Известные люди
»Надежда Павлова
Рождение: Россия» Чувашия» Чебоксары, 15.5.1956
Надежда Павлова - известная советская и российская балерина. Народная артистка СССР. Родилась 15 мая 1956 года.В сентябре 1975 года Надежда Павлова стала солисткой Большого Театра в Москве. В настоящее время Надежда Павлова продолжает исполнять классическую и современную хореографию, а также преподаёт в Российской академии театрального искусства (РАТИ).
Родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах. Отец Павлов Василий Павлович (1923 г. рожд.), рентгенотехник, сегодня пенсионер. Мать Павлова Мария Ильинична (19281996), работала воспитательницей в детском саду. Супруг Окулевич Константин Михайлович (1945 г. рожд.), психоаналитик, эскулап медицинских наук.
Надежда Павлова с детства любила танцевать и в 7 лет начала заниматься в хореографическом кружке при Доме пионеров. В 1966 году ее заметила комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей, и Наде предложили обучаться в Перми. На вступительных экзаменах педагоги приподнято оценили ее исключительные профессиональные данные, и за новой воспитанницей закрепилась памятная характеристика: если не произойдет ничего непредвиденного, она станет второй Павловой.
Семь лет со 2-го класса и до выпуска Надя Павлова училась у Людмилы Павловны Сахаровой, в методике которой московская и ленинградская школы классического танца соединились с новыми веяниями, возникшими в конце 1960-х годов в гимнастике, образовав какой-то сплав спортивно-театрального танца. Самая одаренная ученица Сахаровой, принесшая международную известность Пермской школе, Надежда Павлова воплотила все характерные особенности сахаровской школы, вняв деспотичной властности педагога, оборачивающейся психической неустойчивостью учениц, а совместно с тем азарту и неутомимости Людмилы Павловны, с помощью продолжительных тренингов добивавшейся от воспитанниц крепкой пальцевой техники, уверенного вращения, апломба, выносливости и более того акробатичности.
Со 2-го класса Надя Павлова участвует в концертах со специальными номерами, поставленными для нее М. Газиевым: Девочка и эхо, Маленькая балерина, Озорница, а кроме того исполняет все наличествующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета. Узнаваемой становится ее Кукла в Коппелии, зрители с нетерпением ждут ее Амурчика в Дон Кихоте и Красную Шапочку в Спящей красавице. В 1970 году во время гастролей Пермского театра в Москве особое участливость рецензентов привлекает ещё ученица и более того не выпускного класса Надя Павлова, у которой, как отмечает журнал Театр, кажется, есть вс? и внешние данные, и профессиональные, и недетская внутренняя наполненность.
В 15 лет Надежда Павлова становится лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год через, в 1973-м, завоевывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. В эти годы Надежда Павлова в особенности зачастую гастролирует по стране и за рубежом, покоряя зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США легким дыханием своего танца. Ее участие в гастролях Большого театра на Американском континенте в 1973 году заставляет балетных критиков признать в ней первого представителя нового, покуда ещё не оформившегося и никак не квалифицированного стиля, тот, что в дальнейшем мы будем величать стилем Большого театра 70-х годов.
В сентябре 1975 года Надежда Павлова открывает свой второй сценический период уже как солистка Большого театра. Ее постоянным партнером на протяжении десятилетия будет Вячеслав Гордеев, дуэт с которым сложился во время подготовки к международному конкурсу.
Самой юной в истории балета исполнительнице Джульетты и Жизели (17-летней Павлова станцевала в Ромео и Джульетте Н. Боярчикова и Жизели под редакцией Б. Щербинина) предстояло по-новому осмыслить эти партии в спектаклях Большого театра. Вэтого за 7 лет она подготовила и исполнила такие ведущие партии театрального репертуара, как Мари в Щелкунчике Ю. Григоровича, Геро в Любовью за любовь В. Боккадоро, Китри в Дон Кихоте под редакцией Р. Захарова, Фригия в Спартаке Ю. Григоровича, Эола в Икаре В. Васильева, принцесса Флорина и Аврора в Спящей красавице под редакцией Ю. Григоровича, Валентина в Ангаре Ю. Григоровича, Принцесса в Деревянном принце А. Петрова, Сильфида в Шопениане М. Фокина. Ежедневно занимаясь в классе Асафа Мессерера и осваивая роли под руководством Марины Семеновой, Надежда Павлова приобретает в Большом театре размах и свободу большого классического стиля, в ее актерском даровании усиливается драматическое начало.
Надежда Павлова вызвала на редкость щедрые отзывы коллег. Она чрезмерно хороша, отмечает Майя Плисецкая. Надежда Павлова необыкновенная, выдающаяся балерина, подтверждает Ролан Пети. Нечто необъяснимо стоящее над профессионализмом поражает в ее танце Владимира Васильева. Редким обаянием подлинного искусства балерина покоряет балетмейстеров Петра Гусева и Юрия Григоровича, восхищенного ее тонким вкусом, прирожденной грацией, естественным ощущением себя в танце. Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счету, какой только есть в искусстве, констатирует Асаф Мессерер.
Фирменный знак Павловой ее циклопический, легкий, казавшийся нереальным шаг. Нарушая академические традиции и вместе с тем заявляя о новом стиле, он напоминал сказочно-волшебное мановение, как взмах рукавом или потрясение в ладони. Появление Павловой становится не только балетным, но и социальным феноменом, привлекающим внимательность людей, далеких от балета. И все последующие годы от чудо-девочки по-прежнему ждут не развития нового направления, не мастерства, не опыта, а обыкновенного чуда.
Однако десятилетие через свежеиспеченный манера предмет бурных диспутов начала 1970-х годов реально получает широкое формирование, становясь для последователей зачастую только формальным внешним атрибутом. С 1983 года в репертуаре Надежды Павловой появляются миниатюры М. Бежара и Д. Баланчина, опусы хореографов-современников. Ее партнерами становятся все ведущие солисты Большого театра: Александр Богатырев и Валерий Анисимов, а позднее Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов.
В 1984 году Надежде Павловой присвоено звание народной артистки СССР. Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор, она дает мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии. Премьеры Надежды Павловой сезона 1986/87 года комедийная партия Флоретты в восстановленном С. Власовым балете М. Фокина Синяя Борода (с Камерным балетом) и ОдеттаОдиллия в спектакле Большого театра явственно демонстрируют присущее балерине уникальное сочетание комедийного и драматического, вызывая неоднозначные взгляды на ее амплуа.
С 1992 по 1994 год Надежда Павлова художественный глава Театра балета Надежды Павловой, а в 1995 году Ренессанс-балета. Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).
Среди серьезных премьер балерины 1990-х годов завораживающие, оригинальные и неожиданные трактовки Кармен (хореография А. Алонсо, вкупе с Московским городским балетом В. Смирнова-Голованова, 1992), Никии (Баядерка, редакция Ю. Григоровича, 1992), Сильфиды (хореография А. Бурнонвиля, 1996).
В 1999 году Надежда Павлова принимает участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне, становится лауреатом фестиваля Звезды мирового балета в Донецке.
В настоящее время Надежда Павлова продолжает исполнять классическую и современную хореографию, а ещё преподает в Российской академии театрального искусства (РАТИ), помогает осваивать строгий репертуар артистам Большого театра.
Надежда Павлова снялась в главной роли советско-американского фильма Синяя птица (режиссер Дж. Кьюкор) и детективной киноленте Сицилианская защита (режиссер В. Грахов). Танец Н. Павловой запечатлен в документальном фильме Асаф Мессерер (1981, режиссер Ф. Слидовкер), Дочери Отчизны (1976, режиссер Н. Орлов), в телеверсии балета Дон Кихот (1978, режиссер Е. Мачерет) и телефильме-балете Ф. Слидовкера Поэмы на музыку Листа (1981). Балерине посвящены фильмы Танцует Надя Павлова (1973, режиссер В. Баранов), Джульетта (1974, режиссер Б. Галантер), Дуэт молодых (1977, режиссер В. Граве), Надежда Павлова (1992, режиссер С. Конончук).
Портреты Надежды Павловой в разное время создавали скульпторы Игорь Васильев и Любовь Лондон, художники Евгений Широков, Илья Глазунов, Валерий Косоруков.
О некоторых этапах творчества балерины рассказывают книги С. Коробкова Путь в здоровый балет. Семь уроков в Пермском хореографическом училище. Пермь, 1989; Э. Бочарниковой, Г. Иноземцевой Тем, кто любит балет. М., 1988; А. Мессерера Танец. Мысль. Время. М., 1990; A. Demidov. The Russian ballet: past & present. N.Y., 1977; L., 1982; S. Montague. The ballerina. N.Y., 1980.
Более детально творческий тракт и биографию балерины освещает художественная монография М. Железковой Надежда Павлова, со значительными изменениями изданная в Чебоксарах в 1985 и 1988 годах, а ещё фотоальбом Танцует Надежда Павлова с текстом А. Авдеенко (Пермь, 1986) и посвященный выступлению Павловой в Жизели на сцене Театра имени Кирова альбом J. Gregory. Giselle immortal: the story of Giselle as performed by Nadia Pavlova and Yuri Soloviev (Лондон, 1982).
Н. Павлова народная артистка СССР, народная артистка Чувашии, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, профессор Российской академии театрального искусства. Награждена орденом Почета.
Жизнь Надежды Павловой всецело посвящена балету и всему, что связано с танцем, оттого неудивительно, что ее любимым композитором остается П.И. Чайковский. Детство балерина провела на Волге, годы учебы прошли вблизи Камы, и неизменна ее влюбленность к просторам Среднерусской возвышенности, а ещё к верховой езде. Среди коллег Надежды Павловой ее немногословность, начитанность и поразительная интуиция стали притчей во языцех. Не склонная к метафизическим изысканиям, балерина все же отдает предпочтение как раз интуитивному восприятию мира. Примечательно, что положение звезд на миг рождения Надежды Павловой, по мнению астрологов, свидетельствует о присущем ей ясновидении.
Живет и работает в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Надежда Глызина Nadezhda Glyzina
В текущий период спортсменка тренируется под началом талантливых наставников - А. Нарицы и А. Клейменова. Ватерполистка представляет спортивный клуб..
читать далее →
Надежда Олизаренко Nadezhda Olizarenko
Триумфальным, иначе не назовешь, оказалось выступление советских бегуний на 800 м. После завершения финального забега все ступени олимпийского..
читать далее →
Надежда Ткаченко Nadezhda Tkachenko
Ткаченко стала первой и последней пятиборкой мира, набравшей в сумме пяти видов более пяти тысяч очков. Пятиборье ушло в историю, а вместе с ним и..
читать далее →
Надежда Хныкина Nadezhda Hnukina
16 лет она уже установила своеобразный рекорд, став самым молодым призером чемпионатов Советского Союза. Произошло это в беге на 200 м во время..
читать далее →