Известные люди

»

Надежда Курченко

Надежда Курченко Nadezhda Kurchrnko Карьера: Граждане
Рождение: Россия, 29.12.1950
В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд, а меньше чем через два года в ее личном деле появилась запись 'Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей'.

В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд, а меньше чем посредством два года в ее личном деле появилась запись 'Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей'. Сегодня мы хотим поведать о самом известном и в то же время самом загадочном случае захвата советского самолета.

УГОН НОМЕР ОДИН

В конце 'бархатного сезона' - 15 октября 1970 года из приграничного города Батуми рейсом N244 на Сухуми и Краснодар вылетел авиалайнер Ан-24. В нем находилось 46 пассажиров, охватывая 17 женщин и одного ребенка. Отдохнувшие на Кавказе люди ещё не знали о том, что в ближайшие сутки им предстояло сделаться свидетелями и участниками драмы, связанной с первым удавшимся угоном советского воздушного судна.

Через немного минут позже взлета на высоте 800 метров двое пассажиров - папа и отпрыск Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить путь и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: 'Нападение!' Преступники кинулись за ней. 'Никому не подниматься! - заорал меньшой из угонщиков. - Иначе взорвем авиалайнер!' В тот самый миг в салоне прозвучали выстрелы, единственный из которых оборвал существование 19-летней Надежды Курченко, у которой гладко посредством три месяца была назначена свадьба...

Первому пилоту Георгию Чахракия пулька попала в позвоночник, и у него отнялись ноги. Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе - пуля-дура застряла в железный трубе в спинке его сиденья. Позади летчиков стоял Бразинскас-старший и, потрясая гранатой, выкрикивал: 'Держать берег моря слева. Курс на юг. В облака не вступать!'

Пилот попытался одурачить террористов и усадить Ан-24 на военном аэродроме в Кобулети. Но угонщик ещё раз предупредил, что взорвет машину (позднее выяснилось, что Бразинскас блефовал, потому что граната была учебной). Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую рубеж, а через ещё 30 мин оказался над аэродромом в Трабзоне. Самолет сделал круг над взлетной полосой и пустил зеленые ракеты, попросив избавить ее для экстренной посадки. Сразу вслед за тем приземления угонщики сдались турецким властям.

К слову, пассажирам и членам экипажа было предложено остаться в Турции, но никто на это не согласился. На следующий день на нарочно присланном самолете всех людей и туловище погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После капитального ремонта борт N46256 с фотографией Нади Курченко в салоне ещё долгое время летал в Узбекистане.

БОЖИЙ СУД

Тогда, в октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное заявочное пожелание выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков и приговорили 45-летнего Пранаса Бразинскаса к восьми годам тюрьмы, а его 13-летнего сына Альгирдаса - к двум. В 1974 году в этой стране случилась всеобщая амнистия и тюремное заключение Бразинскасу-старшему заменили на... домашний арест на роскошной вилле в Стамбуле. По признанию одного из бывших высокопоставленных офицеров КГБ, в недрах этого ведомства разрабатывалась и готовилась операция по уничтожению обоих воздушных террористов, которая сорвалась по причине вывоза Бразинскасов из Турции спецслужбами США.

Фарс с 'бегством' преступников в Америку был обставлен следующим образом: папа с сыном якобы скрылись из-под домашнего ареста и обратились в американское посольство в Турции с просьбой дать им политическое убежище в США. Получив отказ, Бразинскасы еще раз сдались в руки турецкой полиции, где их продержали ещё пару недель и... совсем отпустили на свободу. Затем сквозь Италию и Венесуэлу они преспокойно вылетели в Канаду. Во время промежуточной посадки в Нью-Йорке Бразинскасы вышли из самолета и были 'задержаны' Службой миграции и натурализации США. Статуса политических беженцев им так и не дали, но для начала снабдили разрешением на жительство, а в 1983 году выдали обоим американские паспорта.

Еще в 1976 году Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас - Фрэнком Уайтом. Они поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали обыкновенными малярами. В США Бразинскасы написали книгу о своих 'подвигах', в которой пытались оправдать захват и угон самолета 'борьбой за отбояривание Литвы от советской оккупации'. По свидетельству газеты 'Лос-Анджелес таймс', в литовской общине Америки касательство к Бразинскасам было настороженным, их открыто побаивались. Попытка основать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась - на практике никто из литовских иммигрантов не дал им ни доллара.

Под старость лет Бразинскас-старший стал раздражительным и желчным, а оттого в двухкомнатной квартирке, которую он делил с сыном, стали нередко возникать ссоры. Во время одной из таких ссор 45-летний сынуля насмерть забил своего 77-летнего папашу бейсбольной битой. В начале ноября этого года жюри присяжных Санта-Моники уже признало его виновным в этом преступлении, и в настоящее время Альберту-Виктору Уайту грозит самое меньшее 16 лет тюрьмы.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС

Самый значимый вопросительный мотив, на тот, что через 33 года вслед за тем трагедии так и не получен достоверный реакция, звучит так: 'Как все-таки погибла бортпроводница Надежда Курченко и каково истинное цифра жертв угона самолета?' По информации, которая в близкое время просочилась в прессу, в корпусе захваченного самолета насчитали 18 пробоин, а в общей сложности на борту прозвучало 24 выстрела. Огонь был таким интенсивным, что одна из женщин - очевидцев тех событий до сих пор убеждена в том, что Бразинскас-старший стрелял из автомата. Между тем в аккурат известно, что угонщики имели только обрезы охотничьих ружей. Если распространяться из того, что других стволов в самолете не было, то получается, что Бразинскасы должны были перезарядить свои обрезы не менее 12 раз. Непонятно, для чего преступникам нужно было действовать так полно выстрелов, если самым мощным средством давления на экипаж, несомненно, являлась опасность взорвать гранату?

Может быть, не так уж и абсурдна версия данного события, которая в близкое время была озвучена на суде в Турции? Она сводится к тому, что на борту советского самолета находилось двое вооруженных охранников в штатском. По словам Бразинскасов, аккурат эти двое первыми открыли пламень и как раз их пули убили бортпроводницу. Нет, я нисколько не хочу оправдывать угонщиков - они совершили в действительности тяжкое правонарушение, которое и привело к трагедии. Но если анализировать логически, то для чего Бразинскасам понадобилось выводить из строя всех пятерых членов экипажа, охватывая обоих пилотов (напомним, что у них были прострелены спинки кресел), если сами преступники не имели навыков вождения самолета?

Можно допустить, что экипаж Ан-24 впрямь оказался под шквальным огнем тех, кто стрелял в угонщиков самолета, так как в тот самый миг Бразинскасы находились в дверях пилотской кабины. Но в таком случае, возникают новые вопросы: 'Что это были за 'охранники', потому что архитектура по сопровождению приграничных рейсов вооруженными людьми была создана в СССР только в начале 1971 года? Какова их дальнейшая судьбина (во всех публикациях говорится, что пострадавших было только четверо, и все они являлись членами экипажа Ан-24), были те охранники ранены или же погибли? И, в конце концов, зачем угонщики оказались больше умелыми стрелками, чем нарочно обученные профессионалы? А может быть, в ходе перестрелки Бразинскасы использовали Надю в качестве 'живого щита' или несложно вынудили охранников уложить оружие угрозой взорвать все ту же гранату?' К сожалению, на все эти вопросы мы не найдем ответа до тех пор, покуда не будут обнародованы реальные обстоятельства угона Ан-24. Вероятно, официально озвученная в СССР хроника этого события не содержала никаких упоминаний об охранниках для того, чтобы избежать обвинений в низком профессионализме работников советских силовых структур.

АРИФМЕТИКА ЖИЗНИ

Вопреки просторно распространенному мнению, бортпроводница Надежда Курченко была не первым работником 'Аэрофлота', погибшим в ходе захвата воздушных судов. Впервые это случилось 3 июня 1969 года, когда трое террористов пытались угнать Ил-14, следовавший из Ленинграда в Таллин, и убили при этом вступившего с ними в борьбу бортмеханика. Ну а последняя из подобных трагедий произошла 16 марта 2001 года. Четверо чеченцев, вооруженных одним топориком и ножом, захватили русский Ту-154, вылетавший рейсом Стамбул - Москва, и вынудили экипаж приземлиться в Медине (Саудовская Аравия). В ходе штурма самолета от пуль, выпущенных солдатами саудовского спецназа, погибли двое террористов, единственный пассажир и стюардесса.

За всю историю советской и российской гражданской авиации зафиксирована 91 попытка и 26 удавшихся угонов пассажирских самолетов. В ходе этих 117 инцидентов погибли 111 пассажиров и членов экипажей, а ещё 17 террористов были застрелены. Это значит, что на каждого убитого угонщика в среднем приходится по 6-7 невинных жертв. Не чрезмерно ли высокая стоимость за прочность 'замков' на наших воздушных границах?...

P.S. Выражаю огромную признательность за содействие при подготовке данного материала младшей сестре Нади - Екатерине Владимировне Курченко

Надежда Курченко

Родилась 29 декабря 1950 года в селе Ново-Полтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района УАССР. С декабря 1968 года бортпроводница Сухумского авиаотряда. Погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолета террористами. В 1970 году похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могилка перенесена на городское кладбище Глазова. Награждена (посмертно) орденом Красного знамени. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.

К сожалению, более того в 'Энциклопедии Удмуртской Республики' инфа о Наде содержит массу ошибок: неверно даны месяц ее рождения и путь последнего полета - он указан в прямо противоположную сторону. Там же утверждается, подобно тому как в ноябре 1968-го барышня стала бортпроводницей, хотя на самом деле вплоть до своего 18-летия она работала в бухгалтерии авиаотряда. А ещё ничего не сказано ни о горном пике, ни о танкере имени Нади. Вот такая у нас с вами, с позволения проронить, 'Энциклопедия'.

Так же читайте биографии известных людей:
Надежда Соколова Nadezhda Sokolova

Почти 30 лет своей жизни Надежда Валентиновна Соколова посвятила книгам, библиотекам и читателям.
читать далее

Надежда Теткина Nadezhda Tetkina

Первый раз Надежда Теткина взяла в руки спицы и пряжу в 9 лет. Изучая тогда азы вязальной грамоты, она и подумать не могла, что этот вид рукоделия..
читать далее

Надежда Черкасова-Чернявская Nadezhda Cherkasova-Chernyavskaya

Читателю, быть может, будет интересно познакомиться с некоторыми страницами жизни 1819-летней уральской девушки, волею судьбы попавшей в Ленинград..
читать далее

Надежда Кольба Nadezhda Kolba

Вице-губернатор Красноярского края.
читать далее

Ваши комментарии
1
добавить комментарий
Олеся
Мне очень понравилось, очень трогательно!
ответить