Известные люди
»Николай Азаров
Рождение: Украина
Глава Налоговой службы Украины Николай Азаров не любит бросать слова на ветер. Кто из наших коллег-журналистов может похвастать, что "выведал" у него много тайн? Но нашим корреспондентам показалось, что на этот раз Николай Янович был чуть-чуть откровеннее обычного и сделал немало если не сенсационных, то уж точно - резонансных заявлений. Судите сами...
Николай Янович, каковы, на ваш точка зрения, перспективы принятия нового Налогового кодекса, а кроме того его преимущества и недостатки?
Налоговый кодекс - это сильно продуманный нормативный протокол, в котором довольно ясно выписаны нормы прямого действия. Прежде всего, с момента вступления его в силу вводится мораторий на любые изменения налогового законодательства сроком на пять лет. Тем самым создается стабильная основа для планирования менеджмента, всевозможных бизнес-планов и других проектов. Мне сильно многие руководители наших предприятий говорили: главное, мол, чтобы налоговое законодательство было стабильным, чтобы позволительно было толково спланировать свои инвестиционные подходы, свою ценовую политику, свой рынок. А то мы уже стали страной, безусловно непредсказуемой. Для примера: только в этом году Верховная Рада внесла в налоговое законодательство 76 изменений. Сейчас на рассмотрении находится ещё 79. Представьте себе, что в каждый иной сфере государственного управления так зачастую менялась бы законодательная база... Народные депутаты могли бы откопать другие сферы применения своей кипучей энергии, в частности, принять, в конце концов, новоиспеченный Налоговый кодекс. Нет, лоббируются и принимаются отдельные поправки, изменяются отдельные статьи... В течение бюджетного года парламент принял 22 закона, касающиеся госбюджета, что вообще является нонсенсом для бюджетного и налогового законодательства каждый страны мира. В результате доходная доля бюджета уменьшилась на 24 млрд. грн., в том числе грустно известная 18-я статья закона о платежах позволила списать примерно 19 млрд. Разумеется, возникла колоссальная задача с наполнением бюджета. Или, в частности, поправки к закону о производстве и реализации алкоголя и табака. Мне кажется, более того шибко отдаленный от проблем налогового законодательства мужчина видит, какой беспредел у нас в этой сфере. Водку позволительно взять на рынке за 2 грн. 50 коп., в магазине - за 3,5-4 грн., в то время как акциз немаловажно превышает эти цены. А элементарное возделение навести строй, отдать государству те миллиарды, которые нынче дельцы водочного и табачного коммерциала нетрудно кладут себе в карманчик, у некоторых народных депутатов почему-то вызывает отсутствие понимания, раздражение... Новым Налоговым кодексом предусматривается, в частности, резкое понижение подоходного налога. Будет всего 10 процентов, ниже, чем в России, где 13 процентов. Следовательно, повысится покупательная способность нашего населения, возрастет спрос, что, в свою очередность, станет стимулом для нашей экономики. Найдите ещё одну страну, где налог на польза был бы 20 процентов, налог на барыш физических лиц был бы 10 процентов! В новом Налоговом кодексе заложены и довольно жесткие меры ответственности за неуплату налогов, за уклонение от их уплаты. То есть в этом плане данный протокол является довольно сбалансированным. Правда, находятся критики, которые говорят, что он не революционный. А что в их понимании - революционный подход? Вообще отменить налоги? Визвестия какую-то десятину, чего нет нигде в мире, - это абсурд, из области фантастики. Но большинство народных депутатов - все-таки люди здравомыслящие, у них есть ощущение ответственности перед страной.
Надеюсь, новоиспеченный Налоговый кодекс все же будет принят ещё в текущем году, по крайней мере, в текущий момент мы крайне активно над этим работаем.
Как вы оцениваете работу налоговых органов на данном этапе?
Налоговая организация в этом году подверглась нескольким весьма мощным, практически сокрушающим ударам. То, что мы не оказались в нокауте, по оценкам специалистов МВФ и Всемирного банка, без затей изумительно. Представьте себе: механизмы принуждения, скажем так, налогоплательщика (в случае его отказа изготовить это добровольно) к уплате налогов в казну были отменены с 1 апреля текущего года. А компенсирующие меры - административный арест счетов, принудительная реализация имущества и т. д. -вводятся в действо с 1 января 2002 года. Еще одним нокаутирующим ударом стала так называемая неуравновешенная политика в области денежно-кредитных отношений. Скажем, в 1999 году инфляция была на уровне 19 процентов, в 2000 - 26 процентов, в конце концов, в течение девяти месяцев 2001 года - трех процентов. На фоне этих колебаний гривня по отношению к доллару выросла, укрепилась, как говорят наши финансисты. Что это означает? Это означает, что наши экспортеры стали припрятывать свою выручку за рубежом. Уменьшился существенно возврат валюты, то есть экспортеры дожидаются, когда вектор движения все-таки поднимется... Тем не менее за девять месяцев у нас проект по поступлениям в государственный бюджет выполнен на 101,6 процента, сводный бюджет перевыполнен, по сравнению с прошлым годом, на 5,5 млрд., - это итог, конечно, колоссальной работы... Я, в принципе, считаю, что неразрешимых проблем нет, нужна только политическая свобода для их решения.
К вопросу о политической воле: состоится ли все же блок Партии регионов, НДП, "Трудовой Украины" и Аграрной партии, на днях получивший наименование "За единую Украину"?
Мои прогнозы самые оптимистичные. Я тем и занимаюсь в политике, что что-то интегрирую, консолидирую. На мой воззрение, подписав декларацию о намерениях, мы все сделали для того, чтобы свойский блок состоялся. Конечно, мне могут возразить: мол, решения о вхождении в блок необходимо принимать на партийных съездах. Но я сильно убежден, что, если вождь партии чего-то стоит в политическом плане, ему не составит труда провести то или иное заключение сквозь съезд. По большому счету, вождь в силу того что и вождь, что может улавливать настроения своих партийцев и делать в соответствии с духом, царящим в партии. Мне в этом отношении сложнее всего, оттого что наша партия - самая юная и быстрорастущая. Тем не менее я сильно убежден, что съезд Партии регионов одобрит наши шаги по созданию блока. Уже состоялось совещание президиума политсовета партии, на котором данное заключение было поддержано. Хотя члены президиума высказывали различные замечания, что целиком конечно. Прежде всего эти замечания касались оценки вклада партии в общую копилку. Но я напомнил, что цыплят по осени считают, потому не следует в текущее время заниматься шапкозакидательством, нужно свершить все, чтобы побороть на выборах, а после этого уже смекать, кто какой вклад привнес...
То есть вы рассчитываете на победу?
А ради чего же мы тогда ввязывались в это непростое занятие?
Сколько процентов голосов избирателей вы планируете набрать?
Думаю, у нас есть вероятность заполучить больше 50 процентов. Безусловно, для этого нужна шибко серьезная подготовительная служба по согласованию позиций, индивидуальных концепций, и такая служба ведется. Существует немного вариантов тактики центристов, могущей привести к победе. Самый немудрёный вариант - создание мощного блока всех центристских сил, тот, что, абсолютно, победит, наберет рядом 60 процентов голосов. Второй вариант: блоков будет немного, к примеру, "За единую Украину", "Наша Украина" и другие. Наконец, третий вариант: все центристские силы пойдут на выборы разрозненно, всякий будет сам по себе биться за свои 4-5 процентов. Мы покуда избрали вариант создания блока четырех партий, хотя и говорим, что не исключаем возможности присоединения к нашему блоку и других центристских сил, соглашающихся с нашими основными принципами. И времени у нас для этого больше чем довольно. Я совсем не боюсь, что избирательная группа может возникнуть 12 октября, 12 декабря или 12 января. Это нас не смущает: если таковый просторный блок состоится, то мы полностью успеем провести все необходимые организационные мероприятия.
Нам кажется наиболее реальным второй вариант...
Да, он на практике уже вырисовался. Но это идеально не исключает возможности продолжения переговоров. Потому что нам все одинаково нужно будет договариваться, но уже в парламенте. А мы могли бы уже в текущий момент во многом установить наши подходы и упростить задачу избирателям: тут более того пиаровских кампаний не необходимо будет проводить, потому что мысль объединения всех центристских сил - это мысль, изначально позитивная. Ей нелегко что-либо противопоставить.
...Облегчить задачу избирателям, но усложнить задачу себе, то есть встретиться с реальной проблемой составления единого списка...
Я разные идеи выдвигал. В том числе и эдакий вариант: ни единственный из лидеров, объединяющихся в блок партий, не входит в первую пятерку. Это немедленно сняло бы все проблемы.
Вы считаете это справедливым?
А отчего нет? Мы неизменно спорим, кто должен быть первым. А потому что Папу Римского не напрасно называют без затей первым епископом, на которого возложили обязанности представлять Церковь в целом. Я думаю, он не обижается... Я не вижу особых проблем в отношении формирования общего списка. Вижу личностные мотивы, интересы, но серьезных проблем не вижу, вечно разрешено откопать компромиссное заключение. Более того, я завсегда выхожу с предложениями и инициативами: берите, мол, образец с меня, я в всякий миг могу уйти в сторону.
Вообще из списка?
Вообще из списка. Какие проблемы? Я сильно убежден, что Партия регионов, насчитывающая сегодня уже без малого 400 тысяч джентльмен, больше пяти тысяч первичных партийных организаций, - это замечательно мобилизованная, подготовленная к выборам архитектура, которая, буду я во главе списка или нет, свои проценты наберет.
Так может, Партии регионов выгоднее не расходовать силы на создание блока, а сходить на выборы независимо?
Нет, не выгоднее. Если бы мы ставили перед собой задачу забрать 6-7 процентов голосов и провести в парламент, скажем, 50 дядя, я бы за это занятие не принимался. Я работал в предыдущем составе парламента, наблюдаю работу нынешнего, и мне совсем ясно: если у нас сызнова будет 15-16 фракций по 20-30 мужчина в каждой, на эффективном законотворчестве разрешается будет определить крест. Будет такое же дерганье, такое же бессистемное движение неизвестно куда, руководство не будет базироваться в своей деятельности на четкую политическую поддержку... Исходя из интересов некогда всего государства, страны, народа, необходимо, чтобы в парламенте было создано большинство. Инициатором создания предыдущего большинства был, по сути, Президент, но это нужно не столь ему, сколь Украине, чтобы выкарабкаться. Ведь парламент наделен колоссальными полномочиями. Те, кто говорит, что Президент перебрал на себя бразды правления, а парламент у нас, мол, декоративный, стопудово не правы. Определение экономических правил игры - прерогатива только парламента. Могу похвастать тем, что в родное время я и бюджет перетянул в сферу исключительных полномочий парламента. Я помню времена, когда бюджет утверждали за пять минут. Вносили какой-то протокол, раздавали его депутатам, они его тут же одобряли - и все. А сегодня бюджетный ход - это большая политика, и это привычно. Но не разрешено действовать бюджет заложником политических игр и интересов каких-то кланов или групп, представленных в парламенте. Вот отчего нужно большинство. Поэтому либо мы создадим агрегат формирования парламентского большинства ещё до выборов и придем в парламент в полной готовности к реализации своей политики, либо мы будем вынуждены созидать большинство уже в парламенте, то есть с определенными потерями. Это очень существенно.
Расскажите, не откажи в любезности, как проходили ваши переговоры с Виктором Ющенко?
Моя черта была эдакий же, как и в беседах с Валерием Пустовойтенко, Михаилом Гладием и другими возможными партнерами. Мы обсуждали возможности объединения, думали, как совершить так, чтобы наши интересы в большей степени совпадали. Если мне не удастся сагитировать моих союзников по блоку, никакой интеграции с "Нашей Украиной" не будет. Я считаю, что переговорный ход не завершен, несложно в нем была сделана определенная перерыв. Главное в этом процессе - отделить второстепенные вопросы от самых важных. Вы за реорганизации? За перестройки. Вы за единую Украину? За единую Украину. За социальную направленность? Разумеется. И так дальше. А кто на какой позиции будет в списке стоять, кто на что претендует - это уже второстепенное. Подождите, давайте вначале победим на выборах, а опосля уже будем считать обо всем остальном.
Кто автор названия "За единую Украину"?
Автор коллективный. Нами весьма хоть отбавляй названий дебатировалось. Слово "ТУНДРА" придумали наши противники, которым хотелось навесить на нас этакий неблагозвучный ярлык. Правда, мы сами дали острым на язык журналистам предлог употребить такое уничижительное определение, - уж очень уж долговременно не могли выдумать нашему блоку хорошее наименование. Поэтому я тех, кто выдумал термин "ТУНДРА", не обвиняю. Тем больше что в процессе коллективного обсуждения наконец-то родилось наименование "За единую Украину". Вначале было несложно "Единая Украина", но наши специалисты решили, что "За единую..." звучит динамичнее.
Не сольется ли ваше наименование с другими - "Нашей Украиной", "За красивую Украину" и т. д. ?
Не думаю. "Наша Украина" - а ещё чья она может быть, их? "За красивую Украину" - а неужели Украина в текущий момент некрасивая? Она может, конечно, быть лучше - это прочий разговорчик. Но что она сегодня некрасива, это вы меня извините... Наше наименование показывает, что мы не разделяем украинцев на наших и ваших и хотим, чтобы Украина была единой от Галичины до Донбасса.
Лично у вас были свои варианты?
Мне нравились "Обновление", "Большинство", "Соборная Украина"... Но в текущее время мне нравится теперешнее наименование. Сначала я к нему прохладно отнесся, но следом "распробовал". Есть в нем какая-то напористость.
А присутствие слова "единую" - это не мостик ли к ">дностi" Александра Омельченко?
Я вас уверяю, что мы и размышлять не думали ни о каком мостике. Да, Александр Александрович, разумеется, популярен в Киеве, и возглавляемая им архитектура бесспорно наберет в столице установленный процент голосов. Однако в других регионах ее показатели наверно будут пониже. Чтобы чего-то подобного не случилось и с нами, мы с марта солидно занялись созданием партийных организаций во всех областях. Колоссальнейшая организаторская служба сделана. Мы заведомо идем на то, чтобы в минимальной степени применять так называемый административный ресурс. Наш ресурс - это некогда всего авторитет людей, входящих в партийное руководство. Да, в наших парторганизациях весьма невпроворот руководящих работников различных уровней. И если они пользуются авторитетом посреди людей, то под этим я и понимаю минимальное применение административного ресурса. Нам, к сожалению, не хватает информационных ресурсов, возможностей выхода на средства массовой информации, - это наше слабое местоположение. Но мы надеемся восполнить тот самый вакуум живым общением с избирателями.
Каковы все же ваши критерии выбора партнеров?
Возьмем хотя бы Фронт национального спасения. Нарисовать на знаменах и лозунгах разрешается что угодно. Тем не менее ФНС хочет дестабилизации социально-политической обстановки в стране. До импичмента Президенту занятие, разумеется, не дойдет, но дестабилизации ситуации они достичь могут. О какой социальной направленности реформ в этом случае они могут калякать?.. Совершает ли верх ошибки? Конечно, делает. Есть ли просчеты в ее работе? Безусловно, есть. Чем мы отличаемся от ФНС? Мы этих просчетов не скрываем, но мы знаем и как исправить эти ошибки. И когда говорим, что взлет производства начался не в 2000 году, а в 1999-м, а фундамент этого подъема закладывался в 97-98 годах, то имеем на это основания. Не расценивайте это как камешек в огород Виктора Андреевича, он сделал немало позитивного. Но не необходимо все позитивное, что было в экономике, заносить на счет одного-единственного руководителя. Это следствие, некогда всего, курса, заложенного Президентом и реализуемого правительством. Предположим, сегодня изменится экономическая обстановка, так что - у нас сызнова будет спад? Я сильно убежден, что спада мы не допустим. Будет постепенный выход из кризиса. Никто из нас не может проговорить, что был готов действовать в условиях нынешней экономики. Решения принимались, к сожалению, по наитию, исходя из рекомендаций наших зарубежных советчиков, при всем при том многому мы все-таки научились. Что же ныне, по совету некоторых критиков, зачеркнуть весь позитив, накопившийся за эти годы?
А "Демсоюз", объединенные социал-демократы, "Яблуко"? Они же не в оппозиции...
У СДПУ(о) своя определенная ниша. Я не хотел бы в текущее время их критиковать, это не задача нашей беседы, тем больше что с ними нам, конечно же, надобно будет договариваться в будущем парламенте.
А загодя не получится?
Откровенно говоря, я над этим не думал. Нельзя объять необъятное. Что я однозначно отбросил бы, так это те политические течения, которые руководствуются определенными соображениями. Мы оттого что также отлично знаем разного рода пиаровские технологии: да, позволительно, предположим, на пустом месте сформировать зеленое движение, обрести сколько-то голосов, а дальше что? Какая реальная экологическая задача была решена за прошедшие четыре года? Тишина... Я не хочу кидать камни в чей бы то ни было огород, но серьезные политики во главу угла ставят не пиаровские технологии, а далекоидущую стратегию. Да, ребятенок, получивший нынче в гостинец нашу "Казку про податки", налоги начнет уплачивать посредством 10-15 лет. Но мы же и смотрим на столь лет вперед, мы ж не временщики какие-то! Так же мы планируем трудиться и с нашими избирателями.
В курсе ли ваших политических планов Президент?
Я бы слукавил, если бы сказал, что веду какую-ту независимую политическую линию. Безусловно, я стараюсь свои основные политические шаги согласовывать с Президентом. Мне до сих пор непонятна так называемая оппозиционность людей, занимающих высокие государственные посты. Достаточно припомнить, что все мы назначены указами Президента. Президент назначил меня пять лет вспять на большой государственный пост. Следовательно, рассчитывал на то, что я буду проводить его политику. Если же ты изначально с ней не согласен, то не нужно и принимать предложение.
Вы не раздваиваетесь, если так разрешено выразиться, на две ипостаси - политика и главы Налоговой администрации?
Конечно, нет. Что такое раздвоение? Это шизофрения. Нельзя быть в то же время в двух лицах. Президент, я уже об этом рассказывал журналистам, когда я принимался за это занятие, мне сказал: "Я тебе не советую. Сразу же станешь объектом нападок". Так оно и вышло. Уже шестой раз парламент пытается дополнить закон о политических партиях строчкой, запрещающей заниматься политической деятельностью работникам налоговой администрации. Это сильно антиконституционное предложение. Можно лично мне воспретить - и то это будет нарушением моих прав как гражданина. У нас 40 контролирующих органов в стране, погано это или ладно - иной вопросительный мотив. Неужели же им всем разрешено воспретить заниматься политической деятельностью? Может, занятие в том, что кто-то опасается моего политического влияния?.. Конечно, Президент оказался прав, и мне в текущий момент сложно. Когда я соглашался возглавить Партию регионов, то ещё на съезде заявил, что буду занимать тот самый пост в течение небольшого промежутка времени, покуда не появится прочий вождь. Понимаете, чтобы не огорчить никого из лидеров объединяющихся партий, нужен был чужой джентльмен. Выбор пал на меня, и я согласился. Сегодня я уже могу проговорить, что партия создана - самая крупная в текущее время в стране партия, мощная политическая мощь, у которой весьма непочатый край потенциальных лидеров...
Эти ваши слова не возбраняется расценивать как намерение передать кому-то бразды правления в партии?
Скорее как влечение сосредоточиться на определенной работе. Такое тяготение у меня было с самого начала. Если я вам скажу, что совмещать две сферы деятельности нетрудно, то скажу неправду. У меня и раньше не было свободного времени, а в текущее время служба и совсем на износ. А в результате что-то упускается, что-то не делается. Поэтому у меня есть возделение предложить на съезде другую кандидатуру на пост лидера партии.
Кто, на ваш воззрение, может занять это местоположение?
Такие люди, без сомнения, есть. Но я не хотел бы величать конкретное имя, в силу того что что разом весь объем негатива, тот, что выдерживаю я, обрушится на этого человека. Это люди, нынче входящие в руководство Партии регионов, - мои ближайшие помощники... Впрочем, вышесказанное разрешается прозвать и мыслями уставшего человека. Быть может, я отдохну, и у меня появятся другие мысли. Но я подчеркиваю, что я оптимист и устал не от политики, а от совокупности определенных факторов.
Не снимается ли с повестки дня вопросительный мотив об объединении трех партий в одну?
Нет, мы хотели было ускорить данный ход, но опосля пришли к выводу, что до выборов совершать это нецелесообразно. Я ладно помню, сколь времени у нас отняли формальности, сопутствовавшие объединению пяти партий в Партию регионов, как невпроворот мы потратили сил на то, чтобы ликвидировать, зарегистрировать, урегулировать и пр. Из пяти руководителей нужно было остановить свой выбор одного, из пяти штабов - единственный, а это, как оказалось, не так несложно. Я когда все это взвесил, пришел к выводу, что до выборов заниматься этим не стоит. Это вопросительный мотив перспективы. Я сильно убежден, что в Украине должен сходить ход объединения, создания больших, мощных политических структур. Уже в текущее время они просматриваются. Поэтому я думаю, что политические партии-карлики затем выборов 2002 года сойдут на нет. Они не представлены в парламенте, какой толк более того для самих лидеров этих партий, скажем так, мерцать на политической арене? И тогда, я думаю, мы приступим к форсированию объединения в единую партию, может быть, к нам ещё кто-то присоединится. Наверняка присоединится. И таким же метко путем пойдут и другие политические силы.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Аксененко Nikolay Aksenenko
12 мая 1999 г. указом Президента РФ 579 назначен Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
читать далее →
Николай Аничков Nikolay Anichkov
Действительный тайный советник, сенатор, член Государственного Совета.
читать далее →
Николай Анисимов Nikolay Anisimov
С 18 апреля 2001 года - Представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Суглана Эвенкийского..
читать далее →
Николай Безбородов Nikolay Bezborodov
В декабре 2003 года был избран депутатом ГД 4-го созыва.
читать далее →