Известные люди

»

Наколай Жуган

Наколай Жуган Nikolay Zhugan Карьера: Герой
Рождение: Россия, 23.2.1917
Герой Советского Союза. За боевые заслуги перед Отечеством Николай Павлович Жуган достойно отмечен. Наряду с Золотой Звездой Героя Советского Союза он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Он - почетный гражданин города Краснодара.

Родился 23 февраля 1917 года в Николаевске Ширяевского района Одесской области. Отец - Жуган Павел Арсентьевич (1870 г. рожд.). Мать - Жуган Акулина Григорьевна (1878 г. рожд.). Супруга - Жуган Тамара Иосифовна (1920 г. рожд.). Сыновья: Александр Николаевич (1945 г. рожд.), Игорь Николаевич (1947 г. рожд.). Дочь - Татьяна Николаевна (1958 г. рожд.).

В 1934 году Николай Жуган окончил школу-семилетку и поступил в Одесский техникум общепита. В 1936 году он стал курсантом Харьковской школы пилотов Осовиахима. В 1937 - 1938 годах еще раз учеба, на тот самый раз в Одесской военной школе пилотов.

В войну Николай Жуган вступил уже имея кой-какой авиационный навык. Но 28 июня 1941 года, на шестой день войны и на шестом боевом вылете, с его экипажем случилось непредвиденное. Группа из пяти Ил-4, в которой ведущим был капитан Н. Модестов, возвращаясь с боевого задания, попала в сильный грозовой фронт. Перед входом в облака ведущий дал группе команду делать независимо.

Каждый экипаж стал выискивать оконный проем, чтобы вылезти из грозового облака. Жугану не повезло. Ткнулся в одно оконный проем, но оно оказалось обманчивым, и сквозь немного секунд авиалайнер попал в облачко. Машину стало кидать вверх метров на 100 - 150, далее ещё сильнее вниз. В авиалайнер ударили разряды молнии. Так продолжалось секунд 20 - 30, покуда не отвалилось хвостовое оперение.

Николай дал команду членам экипажа скакать, сам с огромным усилием открыл фонарик кабины, и его выбросило из самолета. Осталось тяпнуть колечко парашюта...

На этом опробование не закончилось. У земли дул мощный ветер, и Николая первоначально накрепко "приложило" к картофельному полю, а далее ещё протянуло метров 50 - 60. Едва погасил купол парашюта, потерял разум. Оказалось, помимо удара о землю он получил ещё и разрыв связок голеностопного сустава. Пришел в разум, когда его нашли две колхозницы. Они отвели летчика в контору. А там уже были члены его экипажа: штурман лейтенант Васильченко, стрелок-радист Фетисов и стрелок Александров. Их всех на грузовике отправили на железнодорожную станцию Бобруйск. Там оказался санитарный поезд, и вскоре их отправили в тыл.

Николаю Жугану пришлось лечиться две недели, затем он уехал в свой полк, тот, что перебазировался в Елец.

1942 год. Вражеские войска были остановлены под Ленинградом, отогнали их от Москвы, а дальним бомбардировщикам поставили задачу причинить бомбовый потрясение по Кенигсбергу, Данцигу, Тильзиту, то есть по крупным военно-промышленным объектам Восточной Пруссии. Это была хорошая подготовка для нанесения ударов по глубоким тылам противника.

Довелось авиаторам пособлять и наземным войскам под Сталинградом: бомбить железнодорожные станции, аэродромы, скопления войск и т. д. Помощь была эффективной. После завершения операции некоторым полкам, в том числе 98-му, в котором служил Н. Жуган, было присвоено наименование Сталинградскоих.

В июле 1943 года Верховный Главнокомандующий вызвал к себе командующего дальней авиацией генерала А.Е. Голованова и приказал причинить здоровый бомбовый потрясение по логову фашистов - Берлину. Голованов ответил, что в текущий момент светлые и короткие нои, потому бомбардировщикам не хватит темного времени, чтобы от линии фронта достичь до цели и возвратиться назад. Немецкие истребители и зенитная артиллерия посбивают их, и мы останемся без дальней авиации. Надо подожлать осени. Сталин согласился. Вскоре летчики получили приказание подготавливаться к боевым действиям в глубоком тылу противника.

Штурманы и летчики готовили карты, радисты осваивали таблицы связи, технический состав выполнял регламентные работы на моторах и самолетах. Оружейники делали надписи на крупнокалиберных бомбах: "Гитлеру на закуску", "Подарок главному фашисту".

Когда Курская битва приближалась к завершению, наиболее подготовленные экипажи, перелетели на подмосковные аэродромы Монино, Тушино, Быково. Там организовали тщательную проверку летно-технического состава, материальной части самолетов, спецоборудования, провели занятия и консультации по дальним полетам.

В конце августа 1943 года поступил распоряжение перелететь на аэровокзал подскока - Адреанополь и быть готовыми к выполнению боевой задачи. Другим полкам определили аэродромы Торопа, Торопец. На новом месте базирования полк с радостью и чувством крупный ответственности узнал, что их целью будет Берлин.

Николай Павлович набрал высоту при подходе к цели 8500 метров. За 50 - 70 километров до Берлина противник устроил сплошную огневую завесу: снаряды рвались слева, с правой стороны, спереди, внизу. Но авиалайнер Жугана оставался невредимым. Истребителей не было, лучи прожекторов эдакий высоты не достигали.

Стало веселей на душе, когда летчики увидели разрывы бомб в самом логове врага. Первыми к цели подошли экипажи А.И. Молодчего и П.А. Тарана. Они сбросили крупнокалиберные бомбы, что вызвало пожары. В воздухе повисло немного светящихся бомб. На единственный изрядный предприятие прицельно сбросил бомбовый груз штурман Жугана Н.И. Куроедов.

Стали разворачиваться на назад, и радист Н.Т. Осьмачко по самолетному переговорному устройству зачитал контент телеграммы от экипажа Молодчего: "Москва, Кремль, тов. Сталину. Нахожусь над Берлином, поручение выполнил. Молодчий".

Через немного дней А.И. Молодчий Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден второй Золотой Звездой Героя, а его штурману Куликову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Что касается Николая Павловича, то он звания Героя Советского Союза был удостоен в августе 1944 года. К тому времени он уже совершил 242 боевых вылета на разведку и бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника.

В 1949 году Н.П. Жуган окончил Высшую офицерскую летно-техническую школу, а в 1958 году - высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Командовал бомбардировочной авиационной дивизией. В 1960 году генерал-майор авиации Н.П. Жуган ушел в припас.

За боевые заслуги перед Отечеством Николай Павлович Жуган достойно отмечен. Наряду с Золотой Звездой Героя Советского Союза он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Он - почетный гражданин города Краснодара.

Живет в Краснодаре.

Так же читайте биографии известных людей:
Налина Соколова Nalina Sokolova

В годы гражданской войны Налина Георгиевна прошла нелегкий путь в рядах легендарной дивизии Чапаева. Немалый вклад внесла она в восстановление..
читать далее

Намбарын Энхбаяр Nambarun Enhbayar

Президент Монголии с 2005 года. Четыре раза избирался депутатом Великого государственного хурала (1992, 1996, 2000, 2004). Был председателем..
читать далее

Нандор Хидегкути Nandor Hidegkuti

Многие считают матч Англия - Венгрия 25ноября 1953 года самым значимым во всей футбольной истории. В этот день англичане окончательно расстались с..
читать далее

Нанетт Лепор Nanette Lepore

Нанетт Лепор прославилась своим женственным стилем. Она шьет шикарную одежду, довольно простую и удобную. Фасоны её изделий довольно гармоничные и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий