в обтяжку "лапша", черные колготки, черные лакированные туфли или - на переплетике, как для чечетки. В холодную погоду мини-юбку дополняли макси-пальто и высокие сапоги на шнуровке.
Были предложены платье без рукавов, туника, под которую одевался свитер, платье-фартук, бриджи, шорты, полихлорвиниловый плащ. Появились телесного цвета колготки и разноцветные носочки.
Ко всему этому добавился прекрасный Видал Сассун, тот, что не постоянно был шампунем. В молодости он был живым, во плоти, дизайнером женских стрижек, геометрических и асимметричных. Для Мэри он изобрел "боб", тот, что как не разрешено лучше подходил к ее стилю.
Появилась, вправду, мода для молодых, и ни за какие монеты "примазаться" к этому было нереально. Мини-юбка, открывающая женские коленки, выдавала натуральный возраст получше, чем шея или руки. Это был не нетрудно манера одежды, это был манера и темп жизни, снести тот, что мог только юный тело. Недаром более того показы моделей Мэри проводила в бешеном ритме джаза.
Одно из первых своих приглашений на показ коллекции Мэри получила от Дэвида Моргана, организатора заграничных дефиле. Задним числом она поняла: Морган пригласил ее для того, чтобы оттенить благопристойность и шик уже известных мастеров. Но ей было все одинаково. Такое соседство само по себе ставило ее в единственный строй с мэтрами.
Уже в Лондонском аэропорту Мэри увидела великолепных манекенщиц в париках и норковых манто. Ее собственные платьица, упакованные в коробки из-под "Марса" и "Милки Вэя", ждали своего часа. И дождались - в "Палас-отеле" Сент-Морица.
Маэстро по просьбе Мэри "урезал" джаз, и неспешный темп дефиле сменился космическими скоростями. Девушки не успевали добежать до гардеробной, а потому что переодевались прямо в коридоре у дверей залы. Они неслись одна за иной в своих фланелевых в складочку платьицах выше колена, в туниках, надетых поверх красных свитеров, в цветных чулочках и ботиночках. Под занавес появлялась самая знаменитая манекенщица. На ней была огромная казачья шапка из белой лисы, белое кожаное пальтецо, отороченное этим же мехом, и белые сапоги выше колена.
Небрежным движением она скидывала пальтецо, сбрасывала шапку, но оказывалось, что в страшной спешке она забыла нахлобучить белье. Занавес.
Никто из жующих за столиками людей не подозревал, что такое быть может. Перед ними на бешеной скорости промелькнула новая существование, они попали в ее вихрь и не смогли уже выкарабкаться. После показа никто не расходился, плясали под джаз до полпятого утра.
Следующие два дня Мэри провалялась с высокой температурой в номере своего роскошного отеля. У нее не было ни копейки денег, но зато немного чемоданов одежды и аксессуаров. На третий день она надела родное лучшее платьице и пошла на каток. Все около были в шароварах или шелковых чулках. И эти все тотчас же поняли, сколь безнадежно они отстали от моды.
Вернувшись в Лондон, Мэри стала разрабатывать новую коллекцию - для зрелых женщин, которые хотели глядеться тинейджерами. Задача была не простая: без малейшего намека на улыбку надобно было представить такую женщину не по годам развитой девочкой. Девочкой, которая может колесить на метро, а может с собственным шофером на "бентли".
Вещь все решает самаКак-то между делом Мэри и Александр Планкет сочетались законным браком. Но это были отношения, в первую очередность, партнеров по коммерциалу. Ушли в прошлое те романтические времена, когда они запоем читали "продвинутые" книги, Александр изображал крутого парня, а Мэри панически боялась обронить невинность. Вся существование сейчас крутилась кругом работы, разговоры велись только об одном предмете - о моде. Как-то вначале мечтали о детях, позже выяснилось, что сначала нужно сотворить по меньшей мере 22 коллекции одежды, которые и стали их настоящими детьми.
Пришло признание. "Sunday Times" присудила Мэри приз "За моду". Чуть позже Квант выбрали "Женщиной года".
По протоколу, ей необходимо было изречь речь. Поняли, что серьезной речи не получится, и на пару с Александром сочинили "циничный перечень вещей, которые, как люди думают, нужны им для счастья".
Швейцар в отеле "Савой" не желал впускать Мэри на чествование, потому что она не взяла с собой приглашение. Кроме того, она вообще крайне подозрительно выглядела в своем коротком платье и без шляпки. Кто-то из знакомых узнал ее, и "Женщину года" пропустили на церемонию награждения. За столиком она не могла слопать ни кусочка. Только пила винцо, после этого которого совершенно явственно смогла вымолвить свою речь.
Суть речи сводилась к тому, что символы счастья менялись с течением времени. В ХIХ веке леди чувствовала себя счастливой, если имелся супруг, тот, что не бил ее любой день. Если дети доверяли ей. Если ее приглашали принять участие в беседе за обедом, в то время как не подадут основное кушанье.
Сейчас, чтобы быть счастливой, дама должна обладать карьеру, бриллианты, TV, норковое манто, любовника, электрический тостер, хорошее самочувствие, упаковку транквилизаторов, 2 машины, лик человеческий Джейн Фонды, интеллект Симоны де Бовуар, детей и мужа, тот, что бьет ее только по пятницам.
Счастливая леди в прошлом получала наслаждение от размеров дома, статуса мужа и собственной способности подготовить мармелад. Но фортуна - это предельно сильная эмоция, которой нельзя достигнуть, идя средним курсом. Мы узнаем, что испытали его, только позже.
Самые счастливые моменты жизни самой Мэри: когда она ест сушеные бобы, когда она учит танцевать босса-нову двух полицейских и когда она заканчивает эту кошмарную речь.
В своих воспоминаниях, написанных в 1966 г., в что ни на есть разгар "базарного" бума, Мэри Квант пишет о том, что всю дорогу чувствовала на себе ответственность. Ответственность за создание образа суперсвингующей девчонки и навязывание этого образа в качестве эталона.
Встрой ли так было на самом деле. Этот образ не удалось бы навязать, если бы он сам не пришел с площади. Люди были уже готовы к игре в моду, которую предложила Мэри Квант.
Она предложила идею комплекта. И в настоящий момент любая леди могла сама предпочесть себе вещи из одной коллекции, скомбинировать юбку с блузкой и жакетом или тунику со свитером в зависимости от своего настроения и фантазии. Можно было предпочесть вещи, выдержанные в единой цветовой гамме, а позволительно было "сочетнуть" несочетаемое.
Идея комплекта решала проблемы женщин с нестандартной фигурой, потому что появилась вероятность достать юбку одного размера, а жакет - другого. Идея комплекта помогала путешественницам смотреться неотразимо в юбке и свитере в вагоне поезда. И в этой же юбке, но с шелковой блузкой вечером в ресторане.
Такая одежка давала уймище возможностей. Единственное деление, которого не было, - это деление на утреннюю или вечернюю одежду. Вещь сама решала, когда ее нужно одеть.
В 1966 г. Мэри Квант получила из рук королевы Орден Британской империи. Она была в мини и без шляпки. И ей было всего 32 года.
Самыми значительными нововведениями Мэри Квант считаются мини-юбка, компактная коробочка с косметикой, узкие брючки и пластиковый плащ. В 70-е и 80-е годы она сосредоточилась на дизайне домашней одежды и косметики. Особенно Мэри Квант любят в Японии, где находится больше 200 ее магазинов и где японки дружно носят одежду "от Квант".
Стареющие же свингующие девчонки Старого и Нового Света бросились в погоню за молодостью и обнаружили ее некоторое подобие в залах аэробики, предложенной Джейн Фондой. Молодость не отдать, так хотя бы самочувствие. Но это уже другая история.
Так же читайте биографии известных людей:
Мэри Гарден Mary Garden
1-я исполнительница заглавной партии в "Пеллеасе и Мелизанде" Дебюсси (1902, Париж).
читать далее →
Мэри Макконнелоуг Mary McConneloug
С 1997 году девушка начала осваивать горный велосипед. В те времена Мэри работала на швейном предприятии Franklin Climbing Equipment внештатной..
читать далее →
Мэри Випл Mary Whipple
В 2004 году Мэри Випл приняла участие в Олимпийских играх. Спортсменка была рулевым в женской восьмерке. На состязаниях команда завоевала серебряную..
читать далее →
Мэри Вайнберг Mary Wineberg
Известная американская спортсменка, легкоатлетка, золотая медалистка, олимпийка. Недавно бегунья приняла участие в Летних Олимпийских Играх 2008-го..
читать далее →