Известные люди
»Наталия Касаткина
Рождение: Россия, 7.6.1934
Начинала я, как все, с кордебалета.
У знаменитой балерины и хореографа Наталии Касаткиной - юбилей. Только что со своим мужем и постоянным партнером Владимиром Василевым она побывала на гастролях в США, где были показаны поставленные ими балеты "Ромео и Джульетта" и "Щелкунчик". С НАТАЛИЕЙ КАСАТКИНОЙ побеседовал ГЕОРГИЙ МЕЛИКЯНЦ.
- В нынешнем году вы были в Америке трижды. В том числе работали над постановкой вашего знаменитого балета "Сотворение мира". Это уже вторая постановка "Сотворения" в Америке?
- А вообще это его шестьдесят первая постановка на разных сценах мира, при том что основополагающий спектакль в Ленинграде хотели снять с репертуара. Спецкомиссия нашла в нем, как нам объяснили, "тридцатипроцентный секс"... Министр культуры Фурцева просила: "Ну наденьте на Еву юбочку..."
- Шестьдесят одна постановка - хоть вноси в реестр Гиннесса... Мне посчастливилось лицезреть премьеру с Барышниковым. Кстати, вам приходилось встречаться с ним на Западе?
- А как же. Он потому как весьма общительный мужчина, я думаю, если б его так не "опекали", он не остался в Америке, а стал бы Героем Социалистического Труда. Он же чувак из общежития. У него была девчонка, которую не выпускали за рубеж, когда уезжал он. Это была форменная охота: убежит - не убежит. В итоге добились. Когда в Лондоне осталась Наталья Макарова, он смеялся: "Охотились за мной, а ушла Макарова". Но вообще в "уходах" есть одна черта. Например, из нашей труппы "уходили" в основном те, кто жил в общежитиях: они мыкались, хотели большего и, не получая, решались на крайнее. Миша, Саша Годунов, Малахов... Пожалуй, единственный только Ирек Мухамедов коренной житель столицы... Возможно, я ошибаюсь.
- Вы уверены, что Барышников не был антисоветчиком?
- Не был. И весьма многие не были. Сейчас они все там преподают. Володя показывал Мише прыжки, которые сейчас известны как "прыжки Барышникова".
- Не оскорбительно?
- А что неприятно? Искусство принадлежит народу. Какому аккурат народу, Ленин же не сказал.
- Я присутствовал на репетициях в балете, видел работу танцовщиков, их усилие. И не могу представить, как позволительно выучить все эти движения...
- А вам ясно, как не возбраняется выучить писательский контент? Сорок, пятьдесят пьес? В классическом балете есть основа - так называемые пять позиций. Это начальная грамота. Великие хореографы потому как великие, что поднимались над грамотой. Нам посчастливилось трудиться с Голейзовским: этого гения до сих пор негусто знают, а ибо он обогатил балет, может быть, больше, чем кто-либо прочий. Одни "Половецкие пляски" чего стоят! Он мог объединить необходимую в любом деле муштру с человеческой природой. Голейзовского считал учителем Баланчин и считает Бежар - он раздвинул перед ними горизонт: вот, мол, есть классика, а я покажу вам ещё что-то. По существу он создал нынешний балет, но его "закрыли", 25 лет ему не давали действовать. Однажды, выходя из театра, он сказал: "Не забудьте схватить оружие" (конечно, имелось в виду бутафорское). Тогда террористов не было, но его забрали куда следует: для чего вам понадобилось оружие?
- Теперь я знаю, кто ваш первостепенной важности преподаватель... На Западе писали, что лучшие "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Дон Кихот" принадлежат вам.
- Не знаю, лучшие ли, но нам удалось стиснуть их, придать динамику, прибрать то, что нынче лишнее. Сейчас мы работаем над "Спящей красавицей" - самым "придворным" из всех балетов. Половина танцев в нем будут новые. Разумеется, оставим все наработанные шедевры.
- А что при этом сделаете с музыкой? Это же Чайковский!
- Когда в далекой молодости мы пришли на "Дон Кихота", то увидели такую тоску! Во время действия были "сидячие антракты": занавес закрывался, люди 5-7 минут сидели и ждали. Таковой была эстетика придворного балета. Объясняю на примере "Лебединого озера". В нем ничего воспрещено коснуться. Пожалуй, что-то ещё не возбраняется на балу, когда приводят невест... Мы поставили себя на местоположение своих предшественников, и оказалось, что драматургия может быть окончательно прочий. Последовательной. В "Спящей" мы делаем то же: сохраняем шедевры, убираем всю муштру, то есть то, что люди выучили и повторяют из года в год, и стараемся заполнить музыку новым смыслом. Чайковский значительно глубже, чем мы видим его на сцене.
- И где будет премьера?
- В Канне, во Дворце кино.
- Почему в Канне?
- Нас пригласили туда на 27 августа. Через Министерство культуры. В Москве спектакль намечен на 5 или 6 октября на новой сцене Большого.
- 2004 год для вас трижды юбилейный: в 1934-м родились, в 1954-м в первый раз вышли на сцену Большого...
- Знаете, кого я увидела в тот день в театре? Своего отца. Он был несложно инженером, при всем при том в расчетах сооружений ему равных не было. Его работы - павильон СССР на Всемирной Парижской экспозиции 1937 года с "Рабочим и колхозницей" Мухиной, сооружение Московского университета на Воробьевых горах, кинотеатр "Ударник", Концертный зал Чайковского. На экспозиции в Париже он удивлял французских строителей тем, что свои идеи за неимением времени вычерчивал в буквальном смысле на песке. Когда он возвратился в Москву, его забрали в НКВД и настойчиво доискивались: где чертежи, не продал ли он их империалистам. В день своего дебюта в Большом, 3 марта 1954 года, я увидела его за сценой. "Что ты в этом месте делаешь, папа?" - "Мы тут с комиссией разбираемся, какой ремонтик нужен театру". Прошло полвека, а с этим все ещё разбираются...
- И тогда же, в 1954-м вы встретились с Владимиром Василевым.
- Начинала я, как все, с кордебалета. Тогда в Большом работали изумительные актеры, гениальные педагоги, но репертуар был узок. Чтобы вкалывать и получать, актеров распределяли в небольшие группы и отправляли на гастроли по стране. С одной из таких групп уезжал Володя, но у него захворала партнерша. Его приятель посоветовал схватить с собой молодую способную девочку. "И последи за ней: я собираюсь на ней жениться". С тех пор мы с Василевым уже 50 лет не расстаемся, все напополам - и радости, и огорчения, которых нам выпало много. А с Андреем, так звали нашего друга, мы сохранили крайне хорошие отношения.
- Что Василев обещал вам презентовать в день рождения?
- Еще 20 лет вспять обещал презентовать сооружение театра. Да-да, уже 20 лет как театру отвели землю, огородили ее забором на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Скаковой. Но служба не идет: нет денег. Если я приду к ответственным лицам и заявлю: не нужно мне вашего театра, - думаете, кто-нибудь об этом пожалеет? Скажут: ну и ладно, одной заботой меньше. Не истина ли, необычно, Государственный академический театр классического балета уже 30 лет существует только на афише. Мы работаем на чужих сценах, платим за аренду помещения, за оркестр, за перевозку декораций... А потому как нас включили в президентскую программу по культуре. За время работы наши артисты получили 19 золотых наград на международных конкурсах, о серебряных не говорю, пять премий Парижской академии танца. В нашем репертуаре 22 спектакля, ни в одном театре столь нет. Сегодня наша Екатерина Березина - украшение каждый балетной сцены мира. Трудно гутарить об этом в день юбилея. Но поверьте: театр нужен раньше всего не мне и Василеву, а коллективу. Нельзя к нему так относиться!
Так же читайте биографии известных людей:
Наталия Ермоленко-Южина Natalia Ermolenko-Yujina
1-я исполнительница на русской сцене партий Гутруны в "Гибели богов" (1903), Электры в одноименной опере Р. Штрауса (1913, Мариинский театр,..
читать далее →
Наталия Купина Natalia Kupina
Российский лингвист, доктор филологических наук.
читать далее →
Наталия Чуприкова Natalia Chuprikova
В 1957 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека, в 1969 г. докторскую диссертацию на тему..
читать далее →
Наталия Кузнецова Natalia Kuznetsova
Доктор философских наук (1998), заместитель главного редактора журнала Вопросы истории естествознания и техники.
читать далее →