Известные люди
»Николай Богданов-Бельский
Рождение: Россия, 19.2.1945
По всем признакам, среда, условия, в которых он от рождения находился, должны были его поглотить, он должен был потонуть, потеряться, исчезнуть навсегда в омуте беспросветной тьмы и нищеты.
Он, внебрачный сынуля батрачки, родился в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.
Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчуган и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.
Чтобы угодить в эту школу, мальчику пришлось выдюжить экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его позднее будет уважительно звать С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был набросать одного из преподавателей школы в профиль. Профессиональные художники знают, что такое портрет в профиль. Похожести достигнуть, на начальный точка зрения, нетрудно, а объем передать в этом случае всю дорогу труднее обычного.
Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского На пороге школы (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось обучаться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сегодня решается что-то важное в его жизни. Он работал сильно напряженно, и портрет-рисунок вышел на изумление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.
С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьбина Николая Петровича Богданова-Бельского. Сам Николай Петрович нередко говорил, что на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан. Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине Воскресное читка в школе (1895, Государственный Русский музей).
Маленьким мальчиком, вспоминал художник, я нарисовал на пробу нашу колокольню, а затем дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня окончательно, как настоящие. Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру монастырь, где была рисовальная учебное заведение. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а кроме того с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время.
Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры нередко получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников.
Подошел миг для написания выпускной (дипломной) картины на звание классного художника. На душе неспокойно. Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое. Что это другое он не мог понять. С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево. Встречается с Рачинским. Встреча обоюдорадостная. Они общаются, и Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему Будущий инок. Работа закипела. Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок
Инок закончен. Радости детей, окружения, самого Рачинского не было предела. На картине изображена саммит странника с маленьким мальчиком. Идет болтовня.
Глаза мальчика, его суть человеческая воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в грядущее таким был и сам автор картины.
Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник нежданно приуныл, все потускнело в его глазах. Что же я повезу, думал он, оттого что все ждут от меня пейзаж.
Наступил день отъезда. Будущего инока погрузили в сани. Прощальный воззрение С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крылечко дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: Счастливый стезя, Николя! Заскрипели сани на морозе и без труда понеслись по занесенной снегом дороге На душе было несладко от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в пыл. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: Как было бы что надо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так? И картину потеряли. Долго вслед за тем извозчик возвращался, все-таки ее нашли и успешно доставили на местоположение.
Как вспоминал сам художник: Ну и началась в школе (Училище прим. автора) кутерьма! Будущий инок служба, которую он представил на звание классного художника, сверх всяких ожиданий имела немалый фарт. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а следом уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны ещё два повторения картины. Это был безусловный фарт! Январь 1891 года. В Киеве идет Передвижная экспозиция. Картина художника Будущий инок представлена в экспозиции. После посещения выставки М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский ещё длительно будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует Отныне художник начинает существовать на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.
На холсте Н. П. Богданова-Бельского Будущий инок впервой появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем задача детства станет определяющей в творчестве художника.
В 1890 году он делает поездку в Константинополь и на Афон. На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью. Малявин был весьма удивлен натурными (светскими) этюдами Богданова-Бельского. Впоследствии его с Афона заберет скульптор В. А. Беклемишев профессор, ставший потом ректором петербургской Академии художеств.
В 1894 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает обучаться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина. На финансы, вырученные за картину Воскресное чтение (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Затем он работает в Мюнхене и в Италии. Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит следом его пребывания и учебы за рубежом. Есть исследователи творчества художника, которые относят начало занятий пленэром к периоду, когда он жил в Риге с 1921 года. Но это не совершенно так, чему есть свидетельства и самого автора. Все началось раньше. Истоки его в поездках за рубеж и знакомстве с искусством тех стран, где он учился. Это весьма существенно разуметь и быть в курсе будущим искусствоведам экспертам творчества живописца при атрибуции его работ.
Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится просторно известным позже написания им картин Устный счет (1896, Государственная Третьяковская галерея), У дверей школы (1897, Государственный Русский музей).
Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других. Он зачастую приезжает из любимой деревни Татево Смоленской губернии, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы. Заработав средства, возвращается к себе и творит, творит
Несмотря на разнообразие и нрав заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою влюбленность и сердце детям. Я так полно лет провел в деревне, говорил художник, так близок был к сельской школе, так нередко наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин. Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь теми же качествами, чтобы с таковый любовью и непосредственностью всю существование рисовать детей.
В это время написанные им картины приобретаются с экспозиций в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится известным и уважаемым передвижником, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве экспозиций в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах Нива, Художественные сокровища России, Столица и усадьба. Художник интенсивно работает.
В единственный из приездов в Петербург он, как заурядно, снимает комнату на Невском. Стоя у мольберта, художник чувствует, что служба продвигается благополучно. Он давнехонько понял: то, чем он занимается даровано ему от природы, и никакой личной заслуги он в этом ни в жизнь не видел. Успеть бы довести до конца начатую работу. Ведь новые идеи уже ждут своего воплощения. Художник подходит к окну. Весна уже чувствуется в набухших почках деревьев, щебет птиц уже задорный и по-весеннему певучий, сине-голубое небосвод манит своей чистотой. В распахнутое оконце комнаты неожиданно врывается с Невского проспекта колокольный трезвон Казанского собора, в него вливаются перезвоны дальних церквей и в глазах появляется мягкое, ясное, просветленное выражение. Чем-то чистым, вечным, торжественным веет от перезвона колоколов. В эти минуты суть человеческая парит, а память уносит в далекое малолетство.
Этот трезвон он любит, сколь себя помнит. Босоногим пастушком, как и герои его картин, подолгу стоял он на лугу посреди шумного разнотравья под знойным солнцем, зачастую под трезвон колокола деревенской церкви и подолгу заслушивался им. По небу бесконечно бежали облака вечные странники, нежный шелест травы от легкого дуновения невидимого ветерка простирался кругом. Восторгом наполнялась суть человеческая. Он подолгу наблюдал, боясь шелохнуться. Он испытывал циклопический прилив сил откуда-то изнутри.
Пройдет время, Николай Петрович станет известным художником и будет зачастую случаться в Петербурге по делам передвижной выставки и иной творческой работе. Здесь его знают, ждут и ценят его дар друзья-художники. Однажды он выйдет из квартиры-мастерской со своей знакомой писательницей, к рассказам которой делал строй иллюстраций, и они пойдут по Невскому проспекту. К большому ее удивлению, многие встречные будут осведомляться художника и уважительно его здороваться. Это его несметные модели и заказчики. За многие годы творческой работы круг их был огромен. Но это все будет позже.
А в текущий момент, под трезвон колоколов он испытывает, как и тогда в детстве, колоссальный, необъяснимый прилив сил. Приходят на память лица друзей из далекого детства в народной школе. Он помнит их возбуждение, пытливость, любознательность во время занятий. Ясно помнит свет отраженных в реке облаков, запахи трав своего детства. И в текущее время он ещё тверже понимает и чувствует, что ни при каких обстоятельствах не уйдет от того, что ему так дорого. Тема детства задача его жизни.
В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему 35 лет.
В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.
Наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом.
В известное время происходят изменения в государстве. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную бытие. Страна бурлит. Создаются новые художественные общества. Возникают скороспелые лозунги. Серьезной художественной школе, учебе приходит финал. В России стали главенствовать силы, исповедующие левое искусство, усилилась травля художников реалистического направления. Жизнь художников-реалистов была труднейшей. Даже таким известным живописцам, как М. Нестеров, В. Васнецов, В. Поленов, жилось крайне и весьма тяжело. М. В. Нестеров писал: Теперь мои друзья хлопочут мне паек это Станислав I степени. Его не имеют и такие генералы, как Викт. Мих. Васнецов, К. Коровин и др.
По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает существовать в Ригу. С этого времени начинается новоиспеченный, двадцатилетний отрезок времени развития его таланта (1921-1941). В Риге заведует художественным музеем прославленный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому сформировать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 январе 1922). Среди 52 произведений портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый строй работ с выставки приобретается. Это прибавляет сил. Художник продолжает с увлечением трудиться над циклом картин Дети Латгалии, пишет пейзажи Латвии.
В 1923 г. проходит его вторая персональная экспозиция в стенах того же музея. Снова счастливый момент. Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за рубежом. На первой советской экспозиции в Америке в 1924 г. художник выставил больше десяти своих картин. Как отмечала сми тех лет, сообща с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное представление русского искусства.
На крупнейшей экспозиции в Праге в 1928 г. счастливый момент русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.
В 1929 г. на экспозиции русской живописи в Копенгагене весь первостепеннный зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продается непочатый край работ. Вот отчего огромное число произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы. Они для российских зрителей, коллекционеров вечно будут новыми. Неизвестные полотна ещё и ещё будут являться на зарубежных аукционах. Пристальное исследование всех каталогов новых зарубежных аукционных продаж необходимо российским антикварным дилерам и коллекционерам.
Хронология основных прижизненных групповых зарубежных экспозиций Н. П. Богданова-Бельского такова: Париж: Magelan (1921), d? Aligan (1931), Нью-Йорк: Grand Central Palace (1924), Питтсбург (1925), Прага (1928), Амстердам (1930), Берлин (1930), Белград (1930).
Персональные выставки: в Рижском городском художественном музее (1921/1922,1923,1936,1940).
Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло море поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное послание, он радуется его успехам.
В 1936 г. пятьдесят лет творческой жизни. Художник добился высокого профессионализма. Он по-прежнему целеустремлен в работе, только сетовал на то, что так немного работал в первой половине жизни.
В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает картину Пастушок Прошка (1939) на выставку в Москву. Казалось, ещё есть силы и вероятность вкалывать, но начинается битва, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и в это время творческие силы покидают художника навечно. Он заболевает. Необходимо врачевание, операция. Жена увозит его в берлинскую клинику. Сделана операция. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н. П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине.
Так закончилась бытие художника Н. П. Богданова-Бельского. Художника, гений которого стоял приподнято в те годы, и сегодня, посредством десятилетия, востребован. Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и множестве других. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах Кристи и Сотбис. Успех не оставляет художника и нынче. Спрос на его произведения стабильно высок. Многим россиянам осталось неизвестным творчество Н. П. Богданова-Бельского за последние 20 лет его жизни. Оно неизвестно и многим художникам, в чем я не раз убеждался в последнее время. Тем интереснее знакомство с ним.
С полотен брызжет светило. Азарт, растерянность, любопытство, вдохновение, доброта на лицах детей. Удивительная неповторимость, неисчерпаемость в сюжетах детской темы. Колорит картин звенит в его импрессионистической живописи. Все согрето любовью и талантом художника. Безусловно, Богданов-Бельский был солнечным человеком. Он одарил мир земного бытия своими произведениями. Пока светит солнышко, зеленеет трава, покуда появляются улыбки на лицах детей, картины его будут необходимы. А мы продолжаем ликовать той великолепной песне, которую в живописи спел добрый российский художник Николай Петрович Богданов-Бельский.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Ге Nikolay Ge
Николай Ге - русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Родился 27 февраля 1831 года.Наиболее известными работами..
читать далее →
Николай Гущин Nikolay Guschin
По получении в Перми среднего образования едет в Санкт-Петербург, где заканчивает общеобразовательное отделение Психоневрологическом институте...
читать далее →
Николай Дубовской Nikolay Dubovskoy
Сделал себе имя пейзажами, где традиционный романтический подход к природе (основанный на сочинении пейзажа в студии) преображался в визионерскую..
читать далее →
Николай Жуков Nikolay Jukov
1935 Завоевал первые четыре премии на Всесоюзном конкурсе рекламного плаката.
читать далее →