Известные люди
»Надежда Тэффи (Надежда Бучинская)
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 6.5.1872
Дочь профессора криминалистики, издателя журнала Судебный вестник А.В.Лохвицкого, сестра поэтессы Мирры (Марии) Лохвицкой (русская Сафо). Псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы и пьеса Женский вопрос (1907). Стихотворения, которыми в 1901 дебютировала Лохвицкая, печатались под ее девичьей фамилией.
Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Как указано ею самой, он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи), но ещё и к стихам Р.Киплинга Taffy was a walesman / Taffy was a thief. Рассказы и сценки, появлявшиеся за этой подписью, были до такой степени популярны в дореволюционной России, что более того существовали духи и конфеты Тэффи.
Как устойчивый автор журналов Сатирикон и Новый Сатирикон (Тэффи печаталась в них с первого номера, вышедшего в апреле 1908, до запрещения этого издания в августе 1918) и как автор двухтомного собрания Юмористических рассказов (1910), за которым последовало ещё немного сборников (Карусель, Дым без огня, оба 1914, Неживой зверюга, 1916), Тэффи снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Считалось,что ее отличает тонкое постижение человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам.
Излюбленный жанр Тэффи миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из Этики Б.Спинозы, тот, что точь-в-точь определяет тональность многих ее произведений: Ибо гогот есть веселье, а посему сам по себе благо. Краткий отрезок времени революционных настроений, которые в 1905 побудили начинающую Тэффи сотрудничать в большевистской газете Новая жизнь, не оставил заметного следа в ее творчестве. Не принесли весомых творческих результатов и попытки сочинять социальные фельетоны со злободневной проблематикой, которых ожидала от Тэффи редакция газеты Русское слово, где она публиковалась начиная с 1910. Возглавлявший газету король фельетонов В.Дорошевич, считаясь со своеобразием дарования Тэффи, заметил, что не разрешено на арабском коне воду возить.
В конце 1918 совместно с популярным писателем-сатириконовцем А.Аверченко Тэффи уехала в Киев, где предполагались их публичные выступления, и затем продолжавшихся полтора года скитаний по югу России (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась сквозь Константинополь до Парижа. В книге Воспоминания (1931), которая представляет собой не мемуары, а скорее автобиографическую повесть, Тэффи воссоздает путь своих странствий и пишет, что ее не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя родное касательство к Октябрьской революции она определила с самого начала событий: Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лик человеческий фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и посторонний смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла.
В первом номере газеты Последние новости (27 апреля 1920) был напечатан расклад Тэффи Ке фер, и мысль его героя, старого генерала, тот, что, оторопело озираясь на парижской площади, бормочет: Все это славно... но que faire? Фер-то ке?, стала своего рода паролем для очутившихся в изгнании. Публикуясь без малого во всех видных периодических изданиях Рассеяния (газеты Общее дело, Возрождение, Руль, Сегодня, журналы Звено, Современные записки, Жар-птица), Тэффи выпустила строй книг рассказов (Рысь, 1923, Книга Июнь, 1931, О нежности. 1938), показавших новые грани ее таланта, как и пьесы этого периода (Момент судьбы, 1937, написанная для Русского театра в Париже, Ничего подобного, 1939, поставлена Н.Евреиновым), и один навык романа Авантюрный роман (1931).
В прозе и драматургии Тэффи затем эмиграции видно усиливаются грустные, более того трагические мотивы. Боялись смерти большевистской и умерли смертью в этом месте, сказано в одной из ее первых парижских миниатюр Ностальгия (1920).... Думаем только о том, что в настоящее время там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда. Тональность рассказа Тэффи все чаще соединяет в себе жесткие и примиренные ноты. В представлении писательницы, тяжелое время, которое переживает ее поколение, все-таки не изменило вечного закона, говорящего,что сама бытие... столь же смеется, сколь плачет: порою нельзя отличить мимолетные радости от печалей, сделавшихся привычными.
В мире, где скомпрометированы или утрачены многие идеалы, которые казались безусловными, в то время как не грянула историческая трагедия, истинными ценностями для Тэффи остаются детская неискушенность и естественная приверженность нравственной правде эта задача преобладает во многих рассказах, составиших Книгу Июнь и сборник О нежности, а ещё самоотверженная влюбленность. Все о любви (1946) озаглавлен единственный из последних сборников Тэффи, в котором не только переданы самые прихотливые оттенки этого чувства, но полно говорится о любви христианской, об этике православия, выдержавшей те тяжелые испытания, что были ей уготованы русской историей 20 в. Под финал своего творческого пути сборник Земная радуга (1952) она уже не успела сама приготовить к печати Тэффи окончательно отказалась от сарказма и от сатирических интонаций, довольно частых как в ее ранней прозе, так и в произведениях 1920-х годов. Просветленность и смирение перед судьбой, которая не обделила персонажей Тэффи даром любви, сопереживания и эмоциональной отзывчивости, определяют основную ноту ее последних рассказов.
Вторую народную войну и оккупацию Тэффи пережила, не покинув Париж. Время от времени она соглашалась обозначиться с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой становилось все меньше с каждым годом. В послевоенные годы Тэффи была занята мемуарными очерками о своих современниках от Куприна и Бальмонта до Г.Распутина.
Так же читайте биографии известных людей:
Надежда Хвощинская-Заиончковская Nadezhda Hvoshinskaia-Zaionchkovskaia
Хвощинская-Заиончковская (Надежда Дмитриевна, В. Крестовский - псевдоним) - известная русская писательница. Родилась 20 мая 1825 г. в Рязанской..
читать далее →
Надежда Бахтина Nadezhda Bahtina
Надежда Бахтина - российская актриса. Родилась 14 августа 1979 года в городе Пушкино (Московская область). Рост: 172 см. Вес: 53 кг. Цвет глаз:..
читать далее →
Надежда Румянцева Nadezhda Rumyantseva
Надежда Румянцева - популярная советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Родилась 9 сентября 1930 года.Дебют Надежды..
читать далее →
Надежда Кошеверова Nadezhda Kosheverova
Надежда Кошеверова работала на "Ленфильме", где как режиссер-постановщик дебютировала в 1939 году лирической комедией "Аринка".
читать далее →