Известные люди

»

Нельсон Пике

Нельсон Пике Nelson Pike Карьера: Гонщик
Рождение: США
Эпоха Нельсона Пике не попала в российский телеэфир. И если сегодня имя трехкратного чемпиона мира попадает в прессу, то только в связи с его вольнолюбивым характером. Мы сразу попали в эпоху Сенны и Проста, так что просто необходимо воздать должное знаменитому бразильцу.

Отец Нельсона медик Эстасио Сото-Майор имел четверых детей. Он был известен и уважаем в Бразилии уже десяток лет за работу в парламенте и в министерстве здравоохранения. Кроме того он имел навык тренера национальной сборной по теннису, содержал приватный корт и надеялся, что его меньшой наследник - Нельсон когда-нибудь попадет в цифра ведущих теннисистов Бразилии. Ведь все условия для этого он совершенно мог дать. Но все сложилось по другому. Не знаю, был бы Нельсон ведущим теннисистом, совершенно наверное, но его увлекало совсем другое. Ему было тяжко дожидаться возраста, необходимого для занятий картингом, которым увлекались его старшие товарищи. Нельсон хотел авто. Более чудесного будущего он для себя не планировал. Расказывают, что папа и сынуля заключили контракт - если в теннисном матче победит отпрыск, то он будет заниматься автоспортом, если нет - продолжит занятия теннисом. Игра длилась весь день, свидетелями была вся семейство - братья Алексис и Джеральдо, сестра Дженуза и мама - донья Клотильда. Мечта Нельсона, которому в тот самый день исполнилось 15 лет, сбылась, но потому что заполучить водительские права в этом возрасте не было возможности, его отправили в Калифорнию обучаться, что он и делал достаточно удачно.

Время, проведенное в Америке, не прошло даром для сына богатых родителей. Главное, чему научился Нельсон - умение существовать независимо. Возвращение в Бразилию принесло разочарование - брат Алексис разбился на мотоцикле. Отец и чуять не хотел об автоспорте. Однако Нельсон поступил по своему. Он решил участвовать в картинговом чемпионате и вкупе со своим другом Алексом Диашу Риберо начал штурмовать первостепеннный гоночный Олимп. Уже второй период принес ему звание чемпиона Бразилии в 155 кубовом классе.

Уже тогда фамилия Сото-Майор в протоколах соревнований сменилась на больше звучную - Пике - девичью фамилию матери. Скоро эту фамилию узнает весь мир, но девятнадцатилетний юноша ещё не знал об этом. Предстояло миновать гигантский дорога от победы в национальном чемпионате по картингу к трем чемпионским званиям "Формулы-1". Но уже в то время была одна черта, объединявшая тогдашнего юношу и опытного чемпиона - влюбленность к женщинам. Всю гоночную карьеру его будет сопровождать неофициальное звание "гоночного плейбоя". Но вернемся к нашей истории.

В 1972 году он выиграл основанную "Фольксвагеном" бразильскую серию гонок спортивных автомобилей за рулем "Камбер VW", в 1973 году добился победы в бразильской серии "Спорт-2000" все на том же "Камбер-Фольксваген".

В бразильской "Формуле Супер Ви" в 1974-м и 1975 годах его не раз подводила техника. В 1975-м он в компании с Рибейру участвовал в гонке "Формулы Атлантик". В 1976 году шесть побед обеспечили Пике титул национального чемпиона. Дальнейший стезя лежал в Европу. Сезоны 77-го и 78-го годов Нельсон провел в классе F3. В 1977 году он завоевал призовое третье местоположение, а в 78-м в Англии без малого вчистую выиграл чемпионат F3.

Победы принесли желаемый плод. Он получил предложение попробоваться на машину "Формулы-1", по завершении тестов дебютировал в Хоккенхайме за рулем "Ensing - Ford" Мо Нанна и до преждевременного схода выглядел недурственно. Затем Пике провел три гонки на частном "Макларене", финишировав девятым в Монце, затем чего был ангажирован Берни Экклстоуном в качестве партнера Ники Лауды в "Брэбхем-Альфе". Он многому научился, находясь в одной команде с двукратным чемпионом мира, но при этом не упускал случая представить, что может колесить быстрее австрийца. Правда удавалось это ему чрезвычайно нечасто. Впрочем это были времена, когда о "командной борьбе" речь более того не шла. Под руководством Ники Лауды младой Нельсон получал близкое образование в F1. В признательность за старание он заслужил почтение Ники, тот, что длительно считал Пике одним из лучших водителей.

Но период 1979-го года был тяжелым для Brabham. Частые отказы техники - из 15 этапов Нельсон смог достичь до финиша только в трех гонках. В результате Пике стал только 15-м, завоевав всего 3 очка. В конце сезона команда сменила двигатель Alfa-Romeo на Ford-Cosworth. Но первостепеннный полноценный период в "Формуле-1" оказался не самым успешным. Все ещё было спереди.

Уже посредством год, в 1980-м, Пике был близок к завоеванию своего первого чемпионского титула. На старте сезона, в Буэнос-Айресе, он финишировал вторым на "Брэбхем-Косворт" ВТ49, сошел в Бразилии, но потом стал четвертым в Кьялами. А чуток позже, в Лонг-Бич, отпраздновал свою первую в "Формуле-1" победу, которая позволила ему возглавить корпоративный зачет чемпионата.

После аварии в Бельгии он стал третьим в Монако, затем вторым за Джонсом в Брэндс-Хэтче и четвертым за ним же в Хоккенхайме. На трассе Зандвоорта пришла вторая виктория Нельсона, следом третья - в Монце. Он просадил в Канаде, а на Уоткинс Глене ошибся и потерял управление под прессингом нового чемпиона мира Алана Джонса и по результатам чемпионата стал вторым. И о нем заговорили. Заговорили как о звезде.

В 1980 году Нельсон ещё принимал участие в организованной "БМВ" серии "Прокар", где одинаковыми, экипированными двигателями средней мощности автомобилями управляли бывшие и нынешние звезды "Гран-при". Пике стал чемпионом серии. Теперь было без затей необходимо одолеть в "Формуле-1".

Перед началом сезона 1981 года бразилец был уже в числе фаворитов. Интересно, жалел ли тогда Эстасио Сото-Майор о том, что ему не удалось убедить сына заняться теннисом ? Сезон начался не шибко удачно. Сначала всего только третье местоположение в Лонг-Бич, далее технические проблемы помешали ему представить хоть куда итог на домашней гонке в Бразилии. Но к третьему этапу все наладилось. Нельсон выигрывает период в Буэнос-Айресе, потом в Имоле.

Решающее сражение сезона состоялось на Гран При Лас-Вегаса. Впереди шел Джонс с большим отрывом. Рейтеманн худо стартовал, но имел перед Пике превосходство в одно очко. У Жака Лаффита кроме того был теоретический шанс на первенство. Джонс мчался вперед. Пике и Рейтеманн вели борьбу между собой и за мировое первенство. На 17-м круге Пике обогнал аргентинца. Порядок был следующим: Джонс, Пувеличение, Вильнев, Джакомелли, Лаффит, Уотсон, Пике, Рейтеманн... Жара мучила не только людей, но и машины. Вильнев вышел из игры. Джакомелли сошел. Усталость и мишень были единственными в душе Пике. На пит-стопе показалась табличка: осталось 30 кругов (без малого 100 км!!!), потом 20 кругов... Пике катился как автомат, ничего не зная, ни о чем не думая... Когда прошло немногим больше часа и 44 минут, клетчатый флаг взвился над Джонсом. Затем к финишу пришел Пувеличение, за ним Джакомелли, Мэнселл, Пике, Лаффит, Рейтеманн... Пике заехал в затворенный парк совсем без сил. Он недвижимо сидел в автомобиле, откель нужно было только подняться и вылезти. Улыбка заиграла на лице после этого того как он увидел надпись на табло "Nelson Piquet World Champion 1981". Только в настоящий момент он понял, что стал победителем.

Сезон 1982 года стал для молодого чемпиона ещё больше трудным. В "Формулу-1" входили двигатели с турбонаддувом и конструкторы пытались применить эти мощные, но шибко неэкономные моторы. Первый авто с таким мотором фирмы BMW, подготовленный для "Бребхэм" дебютировал 9 мая на "Гран-при Бельгии". На эту модель в полном масштабе выпали "муки творчества" по подготовке шасси нового поколения, адаптированных под специфику "турбо". О надежности первого варианта немецкого двигателя свидетельствует "Гран-при Франции", во время которого команда заменила восемь !!! моторов. Так что период 1982 года не позволил Пике воспроизвести прошлогодний итог. Но единственный раз бразилец все-таки приехал первым - в Канаде, заняв в итоговом протоколе чемпионата только 11 местоположение.

К сезону 1983 года был готов ВТ51 - новоиспеченный автоагрегат с граунд-эффектом. Пике выиграл в Бразилии, Италии, на Брэндс-Хэтче. Результатом стал второй титул чемпиона мира, завоеванный в упорной борьбе: гонщик "Рено" Ален Пподъем отстал всего на два очка. В Кьялами Пике наклеил значок клуба своих фанов на хвостище болида Проста, чем вывел последнего из себя. Однажды, когда Жан-Мари Балестр говорил речь, Пике вылил в карманчик президенту ФИА стакан воды. Солидному Балестру пришлось разразиться смехом.

Поскольку в 1984 году отменили дозаправку, свежеиспеченный ВТ53 родился с топливным баком большего объема. Но превосходство перешло к "Макларенам" с турбомотором "ТАГ-Порше". Достигнутая было в 1983 году надежность была потеряна. Первая виктория досталась Пике только на седьмом этапе в Канаде, далее последовало первое местоположение и Детройте. Обновленная задняя подвеска позволила Пике достичь второго места на Остеррайхринге и третьего - на ещё раз отстроенном автодроме Нюрбургринг, но на финише сезона Пике стал только пятым в общем зачете чемпионата мира.

В 1985 году первостепенный проблемой ВТ54 была резина "Пирелли", оказавшаяся значительно хуже используемого повсеместно "Гудьира". Пике, при всем при том, удалось достичь успеха на "Гран-при Франции" и второго места в Монце. В остальном это был не что ни на есть удачный год. Было ясно, что успешный период в истории команды "Brabham" закончился. На снимке - столкновение на "Гран-при Монако" между Пике и Патрезе.

Еще в августе Пике подписал контракт с Френком Вильямсом и, так же как его спонсор "Хонда", был уверен, что, получит местоположение первого пилота с Мэнселлом в качестве поддержки. Наверно, наивно было планировать на таковой расклад при широчайшей популярности английского гонщика. Расчет не оправдался, и в 1986 году Пике и Мэнселл сражались на равных, как любая другая пара на одинаковых автомобилях. Но это положение не испортило отношения между ними.

В первой половине сезона Фрэнк Уильямс не присутствовал на гонках. В апреле, возвращаясь с тестов на автодроме "Поль Рикар", он попал в тяжелейшую дорожную аварию и оказался прикованным к инвалидному креслу. Команда дала Пике и Мэнселлу свежеиспеченный "Уильямс" FW11 еле-еле больше компактного дизайна. Нельсон выиграл в Рио в то время, как Мэнселл, атакуя Сенну, угодил в аварию на первом круге. Затем целая серия сходов и низких мест завершилась схваткой на Брэндс-Хэтче, где Мэнселл, выступавший на запасной маните, после этого того как гонке дали повторный старт из-за массового столкновения в первом повороте, выиграл, к невероятной радости своих английских фанов. После этого азартный бразилец одержал три победы кряду - в Хоккенхайме, на Хунгароринге и в Монце. Мэнселл ответил превосходной гонкой в Эшториле, побив Проста, Пике и Сенну в схватке "колесо к колесу". Однако титул ушел к Просту в Аделаиде, где Пике финишировал вторым, а Найджел на громадной скорости вылетел с трассы из-за взрыва покрышки.

Манера езды Пике не постоянно нравилась публике. В 1987-м Мэнселл стабильно выигрывал гонки а Пике приходилось довольствоваться вторыми местами. Однако, он смог одержать три решающие победы, которые сделали его в третий раз чемпионом мира. Мэнселл в Японии врезался на скорости в шинное ограждение и выбыл из борьбы за чемпионский титул. Став чемпионом. Пике сказал, что F1 на сто процентов коррумпирована, и что чиновники FISA и "конюшни" заблаговременно договариваются о чемпионстве. Разве этому кто-то мог тогда в это уверовать?

Годы 88-й и 89-й, проведенные в команде Lotus, были несчастливыми для Нельсона. Переход в "Вenetton" принес ему новые победы, при всем при том "безоблачный мальчик" - Михаэль Шумахер отодвинул его в сторону. Он оставил F1 и решил испытать свои силы в INDY, при всем при том, во время тренировочных заездов в Индианаполисе попал в серьезную аварию, получив тяжелые переломы обеих ног. Он вылечился, но не оставил занятия автоспортом. Возраст давал себя ведать, и он уже не был тем лихим пилотом, тот, что как гром среди ясного неба стал серьезным соперником Алена Джонса.

В последующие годы он участвовал во многих гонках, самыми серьезными из которых были гонки в Ле-Мане в 1996 и 97-м годах. Однако серьезных успехов не добивался. В 1997 году он возвратился в класс F3... владельцем собственной "конюшни".

При подготовке материала использовались книги: Юха Кярккяйнен "Formula 1 Звезды", Джон Типлер "Формула-1. История побед", Артем Атоян "Формула 1. Гонки и гоночные автомобили", переводные материалы из интернета и периодической печати.

Так же читайте биографии известных людей:
Нельсон Мандела Nelson Rolihlahla Mandela

МАНДЕЛА (Mandela) Нельсон Ролихлахла родился 18 июля 1918г., президент ЮАР с мая 1994.
читать далее

Нельсон Рокфеллер Nelson Aldrich Rockefeller

Принадлежал к богатейшей семье Америки, имя которой стало нарицательным; внук нефтяного магната Джона Дэвисон Рокфеллера.
читать далее

Нельсон Степанян Nelson Georgievich Stepanian

В годы Великой Отечественной войны, будучи командиром звена, эскадрильи, а затем штурманом авиаполка, уничтожил лично и в группе 53 различных судна..
читать далее

Неля Попова Nelya Popova

Неля Попова - российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка России. Родилась 31 августа 1964 года.Дебют Нели Поповой в кино состоялся в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий